Реферат: Социальная политика государства в переходной экономике
Собственно заработная плата тоже эволюционирует: практикуются премии без верхнего предела, зарплата инидивидуализируется в зависимости от эффективности труда, стимулируя технологическое и организационное творчество, высокое качество товаров и услуг. Трудно представить благоприятными социальные перспективы в России, если ее гражданская экономика в ближайшее время не станет объектом интенсивных научно-технических и структурных преобразований, в которых достойное место займут творчески активные высокооплачиваемые, работающие и живущие в благоприятных условиях трудовые ресурсы. Страна должна освободиться от господства так называемой негативной концепции заработной платы, неведомой современной рыночной цивилизации. Негативная концепция заработной платы предполагает:
- заниженную до предела, за некоторым исключением, оплату труда;
- отсутствие, как правило, связи между заработной платой, образованием, квалификацией и качеством работы;
- возрастание в доходах населения денежных поступлений, не относящихся к заработной плате (до 60% в первом полугодии 1995 г.).
Последнее обстоятельство не приближает, а удаляет нас от рынка, в мире которого доля зарплаты в общих доходах населения не опускается ниже 60-70%.
Важно отметить, что при сравнительно устойчивой доле различных социальных выплат (пенсии, пособия) в структуре доходов населения России уменьшение удельного веса оплаты труда происходит за счет увеличения доходов от перераспределения государственной собственности, предпринимательской деятельности и особенно разного рода финансовых спекуляций.
Впервые в современной истории мы наблюдаем именно в России два сопряженных социально-экономических явления: практическое исчезновение категории стоимости рабочей силы и утрату зарплатой в большинстве случаев социальной и экономической (стимулирующей) функций, превращение ее в своего рода вспомоществование для бедных.
По данным Министерства труда РФ на сентябрь 1995 г., минимальная зарплата составляла около 19% прожиточного минимума, в пересчете на долларовый эквивалент минимального часового заработка в США 4,25 долл. она равняется примерно полутора дням неквалифицированной работы в этой стране.[6] Минимальная заработная плата в Латвии и Эстонии примерно в два раза выше, чем в России. Напомним, что минимальная заработная плата в США составляет около 680 долл. в месяц. Таким образом, минимальная заработная плата потеряла свое социально-экономическое значение, ибо она не обеспечивает не только воспроизводства рабочей силы, но и простого биологического выживания.
Что касается средней заработной платы, то в сентябре 1995 г. она составила 565 тыс. рублей (1,8 прожиточных минимума), по сравнению с сентябрем 1994 г. ее реальное значение снизилось на 29%, а за время реформ ее покупательная способность упала более чем в 2,5 раза, и она по существу опустилась до уровня минимальной заработной платы, окончательно вытеснив последнюю с российской экономической арены.[7]
Вывод здесь может быть, пожалуй, только один: в России сохраняются основы сверхжесткой системы наемного труда. "Средняя" зарплата, став "минимальной", по оценке департамента стратегии международного фонда "Реформа" обеспечивает воспроизводство способностей к труду лишь рабочей силы низшей квалификации, включая затраты на содержание детей, их минимальное образование и некоторые другие расходы.
Отсутствие радикальных рыночных реформ способно привести население к бедности на уровне социальной катастрофы. Учитывая низкий жизненный стандарт, утвердившийся в России в прошедшие десятилетия, можно с уверенностью говорить о дальнейшем неизбежном распространении бедности, уже охватившей сегодня значительную часть населения. Отметим, что население США существенно меньше тратится на товары первой необходимости - питание, одежду, обувь - меньше 24% индивидуального и семейного бюджета. B России расходы на товары первой необходимости, по оценкам социологов, практически у всех слоев населения, исключая, может быть, "новых русских", переваливают за 50%, а чаще всего достигают 75-85%. Расходы, связанные с выплатами за собственное жилье (и жилье вообще) и коммунальные услуги, в России быстро приближаются к американскому удельному весу - 27%, особенно у беднейших слоев населения, пенсионеров, в частности, при существенной разнице в качестве жилого фонда. После того, как в России стали быстро возрастать цены на лекарства, а медицинские услуги во многих случаях стали платными, расходы на лечение и лекарства в нашей стране во многих случаях приблизились к американским по своему уровню - 15%, но не по качеству и фактическому потреблению. Затраты, связанные с культурой, развлечениями, отдыхом, получением образования в России в настоящее время, как считают специалисты, зачастую не ниже, чем в США - около 10%. Но получаемый за это вещественный и духовный эквивалент в большинстве случаев заметно ниже, в частности, в силу быстро растущей в последние годы дороговизны в России практически всех товаров и услуг, в том числе духовного содержания.
Таблица 1
Сравнение распределения доходов по группам населения в России и США[8]
РОССИЯ | РОССИЯ | РОССИЯ | РОССИЯ | США | США | |
Группы населения | 1991 | 1991 | 1994 | 1994 | 1991 | 1991 |
Доходы населения – 100% | % отклонение от пятой (самой богатой группы населения) | Доходы населения –100% | % отклонение от пятой (самой богатой группы населения) | Доходы белого населения - 100% | % отклонение от пятой (самой богатой группы населения) | |
Первая Вторая Третья Четвёртая Пятая |
9,4 14,0 17,9 22,8 35,9 |
26,5 21,9 18,0 13,1 - |
5,3 10,2 15,2 23,0 46,3 |
41,0 36,1 31,1 23,3 - |
17,7 19,8 20,3 10,8 21,4 |
3,7 1,6 1,1 0,6 - |
В России в 1991 г. 20% населения, составлявшие самую богатую его часть, превосходили по уровню доходов 20% населения, охватывавшие наименее доходные слои, в 4 раза, менее бедные 20% - в 2,5 раза, третью по счету в этом отношении группу - в 2 раза, а четвертую - в 1,6 раз. За последующее трехлетие, т.е. к 1994 г. контраст в доходах населения возрос настолько, что можно говорить о быстром продвижении куда-то вглубь истории прошлого. Самая бедная часть населения теперь стала беднее самой богатой ухе в 8,7 раза, вторая по бедности - в 4,5 раза, следующая - в 3,0 раза. а четвертая - в 2,0 раза. По расчетам специалистов, уровень жизни более половины населения за последние 5 лет (1991-1995) значительно снизился, опустившись ниже нормального прожиточного минимума. В числе низкодоходных оказалась подавляющая часть работников образования, здравоохранения, культуры, науки - стратегических отраслей, формирующих личность человека, интеллектуальный и физический потенциал общества на перспективу. Основные продукты питания, которые можно приобрести на среднемесячный душевой доход с каждым годом уменьшаются в объеме. Любой из них, взятый нами в качестве измерителя, свидетельствует об одном снижении покупательной способности рубля, которым оплачивается труд в народном хозяйстве. Покупательный потенциал страны свертывается до предела. Если тенденция сокращения доходов сохранится еще 5-10 лет, то развитие полнокровных рыночных отношений вряд ли окажется осуществимым, как, впрочем, и любых других производственных созидательных отношений. В связи с этим следует отметить две негативные тенденции. Во-первых, трудовое участие в современном российском хозяйстве, особенно в сфере производства материальных и духовных ценностей, не обеспечивает доходов, необходимых для расширенного воспроизводства не только семьи, но и самого работника, а высокое образование и квалификация, вопреки нормам здоровой экономики, чаще всего не улучшают, а ухудшают показатели оплаты труда. Во-вторых, областью наивысших не только в стране, но и, пожалуй, в мире доходов становится перераспределение государственной собственности и различного рода финансовые спекуляции. Эти "легкие" доходы чаще всего уходят за рубеж, являясь вычетом из национального богатства. Они не участвуют в научно-техническом и социальном возрождении экономики и практически не способствуют созданию национальной базы производства товаров и услуг высокого качества и конкурентных возможностей.
Крупный просчет в области организации оплаты труда в масштабах страны был допущен в России в середине 80-х годов, когда государство, не сумев перестроиться на рыночный лад и взять на вооружение прогрессивный зарубежный опыт, просто-напросто отдало на откуп предприятиям решение всех вопросов оплаты труда. Тем самым были заложены основы нынешних глубоких перекосов в этой области. Повсеместно стал реальностью антиэкономический по своей сущности должностной произвол в распределении фонда заработной платы по категориям работников и неконтролируемое проедание прибыли. Оба явления пустили глубокие корни и представляют сегодня серьезное препятствие рыночным преобразованиям в стране. Чтобы выправить это положение, необходимо добиться совершенно обязательного для рыночной экономики установления объективно соответствующего технологическому состоянию и темпам эволюции производства уровня и ритма движения заработной платы по отраслям, профессиям, квалификационным группам работающих в масштабах всего хозяйства и по регионам страны.
Безусловно, это сложный процесс, и успех может быть достигнут только в том случае, если в нем принимают участие одновременно четыре института - государство, предпринимательские ассоциации, включая отдельные предприятия, профсоюзы и рынок труда. Следует, прежде всего, отметить деятельность государства в формировании заработной платы, которая имеет четыре аспекта: социальный, научно-практический, экономический и контрольно-регулирующий. Эти функции в обязательном порядке должны стать прерогативой нашего правительства и, в частности, Министерства труда. Важная миссия государства состоит в обеспечении научно обоснованных, имеющих силу закона и потому повсеместно обязательных для исполнения уровней минимальной оплаты труда. Последняя должна гарантировать защиту населения от нищеты и обеспечивать воспроизводство трудовых ресурсов на приемлемом для современной экономики уровне с учетом перспектив ее развития. Особенно важно для нашей страны в сложившейся ситуации систематически разрабатывать силами Министерства труда и подчиненных ему научно-исследовательских институтов "рекомендательные" схемы-классификаторы заработной платы по профессиям и квалификационным группам как общехозяйственного (сквозного), так и отраслевого действия.
По мнению специалистов Института труда Минтруда РФ, в ближайшей перспективе может сложиться положение, когда в хозяйстве России заработная плата окончательно исчезнет как экономическая категория. Избежать этого можно лишь путем достижения более высоких темпов роста заработной платы по сравнению с ростом цен на потребительские товары и услуги, т.е. увеличения как номинальной, так и реальной заработной платы. Только на этой основе можно добиться повышения спросовой активности большей части населения и ее стимулирующего влияния на производство. Иными словами, речь идет о регулярной индексации доходов населения, опережающей рост цен, причем исходной базой индексации должна быть себестоимость потребительской корзины, обеспечивающей нормальное воспроизводство рабочей силы. Возвращаясь к западной практике регулирования заработной платы, важно отметить, что государство, лишь утвердив свой многосторонний контроль над сферой оплаты труда, передает права на установление уровня и темпов роста заработной платы предпринимательским ассоциациям и объединениям профсоюзов, точно так же, как и отдельным работодателям и профсоюзам отдельных предприятий, если таковые на них существуют. Особенное в переходный период, объективно необходимо целенаправленное воздействие государства, его центральных и региональных органов на складывающуюся на рынке цену труда (уровень, дифференциацию заработной платы, ее динамику), что в свою очередь, определяют справедливость оплаты труда, уровень, качество и образ жизни основной массы населения.
Практика, богатый зарубежный опыт свидетельствуют, что без регулирующей роли государства нельзя обойтись не только при формирующемся, но и при развитом рынке труда. Но очень важно, чтобы методы, формы воздействия государства на формирование заработной платы не противоречили принципам социально ориентированной рыночной экономики. В России несколько лет назад была создана такая трехсторонняя комиссия на постоянной основе, но только сейчас она, кажется, начинает реальную деятельность, связанную, прежде всего, с коллективными договорами, определением уровня номинальной заработной платы, включая минимальную оплату труда, погашением задолженности по заработной плате и другими жизненно важными вопросами регулирования заработной платы. В российской же переходной экономике соотношения в оплате труда работников бюджетной сферы и других отраслей остаются совершенно необоснованными, уравниловка в заработной плате стала еще более значительной. Так, работники таких важнейших отраслей, как образование, наука, здравоохранение, культура, в оплате труда практически приравнены к работникам более низкой квалификации, но работающим в сырьевых отраслях. Эту несправедливость, безусловно, необходимо исправлять, но не путем отмены ETC, а посредством повышения всех ставок этой сетки.
Рассматривая роль государства в регулировании цены труда, нельзя обойти дискуссионную проблему сочетания централизма и самостоятельности предприятий, в том числе государственных, в решении конкретных вопросов организации заработной платы. Ранее, как известно, централизация здесь была очень велика, и это не приносило положительных результатов. В рыночном хозяйстве она тем более неуместна и неэффективна даже применительно к государственным, казенным предприятиям. Однако органы исполнительной власти РФ и регионов должны оказывать помощь отраслям и предприятиям, но не в форме обязательных указаний, а в виде научно обоснованных рекомендаций. Речь идет о рекомендуемых формах индивидуальной и коллективной оплаты труда, поощрении за качество и результаты производства, о нормировании труда и т.д. Это должны быть рекомендации, обобщающие отечественный и зарубежный опыт и применяемые по усмотрению самих предприятий.
Решение приоритетных задач возможно только на основе опережающего по сравнению с ценами роста денежных доходов населения. Проблема состоит в том, чтобы, воздействуя посредством расширения спроса на увеличение объёма производимых товаров и услуг, восстановить реальное содержание денежных доходов населения на дореформенном уровне. В соответствии с разработками Института труда Минтруда РФ в сфере регулирования денежных доходов населения представляется целесообразным: 1)повышение роли тарифных соглашений и коллективных договоров в совершенствовании системы оплаты труда на основе развития социального партнёрства; 2)рост уровня минимальных государственных гарантий; 3)реформирование налоговой системы; 4)преобразование системы пенсионного обеспечения и социального обслуживания; 5)изменение системы государственного контроля за процессом формирования и учёта доходов населения.
Проводимые в России социально-экономические преобразования имеют своей целью формирование социально благополучного общества, базирующегося на социально ориентированной рыночной экономике. В ходе продвижения к этой цели на одно из первых мест, если не на первое место, выдвигается задача эффективного использования трудового потенциала российского общества. В конечном счете, именно от решения этой задачи зависят возможности экономического роста и повышения народного благосостояния. Для того чтобы выполнить эту задачу требуются сложные социально-экономические механизмы, включающие развитой рынок труда, государственное регулированиие его и целая система социальных гарантий и услуг, подготавливающих человека к трудовой деятельности способствующих его устойчивому положению на рынке труда на основе его способности эффективно трудиться. Пока же приходится констатировать резкое падение эффективности использования трудового потенциала российского общества, негативные тенденции в его количественной и особенно качественной динамике, а также замедленное формирование рынка труда в его цивилизованной форме. Предстоит расширять круг мероприятий на государственном уровне, на уровне предприятий, а также силами общественности, которые позволили бы добиваться коренного перелома в развитии ситуации. Взятый правительством курс на сочетание развития рыночных отношений с их государственным регулированием, усиление внимания к социальным вопросам развития производства и к реформированию социальной сферы призваны создать необходимые предпосылки для оздоровления экономики и социальной сферы и, не в последнюю очередь, для возрождения мощного трудового потенциала России. Во-первых, предстоит существенно расширить круг задач, решаемых нами в сфере труда и трудовых отношений. Вплоть до настоящего времени мы под давлением объективных и субъективных обстоятельств были склонны сводить эту проблематику к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и помощи безработным. По существу мы оставляли на будущее решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала общества. Создание концептуальных, организационных и финансовых предпосылок для решения таких задач чрезмерно затянулось.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8