Реферат: Школьный курс экономики
Реферат: Школьный курс экономики
Экзамен по экономике
МИКРОЭКОНОМИКА
1. Экономический выбор - выбор наилучшего из альтернативных вариантов, при которых достигается максимальное удовлетворение при минимуме затрат (критерий эффективности).
Альтернативные издержки - реальная экономическая стоимость товаров и услуг, выраженная в стоимости альтернативы, которая была принесена в жертву.
2. Производственные возможности - возможности общества по производству экономических благ, при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и при условии данного уровня развития технологий.
3. Экономические агенты
а) Домохозяйство
· основная функция - потребление
· собственник всех ресурсов
· доход получает от продажи факторов производства
б) Фирмы
· основная функция - производство и инвестирование
· доход получают от результатов своей деятельности
в) Государство
· основная функция - обеспечение общественных потребностей
· доход получают с налогов
4. Система До Индустриальная Пост |
Признаки |
а) главная сфера с/х промышленность сфера услуг |
б) ограничивающий земля капитал информация |
фактор |
в) господствующая земле- собственники собственники |
социальная группа владельцы капитала информации |
1) Традиционная
Экономическая роль членов общества определяется традициями, обычаями; а также наследственностью и кастовой принадлежностью.
Хозяйственная система базируется на отсталых технологиях, на ручном труде и на многоукладности экономики.
Уклады
· натуральное общинное хозяйство
· мелкое товарное производство
· мелкие торговцы
Промышленного производства нет.
Торговля развита слабо, в основном с соседними государствами.
Технический прогресс с трудом проникает в систему, разрушая ее.
Государство играет активную роль в системе
а) следит за соблюдением традиций
б) распределяет часть товара в пользу бедных
На все вопросы экономики (Что? Как? Для кого?) отвечают традиции и обычаи.
2) Командная
а) существует государственная собственность на все материальные ресурсы
б) монополизация экономики
в) новый класс - бюрократия
г) все экономические решения принимаются государственными органами
д) государство осуществляет директивное (централизованное) планирование
На все вопросы отвечает производственный план
Последствия
· деформированная структура (перекос экономики в сторону тяжелой промышленности и ВПК)
· невосприимчивость к достижениям научного прогресса
· неконкурентно-способные товары страны
· слабая ориентация на потребителя (дефицит товаров, теневая экономика)
· низкий уровень жизни
3) Рыночная
а) частная собственность на ресурсы
б) использование рынка и цен для координации экономической деятельности
в) наличие свободной рабочей силы
Что производить? Продукция, удовлетворяющая потребности покупателя и приносящая наибольшую прибыль.
Как производить? Уменьшать издержки по сравнению с конкурентами (использование достижений НТП, различные способы управления, различные методы мотиваций работников).
Для кого производить? Для потребителей с наивысшимими доходами.
Минимальная роль государства (защита частной собственности, законодательная деятельность).
4) Смешанная
а) регулирующая роль государства
б) экономическая свобода производителей
в) предприниматели и рабочие принимают решения сами
г) государство проводит антимонопольную, социальную, налоговую политику
Цель 1) повышение жизненного уровня населения
2) экономический рост
5) Переходная
а) возникает после кризиса и последующей трансформации экономики
б) наличие особых переходных форм, нехарактерных для крайних состояний
в) резкое обострение социальных противоречий (происходит социальное расслоение)
г) длительность периода
5. Рынок - определенный способ согласования действий участников общественного производства; механизм, соединяющий производителя и потребителя на основе спроса и предложения, саморегулирующаяся и самонастраивающаяся на спрос система.
Функции рынка
1) согласование интересов производителей и потребителей
2) достижения максимальной эффективности производства с помощью механизма конкуренции (выживает тот, кто рационально использует ограниченные ресурсы).
3) стимулирование НТП
4) отсечение слабых, низкоэффективных производителей
5) обеспечение высокого качества продукции, разнообразия ассортимента
6. Спрос - количество товаров, которое потребители желают купить в определенный период времени по определенной цене.
Закон спроса - описывает обратную связь между ценами и количеством товара, которое будет куплено по этой цене.
Факторы, влияющие на спрос
1) I - доход
2) Z - вкусы
3) W - ожидания
4) Psubs - товары заменители
5) Pcomp - дополняющие товары
6) N - количество покупателей
7) B - прочее
7. Предложение - то количество товаров, которое продавцы готовы продать по различной цене в конкретном месте и в конкретное время.
Закон предложения - продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и наоборот.
Факторы, влияющие на предложение
1) Pr - цены на ресурсы
2) K - технологии
3) T - налоги и субсидии
4) N - количество продавцов
5) B - прочее
8. Равновесие- это точка пересечения кривых спроса и предложения.
Дефицит
· производители увеличивают количество товаров и цены
· покупатели сокращают количество спрашиваемого вследствие повышения цен
Излишек - есть разница между общей стоимостью, которую потребитель готов уплатить за все единицы товара, и его реальными расходами на их приобретение.
Равновесная или рыночная цена - та цена, при которой спрос равен предложению и товар или услуги действительно могут быть обменены на деньги.
9. Эластичность - показывает чувствительность спроса к изменению цены.
Критерии эластичности (P - цены; TR - общий доход)
1) эластичный спрос
(Р растут - TR падает; Р падают - TR растет)
2) неэластичный спрос
(Р растут - TR растет; Р падают - TR падает)
3) спрос с единичной эластичностью
(Р растут или Р падают – TR- const)
10. Полезность - способность блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека.
Общая полезность - совокупная полезность, принесенная всеми единицами блага.
Предельная полезность - полезность, приносимая дополнительной единицей блага.
11. Фирма - организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность, преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица.
Виды фирм
а) вид хозяйственной деятельности:
промышленные, торговые, инвестиционные, страховые, специализирующиеся в сфере транспорта и связи, банковские, посреднические, инновационные.
б) отраслевая сфера деятельности:
· моноотраслевые
· диверсифицированные
- концерны
- конгломераты
· многоотраслевые (включают финансовую деятельность)
в) территориальное расположение
· национальные
· транснациональные
г) количество
· крупные
· средние
· мелкие
д) по формам собственности
· единоличное владение
· партнерство
· акционерное
· кооперативное
· государственное
12. Виды доходов фирм
· Общий доход (общая сумма доходов, поступившая от определенного количества проданного плана)
TR=P*Q
· Средний доход (доход, полученный на единицу товара)
AR=TR/Q=P (фирма не может влиять на цену)
· Предельный доход (доход, который приносит дополнительная единица товара)
TR=P(Q2-Q1)
13. Виды издержек фирм
· Общие издержки (все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара) [TC]
· Постоянные издержки (издержки, величина которых не зависит от объема производства) [FC]
Включают в себя аренду, ремонт, административные расходы.
· Переменные издержки (издержки, величина которых зависит от объема производства) [VC]
Включают в себя заработную плату, затраты на сырье, электроэнергию.
15. Равновесие фирмы в условиях монополии
а) фирма в состоянии влиять на цену
б) поскольку монополия - это единственная фирма, то спрос на её продукцию является отраслевым спросом
в) цель: определить количество, которое будет производить монополия и цену, которую она назначит
г) условие равновесия: MR=MC
MC - предельные издержки; MR - общий доход
16. Совершенная конкуренция (P=MC) MC-предельные издержки
а) на рынке действует такое количество покупателей и продавцов, что ни один из них не в состоянии повлиять на цену
б) экономические агенты принимают решения о покупке/продаже не зависимо друг от друга
в) продукт однороден (отсутствует реклама, торговые марки)
г) отсутствуют барьеры для входа и выхода из отрасли (абсолютная мобильность ресурсов)
д) фирмы используют сходные технологии
е) полная информация
17. Монополия - такая структура рынка, когда предложение представлено единственным продавцом товара без близких заменителей.
Спрос зависит от количества покупателей, каждый из которых не в состоянии оказать влияние на рыночную цену.
Монополия существует поскольку существуют барьеры для вхождения других фирм в отрасль.
Барьеры
· большой стартовый капитал
· исключительные права, предоставляемые государством
· исключительные права фирмы на ресурсы без заменителей
18. Олигополия - отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами (от 3-5фирм), каждая из которых способна повлиять на рыночную цену своими действиями.
а) имеются ряд барьеров (например, высокая стоимость выхода на рынок)
б) ценовая конкуренция не эффективна (олигополия ориентируется на лидерство в ценах, соглашения и традиции в определении ценовой политики)
в) крупнейшая компания назначает свои цены, а остальные им следуют
г) особую роль играет реклама, призванная дифференцировать продукцию фирм в глазах покупателей
д) Картель - соглашение между соперничающимися продавцами, имеющее цель ограничить количество товаров и повысить цену.
е) Концентрация рынка - степень преобладания на рынке одной или нескольких фирм. Чем больше уровень концентрации, тем ближе отрасль находиться к монополии. Коэффициент концентрации в олигополии равен 60%.
19. Монополистическая конкуренция - тип функционирования рынка, в котором большое количество фирм производит близкую, но не взаимно заменяемую продукцию (существует сильная дифференциация товара).
а) отсутствуют барьеры для входа и выхода из отрасли
б) полная информация
в) каждый продавец ориентирован на определенную группу потребителей, отдающих предпочтение именно его продукции
г) широкое применение рекламы
д) не ценовые методы борьбы с конкурентами (например, качество рекламы)
20. Внешняя среда фирмы - множество сил и субъектов, которое оказывает непосредственное или опосредованное влияние на деятельность предприятий и действует за его пределами.
Среда прямого воздействия на фирму
а) Поставщики - организации и предприятия или отдельные люди, обеспечивающие фирму ресурсами.
б) Потребители - формируют рынок сбыта (непосредственные; производственные фирмы; рынок промежуточных продавцов)
в) Профсоюзы - специальная организация, которая представляет интересы работников и заключает с фирмой коллективный договор.
г) Государственные органы
1) разрешают или запрещают какие-то виды деятельности
2) выдают лицензии
3) устанавливают нормативы и условия работы
4) определяют форму бухгалтерской отчетности
Среда косвенного воздействия на фирму
а) международные события
б) НТП
в) политические факторы
г) состояние экономики
д) социальные и демографические факторы
21. Горизонтальное разделение труда подразумевает разделение всей работы на составляющие элементы:
а) разделение большого объема работы на многочисленные специализированные задачи
б) группировка задач с целью определения вида работ
в) формирование на основе группировки отделений и закрепление за ними специалистов
Фирма - производство - финансы - маркетинг - управление кадрами - материально-техническое обеспечение
Вертикальное разделение труда - согласование и координирование действий в процессе функционирования предприятия.
Выделяют 3 уровня управления
1) технический или низовой (руководители этого уровня следят непосредственно за работниками; их обязанности - расстановка заданий и распределение ресурсов)
2) управленческий (обязанности руководителей - подготовка информации для принятия решений на высшем уровне; преобразование решений в конкретные задания для руководителей низового уровня)
3) институциональный (принятие стратегических решений, например основные направления действия фирмы; конкретно личные задания не определяются)
22. Концепция маркетинга
а) сбор информации о рынках сбыта
б) закупка товара у производителя
в) транспортировка товара к месту продажи
г) реклама и продажа товара
д) хранение
е) финансирование для закупки товара
ж) стандартизация (установление определенных характеристик на товары и услуги)
з) сортировка по качеству или размеру товара
и) страховка для снижения риска
23.Источники финансирования деятельности предприятий
1) собственные средства
· прибыль (идет расширение производства или деятельности фирмы; осуществляются инвестиционные проекты)
Страницы: 1, 2