скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Учет операций с ценными бумагами

Реферат: Учет операций с ценными бумагами

Содержание

1 Введение....................................................................................................... 3

2 Исследование предметной области............................................................. 4

2.1 Технология ведения внутреннего учёта операций с ценными бумагами в инвестиционной компании........................................................................... 4

2.1.1 Бэк-офис......................................................................................... 4

2.1.2 Отдел заказов................................................................................ 5

2.1.3 Отдел покупок и продаж............................................................... 6

2.1.4.Касса.............................................................................................. 8

2.1.5 Кредитный отдел......................................................................... 11

2.1.6 Отдел учёта движения ценных бумаг......................................... 14

2.1.7 Отдел дивидендов........................................................................ 17

2.1.8 Бухгалтерия................................................................................. 19

2.2 Общие положения принципов организации бэк-офиса в соответствии с требованиями и стандартами НАУФОР............................................................................ 20

2.3. Основные правила и требования к ведению внутреннего учета....... 22

2.3.1. Основные принципы внутреннего учета................................... 22

2.3.2 Внутренняя учетная политика.................................................... 23

2.3.3 Планы счетов внутреннего учета................................................ 26

2.4 Организация внутреннего учета.......................................................... 27

2.4.1 Общие требования....................................................................... 27

2.4.2 Документирование операций...................................................... 28

2.4.3. Регистры внутреннего учета операций с ценными бумагами.. 29

2.4.4. Внутренний баланс по денежным средствам............................ 31

2.4.5. Внутренний баланс по ценным бумагам................................... 32

2.5. Отчетность........................................................................................... 32

2.5.1.  Основные правила и требования.............................................. 32

2.5.2. Внутренняя отчетность.............................................................. 32

2.5.3. Отчетность перед клиентами...................................................... 32

2.5.4. Отчетность перед регулирующими органами.......................... 33

2.6. Периодические сверки......................................................................... 33

2.6.1 Сверка наличия ценных бумаг................................................... 33

2.6.2. Сверка наличия денежных средств............................................ 33

2.6.3. Ответственность за организацию и проведение сверок............ 33

2.7. Доступность журналов и книг учета регулирующим органам......... 34

2.8. Ответственность за нарушение требований, устанавливаемых настоящими стандартами................................................................................................ 34

3 Описание существующих программно-технологи-ческих комплексов... 35

3.1 Signator/2000 (СервоКомп).................................................................. 35

3.2 DiasoftDEALING/SECURITIES ( Диасофт, Москва)........................... 40

3.3 Stock Office v.1.0 (ЦентрИнвестСофт, Москва)................................... 43

3.4. Система Внутреннего Учета (электронный бэк-офис операций на фондовом рынке) (Центр Финансовых технологий, Новосибирск)....................................... 45

3.5 Система автоматизации внутреннего учета операций с ценными бумагами - СФЕРА (ЛоРент, Москва)........................................................................................ 53

3.6 Система учета "ЦБ-Офис".................................................................... 54

4 Описание информационной системы внутреннего учёта ценных бумаг в инвестиционной компании........................................................................................................ 58

4.1 Состояние исследуемого объекта......................................................... 58

4.1.1 Документооборот в инвестиционной компании......................... 58

4.1.2 Основные задачи системы:.......................................................... 58

4.1.3 Модель системы........................................................................... 59

4.2 Функции системы.................................................................................. 60

4.3 Обоснование выбора средства реализации......................................... 62

4.4 Обеспечение системы............................................................................ 63

4.4.1 Требования к аппаратному и программному обеспечению...... 63

5 Экономическое обоснование проекта....................................................... 63

5.1 Обоснование целесообразности проекта............................................. 64

5.2 Комплекс работ для разработки проекта............................................ 64

5.3 Расчёт и обоснование затрат на разработку проекта......................... 65

5.4 Расчёт и обоснование эксплуатационных затрат................................ 70

5.5 Оценка экономической эффективности проекта.................................. 74

6 Заключение................................................................................................. 77

7 Список использованных источников......................................................... 78


1 Введение

1996 год стал годом значительных изменений в инфраструктуре российского рынка ценных бумаг (ЦБ). Заметно возросло количество совершаемых сделок. В связи с этим перед инвестиционными фирмами остро встает вопрос правильной организации работы бэк-офиса (back-office - операционная часть фирмы). Ведь без точного и своевременного учета движения ЦБ и денег нельзя правильно организовывать торговлю и корректно вести дела клиентов. Чем больше сделок заключается, тем сложнее контролировать их улаживание и финансовые последствия.

Все это привело к тому, что в октябре 1996 года были разработаны, а с января 1997 года вступили в силу новые стандарты внутреннего учета операций для брокеров и дилеров - членов НАУФОР. Этот документ определяет принципы и правила организации внутреннего учета. В нем перечислены основные регистры внутреннего учета, описаны принципы их ведения. Однако в этом документе не отражена методика организации учета. Поэтому, решая проблему приведения своего внутреннего учета в соответствие со стандартами, организация должна уточнить или переработать собственную методику ведения учета, или использовать уже существующую систему автоматизации вместе с предлагаемой методикой. Однако известно, что смена коренным образом принципов работы, сложившихся в течении многих лет, целесообразно лишь при корденальной смене стандартов и несостоятельности используемой методики. В настоящей же ситуации наблюдается в основном  ужесточение учётной политики. Таким образом, наиболее рационально в такой ситуации было бы, ознакомившись с функциональными особенностями других методик, доработать существующую технологию используя в ней наиболее перспективные моменты.

Целью настоящей работы является повышение эффективности ведения внутреннего учёта операций с ЦБ в инвестиционной компании. Это предполагается достигнуть за счёт выбора оптимальной информационной системы для хранения информации о заключаемых сделках, тем самым изменяя функциональные возможности, существующей методики учёта, и автоматизируя те операции, выполнение которых ранее осуществлялось вручную. Всё это приведёт к сокращению времени на выполнение трудоёмких операций и большей надёжности результатов, практически исключая человеческую ошибку.

  2 Исследование предметной области

2.1 Технология ведения внутреннего учёта операций с ценными бумагами в инвестиционной компании

Как известно, брокерско-дилерская компания (инвестиционный институт) организационно подразделяется на три направления:

·     торговые подразделения («фронт-офис»),

·     бэк-офис,

·     бухгалтерия.

Далее опишем особенности учёта в каждом из направлений

2.1.1 Бэк-офис

Место бэк-офиса в компании определяется его основным функциональным назначением, которое включает в себя:

*       оформление договоров и исполнение обязательств по сделке,

*       внутренний учет операций с ценными бумагами, ценных бумаг и денежных средств (собственных и клиентских),

*       формирование достоверной отчетности о состоянии собственного портфеля компании и денежных средств, выделенных на его формирование, а также отчетности о состоянии денежных средств и портфелей клиентов, т.е. формирование отчетности, необходимой для принятия правильного управленческого решения,

*       предоставление клиентам компании периодической отчетности о проведенных за его счет операциях и об остатках принадлежащих клиенту денежных средств и ценных бумаг.

Как видно из перечисленных выше функций , бэк-офис относится к основному, а не к вспомогательному «производству», т.е. он является не обслуживающим подразделением, а подразделением, осуществляющим основную деятельность компании.

Поэтому кажется  спорным положение о том, что бэк-офис не дает прибыли, поскольку размер прибыли зависит не только от стоимости проданного товара, но и от скорости его обращения, что обеспечивает бэк-офис. Если дело поставлено грамотно и четко, то всегда есть своевременная и точная информация о долгах фирмы клиентам и другим фирмам и наоборот их долги фирме. Это способствует стабилизации финансового положения фирмы и ее отношений с клиентами и профессиональными участниками фондового рынка. Методологически трудность заключается в необходимости учитывать три потока - денег, количества ценных бумаг и их сертификатов. Эти потоки должны находиться во взаимном бухгалтерском равновесии. С организационной точки зрения трудность заключается в необходимости распределить функции между сотрудниками и отделами операционной части так, чтобы высокая скорость обработки сочеталась с минимумом ошибок и злоупотреблений.

Бэк-офис помогает сохранить то, что добывают для фирмы брокеры, трейдеры и другие добытчики, - прибыль и хорошую репутацию. Но есть и мощная обратная связь: генерируемая бэк-офисом информация помогает брокерам и трейдерам принимать правильные решения. Кроме того бэк-офис непосредственно участвует в подготовке заказов к исполнению.

В большой инвестиционной фирме бэк-офис состоит из нескольких подразделений, выполняющих строго определенные функции. В небольшой компании подразделений может и не быть и учетную работу может вести один человек. Круг выполняемых функций от этого не меняется . Рассмотрим   работу подразделений бэк-офиса крупной инвестиционной фирмы для лучшего понимания технологии его работы.

2.1.2 Отдел заказов

Заказы поступают от клиентов через брокеров.

Диспетчер заказов:

*                     проверяет правильность заполнения бланка заказа - «тикета» - с учетом вида заказа  («рыночный» или «лимитный заказ», суточный или с открытой датой, клиентский или профессиональный и т.д.);

*                     вводит заказ в очередь на исполнение, руководствуясь приоритетом цены и вторичным приоритетом времени (например, первым в очереди на продажу должен стоять заказ с наименьшей ценой, а при равенстве цен - тот, который поступил раньше);

*                     отправляет заказ на нужный рынок для исполнения;

*                     сверяет отчет об исполнении с «тикетом», чтобы удостовериться в соблюдении «спецификаций» заказчика ;

*                     если все в порядке, сообщает заказчику о сделке;

*                     Вводит сделку в книгу сделок ( предварительный «блоттер»).

Отдел заказов должен разработать:

·     «тикет»;

·     книгу заказов (это может быть просто папка, отсортированная по выпускам ценных бумаг, или несколько папок - каждая для одного выпуска);

·     базу данных о рынках (что, где торгуется, как вводятся заказы и т.п.);

·     способы связи с заказчиками и представителями фирмы на рынках;

·     «блоттер».

2.1.3 Отдел покупок и продаж

Этот отдел ничего не покупает и не продает, а обрабатывает покупки и продажи. Из отдела заказов сюда поступает предварительный «блоттер», здесь сделка готовиться к улаживанию, т.е. к оплате и поставке ценных бумаг.

В «блоттере» выпуски ценных бумаг и сделки должны фигурировать под своими уникальными кодами. Кодирование - важная часть работы отдела. Можно использовать коды государственной регистрации, разработанные Банком России для выпусков ценных бумаг коммерческих банков и Министерством финансов для небанковских эмиссий. Но это не очень дальновидно, т.к. фирма может вкладывать другой смысл в код, чем регистрирующий орган. Сделки можно обрабатывать под порядковыми номерами «тикетов» и хронологическими кодами (дата плюс время исполнения или дата плюс порядковый номер сделки). С точки зрения автоматизации лучше кодировать все, что поддается кодированию, однако коды должны нести полезную смысловую нагрузку.

«Блоттер» используется, во-первых, для сверки клиентской и профессиональной сторон сделки.

Между сторонами сделки не должно быть расхождений. Сверку чаще всего осуществляют клиринговые центры. Поэтому в вопросе о сверке отдел покупок и продаж должен взаимодействовать и с такими центрами.

Стандарты НАУФОР  предусматривают межброкерскую сверку путем направления контрброкеру «подтверждения сделки». В случае не возврата этого подтверждения к утру дня, следующего за днем сделки, будет считаться, что контрброкер согласен уладить сделку.

После сверки «блоттер» принимает окончательный вид и служит основанием для оплаты или поставки ценных бумаг.

«Блоттер» используется, во-вторых, для калькуляции различных денежных величин («первых» и чистых сумм, биржевых и регистрационных сборов, комиссионных, накопленных процентов) и подготовки для клиентов извещений о сделках.

В России еще не сложилась практика извещения клиента об исполнении его заказа на покупку или продажу ценных бумаг. Исключение составляют сделки с ГКО, о которых дилер письменно отчитывается перед инвестором. Этот отчет содержит не только детали сделки, но и информацию о стоимости и составе портфеля ГКО и об остатке на счете инвестора. Это серьезный документ, но он не является счетом, выставленным дилером клиенту, так как деньги посылаются «на биржу» до сделки.

Подготовка извещения - довольно хлопотное занятие. К разным сделкам «применяются» разные ставки комиссионных, биржевых и иных сборов. Целую процедуру составляет расчет процентов, причитающихся продавцу  купонных облигаций. Нужна экспедиция, отдел клиентской документации. Переход к системе «поставка против платежа» вынудит выставлять клиентам счета, а значит обзаводиться канцелярией. Уже принятие «Стандартов внутреннего учета...для членов НАУФОР», предусматривающих письменное уведомление клиентов о сделках, заметно увеличит «канцелярские» расходы фирм. Зато возрастает уверенность клиента, получающего отчеты о своих сделках (и регулярные справки об активности своего счета), что приводит к укреплению партнерских отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.