Реферат: Учет операций с ценными бумагами
Реферат: Учет операций с ценными бумагами
Содержание
1 Введение....................................................................................................... 3
2 Исследование предметной области............................................................. 4
2.1 Технология ведения внутреннего учёта операций с ценными бумагами в инвестиционной компании........................................................................... 4
2.1.1 Бэк-офис......................................................................................... 4
2.1.2 Отдел заказов................................................................................ 5
2.1.3 Отдел покупок и продаж............................................................... 6
2.1.4.Касса.............................................................................................. 8
2.1.5 Кредитный отдел......................................................................... 11
2.1.6 Отдел учёта движения ценных бумаг......................................... 14
2.1.7 Отдел дивидендов........................................................................ 17
2.1.8 Бухгалтерия................................................................................. 19
2.2 Общие положения принципов организации бэк-офиса в соответствии с требованиями и стандартами НАУФОР............................................................................ 20
2.3. Основные правила и требования к ведению внутреннего учета....... 22
2.3.1. Основные принципы внутреннего учета................................... 22
2.3.2 Внутренняя учетная политика.................................................... 23
2.3.3 Планы счетов внутреннего учета................................................ 26
2.4 Организация внутреннего учета.......................................................... 27
2.4.1 Общие требования....................................................................... 27
2.4.2 Документирование операций...................................................... 28
2.4.3. Регистры внутреннего учета операций с ценными бумагами.. 29
2.4.4. Внутренний баланс по денежным средствам............................ 31
2.4.5. Внутренний баланс по ценным бумагам................................... 32
2.5. Отчетность........................................................................................... 32
2.5.1. Основные правила и требования.............................................. 32
2.5.2. Внутренняя отчетность.............................................................. 32
2.5.3. Отчетность перед клиентами...................................................... 32
2.5.4. Отчетность перед регулирующими органами.......................... 33
2.6. Периодические сверки......................................................................... 33
2.6.1 Сверка наличия ценных бумаг................................................... 33
2.6.2. Сверка наличия денежных средств............................................ 33
2.6.3. Ответственность за организацию и проведение сверок............ 33
2.7. Доступность журналов и книг учета регулирующим органам......... 34
2.8. Ответственность за нарушение требований, устанавливаемых настоящими стандартами................................................................................................ 34
3 Описание существующих программно-технологи-ческих комплексов... 35
3.1 Signator/2000 (СервоКомп).................................................................. 35
3.2 DiasoftDEALING/SECURITIES ( Диасофт, Москва)........................... 40
3.3 Stock Office v.1.0 (ЦентрИнвестСофт, Москва)................................... 43
3.4. Система Внутреннего Учета (электронный бэк-офис операций на фондовом рынке) (Центр Финансовых технологий, Новосибирск)....................................... 45
3.5 Система автоматизации внутреннего учета операций с ценными бумагами - СФЕРА (ЛоРент, Москва)........................................................................................ 53
3.6 Система учета "ЦБ-Офис".................................................................... 54
4 Описание информационной системы внутреннего учёта ценных бумаг в инвестиционной компании........................................................................................................ 58
4.1 Состояние исследуемого объекта......................................................... 58
4.1.1 Документооборот в инвестиционной компании......................... 58
4.1.2 Основные задачи системы:.......................................................... 58
4.1.3 Модель системы........................................................................... 59
4.2 Функции системы.................................................................................. 60
4.3 Обоснование выбора средства реализации......................................... 62
4.4 Обеспечение системы............................................................................ 63
4.4.1 Требования к аппаратному и программному обеспечению...... 63
5 Экономическое обоснование проекта....................................................... 63
5.1 Обоснование целесообразности проекта............................................. 64
5.2 Комплекс работ для разработки проекта............................................ 64
5.3 Расчёт и обоснование затрат на разработку проекта......................... 65
5.4 Расчёт и обоснование эксплуатационных затрат................................ 70
5.5 Оценка экономической эффективности проекта.................................. 74
6 Заключение................................................................................................. 77
7 Список использованных источников......................................................... 78
1 Введение
1996 год стал годом значительных изменений в инфраструктуре российского рынка ценных бумаг (ЦБ). Заметно возросло количество совершаемых сделок. В связи с этим перед инвестиционными фирмами остро встает вопрос правильной организации работы бэк-офиса (back-office - операционная часть фирмы). Ведь без точного и своевременного учета движения ЦБ и денег нельзя правильно организовывать торговлю и корректно вести дела клиентов. Чем больше сделок заключается, тем сложнее контролировать их улаживание и финансовые последствия.
Все это привело к тому, что в октябре 1996 года были разработаны, а с января 1997 года вступили в силу новые стандарты внутреннего учета операций для брокеров и дилеров - членов НАУФОР. Этот документ определяет принципы и правила организации внутреннего учета. В нем перечислены основные регистры внутреннего учета, описаны принципы их ведения. Однако в этом документе не отражена методика организации учета. Поэтому, решая проблему приведения своего внутреннего учета в соответствие со стандартами, организация должна уточнить или переработать собственную методику ведения учета, или использовать уже существующую систему автоматизации вместе с предлагаемой методикой. Однако известно, что смена коренным образом принципов работы, сложившихся в течении многих лет, целесообразно лишь при корденальной смене стандартов и несостоятельности используемой методики. В настоящей же ситуации наблюдается в основном ужесточение учётной политики. Таким образом, наиболее рационально в такой ситуации было бы, ознакомившись с функциональными особенностями других методик, доработать существующую технологию используя в ней наиболее перспективные моменты.
Целью настоящей работы является повышение эффективности ведения внутреннего учёта операций с ЦБ в инвестиционной компании. Это предполагается достигнуть за счёт выбора оптимальной информационной системы для хранения информации о заключаемых сделках, тем самым изменяя функциональные возможности, существующей методики учёта, и автоматизируя те операции, выполнение которых ранее осуществлялось вручную. Всё это приведёт к сокращению времени на выполнение трудоёмких операций и большей надёжности результатов, практически исключая человеческую ошибку.
2 Исследование предметной области2.1 Технология ведения внутреннего учёта операций с ценными бумагами в инвестиционной компании
Как известно, брокерско-дилерская компания (инвестиционный институт) организационно подразделяется на три направления:
· торговые подразделения («фронт-офис»),
· бэк-офис,
· бухгалтерия.
Далее опишем особенности учёта в каждом из направлений
2.1.1 Бэк-офис
Место бэк-офиса в компании определяется его основным функциональным назначением, которое включает в себя:
* оформление договоров и исполнение обязательств по сделке,
* внутренний учет операций с ценными бумагами, ценных бумаг и денежных средств (собственных и клиентских),
* формирование достоверной отчетности о состоянии собственного портфеля компании и денежных средств, выделенных на его формирование, а также отчетности о состоянии денежных средств и портфелей клиентов, т.е. формирование отчетности, необходимой для принятия правильного управленческого решения,
* предоставление клиентам компании периодической отчетности о проведенных за его счет операциях и об остатках принадлежащих клиенту денежных средств и ценных бумаг.
Как видно из перечисленных выше функций , бэк-офис относится к основному, а не к вспомогательному «производству», т.е. он является не обслуживающим подразделением, а подразделением, осуществляющим основную деятельность компании.
Поэтому кажется спорным положение о том, что бэк-офис не дает прибыли, поскольку размер прибыли зависит не только от стоимости проданного товара, но и от скорости его обращения, что обеспечивает бэк-офис. Если дело поставлено грамотно и четко, то всегда есть своевременная и точная информация о долгах фирмы клиентам и другим фирмам и наоборот их долги фирме. Это способствует стабилизации финансового положения фирмы и ее отношений с клиентами и профессиональными участниками фондового рынка. Методологически трудность заключается в необходимости учитывать три потока - денег, количества ценных бумаг и их сертификатов. Эти потоки должны находиться во взаимном бухгалтерском равновесии. С организационной точки зрения трудность заключается в необходимости распределить функции между сотрудниками и отделами операционной части так, чтобы высокая скорость обработки сочеталась с минимумом ошибок и злоупотреблений.
Бэк-офис помогает сохранить то, что добывают для фирмы брокеры, трейдеры и другие добытчики, - прибыль и хорошую репутацию. Но есть и мощная обратная связь: генерируемая бэк-офисом информация помогает брокерам и трейдерам принимать правильные решения. Кроме того бэк-офис непосредственно участвует в подготовке заказов к исполнению.
В большой инвестиционной фирме бэк-офис состоит из нескольких подразделений, выполняющих строго определенные функции. В небольшой компании подразделений может и не быть и учетную работу может вести один человек. Круг выполняемых функций от этого не меняется . Рассмотрим работу подразделений бэк-офиса крупной инвестиционной фирмы для лучшего понимания технологии его работы.
2.1.2 Отдел заказов
Заказы поступают от клиентов через брокеров.
Диспетчер заказов:
* проверяет правильность заполнения бланка заказа - «тикета» - с учетом вида заказа («рыночный» или «лимитный заказ», суточный или с открытой датой, клиентский или профессиональный и т.д.);
* вводит заказ в очередь на исполнение, руководствуясь приоритетом цены и вторичным приоритетом времени (например, первым в очереди на продажу должен стоять заказ с наименьшей ценой, а при равенстве цен - тот, который поступил раньше);
* отправляет заказ на нужный рынок для исполнения;
* сверяет отчет об исполнении с «тикетом», чтобы удостовериться в соблюдении «спецификаций» заказчика ;
* если все в порядке, сообщает заказчику о сделке;
* Вводит сделку в книгу сделок ( предварительный «блоттер»).
Отдел заказов должен разработать:
· «тикет»;
· книгу заказов (это может быть просто папка, отсортированная по выпускам ценных бумаг, или несколько папок - каждая для одного выпуска);
· базу данных о рынках (что, где торгуется, как вводятся заказы и т.п.);
· способы связи с заказчиками и представителями фирмы на рынках;
· «блоттер».
2.1.3 Отдел покупок и продаж
Этот отдел ничего не покупает и не продает, а обрабатывает покупки и продажи. Из отдела заказов сюда поступает предварительный «блоттер», здесь сделка готовиться к улаживанию, т.е. к оплате и поставке ценных бумаг.
В «блоттере» выпуски ценных бумаг и сделки должны фигурировать под своими уникальными кодами. Кодирование - важная часть работы отдела. Можно использовать коды государственной регистрации, разработанные Банком России для выпусков ценных бумаг коммерческих банков и Министерством финансов для небанковских эмиссий. Но это не очень дальновидно, т.к. фирма может вкладывать другой смысл в код, чем регистрирующий орган. Сделки можно обрабатывать под порядковыми номерами «тикетов» и хронологическими кодами (дата плюс время исполнения или дата плюс порядковый номер сделки). С точки зрения автоматизации лучше кодировать все, что поддается кодированию, однако коды должны нести полезную смысловую нагрузку.
«Блоттер» используется, во-первых, для сверки клиентской и профессиональной сторон сделки.
Между сторонами сделки не должно быть расхождений. Сверку чаще всего осуществляют клиринговые центры. Поэтому в вопросе о сверке отдел покупок и продаж должен взаимодействовать и с такими центрами.
Стандарты НАУФОР предусматривают межброкерскую сверку путем направления контрброкеру «подтверждения сделки». В случае не возврата этого подтверждения к утру дня, следующего за днем сделки, будет считаться, что контрброкер согласен уладить сделку.
После сверки «блоттер» принимает окончательный вид и служит основанием для оплаты или поставки ценных бумаг.
«Блоттер» используется, во-вторых, для калькуляции различных денежных величин («первых» и чистых сумм, биржевых и регистрационных сборов, комиссионных, накопленных процентов) и подготовки для клиентов извещений о сделках.
В России еще не сложилась практика извещения клиента об исполнении его заказа на покупку или продажу ценных бумаг. Исключение составляют сделки с ГКО, о которых дилер письменно отчитывается перед инвестором. Этот отчет содержит не только детали сделки, но и информацию о стоимости и составе портфеля ГКО и об остатке на счете инвестора. Это серьезный документ, но он не является счетом, выставленным дилером клиенту, так как деньги посылаются «на биржу» до сделки.
Подготовка извещения - довольно хлопотное занятие. К разным сделкам «применяются» разные ставки комиссионных, биржевых и иных сборов. Целую процедуру составляет расчет процентов, причитающихся продавцу купонных облигаций. Нужна экспедиция, отдел клиентской документации. Переход к системе «поставка против платежа» вынудит выставлять клиентам счета, а значит обзаводиться канцелярией. Уже принятие «Стандартов внутреннего учета...для членов НАУФОР», предусматривающих письменное уведомление клиентов о сделках, заметно увеличит «канцелярские» расходы фирм. Зато возрастает уверенность клиента, получающего отчеты о своих сделках (и регулярные справки об активности своего счета), что приводит к укреплению партнерских отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21