скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях

Реферат: Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях

Смоленский государственный институт физической культуры

Реферат

Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях.

                                                                                Выполнил: Даниленко А.И.

                                                                                Преподаватель: Молдовская И.О.

Смоленск

2000
План:

1.    Физическое воспитание как предмет учебного плана.

1.1  Теоретическая подготовка.

1.2  Общая физическая подготовка.

2.    Основы методики профессионально-прикладной физической подготовки.

2.1  Средства профессионально-прикладной физической подготовки.

2.2  Структура и методические основы профессионально-прикладной физической подготовки.

2.3  Форма занятий на профессионально-прикладной физической подготовке.

2.4  Учет успеваемости.

3.    Основы методики воспитания физических качеств.

4.    Основы методики физического воспитания. Характеристика возрастных особенностей учащихся.

4.1  Организация и проведение занятий.

4.2  Организация учащихся на занятиях.


                        ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Подготовка квалифицированных рабо­чих в профессионально-технических учеб­ных заведениях осуществляется по учеб­ным планам, утверждаемым Государст­венным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

Учебный план—документ, опреде­ляющий состав учебных дисциплин, ко­личество часов, отводимых на их изуче­ние, а также систему прохождения дис­циплин по годам обучения. Предусмат­риваемые учебными планами общеобра­зовательные и специальные дисциплины, в том числе и физическое воспитание, призваны обеспечить 'подготовку для на­родного хозяйства «всесторонне разви­тых, технически образованных и культур­ных молодых квалифицированных рабо­чих, владеющих профессиональным ма­стерством, отвечающим требованиям со­временного производства, научно-техни­ческого прогресса и перспективам их раз­вития» (ст. 31 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о на­родном образовании). Место и значение физического воспитания как учебного предмета определяются общесоциальны­ми и профессионально-прикладными за­дачами.

Организуя учебный процесс, руково­дители и преподаватели физического во­спитания должны иметь ясное представ­ление о направленности и задачах физи­ческого воспитания как обязательной учебной дисциплине 'в профессионально-технических учебных заведениях.

Физическое   воспитание—органиче­ская составная часть общей системы обучения и воспитания, оно должно содействовать как общему, так и специальному развитию физических качеств учащихся в соответ­ствии с требованиями осваиваемой профессии.

Оздоровительные функции физического воспитания как предме­та учебного плана определены Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о здравоохранении и Основами законо­дательства Союза ССР и Союзных республик о народном образова­нии. В этих документах охрана здоровья населения рассматривает­ся как обязанность всех государственных органов, предприятий, уч­реждений и организаций.

Законодательством Союза ССР и Союзных республик о народ­ном образовании, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1972 г. «О введении нового Всесоюзного физ­культурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» определе­ны общие социальные требования к физическому воспитанию как предмету учебного плана.

В законодательстве о народном образовании отмечается, что одна из целей народного образования—подготовка физически здо­ровых людей, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, гото­вых беззаветно защищать социалистическую Родину.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР в связи с введением ново­го комплекса ГТО указали на необходимость улучшения профес­сиональной и военно-прикладной физической подготовки молодежи, более широкого применения средств 'физического воспитания в си­стеме организации труда, отдыха и в воспитательной работе с мо­лодежью.

В профессионально-технических училищах обучаются юноши и девушки в возрасте 15—18 лет, который характеризуется поступа­тельным развитием организма. В связи с этим важнейшая задача физического воспитания — содействовать правильному гармониче­скому развитию форм и функций растущего организма.

Учебно-производственная деятельность учащихся часто связана с недостаточной двигательной активностью, что может привести к некоторому ослаблению функций сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Физическое воспитание призвано' обеспечить нормальный двигательный режим, сохранение здоровья и высокую работоспособность учащихся на протяжении всех лет обучения.

Программа физического воспитания учащихся профессионально-технических училищ — государственный документ, определяющий объем знаний, умений и навыков, а также уровень физической под­готовленности, которыми должны овладеть учащиеся за время обу­чения в училище. Основу ее содержания составляет III ступень Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО «Сила и мужество». Этой ступенью комплекса предусмотрено совершенствование физи­ческой подготовленности молодежи к повседневной трудовой дея­тельности и службе в Вооруженных Силах СССР.

В соответствии с общесоциальными и профессиональными требованиями основными задачами физического воспитания учащихся профессионально-технических училищ являются:

содействие гармоническому развитию растущего организма уча­щихся; организация двигательного режима, необходимого для со­хранения и укрепления здоровья, поддержания высокой работоспо­собности;

формирование специальных знаний, умений и жизненно необхо­димых двигательных навыков и физических качеств, обеспечиваю­щих готовность учащихся к предстоящей трудовой деятельности и защите Родины;

развитие необходимых для избранной профессии физических и психических качеств, двигательных навыков;

спортивное совершенствование учащихся в избранном виде спорта;

содействие формированию советского патриотизма, 'коллекти­визма, сознательной дисциплины, коммунистического отношения к труду, учебе, общественной собственности и других качеств совет­ского человека;

воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и внедрение в быт учащихся массовых видов физи­ческой культуры и спорта; воспитание организаторских навыков с целью подготовки уча­щихся к общественной работе по физической культуре и спорту.

В профессионально-технических училищах физическое воспита­ние осуществляется на протяжении всех лет обучения в режиме учебного дня и во внеучебное время. Предусмотренные плановые учебные занятия по физическому воспитанию составляют основу всей работы .по физическому воспитанию. От качества их проведе­ния зависит успех работы по физическому воспитанию училища в целом.

В программе по физическому воспитанию предусмотрены учеб­ные занятия .последующим основным разделам: теоретическая под­готовка; общая физическая .подготовка; профессионально-при­кладная физическая подготовка. Кроете того, программой преду­сматривается организация занятий спортом во внеучебное время.

Начальную 'военную подготовку, обучение по гражданской обо­роне и стрелковую подготовку по комплексу ГТО осуществляют преподаватели других специальных учебных дисциплин совместно с представителями общества ДОСААФ.

Теоретическая подготовка. В процессе обучения учащиеся долж­ны получить теоретические знания по таким вопросам: общие све­дения о советском физкультурном движении и организации физи­ческого воспитания в государственной системе профессионально-технического образования; гигиенические основы физического вос­питания; физическая культура в трудовой деятельности; теоретиче­ские знания по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, плаванию.

Общие сведения о советском физкультурном движении и органи­зации физического воспитания в государственной системе профессионально-технического образования излагаются в темах «Физическая культура и спорт в СССР», «Физическое воспитание в профес­сионально-техническом училище».

Эти темы раскрывают социальное значение и основные задачи массового физкультурного движения, выдвинутые Коммунистиче­ской партией и Советским правительством на современном этапе; организацию физического воспитания в СССР и в государственной системе профессионально-технического образования; общественное и государственное значение Всесоюзного физкультурного 'комплек­са «Готов к труду и обороне СССР» — основы физического воспита­ния населения нашей страны; содержание единой Всесоюзной спор­тивной классификации; роль советских спортсменов в междуна­родных соревнованиях и борьбе за мир и дружбу между народа­ми разных стран.

Теоретические сведения о гигиенических основах физического воспитания раскрываются в темах «Личная и общественная ги­гиена», «Гигиеническая гимнастика».

Знание гигиенических основ физического воспитания имеет важ­ное значение для организации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима учебы и отдыха, системати­ческие занятия физическими упражнениями в быту — обязательное условие успешного решения задач физического воспитания, преду­смотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить на практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями, 'предъявляемыми учащимся в учебной .и производст­венной деятельности.

О физической культуре в трудовой деятельности рассказывает­ся в теме «Производственная гимнастика». Теоретические знания по этой теме необходимо сообщать применительно к особенностям будущей специальности учащихся и закреплять в процессе практи­ческих занятий, во время проведения вводной гимнастики и физкуль­турной паузы.

Давая теоретические знания по отдельным видам общей физи­ческой подготовки, учащихся следует познакомить с основами тех­ники различных видов спорта, профилактикой травматизма, с ин­вентарем и правилами ухода за ним. Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны содействовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и внед­рению физических упражнений в 'быт учащихся.

. Методы сообщения теоретических знаний (лекции, беседы, теоре­тические сведения в процессе занятий физическими упражнениями) устанавливаются руководителями физического воспитания.

Общая физическая подготовка. Она составляет главное содер­жание занятий физическими упражнениями в профтехучилищах.

Основными видами общей физической подготовки являются гим­настика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой еди­ный процесс физического воспитания.

Гимнастика — одно из основных средств общей физической под­готовки, с помощью которого решается большой 'круг задач: форми­руется правильная осанка, совершенствуются координация движе­ний, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Гимнастика — это целая школа движений. С помощью гимнасти­ческих упражнений обеспечивается специальная физическая подго­товленность для успешного выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также иг­рает большую роль в профессионально-прикладной физической под­готовке учащихся.

Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на ор­ганы кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.

Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики. Легкая атлетика имеет большие оздоровительное и прикладное значение, ее виды включены в комплекс ГТО.

Легкая атлетика в учебной работе в ПТУ содействует более ус­пешному выполнению учащимися требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней , физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные подгото­вительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистан­ции, прыжки в длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляет­ся мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибу­лярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.

Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия дру­гими видами физической подготовки и в первую очередь гимнасти­кой и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.                         /

Спортивные игры. Среди различных средств физического воспи­тания учащихся профтехучилищ определенное место Нанимают спортивные игры.              

В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортив­ной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культи­вирования которой в училище наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость;

повышают эмоциональность, способствуют привитию .интереса к фи­зическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективиз­ма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные инте­ресы интересам коллектива и другие качества.

Спортивные игры имеют важное значение и для нормального досуга и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разде­лам физического воспитания.

Плавание. Занятия плаванием способствуют правильному и гар­моническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Дли­тельные физические нагрузки при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку физиологиче­ских механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию орга­низма.

Обучение плаванию имеет большое прикладное значение и спо­собствует внедрению физической культуры в быт учащихся.

Программа по плаванию включает в себя специальные подгото­вительные упражнения, обучение технике плавания кролем на гру­ди и на спине; дополнительно также предусмотрено изучение пла­вания брассом на груди.

В связи с тем что на плавание программой выделено ограничен­ное количество часов, главным являются обучение технике плава­ния и 'подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО.

Туризм. Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, вос­питательное и прикладное значение. Туристские походы проводятся во внеучебное время — в выходные дни по специальному плану. Они могут быть пешие, на лыжах и велосипедах. Дальность похо­дов определяется в зависимости от способа передвижения. Турист­ские групповые походы проводятся с активным передвижением по всему маршруту.

Туризм предоставляет широкие возможности для изучения прош­лого и настоящего нашей Родины, воспитывает чувство советского патриотизма. Занятия этим видом спорта приучают учащихся к дли­тельным физическим напряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к туристским походам способствуют внедрению этого ценного средства физического воспитания в быт учащихся.

Профессионально-прикладная физическая подготовка. Этот вид физической подготовки — один из обязательных разделов программ.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Профессионально-прикладная физиче­ская подготовка в профтехучилище— специализированный процесс физического воспитания, осуществляемый с учетом; специфических особенностей и требований данной профессии.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.