скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Основы методики развития гибкости и координации движения у юных гимнасток

б) стоя лицом к гимнастической стенке, развести ноги врозь пошире. Держась руками за стенку, стремиться опуститься как можно ниже;

в) тоже, но встать на 2 – 3 рейку;

г) стоя ноги врозь пошире, набивной мяч между ногами. Разводя ноги стремиться сесть на мяч;

д) из седа ноги врозь пошире, опираясь на руки вперёд, встать на ноги и вернуться в И.П.

Главная задача координационная совершенствования – обеспечение широкого базиса (фонда усвоенных двигательных умений и навыков) и на его основе достижение разностороннего развития координационных способностей.

Чтобы успешно её решить, детей в первую очередь обучают обширному кругу двигательных действий. Для этого на занятиях с ними применяли разнообразные упражнения, в большинстве новые или необычные, большинство из которых можно рассматривать как координационные. Самой широкой из них являлась группа общеподготовительных координационных упражнений. В старшем дошкольном возрасте преобладают аналитические координационные упражнения, воздействующие на различные специальные и специфические к.с. Много внимания в этом возрасте уделялось общеразвивающим упражнениям без предмета и с предметами.

Говоря об особенностях развития к.с. старшем дошкольном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно - повторного и вариативного (переменного) упражнения.

Метод стандартно – повторного упражнения совершенно необходим в работе с дошкольниками, однако, по мере того, как ученики начнут уверенно выполнять усваиваемые двигательные действия, он должен уступить место методу вариативного упражнения. В противном случае, приобретаемые навыки могут перейти в косные стереотипы, а это недопустимо, т.к. техника движения в дальнейшем будет перестраиваться в связи сростом физических способностей и значительным увеличением размеров тела.

Среди приёмов, относящихся к методу переменного (вариативного) упражнения, в этом возрасте должны преобладать приёмы строго регламентированного варьирования.

В качестве средств воспитания двигательно – координационных способностей могут быть использованы в принципе самые различные физические упражнения, и если выполнение их объективно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходиться преодолевать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия.

Однако по мере того, как действие становится привычно и всё больше закрепляется связанный с ним навык, оно становится всё менее трудным в координационном отношении и поэтому всё меньше стимулирует развитие координационных способностей. Новизна, хотя бы частичная, необычность и обусловленные этим неординарные требования к координации движений – важнейшие критерии при выборе упражнений для эффективного воздействия на двигательно – координационные способности.

Особенно ценны в этом отношении безгранично разнообразные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а также спортивных и подвижных игр.

При развитии КС за основу приняли методику Н.В.Хомякова (1998). В своей методике он предложил применение на начальном этапе обучения специальных упражнений, направленных на устранение моторный асимметрии, что будет содействовать гармоническому развитию гимнасток, более полному проявлению координационных способностей и позволить в дальнейшем достигать более высоких результатов.

Л.П.Матвеев (1991) предлагает воспитание двигательно - координационных способностей идя по двум основным линиям:

Первая линия реализуется непосредственно в процессе разучивания новых двигательных действий, путём последовательного решения новых двигательных задач, вытекающих из необходимости согласования движений и преодоления помех, которые возникают на начальных этапах формирования двигательных умений.

Вторая линия в методике воспитания двигательно – координационных способностей характеризуется введением фактора необычности при выполнении действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений.

 Координационные способности в художественной гимнастике проявляются в способности гимнастки выполнять упражнения свободно, легко, изящно, а также точно и экономично.

КС тесно связаны с развитием силы, быстроты и выносливости.

В процессе технической подготовки гимнасткам необходимо не только овладеть сложной координацией движений, но и научиться сохранять её в различных изменяющихся условиях, что имеет большое значение в их спортивной деятельности.

Координация немыслима без развития суставно – мышечной чувствительности, способствующей образованию тонкой двигательной дифференцировки.

Поэтому гимнасткам необходимо систематически выполнять новые, всё более сложные, упражнения в различных условиях.

Для развития координации движений использовали танцевальные движения, акробатические и гимнастические упражнения. Но лучшим средством послужили упражнения художественной гимнастики, особенно с предметами, а также элементами танца, которые способствовали развитию координации движений, ориентировки в пространстве и во времени. С этой же целью включались занятия упражнения в поворотах.

С целью воспитания КС на учебно – тренировочных занятиях ставили гимнасток в новые, непривычные для них, условия: изменяли основное направление, выполняли упражнения с другой ноги и в другую сторону. Иногда меняли форму привычных предметов: давали мяч большого размера; скакалку – более короткую или более длинную, изготовленную из другого материала; обруч – легче или тяжелее, с большим или меньшим диаметром; ленту - длиннее или шире; палку – тяжелее и короче; при исполнении силовых упражнений применялись отягощения.

Изменяли обычные условия, тем самым заставляя гимнасток преодолевать возникающие трудности. Например, при упражнениях статического равновесия уменьшали или повышали площадь опоры, увеличивали количество вращательных движений, доведя их до максимума, выполняли упражнения в равновесии в очень медленном, а другие в очень быстром темпе и др.

При изучении элементов акробатики полезно гимнасткам выполнять упражнения на полу без ковра, а по мере овладения техникой исключать страховку и помощь.

В качестве развития КС использовались игровой и соревновательный методы.

3.3. Результаты исследования.

Таблица № 4

Корреляционная таблица взаимосвязи развития гибкости и координации движений в конце исследования.

Тесты «Цапля» «Упор присев – упор лежа» «Восьмерка»
Шпагат 0,4 0,2 0,2
Мост 0,3 0,4 0,04
Выкрут 0,2 0,2 0,08

         

На основе корреляционного анализа была выявлена слабая обратнопропорциональная взаимосвязь между гибкостью в плечевых суставах и ориентированию в пространстве. Коэффициент корреляции составил r = 0,08 и оказался недостоверным при (p > 0,05). Наиболее тесное прямопропорцоиональная взаимосвязь наблюдается между гибкостью в тазобедеренных суставах и статическим равновесием, а также между гибкостью позвоночного столба и согласованностью движений, и ориентированию в пространстве. Коэффициент корреляции составил r = 0,4 и оказался не достоверным при (p > 0,05).

          Таблица №5

Корреляционная таблица взаимосвязи общей двигательной
подготовленности и координации движений в конце исследования

Тесты Прыжок в длину с места Бег 20 метров Вис на согнутых руках
«Цапля» 0,3 0,3 0,4
«Восьмерка» 0,1 0,07 0,03
«Упор присев – упор лежа» 0,2 0,1 0,6

Корреляционный анализ выявил сильную прямо пропорциональную взаимосвязь между согласованностью движений и силовой выносливостью рук. Коэффициент корреляции составил r = 0,6 и оказался достоверным (p < 0,05).

Таблица №6

Динамика показателей развития гибкости и координации движений
в процессе исследования (Х).

Тесты Количество испытуемых До исследования После исследования Абсолютный сдвиг P
«Шпагат» (см) 15 19,8 18,9 0,9 0,005
«Мост» (см) 15 0,7 0,5 0,2 0,16
«Выкрут» (см) 15 57 55,66 1,34 0,12
«Цапля» (сек) 15 3,26 3,66 0,4 0,028
«Восьмерка» (сек) 15 39,13 37,93 1,2 0,02
«Упор присев – упор лежа» (кол-во раз) 15 6,2 6,4 0,2 0,384

Прирост результатов наблюдается во всех тестах, характеризующих развитие гибкости (подвижность позвоночника составила 0,2; подвижность в плечевых суставах 1,34; подвижность в тазобедренных суставах составила 0,9), а также координации движений (равновесие на одной ноге составило 0,4; «упор присев – упор лежа» составил 0,2; передвижений по восьмиобразной траектории составило 1,2), что указывает на достоверность различий. Достоверность статистики значима p < 0,05.

          Таблица №7

Динамика показателей, характеризующих общую двигательную подготовленность в процессе исследования.

Тесты До исследования После исследования Абсолютный сдвиг P
Бег 20 м (сек) 6,01 5,8 0,21 0,06
Прыжок в длину с места (см) 120,2 120,8 0,6 0,12
Вис на согнутых руках (сек) 4 4,8 0,8 0,02

В процессе исследования было обнаружено достоверное улучшение во всех показателях. Так, прирост результатов наблюдается во всех тестах, характеризующих двигательную подготовленность (скоростные способности составили 0,2; скоростно-силовые способности 0,6; сила рук 0,8), что говорит о достоверности различий p < 0,05.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие координации движений и гибкости у девочек 5 – 6 лет позволяет повысить уровень двигательной подготовленности.

ВЫВОДЫ:

1.  Анализ литературных источников и имеющихся данных по теме дипломной работы показал – на этапе предварительной подготовки одним из важных условий в занятиях с юными гимнастками является сочетание общей и специальной физической подготовки, компонентами которой является гибкость и координация движений; в художественной гимнастике большое внимание по сравнению с остальными двигательными качествами уделяется развитию гибкости и координационных способностей, т.к. эти качества имеют решающее значение в достижение высоких спортивных результатов; благодаря целенаправленному развитию гибкости облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений – наклонов, равновесий, прыжков, волн;

При осуществлении целенаправленного развития и совершенствования координационных способностей юные спортсменки значительно быстрее и рационально овладевают различными двигательными действиями.

2.  На основе результатов предварительного исследования было выявлено:

–   уровень развития двигательных качеств оказался незначительным во всех показателях, оценивающих координационных способностей и гибкость гимнасток на этапе предварительной подготовки.

–   по показателям общей двигательной подготовленности наблюдается уровень выше среднего только в скоростно - силовых способностях.

3.  В начале исследования была выявлена слабая обратно пропорционально взаимосвязь (Р > 0,05)между гибкостью и координацией движений, а между общей двигательной подготовленностью и координацией движений взаимосвязь оказалась выше среднего (Р < 0,05).

4. Комплексный набор средств, методов и методических приёмов, направленный на развитие гибкости и координации движений в процессе педагогического эксперимента позволил достоверно повысить уровень двигательной подготовленности юных гимнасток. Достоверный прирост результатов наблюдается при развитие гибкости, координации движений, в силовой подготовленности. И скоростно-силовой подготовленности достоверных сдвигов не наблюдается.


ЛИТЕРАТУРА

1.       Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., и др. Теория и методика физического воспитания: учеб. Для студентов фак. культ. пед. Ин-тов по спец. 03.03. – М.: просвещение, 1990. – 287с.

2.       Боброва Г.А. Искуство границ. – Ленинград: Детская литература, 1986. – 109с.

3.       Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах.- М.: Физкультура и спорт, 1974. – 264с.

4.       Боброва Г.А.Художественная гимнастика в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 208с.

5.       Боген Н.Н. Обучения двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. –193с.

6.       Варанина Т.Т., Варшавская Р.А., Зинковский А.В. и др. Художественная гимнастика: учебное пособие для институтов физической культуры/Под ред. Орлова Л.П.- М.:Физкультура и спорт, 1973. – 197 с.

7.       Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.- М.: Физкультура и спорт,1970. – 264 с.

8.       Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 336 с.

9.       Гласс Дж.,Стенли Дж. статические методы исследований в педагогике и психологии. - М.: Прогресс,1976. – 495 с.

10.    Дьячков В.М. физическая подготовка спортсмена.- М.: Физкультура и спорт, 1961. – 193 с.

11.    Елесеева И.И., Юзбашев М.М.Общая теория статистики: учебник /Под ред. Чл.корр. РАН И.И. Елисеевой.-4изд.перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 480 с., ил.

12.    Зациорский В.М.спортивная метралогия учеб.для ин-ов физ. куль.-М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256 с.

13.    Зациорский В.М. Физические качества спортсменов.-М.: Физкультура и спорт,1966. – 196 с.

14.    Канакова Л.П. Основы математической статистики в спорте: методическое пособие. - Томск, 2001. – 125 с.

15.    Карпенко Л.А.Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой: методические рекомендации. - Ленинград 1999 –25 с.

16.    Кечетджиева Л.,Ванкова Н., Чипрянова М. Обучение детей художественной гимнастике.  -М.: Физкультура и спорт, 1985. – 96 с.

17.    Кобяков Ю.П.Тренировка вестибулярного анальзатора гимнаста.-М.: Физкультура и спорт, 1976. - 64 с.

18.    Коренгберг В.В. Двигательная задача, двигательный навык.- Гимнастика, вып,1,1986

19.    Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников.-М.: Просвящение, 1967. – 204 с.

20.    Лагутин А.Б. Двигательное задание и упражнение для физичекого развития для детей 4-6 лет: Методическая разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации Академии. - М.: Типография фирмы “Аякс-Н”, 1996. – 52 с.

21.    Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 231с.

22.    Лях В.И. Гибкость и методика её развития//Физкультура в школе.№1, 1999, - с. 25

23.    Лях В.И. Координационные способности школьников.-Мн.:Полымя, 1989. – 159 с.:ил.

24.    Лях В.И. Координационные способности школьников//теория и практика физической культуры. №1, 2000. – 24 с.

25.    Лях В.И., Садовски Е. О концепциях, задачах, месте и основных полдожениях координационной подготовке в спорте//теория и практика физической культуры. №8, 1989. – 24 с.

26.    Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей//Физическая культура в школе, №2, 2001. - с. 7-14.

27.    Лях В.И. Тесты о физическом воспитании школьников: Пособие для учителя.-М.: ООО “Фирма издательства АСТ”, 1998. – 272 с.

28.    Мавроматия Д. Упражнения художественной гимнастики.-М.: Физкультура и спорт, 1972. - 141с.

29.    Матвеев Л.П. Теория методика физической культуры. Учеб.для ин-ов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 549 с.

30.    Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – 224 с.

31.    Назарова О.М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5-6 лет: Методическая разработка для тренера. - М.: 2001. – 39 с.

32.    Орлов Л.П. Художественная гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1965. – 208 с.

33.    Семёнов Л. Советы тренерам: Сборник упражнений и методических рекомендаций.-М.: Физкультура и спорт, 1964. – 136 с.

34.    Укран М.Н. Спортивная гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1971. – 304 с.

35.    Филин В.П. испытание физических качеств у юных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.

36.    Филин В.П. Тренировка юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1965. – 334 с.

37.    Харченко Л.В. Совершенствование базовых координационных способностей у школьников 8-12 лет с нарушением зрения. Автореф… дис. канд. пед. Наук .- Омск, 1999. - 19 с.

38.    Шишкарёва Ю.Н., Орлов Л.П. Художественная гимнастика: уч.пособ. для секций коллективов физической культуры. - 1954. – 400 с.

39.    Шишманова Ж. Большой путь. - М.: Физкультура и спорт, 1980. –88 с.

40.    Шлёмин А.М. Юный гимнаст .- М.: Физкультура и спорт, 1973. –376 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.