скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Принципы рациональных самостоятельных занятий каратэ

Ясно также, что с точки зрения реального применения имеет смысл отрабатывать лишь те ката, которые состоят, по преимуществу, из уже освоенных и наиболее значимых с практической точки зрения базовых приёмов, описанных выше. К таким ката относятся прежде всего следующие (в терминологии Сётокан): Хеан 1-5, Бассай, Канку, Хангецу, Ганкаку, Джион. Не имеет смысла тратить время на отработку известной ката для начинающих Тай-Кёку, предложенной лишь в XX веке, поскольку она представляет собой состоящий из нескольких движений многократно повторяемый начальный фрагмент каты Хеан 1. С другой стороны, нет особого смысла в изучении большинства из небазовых одиночных приёмов, которые не входят и в ката, - как справедливо утверждают в окинавской школе Кодзё Рю, "лучше овладеть десятью приёмами как следует, чем пятидесятью кое-как" [23, с. 91]. Согласно указаниям окинавских и японских мастеров, доля времени, уходящего на отработку кат, в общем объёме тренировок не должна превышать 30-50%. Согласно окинавцам [23], практики древних китайских формальных упражнений использовали при прямом ударе рукой разные формы кисти, а не только кулак. Поэтому часть времени отработки ката следовало бы тратить на тренировку в них удара не кулаком, а ладонью и пальцами.

Приведём таблицу частотности (процента) использования на Окинаве ката, наиболее употребительных в тренировочной практике различных школ окинавского каратэ и известных в современных японских стилях (рассчитано по [23, Приложение В], в верхней части таблицы помещены названия ката, получивших в результате расчёта больше или совсем около половины "голосов").

Окинавское название ката

Доля школ (от их общего (в скобках - название Сётокан) числа 22),  употребляющих данную ката (%)

Пинан Сёдан, Пинан Нидан (Хеан 1,2) 50

Пинаны Сандан, Ёндан, Годан (Хеан 3,4,5) 45

Найхантин (Тэкки 1) 64

Пассай (Бассай) 64

Кусанку (Канку) 82

Сэсан, Сэйсан (Хангецу) 59

Тинто (Ганкаку) 54

Годзюсихо 59

Найхантин Нидан (Тэкки 2) 41

Найхантин Сандан (Тэкки 3) 41

Сантин 36

Вансу (Эмпи) 27

Дзион (Джион) 9

Дзютэ (Джиттэ) 9

Тэнсё 5

Унсу 5

Первые верхние 4 позиции в таблице полностью совпадают с программой подготовки черного пояса, изложенной в [13], и являются основной частью программы из серии М. Накаяма "Лучшее каратэ". Обязательными начальными ката считает Хеаны главный инструктор Сётокан, обладатель 8-го дана Теруюки Оказаки [26, с. 330]. Отработку кат Пинан (являющихся базовыми и в Вадо-рю) перед началом практики спарринга считал необходимой М. Ояма в уже цитированной книге, а Кейджи Томияма (Сито-рю) писал, что когда в начале XX "столетия на острове Окинава началось обучение каратэ в школах, Пинан ката стали для учеников основными" [27, с. 97].

По распространённой точке зрения, каты Пинан 1-5 появились в своё время в результате некоторой трансформации и разбития на части более древнего и длинного китайского формального упражнения. Согласно [28], ката Пинан - в значительной части являясь также продуктом склейки фрагментов кат Куся(а)нку, Пассай и Дзион - создавались сравнительно недавно для школьной гимнастики и не имеют достаточного боевого значения, а некоторые окинавские и японские мастера советовали вместо Пинан отрабатывать Кусянку, в том числе и для того, чтобы у занимающегося не выработались вредные привычки. Также и в [23, с. 167] сообщается, что создатель Пинан, Итосу Анко, убрал из своих ката (к группе переданных им ката относится, в частности, также и Джион [27]) опасные приёмы (аналогичная операция проделывалась и с Кусанку), так что, учитывая всё вышесказанное, нет возможности считать современные Пинаны (Хеаны) аутентичными и высокоэффективными боевыми комбинациями. Кроме того, совершенно справедливо приписываемое китайцам утверждение о том, что переучиваться гораздо труднее, чем сразу учиться правильно.

Из вышеприведенной таблицы видно, что ката Кусанку является единственным почти всеобщим достоянием окинавских школ в области формальных упражнений. В некоторых из них, как сообщает М. Бишоп, начальным ката был Сэйсан - упражнение, в отличие от Пинан, китайского происхождения, как и Пассай и Кусанку (Канку). Последние, к сожалению, содержат довольно много нестандартных приёмов, и достижение эффективности их в реальном поединке требует очень большого времени тренировок. Так, элементом и Канку, и Ганкаку является двойной удар ногами в прыжке - рискованное, мягко говоря, предприятие в практическом столкновении с хоть что-то понимающими людьми.

Внимательный анализ ката Тэкки, также появившихся в результате (подвергавшегося критике некоторыми окинавскими мастерами) разбития исходного китайского упражения на три части, не даёт оснований для вывода об их практической эффективности в реальном бою - как из-за применения в них низкой стойки "всадника" (открывающей для ударов пах, утомительной и не слишком устойчивой), так и из-за использования достаточно экзотических приёмов. Сходные вещи можно сказать и о Тэнсё (которая, например, вообще не включает приёмы ногами) и Сантин. Практика их в качестве так называемых дыхательных, энергетических ката, т.е. фактически для динамической медитации, смертельно опасна для души, что очевидно для православного человека. Огромный вред телесному здоровью от ката Сантин описан, на основе рассказов окинавских мастеров каратэ, в [23]. Один из первых учителей мастера, привезшего ката Сантин на Окинаву из Китая в конце XIX в., сам выходец из столетиями хранившего секреты боевого искусства китайского рода, мастер Кодзё Тайтэй, просмотрев демонстрацию Сантин, справедливо сказал, что "такое ката в реальном бою ничего не даёт", и добавил, что "это опасное ката, способное причинить вред здоровью" (цит. по [29, с. 42]).

Стоит напомнить также слова Сэйки Аракаки, президента окинавской Асссоциации Сёрин рю каратэ-до Мацумуры: "Хотя широкие стойки каратэ выглядят достаточно мощными, фактически они должны быть узкими. Эти широкие стойки были изобретены недавно японцами" [23, с. 114]. Сами японские мастера [27, 26] относят Тэкки к ката, развивающим силу, но не навыки боевого мастерства и скорость.

Вообще, складывается впечатление, что предложение подавляющего большинства из современных ката для интенсивной отработки является чем угодно, но только не разумным советом по выбору сравнительно быстро осваиваемых средств самозащиты от нескольких противников. Так, например, М. Ояма в книге [4] очень хвалил экзотическую Тэнсё, однако применял в спарринге, по воспоминаниям его учеников, совсем другие - вполне традиционные - приёмы. Интересно, что Г. Фунакоси утверждал: "Реальный бой и ката - не одно и то же" (цит. по [30, с.16]).

Противоположной, по отношению к отработке десятков ката (программирующей частые поражения спортивных каратистов в поединках с тайскими и обычными боксерами), позицией является полный отказ от формальных упражнений. Распространённый по этому поводу аргумент состоит в утверждении о непредсказуемости хода реальной схватки с несколькими противниками из-за огромного числа возможных здесь вариантов. Однако, во-первых, и вариантов нападения лишь одного противника весьма много, но, тем не менее, никто не подвергал сомнению необходимость отработки для этого случая хотя бы основных связок и комбинаций. Во-вторых, практически значимые ката и должны быть необходимыми наборами таких связок (блок-удар-перемещение) для своего случая, т.е. основными базовыми программами действий в ситуации обороны от нападения нескольких агрессоров, предполагая и будущие возможные изменения, продиктованные реальным развитием поединка.

Вот что в связи с этим пишет Том Музила (5-й дан Сётокан): "Конечно, не все технические приёмы [из ката] могут быть применены в реальном бою. Однако, ... отработка ката улучшит ваши стойки, передвижения, дыхание, углы атаки и обороны, скорость движения, практические применения и вашу способность менять направления" [31]. Важность последнего в условиях круговой самообороны очевидна, однако ясно, что отработка при этом большого количества практически бесполезных приёмов и их связок совершенно бессмысленна. А вот что утверждал сам основатель Сётокан, окинавец Г. Фунакоси: "Ката возникли как средство развития различных мышц тела, определённых рефлексов и выносливости. Многие - быть может, большинство - из движений ката никогда не применяются в реальном поединке, но именно упражнения в ката помогают победить в таком поединке" (цит. по [32, с. 59]). Последнее утверждение представляется, мягко говоря, спорным в свете частых поражений каратистов-спортсменов от боксёров разных направлений. Для развития мышц и выносливости существуют достаточно эффективные упражнения, требующие гораздо меньше времени, отнимаемого от тренировок базовой техники, - отжимания от пола, приседания на одной ноге, атлетическая гимнастика и т.п.

Сам Фунакоси, знавший множество ката, оказался в поединке с легендарным окинавским бойцом Мотобу Тёки совершенно беспомощным перед ударами последнего [33, с. 11]. Мотобу, знавший, как утверждали японские мастера, лишь одно ката [34, с. 23], "сносил" Фунакоси с ног раз за разом. Автор статьи [35], утверждающий со ссылкой на японские же источники, что Мотобу знал не одно, а много ката, указывает, тем не менее, что, согласно сказанному лично ему сыном Мотобу Тёки, "практически вся школа каратэ Мотобу-рю, все её разнообразные приёмы вытекают из" одного "ката Найханти" [с. 16].

С учётом всего сказанного ясно, что не имеет смысла, особенно в условиях ограниченности времени для тренировок, отрабатывать что-то (если вообще что-то) из ката, описанных в доступной литературе на русском языке, кроме Хангецу, использующую, в отличие от большинства других ката и в том числе Джион, одну из наиболее практичных стоек (которую, фактически, предпочитал и Брюс Ли, отвергавший формальные упражнения). К сожалению, и Хангецу включает слишком много нестандартных приёмов, чтобы эту ката можно было безоговорочно рекомендовать для отработки. Кроме того, её ключевые движения предлагается выполнять медленно [36, с. 58], а война, как говорил Цицерон, требует быстроты.

Примерная же программа тренировки базовой техники могла бы быть нижеследующей (при необходимости нагрузка может быть перераспределена внутри дня).

Утро (кроме воскресенья): 1) понедельник, четверг - блок ребром ладони (не только на обычном среднем уровне, но часть повторений на верхнем уровне (от кругового удара и от удара палкой сбоку [37, с. 75]) и часть на нижнем (от кругового удара ногой в живот), вторник, пятница - блок хайван (предплечьем изнутри наружу на верхнем уровне), среда, суббота - комбинированный блок на нижнем и среднем уровнях; 2) прямой удар рукой: понедельник, четверг - в верхний уровень, вторник, пятница - средний, среда, суббота - нижний; 3) прямой удар ногой (понедельник, четверг - в верхний уровень, вторник, пятница - в уровень паха, среда, суббота - в колено или голень); 4) упражнение для бёдер в передней стойке [8, с. 16] или стойке хангецу: 5) понедельник, среда, пятница - уход "каваши", вторник, четверг, суббота - таи-сабаки; 6) один из приёмов в движении.

День: I) понедельник, четверг - удар кулаком передней руки по типу Брюса Ли и 6.1.2.3. из [4, с. 71]; вторник, пятница - удар пальцами передней руки; среда, суббота - удар задней рукой в глаза от бедра; II) понедельник, среда, пятница - блок коленом внутрь; вторник, четверг, суббота - блок коленом наружу.

Вечер (кроме воскресенья): I. Разминка. II. Блоки: понедельник, четверг - верхний блок агэ-уке, средний предплечьем снаружи внутрь, нижний гедан-бараи; вторник, пятница - сметающий на верхнем уровне, средний предплечьем изнутри наружу, нижний снаружи, основанием ладони: среда, суббота - крестообразный (дзюдзи) сверху, клинообразный; ладонью (предплечьем) вбок на разных уровнях; дзюдзи снизу. III. Удары рукой - один-два из следующих: 1) нижний удар кулаком [6, с. 130], [4, с.76, удар 6.1.2.8]; 2) тыльной стороной кулака вперёд (уракен-учи); 3) то же в сторону; 4) то же вперед c отведением кулака к одноимённому уху [6, с. 132]; 5) то же в сторону [6, с. 134]; 6) рукой-копьём (нукитэ) вверх (в глаза, горло) [8, с. 69; 4, с.89, удар 6.1.3.25]; 7) то же в солнечное сплетение; рукой-ножом (внешним ребром ладони) снаружи внутрь; 8) то же изнутри наружу; 9) круговой удар кулаком (маваси-цуки); 10) основанием ладони вверх; 11) локтем в сторону; 12) то же вперед; 13) то же назад; 14) то же вверх; 15) то же вниз. IV. Удары ногой - один из следующих: 1) пяткой назад в комбинации с [6, с. 210]; назад параллельно полу; 2) боковой ребром стопы (йоко-гери); 3) передний коленом; 4) круговой (маваси-гери). V. Комбинация(и) для самозащиты. VI. Растяжки.

Выделенные жирным курсивом приёмы составляют Кихон № 1 - набор базовой техники школы Годзю-рю.

Вечер воскресенья: 1) прямой удар рукой: 2) прямой удар ногой.

После того, как отработаны достаточное число раз приемы базовой техники и повышена способность перенесения нагрузок, в какую-либо из тренировок в течение дня (например, вечернюю - при этом пункт III можно перенести на утро) целесообразно включить отработку одной из комбинаций "блок-контратака" из [12, раздел "Поединки"] и/или одного из наиболее эффективных вариантов таких комбинаций из [38, часть 3], использующих указанные выше базовые приёмы. К таким вариантам - аналогичные им содержатся и в [4, 13] -относятся (с возможным шагом вперед или назад) защита и контратака от:

А. Высоких атак - из

1. Агэ-укэ в: 1) прямой удар рукой (кулаком, основанием ладони, пальцами; на близкой дистанции какой-либо из ударов локтем - вверх или вперед); 2) маэ-гери (передний удар ногой); 3) маваши-гери; 4) маваши-цуки; 5) уракен-учи блокирующей рукой;

2. Шуто-укэ в шуто-учи - 5) блока ребром ладони в удар ребром другой ладони;

3. Удэ-сото-укэ (блока снаружи внутрь предплечьем) в: 6) боковой удар ногой; 7) маваши-гери передней ногой, одноименной с блокирующей рукой; 8) уракен-учи;

4. Тэ-нагаши-укэ (сметающего блока) в 9) прямой удар рукой;

5. Хаиван-нагаши-укэ (изнутри наружу) в 10) прямой удар рукой; 11) маваши-гери;

6. Дзюдзи-укэ в 12) маэ-гери.

Б. Атак в корпус - из

1. Сото-укэ (блока снаружи внутрь) в 13) удар блокирующей рукой (локтем); 14) удар другой рукой;

2. Учи-укэ (блока изнутри наружу) в 15) прямой удар рукой; 16) маваши-цуки;

3. Шуто-укэ в 17) маэ-гери; 18) шуто-учи; 19) нукитэ-учи блокирующей рукой.

В. Атак в нижний уровень - из

1. Гэдан-шуто-укэ в 20) шуто-учи;

2. Гэдан-бараи в 21) прямой удар рукой; 22) маваши-гэри;

3. Дзюдзи-укэ в 23) маэ-гери;

4. Ашибо-какэ-укэ (крюкообразного блока ногой) в 24) йоко-гери той же ногой.

Г. Разных атак - из уклона с помощью

1. Шага вперёд в сторону в 25) шуто-учи снаружи вовнутрь [39, с. 76];

2. Таи-сабаки в 26) уракен-учи [39, с. 78, 79]; 27) шуто-учи изнутри наружу; 28) йоко-гери.

Отработка комбинаций (начальными и ключевыми из которых являются выделенные выше курсивом) может производиться повторяющимися циклами, в рамках которых одной какой-то комбинации уделяется одна неделя, следующей комбинации (от атаки уже в другой уровень) - следующая неделя и т.д. Для тренировки блока с последующим ударом рукой в [7, с. 40] предлагается стойка открытых ног - между стопами примерно ширина плеч, носки развёрнуты наружу [2, с. 27, 34]. Можно отметить здесь также, что в школе Годзю-рю основные удары ногами отрабатываются в аналогичной стойке, но только с параллельными стопами [6, с. 113, 28], а удары руками - в санчин. Слишком много внимания не может быть уделено анализу дистанции, на которой применяемые приёмы способны достигать своей цели.

Детальное описание техники исполнения предлагаемых приёмов можно найти в приводимой ниже литературе - книгах японских, прежде всего, мастеров. Ката описаны в [13] и в 5-8 томах серии [2]. К описанной в [40] ката Курурунфа применима большая часть сказанного выше о других известных в литературе формальных упражнениях. Кроме того, она, во-первых, применяется всего лишь одной из 22 школ окинавского каратэ [23, с. 293], и, во-вторых, активно использует стойку кошки (нэкоаси-дати), которая ограничивает движения, особенно возможность сделать шаг в сторону выставленной вперед ногой, а "удар, проведенный из этой позиции, не будет сильным, поскольку вся тяжесть тела находится на отставленной назад ноге" [11, с. 30]. Ката Сэпай [41], практикуемая 4 из 22 окинавских школ [23, с. 295], использует непрактичные стойки сико-дати (вариант стойки всадника), кошки и заднюю (кокуцу-дати). Не более практична и описанная в [42] ката Супаринпэй, используемая, согласно М. Бишопу, лишь 2 из 22 школ окинавского каратэ.

Согласно японскому мастеру Конно Сатоси, изначально на Окинаве все стойки были высокие [43]. Глубокие "стойки дээнкуцу-дати и кокуцу-дати, когда грудь нужно подать вперед и присесть как можно ниже, хороши для тренировок ног, но в реальной ситуации в этих стойках нельзя быстро перемещаться, и из них реально ничего нельзя сделать. Да и с точки зрения здоровья, эти стойки вредны, поскольку в них можно легко получить травму поясницы" [43. с. 14].

Относительно ката можно привести яркие, хотя и резкие, высказывания легендарного Йона Блюминга, обладателя 9-го дана дзюдо Кодокан и 10-го дана каратэ Кёкусинкай. Первый иностранец - ученик Масутацу Оямы, Й. Блюминг, низко оценивая практическую значимость глубоких стоек, говорит и о "сётокановских групповых танцах для старушек" [44] и пишет: "Я привёз в Европу первые 10 ката в ноябре 1961 г., но, с другой стороны, я никогда не видел чемпиона по ката, который смог бы побить хотя бы свою бабушку, будь у неё в руках зонтик. В наши дни значение ката чрезмерно преувеличивают" [45].

Много полезной информации содержит написанная Р. Хаберзетцером серия [46] из шести частей в четырёх книгах. Там сообщается, в частности, что исследования, проведенные в Японии, показали, что продолжительные занятия с макивара снижают скорость удара и в конечном счёте вредят совершенствованию [46, Ч. III, с. 177, 179]. Однако не следует выполнять описанные в указанной серии ментальные упражнения и, в частности, исполнять следующий, предлагающий по сути магическую практику, совет: "при каждом контакте посылайте свою ментальную энергию сквозь макивара" [c. 176] - святые отцы Православной Церкви предупреждают о том, что воображение это очень опасная область.

В заключение приведем предостережение авторов (один из которых врач-профессор, специалист по спортивной медицине) книги [26, с. 369]: "При интенсивных тренировках, длящихся 60 минут или более, рекомендуется выпивать большое количество воды тремя часами ранее. Всегда лучше пить больше ... Если потребление жидкости слишком мало, то может наступить обезвоживание, а это опасно. В других видах спорта сообщалось о ряде смертей от обезвоживания ... Не желателен и не должен приниматься горячий душ сразу после тренировки, особенно начинающими более старшего возраста. Причина состоит в том, что горячая вода сразу после тренировки может вызвать избыточную аккумуляцию тепла и периферийный сосудистый коллапс. В других видах спорта наблюдается высокая корреляция травм и случаев серьёзной нетрудоспособности с такой практикой".

Список литературы

1. А. Парцевский. Саньда: техника свободного поединка в ушу. М.: ДИКОП, 1991

2. М. Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 1. Полный обзор. М.: Ладомир, АСТ, 1998

3. Г. Фунакоси. Каратэ-до Ньюмон. Ростов-на- Дону: "Феникс", 1999

4. М. Ояма. Это - каратэ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000

5. Г. Фунакоси. Каратэ-до - мой образ жизни. Ростов-на- Дону: "Феникс", 1999

6. Н. Госэй Ямагучи. Основы годзю-рю каратэ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999

7. М. Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 2. Основы. М.: Ладомир, АСТ, 1998

8. М. Накаяма, Д. Дрэгер. Практическое каратэ для всех. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999

9. М. Накаяма, Д. Дрэгер. Практическое каратэ на улице. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999

10. А. Горбылёв. Становление школы Кёкусинкай // Додзё: воинские искусства Японии, 2000, № 4, с. 17-38

11. Брюс Ли - человек-легенда. Книга 1. Методы тренировок Брюса Ли. Бишкек: Изд-во "Физкультура и спорт", МСП "Интерконтакт", СОШИВЕ, 1991

12. Каратэ школы "Вадо-рю". М.: РУССЛИТ, 1995

13. Н. Такэнобу. Каратэдо: входные ворота. Минск: Сэкай, 1994

14. F. Enloe. Maximum Flexibility // M.A. Training, November 1999, Vol. XXVI, No.6, pp. 42-44

15. The Facts on Flexibility // Martial Arts Training, September 2000, Vol. XXVII, No.5, pp.40-41 [интервью с Lynn Millar]

16. В. Коваль. С дзю-дзицу на улицу // Кэмпо: боевые искусства сегодня и вчера, 1995, № 5, с. 2-7

17. Московский дом "Шото" // Гунфу, 2002, № 2, с. 42-45

18. И.В. Фадеев. Кунгфу-ушу: Стиль Королевской кобры. Начала боя. М., 2000, рукопись.

19. Московский Комсомолец, 1.02.2002

20. В. А. Иванченко. Секреты вашей бодрости. М.: Знание, 1988

21. В. Дубинин, А. Горбылёв. Сито-рю каратэдо // Додзё: воинские искусства Японии, 2000, № 4, с. 2-16

22. А.А. Долин, Г.В. Попов. Кэмпо - традиция воинских искусств. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1992

23. М. Бишоп. Окинавское каратэ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001

24. А. Попов. Один из пяти "великих" стилей // Кэмпо: боевые искусства сегодня и вчера, 1997, № 4, с. 41-43

25. Цзи Цзяньчэн. Система самозащиты дуаньда // Кэмпо: боевые искусства сегодня и вчера, 1994, № 6, с. 45-50

26. T. Okazaki, M. Stricevic. The Textbook of Modern Karate. New York: Kodansha International, 1984

27. К. Томияма. Основы каратэ-до. Сухуми, 1992

28. А. Горбылёв. Итосу Анко - отец современного каратэ // Додзё: воинские искусства Японии, 2002, № 3, с. 31-42, 47

29. А. Горбылёв. Опасности ката Сантин // Додзё: воинские искусства Японии, 2000, № 5, с. 42-45

30. Сущность каратэдо древности и наших дней. Главы из книги Хошу Икеды // Joshinmon International, март 2001, № 10, с. 15-19

31. T. Muzila. 3001: A Forms Odyssey: It May Take 1,000 Years Before We Decide Whether Forms Are Worthless or Worthwhile // M.A. Training, November 1999, Vol. XXVI, No. 6, p. 16

32. Д. Стивенс. Три мастера будо. Киев, 1997

33. А. Горбылёв. Вадо-рю - "Школа Японского Пути" // Додзё: воинские искусства Японии, 2002, № 5, с. 5-17

34. А. Горбылёв. Найханти - главное ката Томари-тэ и Сюритэ // Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 1, с. 23-33

35. А. Горбылёв. Мотобу по прозвищу "Обезьяна". Часть 2 // Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 2, с. 15-21

36. М. Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 7. Джиттэ, Хангецу, Эмпи. М.: Ладомир, ООО "Издательство АСТ", 2000

37. Каратэ для всех: Самооборона в фотографиях. М., 1990

38. М. Накаяма. Динамика каратэ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999

39. М. Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 3. Кумитэ 1. М.: Ладомир, АСТ, 1998

40. А. Горбылёв. В поисках корней окинавского каратэ: ката Курурунфа и фуцзяньский кулак Дракона // Додзё: воинские искусства Японии, 2002, № 4, с.55-64

41. Сэпай // Додзё: воинские искусства Японии, выпуск 7, плакат

42. А. Горбылёв. Супаринпэй: сколько связок в главном ката каратэ? // Додзё: воинские искусства Японии, 2002, № 6, с. 51-64

43. В. Натаров. Интеллектуальное каратэ Конно-дзюку // Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 5, с. 12-20

44. Йон Блюминг: откровения "зверя из Амстердама" о Кодокане и Кёкусинкае // Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 4, с. 12-15

45. Йон Блюминг: откровения "зверя из Амстердама" о Кодокане и Кёкусинкае // Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 5, с. 16-21

46. Р. Хаберзетцер. Каратэ-до. Часть I. Тирасполь: ЧП "МОДУС", 1995; Ч. II, 1996; Ч. III, 1997; Ч. IV-VI, 1997

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru/


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.