скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук

В наибольшей мере черты обзорной и предметной лекции своеобразно соединяются в установочных лекциях, читае­мых, как правило, для студентов-заочников Главными за­дачами в установочной лекции является оказание помощи в овладении основами предмета, систематизации имеющихся у слушателей знаний, акцентировании внимания на наибо­лее сложных и важных проблемах курса, выдача рекомен­даций по самостоятельной работе и наиболее качественном литературе.

Но как бы ни рознились учебные лекции по форме и ви­ду, их объединяют общие для них требования.

1 Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении

2 Лекция должна, безусловно, выходить за рамки даже самою свежего и удачного учебника.

3 Лекция должна учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов

4. Лекция должна быть грамотной и логичной с точки зрения языка.

5 Лекция должна быть яркой и убедительной.

Таковы самые главные черты учебной лекции как веду­щей формы учебного процесса и магистральные требования, предъявляемые к ней.

Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в высшей школе определяющей его содержание. Лекция должна дать главным образом основные установки на самостоятельную работу или подытожить самостоятельное изучение темы студентами, дать обзор, который помог бы систематизировать полученные на основе самостоятельной работы знания, систематизировать накопленную информацию и на ее основании сделать определенные выводы.

1.5. Сущность и  место в учебном процессе практических занятий.

Термин семинар имеет своим корнем древнее выражение «Seminarium» — рассадник знаний.

Специфику и место семинара как формы в системе учеб­ного процесса можно определить такими обстоятельствами:

во-первых, на семинарские, практические занятия отводится ныне от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин;

во-вторых, из всех форм учебной работы семинары пре­доставляют наиболее благоприятные возможности для уг­лубленного изучения экономической теории, выработки са­мостоятельного творческого мышления у студентов;

— в третьих, семинары — это та учебная форма, с ко­торой начинается педагогическая деятельность молодых преподавателей;

- в-четвертых, успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от студентов.

Исходя из этого, вопрос о функциях семинара, практи­ческого занятия и даже об их субординации и сегодня является дискуссионной проблемой для педагогов, методистов и психологов.

Нам представляется, что основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так.

1. Учебно-познавательная функция — закрепление, рас­ширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в хо­де самостоятельной работы.

2. Обучающая функция — школа публичного выступле­ния, развитие навыков отбора и обобщения информации.

3. Побудительная функция — побуждение на основе ана­лиза состояния подготовки к более активной и целеустрем­ленной работе.

4. Воспитывающая функция — формирование мировоз­зрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелос­ти, научного поиска, состязательности.

5. Контролирующая функция — контроль за уровнем зна­ний и качеством самостоятельной работы студентов. Ска­жем откровенно, многие педагоги и методисты именно эту функцию считают первоочередной.

Исключительно многообразны формы проведения семи­нарских, практических занятий. В ряде работ по методике их выделяют до 15. Рассмотрим наиболее распространенные.

Контрольно-обучающий семинар — это семинар, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы. Главная цель — максимальный охват обучаемых контролем.

Обучающий семинар — это семинар, на котором в центре внимания самостоятельные выступления студентов, расширяющие и дополняющие лекционный материал. При этом темы для выступлений могут быть розданы и распре­делены заранее — «фиксированные выступления». Это лишь усилит информативность семинара и повысит его теорети­ческий уровень.

Творческий семинар — это семинар, максималь­но обеспечивающий творческую самостоятельность обучае­мых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, пуб­личной защиты рефератов.

Наконец, практическое занятие. Оно может проводиться по изучению конкретного источника, в виде де­ловой (ролевой) игры, решения задач с помощью персональ­ного компьютера, экскурсии или встречи с учеными, прак­тиками, преподавателями и студентами других вузов.

Хотелось бы в заключении вопроса подчеркнуть, что каж­дая из перечисленных форм имеет свои достоинства; вместе с тем проведение каждой из них сопряжено с определенны­ми трудностями.

Успех и эффективность любой из форм семинара дости­гается только упорной и тщательной подготовкой. Поэтому подготовка к семинару включает в себя как подготовку пре­подавателя, так и подготовку слушателей.

Подготовка преподавателя объединяет теоретическую и методическую области. С точки зрения теоретической, преподаватель обязан глубоко уяснить план и сформировать замысел семинара, изучить литературу, посетить лекции (ес­ли он их не читает), отработать для себя лично наиболее важные и сложные моменты темы.

С точки зрения методической он обязан тщательно разо­браться как с общей методикой проведения семинаров, так и с методическими особенностями предстоящего. Кроме то­го, на ею «совести» лежит не только доведение плана семи­нара до обучаемых, но и выдача им таких методических ре­комендаций, которые обеспечат и эффективность, и качество занятия.

Для студентов подготовка к семинару будет заключаться в знакомстве с темой и планом семинара, уяснении его за­мысла и методических особенности, сборе материалов для выступлений. При возникновении трудностей и проблем сту­денты приходят на консультации (групповые и индивидуаль­ные) к преподавателю.

Таким образом, практическое занятие или семинар является результатом самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное. В свою очередь успех семинара заложен в его тщательной, всесто­ронней подготовке.

1.6. Сущность и  место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельную работу студентов как вид учебной деятельности характеризует:

Во-первых, он связан со всеми формами планового учеб­ного процесса.

Во-вторых, он специфичен как по содержанию, так и по многообразию методических приемов.

В-третьих, руководство самостоятельной работой требу­ет от преподавателя не только теоретических знаний и ме­тодических умений, но и организаторских качеств.

Сложность руководства и организации самостоятельной работы студентов объясняется целым рядом факторов, глав­ными из которых являются

— частая смена экономических приоритетов;

— отсутствие современных стабильных учебников и по­собий по экономическим наукам;

— слабость фонда библиотек по проблемам экономики;

- специфика этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);

— отсутствие единства в организационных и методичес­ких требованиях к самостоятельной работе.

В частности, нет законодательно установленных нормати­вов по самостоятельной работе, хотя в практике такие ус­редненные нормативы сложились.

Основными видами самостоятельной работы студентов являются: конспектирование и отработка лекций, изучение и конспектирование литературы и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка к зачетам и экзаменам, подготовка контрольных, курсовых, выпускных и дипломных работ.

Роль преподавателя в организации и руководстве само­стоятельной работой включает в себя:

1) обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;

2) управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание по­мощи в повышении эффективности и качества работы;

3) контроль за самостоятельной работой: как непосред­ственный, так и опосредованный через контрольно-провероч­ные мероприятия;

4) коррекция самостоятельной работы: групповая и ин­дивидуальная.

Подчеркивая педагогическую сущность самостоятельной работы в процессе учебы, К. Д. Ушинский отмечал: «Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

Таким образом, только сочетание методических и орга­низаторских усилий педагога, постоянная коллективная и индивидуальная забота и потребность обеспечат эффектив­ную и качественную самостоятельную работу студентов. Организация самостоятельной работы студентов по экономическим дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления студентов.

1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.

Одной из важных составных частей учебного процесса является текущий и семестровый контроль успеваемости. К основным функциям контроля можно отнести такие:

— он обеспечивает необходимое наблюдение за степенью усвоения изучаемого;

— способствует приведению знаний в систему;

— помогает более глубокому уяснению как отдельных тем, так и учебного курса в целом;

— стимулирует сознательное и активное отношение к уче­бе, воспитывает чувство ответственности за достигнутые ре­зультаты;

— помогает развитию памяти и мышления у студентов;

— вызывает необходимость в работе с источниками, учеб­никами, приучает учиться использовать полученные знания для практической деятельности;

— дает материал преподавателю для совершенствования содержания и методики, а то и корректировки дальнейшей педагогической деятельности.

Наконец, анализ хода и итогов контроля дает возмож­ность в известной мере судить о постановке учебно-воспи­тательного процесса в данном высшем учебном заведении.

Столь многообразные функции контроля выдвигают и многоплановые требования к нему.

ВСЕСТОРОННОСТЬ. Данное требование предполагает осуществление контроля по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности изложения.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Контроль должен обеспечить не просто персональную оценку каждого контролируемого, а индивидуальное ее обоснование и индивидуальный разбор уровня подготовки каждого.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это, естественно, не означает школьной системы опроса на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие его этапы и мобилизовывали, и вынуждали к систематической работе над собой каждого студента.

СТИМУЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. Контроль не может и не должен пугать и разочаровывать, а, наоборот, подбад­ривать, поддерживать любое движение вперед, поощрять старание.

По видам и формам контроль подразделяется на:

— текущий (семинар, практическое занятие, контроль­ное занятие, контрольная работа);

— промежуточный (индивидуальное собеседование, зачет, экзамен — если он не единственный);

— итоговый (заключительный экзамен по предмету, го­сударственный экзамен, защита дипломной работы). По методике проведения контроль бывает:

— устным (методом устного опроса);

— письменным (путем письменных ответов);

— путем защиты разработанных рефератов;

— в виде деловой игры.

Таковы основные функции, виды, формы, методы конт­роля и требования, предъявляемые к нему.

Правильная методика проведения контроля побуждает студента изучать большее количество информации и самосовершенствоваться.

2.   Современные основы преподавания экономики  в высшем учебном заведении.

2.1. Современная система высшего экономического образования.

События последних лет в Украине привели, во-первых, к организационному преобразованию вузовской системы в университетскую систему и, во-вторых, к широкому распространению подготовки экономистов в самых различных по профилю учебных заведениях. Для страны это породило не одну проблему.

Если исходить из устоявшегося содержания университетского образования, то, как обеспечить университетский уровень экономической подготовки во всех появившихся университетах, где есть или открылись экономические факультеты?

Поскольку университетская подготовка предполагает соответствующий кадровый потенциал преподавательского и научного персонала, постольку важно выяснить – каким образом и в какие сроки возможно формирование такого потенциала в новых университетах.

Фундаментальность экономического образования в университетах обеспечивается, как правило, основательностью изучения экономической теории. В этой связи следует ли считать университетской подготовку экономистов в “прикладных” университетах, где упор делается на отраслевые экономические дисциплины и по существу выпускаются специалисты узкого профиля.

Международное сообщество выработало ряд критериев для университетского образования, включая экономическое. Если учитывать эти критерии, то каким образом развивать международное сотрудничество в области экономического образования; насколько следует учитывать наряду с американским и европейским азиатский опыт в этой сфере.

Общегосударственное регулирование университетского экономического образования в современных условиях не исключает применения рыночных индикаторов для определения рейтинга университетов. Однако подобные процедуры не должны носить конъюнктурный или рекламный характер в своей основе.

2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика.

Во все времена существовала проблема взаимосвязи экономического образования и хозяйственной практики. Эта проблема особенно обострилась в Украине в последние годы.

Что положить в основу обучения – идеальную модель рыночной экономики или решение реальных хозяйственных вопросов? Возможно ли сочетание того и другого в учебном процессе и каково должно быть их оптимальное соотношение?

Системность экономического образования помогает всестороннему восприятию действительности и перспектив ее изменения. Взаимозависимость хозяйственных процессов, их обусловленность, с одной стороны, сложившимися закономерностями, а с другой – субъективными действиями реальных людей, объективно повышает роль фундаментальной подготовки руководителей и профессионалов разного уровня в иерархии управления государственных и негосударственных структур.

Всеобщность рыночных принципов предполагает экономическую оценку или обоснование любых действий в обществе. Это означает, что существует своеобразная рыночная атмосфера формирования человека на всем образовательном пути: семья – школа – университет – работа. Важно, чтобы деформация рыночных преобразований в России не привела к деформации экономического образования.

2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.

Ключевым звеном экономического образования является освоение экономической теории. В свою очередь важнейшим рычагом воздействия на хозяйственную практику является экономическая политика. Эффективность экономической политики зависит не только от степени реализации выводов и рекомендаций экономической теории.

Современная экономическая теория – не монолит, она представляет собой совокупность различных школ и направлений. Однако преподавание экономической теории должно быть системным и цельным. Именно такой подход к преподаванию позволяет рассчитывать о наиболее эффективном воздействии экономического образования на реальную экономическую политику.

Опыт реальной экономической политики в зарубежных странах и в России за длительный исторический период свидетельствует о том, что наибольшая результативность достигается тогда, когда политика опирается не на одну научную школу или направление, а на их сочетание. Подобное сочетание различно и зависит от конкретной страны и политической ориентации правительства. Одним из объяснений такой ситуации выступает факт развития смешанной экономики во всех развитых странах.

Кризисные явления в мировом хозяйстве в 1997-1999 годы вынуждают международные экономические организации искать решение многочисленных проблем также в сочетании различных теоретических подходов и взглядов. Всеобщность рыночных отношений в мире и все большее развитие глобализации объективно повышают роль экономической науки в формировании национальной и международной экономической политики на рубеже третьего тысячелетия.

Университетское экономическое образование по своему содержанию и форме позволяет в наибольшей мере быть готовым к современным вызовам на различных уровнях хозяйствования – корпоративном, национальном, международном.

2.4. Роль математики в экономическом образовании.

Сегодня никого не следует убеждать в необходимости активного изучения и применения математики в экономическом образовании. Без математики не может обойтись фактически ни одна наука. Однако есть различия между математикой как одним из методов исследования в экономической теории и математикой как самостоятельной частью экономического образования вообще.

В экономической теории имеют место различного рода абстракции – аналитические и математические. Первые позволяют давать качественные характеристики объекта анализа, вторые – больше связаны с количественными параметрами. Преобладание одних или других не дает полной картины и только использование в необходимой мере обеих раскрывает экономическое явление в системном виде.

Экономика не развивается по шаблонам, хотя в хозяйственных процессах обнаруживается немало закономерностей, тенденций, существуют объективные экономические законы. Научные предпосылки анализа всегда в той или иной мере ограничивают объект исследования. Без подобных предпосылок не обходится ни одна модель, ни одна формула или функция. Важно осознавать эти ограничения математического подхода и не абсолютизировать его эффективность.

Изучение математических дисциплин организует мышление, способствует развитию четкости и лаконичности в изложении доводов и аргументов, дисциплинирует научные исследования и создает необходимую базу для понимания и сопоставления исследовательских работ и учебных дисциплин разных стран. Язык математики – это, образно говоря, язык музыки, которые могут в большинстве случаев понимать все без переводчика. Проблема состоит в том, чтобы отобрать те математические дисциплины, которые более всего необходимы как экономистам-теоретикам, так и экономистам-практикам.

2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация.

Фундаментальность университетского экономического образования не исключает, а, наоборот, предполагает определенную специализацию студентов. Подобно тому, как в экономике продолжают образовываться новые отрасли, в системе экономических наук возникают новые отраслевые направления. Этот процесс особенно активизировался в Украине в ходе перехода к рыночным основам хозяйствования. Есть также специализация по страновым признакам и функциям тех или иных сегментов рыночного механизма.

Фундаментальность подготовки обеспечивается по всей вертикали обучения, а не означает изучение базовых дисциплин только на начальных курсах. В известном смысле оптимальному соотношению фундаментальной и специальной подготовки способствует трехуровневая система: бакалавриат – магистратура – аспирантура. Три уровня подготовки в экономическом образовании отвечают самым разным требованиям рыночной экономики.

Бакалавриат дает базовую подготовку самому массовому кругу экономистов. На этом уровне подготовки специализация может происходить как по отраслевому принципу, так и по степени освоения и использования математических методов анализа экономики. При этом важно, чтобы было найдено оптимальное соотношение обязательных курсов и курсов по выбору. Не всегда обилие курсов по выбору дает наилучший результат. В свою очередь “усреднение” математики для всех студентов бакалавриата не позволяет иметь выпускников с углубленной математической подготовкой.

Продолжение фундаментальной подготовки в магистратуре уже напрямую связывается с целевой специализацией, закрепленной магистерской программой. На этом уровне обеспечивается специализация и по базовым дисциплинам. Тем самым создается возможность готовить магистров-экономистов-аналитиков не для страны или хозяйства в целом, а для отдельных сфер деятельности в соответствие с прогнозным рыночным спросом на профессионалов такого уровня.

Выпускник магистратуры при поступлении в аспирантуру углубляет свою специализацию уже в сфере научных исследований. Спрос на профессионалов такого рода имеет штучный характер в рыночной экономике. Только прочная и всесторонняя фундаментальная подготовка позволяет аспирантам сделать действительно актуальное и глубокое кандидатское исследование. Это обеспечивается специальной программой работы с аспирантами на факультете и кафедрах.

Подготовка бакалавров и магистров имеет еще и международный аспект. Если исходить из всемирного распространения рыночных принципов, а также из целевой задачи подготовки кадров для рыночной экономики, то общей системой такого образования выступает именно двухзвенная подготовка: бакалавр-магистр.


Заключение.

Подводя итог проделанной работе можно сделать следующие основные выводы о системе высшего экономического образования в Украине и методике преподавания экономических дисциплин.

1.    События последних лет в Украине привели, во-первых, к организационному преобразованию вузовской системы в университетскую систему и, во-вторых, к широкому распространению подготовки экономистов в самых различных по профилю учебных заведениях.

2.    Эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания.

3.    Методика — от­расль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).

4.    Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины.

5.    На данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в высшей школе определяющей его содержание.

6.    Практическое занятие или семинар является результатом самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное.

7. Растет роль самостоятельной работы в системе высшего образования. Самостоятельная работа студентов по экономическим дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления студентов.

 роль самостоятельной работы в системе высшего образования.

7.    Качественная организация контроля – залог стимулирования студента на получение необходимых знаний.


Список использованной литературы:

1.   Андреев Е. Г. Педагогика в работе лектора. М., 1974.

2.   Баранов С. П., Принципы обучения. М., 1975.

3.   Бруннер Д. Процесс обучения. Пер. с нем. М., 1962.

4.   Выбор методов обучения / Под ред. Ю. К. Бабанско-го, М., 1981.

5.   Зиновьев С. И. Лекция в советской высшей школе. Изд. 3-е. М., 1968.

6.   Зотов И. С. Некоторые вопросы методики чтения лек­ции по общественным наукам в вузе. М., 1971.

7.   Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. М., 1984.

8.   Кожевников К. П. Методика подготовки лекции. Ки­ев, 1988.

9.   Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способ­ностей. Л-д. 1961.

10.       Методика преподавания общественных наук. / Под ред. С. Г. Луконина, В. В. Серебрянникова. М., 1975.

11.       Основы педагогического мастерства: уч. пособ. для пед. уч. завед. / Под ред. И. А. Зазюна. М., 1989.

12.       Савельев В. П., Туляков Ю. Т. Самостоятельная ра­бота — важная составная часть учебного процесса. Симферополь, 1993.

13.       Совершенствование форм и методов преподавания политической экономии. / Под ред. М. М. Макаренко. М. 1976.

14. Туляков Ю. Т. Основы методики преподавания. Симферополь, 1998.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.