скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Методика обучения теме "Создание Web-страниц с помощью языка HTML" в курсе информатики для слабослышащих школьников 11-х классов

Дипломная работа: Методика обучения теме "Создание Web-страниц с помощью языка HTML" в курсе информатики для слабослышащих школьников 11-х классов


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По теме: «Методика обучения теме «Создание Web-страниц с помощью языка HTML» в курсе информатики для слабослышащих школьников

11-х классов»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

§1.1 Закономерности психического развития детей с нарушением слуха

§1.2 Связь зрительного восприятия и наглядно-словесных средств обучения у детей с нарушениями слуха

§1.3 Особенности воображения у слабослышащих школьников

§1.4 Особенности усвоения знаний учащимися с нарушениями слуха

§1.5 Восприятие слабослышащими письменной, жестовой и дактильной речи

ГЛАВА II. ЯЗЫК ГИПЕРСТКОВОЙ РАЗМЕТКИ ДОКУМЕНТОВ HTML

§2.1 История возникновения и основная характеристика языка HTML

§2.1.1 Структура документа HTML

§2.1.2 Основные средства форматирования текста

§2.1.3 Форматирование HTML документа

§2.1.4 Гиперссылки

§2.1.5 Списки

§2.1.6 Таблицы

§2.17 Графика

§2.1.8 Фреймы

§2.1.9 Формы

ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛУ "СОЗДАНИЕ WEB - СТРАНИЦ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКА HTML" ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ

§3.1 Методы обучения

§3.2 Формы обучения

§3.3 Пояснительная записка

§3.4 Программа

§3.5 Основные знания и умения

§3.6 Учебно-тематический план

§3.7 Контроль знаний и умений учащихся

§3.8 Темы уроков по информатике для 11 классов

§3.9Экспериментальное исследование эффективности предлагаемой методики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ



ВВЕДЕНИЕ

Информационные технологии приобретают всё большее влияние на нашу жизнь. Еще несколько лет назад работа на компьютере была уделом только ограниченного числа людей, теперь компьютеры применяются повсеместно во всех областях нашей жизни.

Поскольку любая деятельность человека начинается с обучения, то и в эту сферу с полным правом широко вторгается компьютер. А обучение начинается в школе.

Нарастание потока информации, приводящее к ее удвоению каждые несколько лет, делает в ряде случаев, невозможным решение различных задач без широкого использования вычислительной техники. Над компьютеризацией надстраивается значительно более глубокий процесс – информационный, охватывающий все стороны общественной жизни. Это связано с непосредственным внедрением современных персональных компьютеров практики вовсе сферы науки, техники и экономики.

Поэтому следует признать глубоко обоснованной одну из задач совершенствования образования, состоящую в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники. При этом необходимо дать всем учащимся к окончанию школы не просто утилитарные знания об использовании современной вычислительной техники и перспективах ее развития, а так же и умение грамотного ее применения для эффективного решения самых разнообразных задач.

Поэтому в программе средней школы совершенно обоснованно был введен новый предмет, который получил название «Основы информатики и вычислительной техники».

Для обучения школьников с нарушениями слуха решению задач на оптимизацию мы выбрали HTML, потому что программа, во-первых, распространена повсеместно и имеет широкие возможности для решения таких задач.

Во-вторых, книг, брошюр, статей и другой литературы по этой теме исследования для школьников с нарушениями слуха практически нет, что отрицательно сказывается на качестве подготовки учащихся.

В-третьих, мы выбрали HTML , не только потому, что эта программа позволяет эффективно решать задачи на оптимизацию, но и потому, что она практически повышает интеллектуальную активность, формирует общие интеллектуальных способности, особенно понятийного теоретического мышления, совершенствует умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно, развивает практические умения и навыки, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Этим обосновывается наш выбор темы дипломной работы.

Поняв важность HTML в школьном курсе информатики необходимо определить объект, предмет, цель и гипотезу данного исследования.

Объект исследования – методика обучения информатике школьников с нарушением слуха в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Предмет исследования – процесс обучения школьников с нарушением слуха разделу «Создание Web-страниц с помощью языка HTML» курса информатики.

Цель исследования – разработать методику обучения разделу

«Создание Web-страниц с помощью языка HTML» курса информатики школьников с нарушением слуха в 11-х классах специальной (коррекционной) образовательной школы.

Гипотеза исследования состоит в том, что использование информационных технологий и специально разработанных методов обучения позволяет повысить эффективность обучения школьников 11-х классов с нарушением слуха технологии создания Web – страниц с помощью языка HTML.

Задачи исследования:

1)  проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу, посвященную особенностям обучения информатике детей с нарушением слуха;

2)  выявить особенности использования языка гипертекстовой разметки HTML;

3)  разработать программу для обучения разделу «Создание Web-страниц с помощью языка HTML» курса информатики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;

4)  предложить методы и формы обучения разделу «Создание Web-страниц с помощью языка HTML» курса информатики.

Новизна исследования состоит о том, что обоснована необходимость обучения информационным технологиям на уроке информатики в старшей школе.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе раскрываются особенности обучения учащихся с нарушениями слуха. Были выявлены основные закономерности подготовки учащихся с нарушениями слуха, касающиеся зрительного восприятия, воображения, а также усвоения и восприятия знаний.

Во второй главе выявлены особенности использования языка гипертекстовой разметки HTML

В третьей главе разработана методика обучения разделу «Создание Web- страниц с помощью языка HTML» для слабослышащих учащихся.

В заключении сформулированы результаты проведенного исследования дипломной работы.

Список литературы содержит 21 наименований.

В приложении 1 размещена практическая работа темы «Структура HTML-документа».

В приложении 2 размещена практическая работа темы «Форматирование текста».

В приложении 3 размещена презентация темы «Создание списков в html- документе».

В приложении 4 размещена практическая работа темы Создание гиперссылок».

В приложении 5 размещена практическая работа темы «Создание таблиц в html-документа».

В приложении 6 размещена практическая работа темы «Вставка графики в html-документе»

В приложении 7 размещена практическая работа темы «Фреймы».

В приложении 8 размещена практическая работа темы «Формы».


ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В этой главе приводятся причины некоторой заминки в психическом развитии слабослышащего ребенка, и, соответственно, выделяются закономерности психического развития детей с нарушениями слуха. Идет выявление компенсаторных функций, в результате которого приходим к выводу, что у слабослышащих детей отсутствие слуха компенсируется зрительным восприятием, рассматривается роль наглядных средств в обучении ребенка с нарушением слуха. Рассматриваются особенности воображения, создаются наиболее оптимальные условия для развития творческого воображения, и также особенности усвоения знаний. И под конец анализируется восприятие слабослышащих к письменной, жестовой и дактильной речи, в котором показаны их проблемы и положительные моменты в каждом из способов восприятий.

§ 1.1 Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха

Психическое развитие детей с нарушениями слуха – это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению ряда других функций, связанных со слухом опосредствованно. Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие слабослышащего ребенка.

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. И.М.Соловьев выделяет две такие закономерности.

Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на ребенка с нарушением слуха очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях, например, наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная речь в обеих формах – импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) – приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной.

Вторая закономерность – отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпах психического развития внутренне связаны с отличиями в структуре психики. И.М.Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и ребенком с нарушением слуха, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематических сурдопедагогических воздействий различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка [17]. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

Сейчас мы рассмотрим, как выделенные общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха проявляются в процессе становления конкретных познавательных процессов.

§ 1.2 Связь зрительного восприятия и наглядно-словесных средств обучения у детей с нарушениями слуха

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у детей с нарушениями слуха особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка с нарушением слуха становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Познавательная активность слабослышащего ребенка выше, когда он видит реальный предмет. В тех случаях, когда он в учебно-познавательной деятельности опирается только на изображение предмета, изучаемый материал воспринимается с меньшим успехом.

Поэтому у детей с нарушениями слуха зрительное восприятие слов (“глобальное чтение”), написанных на табличках, начинается с нерасчлененного восприятия и узнавания табличек (сначала – по цвету, фактуре, позднее – по первой букве слова и т.п.). Эти таблички педагог соотносит с определенными предметами и действиями, т.е. благодаря зрительному восприятию слов у слабослышащих детей закладываются представления о сигнальных функциях слов и их фонетическом строе. Для них зрительное восприятие слов – первый этап знакомства с языком.

Зрительные ощущения и восприятия у детей с нарушениями слуха развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты лучше. Слабослышащие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Ребенок с нарушением слуха может воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия. Каждая фонема нашего языка имеет свой соответствующий артикулярный образ. Поэтому слабослышащий ребенок зрительно воспринимает и запоминает этот образ. В дальнейшем в процессе длительных упражнений он уже может различать зрительно артикуляторные образы целых слов.

В процессе обучения воспитания у слабослышащих совершенствуется тонкость и дифференцированность зрительного восприятия, в том числе мимики, движений губ, лица и жестов партнеров по общению, изменений положения пальцев при дактилировании.

На основании этого, мы рассмотрим принцип связи наглядных и словесных средств обучения.

Традиционно принцип наглядности рассматривался в дидактике с точки зрения опоры на чувственный, познавательный опыт ребенка. Он предполагает организацию наблюдений в целях накопления, систематизации и обобщения чувственных образов как основы формирования новых понятии, выводов, правил в учебно-воспитательном процессе, что правомерно для первоначального этапа обучения детей с нарушениями слуха.

Такой принцип приобретает особую значимость в обучении слабослышащих учащихся. Лишенный слуха, а значит, и возможности самостоятельно овладеть словесной речью, сформировать словесно-логическое мышление, слабослышащий, вне специального обучения постигает лишь способы наглядно-действенного и наглядно-образного отражения окружающей жизни. Объем внешних воздействий на слабослышащего ребенка при этом сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. На начальном этапе обучения, наглядность облегчает слабослышащему познание многообразия конкретных явлений, предметов окружающего мира, обеспечивает связь между словом и образом, создает условия для развития наблюдательности, коррекции восприятие и мышления. При этом наглядность сама по себе не гарантирует активного наблюдения, для которого характерно, формирований у учащихся внутренних вопросов, активной, мысли. Принцип наглядности требует, чтобы в любом акте наглядного, обучения восприятие и абстрактное мышление выступали в единстве. Использование наглядности способствует развитию воображения, яркому запечатлению и длительному сохранению в памяти учебного материала, стимулирует познавательный интерес к изучаемому, предмету.

Развивающее влияние наглядности зависит от разнообразия наглядных пособий и методических приемов их использования. Среди наглядных средств, применяемых в обучении слабослышащих, можно выделить:

·  средства предметно-образной наглядности (натуральные предметы, их плоскостные объемные изображения), которые помогают компенсировать бедность чувственного опыта слабослышащих детей, обеспечить формирование четких образов новых предметов и явлений, актуализацию образов прошлого опыта школьников;

·  средства знаковой (условной) наглядности (схемы, опорные сигналы, чертежи, карты, графики, таблицы, опорные конспекты и т.д.), облегчающие процесс преобразования мышления;

·  средства динамической наглядности (диафильмы, видеофильмы, кинофильмы или их фрагменты, компьютеры, ТСО), позволяющие учащимся с нарушениями слуха увидеть предмет в действии, процесс в развитии.

Особая роль в организации познавательной деятельности слабослышащих учащихся в современной школе отводится компьютерам. Компьютер позволяет значительно расширить спёктр решаемых задач, сформировать качественно новый образ явления, провести моделирование экспериментов, которые невозможно организовать в лабораторных условиях. Графические возможности компьютера позволяют продемонстрировать динамические явления, которые нельзя описать словами или изобразить на доске. Использование компьютеров делает учебный процесс более интересным и эффективным, экономит время учащихся, разнообразит творческую деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.