скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Возможности профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов при обучении элективному курсу "Основы веб-дизайна"

В информационно-технологическом профиле, в отличие от физико-математического, углубление знаний должно сопровождаться реализацией следующих задач: развитием различных видов мышления, пониманием и разностороннем представлением о роли информации и информационных процессов с современном обществе, формированием навыков функционирования в информационном мире. При реализации данного профиля наблюдается необходимость в увеличении часов на изучение информатики, что позволило бы дополнить данный профиль дополнительными курсами. Это потребность связанна, прежде всего, с увеличение входящих в информатику предметных знаний. Целесообразно так же было бы разделить учебный предмет, на группу дисциплин одного цикла, это связанно с отличиями используемого понятийного аппарата, методов и инструментария, используемых при изучении разных тем.

На изучение информатики в профилях социально-экономическом и индустриально-технологическом отводится 70 часов (по часу в неделю).

Курс дисциплины «Информатика и ИКТ» входит в перечень базовых дисциплин в социально-экономическом профиле. Задачи курса информатики в данном профиле, вооружение учащихся методами познания (формализацией, моделированием, системным анализом в предметной области и др.), формирование научного мировоззрения, формирование навыков обеспечения информационной безопасности, формирование навыков самообразование с использование информационных и коммуникационных технологий, обусловлены тем, что с одной стороны, в нем большую роль играют динамические информационные модели экономических и финансовых процессов, с другой стороны, в данном курсе огромное место занимает знакомство с базами и банками данных. Кроме того, формирование навыка работы со специальными программами, позволяющими решать задачи экономического характера, составляет особенность курса информатики в данном профиле.

Так же в рамках данного профиля необходимо формировать представления о понятии «информация», о способах оценки ее, свойствах информации, роли информации в развитии общества и индивида, как наименьшей единицы общества, представления о современной научной картине мира, об общности и особенности протекания информационных процессов в системах различной природы, о возможностях и ограничения управления этими процессами.

В отличие от профилях социально-экономического профиля, курс «Информатика и ИТ» в индустриально-технологическом профиле образования следует рассматривать, не как базовое, а как профильный. Учащиеся, выбравшие данный профиль обучения ориентированны на круг инженерных профессий, для которых информатика является одним из основных инструментов профессиональной деятельности, поэтому курс преимущественно будет направлен на изучение таких линий, как «Линия компьютер как средство автоматизированной обработки информации», «Линия систем и системного подхода» и «Линия информационных основ управления». Однако изучение остальных линий курса «Информатика и ИКТ» не прерывается. Надо заметить, что для достижения столь громоздких целей курса отводится недостаточное количество времени. Решение этой проблемы лежит в сокрушении компонента образовательного учреждения и сокращение 1-ой из профильных дисциплин, а так же за счет усиления межпредметных связей.

При обучении учащихся в физико-химическом профиле образования, для решения основной задачи общего образования - формирование современного научного мировоззрения школьника, необходимо изучение курса «Информатика и ИКТ», чего в данном профиле не предусмотрено.

В данном курсе следует акцентировать внимание, прежде всего, на изучение информационного моделирования вещественно-энергетических процессов, протекающих в физических и химических системах, а Тае же информационные системы, отражающие соотношения между элементами этих систем. Например, как известно, информационные модели вещественно-энергетических процессов имеют преимущественно динамический характер, Информационной моделью данных процессов будет являться уравнение. При изучении курса «Информатика и ИКТ», необходимо изучать не только те программные средства, которые должны «поддерживать» динамические информационные модели, но и определенные банки данных, в которых храниться обширная информация естественнонаучного характера.

Изучение курса «Информатика и ИКТ» в данном профиле, так же важен для продолжения обучении. Это связанно с тем, что многие университеты, особенно физические факультеты московских образовательных учреждений, требуют при поступлении сдачи экзамена по информатике. Такая значимость предмета информатика показывает, что изучение курса должно проводиться на профильном уровне, а это возможно, лишь за счет школьного компонента.

Куст «Информатика и ИКТ» так же отсутствует и в примерном плане для классов химико-биологического профиля, хотя междисциплинарная сущность информатики предопределяет появление научных направлений и практической сферы на стыке информатики с биологией, химией и, конечно, медициной.

Межпредметных связи курса информатики, химии и биологии могут выстраиваться по двум направлениям:

1)  изучение структурных и классификационных моделей, где широкое применение находят основные методы информатики, в том числе с использованием компьютерной техники;

2)  изучение информационных процессов в живой природе.

Опираясь на рассмотренные направления взаимодействия трех основных дисциплин данного профиля, можно выделить следующие основные задачи: необходимость в вооружении учащихся методами познания, формирование научного мировоззрения, формирование навыков обеспечения информационной безопасности, а так же навыков самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Таким образом, на изучение курса «Информатика и ИКТ» необходимо хотя бы 140 учебных часов и широкое применение межпредметных связей, которые могут реализовываться в проектной деятельности учащихся.

Подобные замечании можно отнести и в примерному учебному плану биолого-географического профиля. Задачи и особенности содержания курса «Информатика и ИКТ» биолого-географического профиля будут сходными с задачами и особенностями курса химико-биологического профиля.

Основной информационной моделью биолого-географического профиля является географическая карта, которая имеет разработанную компьютерную реализацию - «геоинформационные системы».

Информатика как наука позволяет визуализировать различные данные, что является важным направлением для биологии и географии. Таким образом, изучение различных видов диаграмм, пиктографии и т.д. играет огромную роли в представлении возможности использования необходимого инструмента представления данных. Широкое использование в биолого-географическом профиле телекоммуникационных проектов так же подчеркивает необходимость включения курса «Информатика и ИКТ» в программу данного профиля.

Таким образом, изучение информатики должно обеспечить учащимся навыки использования и отбора программных средств информатики, необходимых для решения прикладных задач; умение создавать собственную инструментальную среду; наличие представления об основных технических и программных средствах информатики, их классификации и принципах работы; представление о компонентах компьютерной сети, причинах сбоя; представление о назначении информационных систем и их типологии; умение формулировать информационную потребность в соответствии с типом и назначением информационной системы; наличие навыков эффективного поиска информации на электронных носителях; владение способами освоения новыми знаниями.

Курс «Информатика и ИКТ» так же не наблюдается и в примерной программе социально-гуманитарного профиля. Необходимость включение курс обусловлено несколькими факторами, перечисленными выше, а особенность предмета информатики вытекает из особенностей профиля. К ним в первую очередь относится то, что основной интерес специалистов данной сферы обращен к поиску, организации и хранению информации. При изучении информатики не маловажную роль так же играет изучение всевозможных языков, необходимых для представления информации в форме адекватной поставленной задаче и огромное разнообразие структурных моделей и информационных систем, поэтому программные средства, изучаемые в данном профиле, направлены на работу с банками данных и структурными информационными моделями.

Известно, что формирование единой языковой платформы современного мира не возможно без средств информатизации. На сегодняшний день любая газета и любое издательство имеет свой сайт, работы большинства ученых деятелей можно найти в глобальной сети Интернет, размещение своих материалов там равносильно наличию публикаций. Современный писатель, журналист, переводчик активно используют в своей деятельности средства вычислительной техники для решения самых разнообразных задач.

Курс информатики, изучаемый в основной школе, не позволяет полностью сформировать у учащихся необходимых в филологии навыков информационной деятельности, не показывает в достаточной мере специфики использования средств информатизации в данной области деятельности. Изучение информатика позволяет развивать такое качество личности как коммуникативность, наличие которого важно для специалиста-филолога. Кроме того, информатика обладает высоким потенциалом развития умственных способностей необходимых в филологии: операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, выделения главного, структурирование информации, установление причинно – следственных связей.

Таким образом, необходимость включение курса «Информатика и ИКТ» очевидна. При этом целесообразно проводить изучение в объеме 140 часов с широким применением проектной деятельности, которая не только способствует развитию познавательной самостоятельности учащихся и обеспечивает повышение интереса к информатике, но и раскрывает их творческий потенциал, создает условия для самовыражения и самоутверждения, которые очень важны для учащихся данного профиля. При организации проектной деятельности важно правильно выбрать тему проекта. К критериям выбора можно отнести межпредметность проекта с обязательным использованием средств информатики. Не маловажными факторами так же считаются наличие интереса учащегося к конкретной профильной дисциплине и возможность конкретного учащего по освоению дополнительного материала по информатике.

Одной из важнейших задач образования является подготовка выпускников школы к практической деятельности, способствующей продолжению образования и труду в современном обществе. Реализация данной задачи не осуществляется в агротехнологическом профиле образования, так как в примерном плане профиля курса «Информатика ИКТ» не включен. Руководствуясь жизненной практикой, известно, что в сельском хозяйстве, классы данного профиля будут преимущественно организовываться в сельских школах, для эффективности производства и улучшения качества выпускаемой продукции широко используются новейшие технологи, основанные на вычислительной технике и современных информационных технология. Работая на сельскохозяйственном предприятии, специалисты должны обладать умениями планирования своей производственной деятельности, обладать навыками поиска необходимой информации, способностью инструментировать все виды деятельности средствами современных информационных технологий.

Учитывая социально – экономические условия села давно намечается резкая потребность повышения информационной культуры общества. Одним из наиболее эффективных путей преодоления проблемы является развитие телекоммуникационной культуры на селе и формирование у учащихся необходимых навыков эффективного использования телекоммуникации, развития на достаточно высоком уровне их информационной культуры. Все это может обеспечить включение в перечень базовых дисциплин предмета информатики в агротехнологическом профиле объемом не менее 192 часов.

Основываясь на особенности данного профиля обучения, в курсе «Информатика и ИКТ» должны преимущественно изучаться такие линии, как «Линия информационных технологий» и «Линия информационных ресурсов общества», раздел «Телекоммуникационные технологии в обучении». Все это даст возможность учащимся сельских школ адаптироваться в современном информационном обществе, расширить спектр соей деятельности и продолжение образования, уменьшить социальную разницу с жителем города.

Для достижения основной задачи образования – формирование научного мировоззрения, необходимо внести некоторые изменения в примерный план обучения художественно-эстетического профиля.

В последние годы, благодаря стремительному развитию компьютерной техники и всеобщей автоматизации, стали появляться исключительно новые направления индустрии: компьютерная графика, электронная музыка, веб-дизайн и другие. Эти направления в базовом курсе информатики рассматриваются крайне мало, поэтому знания учеников, выбравших художественно-эстетический профиль, по данной области требуют пополнения. Это важно в связи с тем, что одной из главных задач данного профиля является формирование у учащихся эмоционально-нравственной сферы, ценностно-смыслового отношения к действительности, коммуникативность. В связи с этим целесообразно использовать в обучении различные средства развития интеллектуальных умней, а так же знакомство с перспективными направлениями использования средств вычислительной техники в искусстве. Для этого необходимо изучение курса «Информатика и ИКТ» в художественно-эстетическом профиле. При преподавании данного курса необходимо регулярно показывать продуктивное использование информационных технологий в искусстве, а так же регулярно использовать межпредметные связи и дидактические игры на уроке для активизации мыслительной деятельности учащихся, повышения осознанности в усвоении материала, развития коммуникативность и познавательных способностей учащихся.

Профильные курсы по информатике определяют специализацию каждого конкретного профиля обучения, но не до конца обеспечивают индивидуальную потребность учащихся. Эту задачу в полной мере выполняют элективные курсы.

Выводы по I главе

Реформа образования 2001 года позволила организовать дифференцированный подход при подготовке учащихся к профессиональной деятельности, установить всем учащимся равный доступ к получению полноценного образования, подготовить обучающихся к освоению программ высших учебных заведений, обеспечить преемственность между разными ступенями образования.

Для решения данной задачи предусмотрены два пути: первый из них основан на сотрудничестве профильных школ между собой или сотрудничестве школы со специализированным заведением, второй же путь основан на включении в учебный план элективных курсов.

В ходе реформы появились новые ориентиры в оценке значимости отдельных учебных предметов, их соотношению в структуре учебного плана. Так математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура вошли в категорию обязательных для изучения предметов, остальные же предметы стали изучаться в зависимости от конкретного профиля.

Несмотря на многопрофильность системы образования старшей школы, информатика на профильном уровне изучается только в 2-двух профилях, в остальных же изучение данной дисциплины возможно только на уровне элективных курсов.

Тем не менее, широкое использование информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности человека делает предмет «Информатика и ИКТ» необходимым для каждого человека. Без изучения данного предмета не возможно достичь главных целей образования: формирование научного мировоззрения и всесторонне развитой личности, а так же не возможно существование полноценного информационного общества, одним из критериев которого является широкое применение информационно-коммуникационных технологий, в том числе и умение создавать веб-сайты, на основе которых происходит информационный обмен во Всемирной паутине.

На данный момент разработано больное количество всевозможных элективных курсов по информатике, в том числе и курс обучающий основам веб-дизайна способствующий всестороннему раскрытию личности школьников для дальнейшего выбора профессии. И большинство школ сейчас могут это обеспечить, так как оснащены современной техникой, сетью и Интернетом. В связи вышесказанным, появляется необходимость в усовершенствовании или создании новых элективных курсов. Одной из таких совершенствований может являться изучение построения веб-сайта в системе управления контентом CMS Joomla.


Глава II. Элективные курсы как метод возможности профессиональной ориентации школьника

§1. Принципы построения элективных курсов

Элективные курсы лежит в основе реализации профильного образования в большинстве российских школ. Это, прежде всего, связанно с тем, что школа может не придерживаться ни одного профильного направления, а, организовав различные элективные курсы, таким образом предоставлять школьникам возможность осуществлять индивидуальные программы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.