скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Информационное обеспечение управления школой

Процесс информатизации является одним из перспективных направлений развития образования на современном этапе. Использование информационных технологий в управлении школой дает качественно новые возможности для ее руководителей.

Государством предусматривается создание условий для организации информационного обеспечения в образовательном учреждении с использованием информационно-коммуникационных технологий: оборудование образовательных учреждений информационно-вычислительной техникой, организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих и педагогических кадров.

Но, несмотря на наличие большого количества разработанных программных продуктов, на практике информационно-коммуникационные технологии используются руководителями школы недостаточно. Рассматриваемые тенденции свидетельствуют об актуальности курсовой работы на социально-педагогическом уровне. Оптимизировать управленческую деятельность руководителя школы в связи с возрастающими сегодня требованиями к качеству образования и в условиях постоянно увеличивающегося объема информации может информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя школы.

На необходимость оптимизации информационно-аналитической деятельности в управлении школой указывают многие исследователи (Ю.К. Бабанский, B. C. Лазарев, A. M. Моисеев, М.М. Поташник, В.П. Симонов и др.). В отечественной литературе достаточно полно раскрыт вопрос о рациональной организации работы с информацией как одного из факторов оптимального управления. Вопросы оптимизации процесса обработки управленческой информации рассматривались в работах А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевского, B. C. Татьянченко, Л.И. Фишмана, Т.И. Шамовой.

Использованию информационно-коммуникационных технологий в организации информационного обеспечения в современных исследованиях по теории управления организацией отводится значительная роль. Вместе с тем остаются нерешенными проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность руководителя школы. Пути решения данной проблемы намечены в трудах ученых, занимающихся вопросами управления качеством образования (Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, А.А. Рузаков, А.И. Севрук); специалистов-практиков по использованию компьютерных программ в деятельности школьной администрации (Т.М. Алексеева, Ю.П. Амелькович, Г.А. Аминев, Е.В. Боровская, СЮ. Боруха, А.В. Будеев, В.Ф. Бурмакина, Д.В. Зарецкий, И.Х. Касимов, Ю.А. Кушель, М.Э. Кушнир, Т. ВЛитвиненко, Л.Г. Осетров, О.Б. Самсонов, Л.А. Чашникова и др.). Однако до настоящего времени не определены пути комплексной информатизации школы, охватывающей все аспекты внутришкольного управления, что указывает на актуальность курсовой работы на научно-исследовательском уровне.

Существующие на сегодняшний день разработки по созданию информационной модели школы (Ю.Ю. Баранова, Е.Н. Богданов, А.Б. Боровков, К.П. Волокитин, Л.В. Жилина, Н.В. Кисель, Д.Ш. Матрос, Е.А. Тюрина, В.В. Хабин, А.А. Чадин и др.) не рассматривают подробно вопросы совершенствования административно-управленческой деятельности, не содержат конкретных рекомендаций по использованию новых информационных технологий управленцу-пользователю. В последние годы появляется немало программ для управления школой, составленных профессиональными программистами. Но при их практическом применении возникает ряд трудностей, связанных прежде всего с тем, что разработчик программы не учитывает все особенности управленческих задач конкретной школы, а руководитель ограничивается поверхностным представлением о возможностях компьютера. В результате внедрение информационно-коммуникационных технологий в информационное обеспечение процесса управления школой на сегодняшний день осуществляется эпизодично и недостаточно.

Информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя школы, построенное на создании информационных систем дает возможность снизить трудности в обработке информации и расширить сферу ее использования. При этом каждая информационная система предстает как совокупность обеспечивающих подсистем: информационной, организационной, правовой и программной.

Для успешной организации своей управленческой деятельности руководителю школы сегодня необходимо уметь анализировать образовательный процесс, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения. Оптимизировать управленческую деятельность руководителя школы в связи с возрастающими требованиями к качеству образования и в условиях постоянно увеличивающегося объема управленческой информации может информационное обеспечение, которое представляет собой совокупность специфических ресурсов, процессов и технологий, предназначенных для решения управленческих задач.

Важным условием информационного обеспечения на современном этапе является использование информационно-коммуникационных технологий. В последние годы появляется немало специальных программ по управлению школой, составленных профессиональными программистами. Но при их практическом применении возникает ряд трудностей, связанных, прежде всего с тем, что разработчик программы не учитывает всех особенностей управленческих задач конкретной школы, а управленец ограничивается поверхностным представлением о возможностях компьютера. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс управления школой на сегодняшний день осуществляется эпизодично и недостаточно. В этой связи является актуальной проблема создания технологии информационного обеспечения управленческой деятельности руководителя школы. Предлагаемая нами технология информационного обеспечения построена на создании в образовательном учреждении информационных систем.

Понимая информационные системы как взаимосвязанные совокупности средств, методов и персонала, используемые для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели, основываясь на их классификации по функциональному признаку, мы выделяем четыре информационные системы образовательного учреждения: кадры, контингент, обучающий процесс и воспитательный процесс. Выделение именно этих систем как основополагающих обусловлено необходимостью, с одной стороны, охватить все информационные процессы, протекающие в образовательном учреждении, с другой стороны, учесть взаимосвязь и взаимозависимость различных аспектов управленческой информации и избежать дублирования данных. Названные системы взаимосвязаны между собой и функционируют на всех уровнях управления школой.

В структуре каждой информационной системы можно выявить следующие обеспечивающие подсистемы: информационную, организационную, правовую и программную. Информационная подсистема содержит унифицированные системы документации, схемы информационных потоков. Организационная подсистема регламентирует взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе эксплуатации информационной системы, определяет области управленческих задач, подлежащих автоматизации; распределяет функциональные обязанностей каждого при решении этих задач. Правовая подсистема включает в себя совокупность правовых норм, определяющих создание и функционирование информационной системы: должностные инструкции, локальные нормативные акты, положения о порядке использования информации. Программная подсистема состоит из комплекса технических средств, используемых при функционировании информационной системы и совокупности всех программ, в том числе прикладных программ, как общего, так и специального назначения.

Такая организация информационного обеспечения дает возможность руководителю школы использовать большие объемы управленческой информации, сопоставлять показатели, производить быстрый поиск и обработку данных, а значит осуществлять выбор наилучшего варианта из возможных и принимать оптимальные управленческие решения.

Выводы по главе I

Управление любой социальной системой есть прежде всего процесс переработки информации, взаимодействие его подсистем представляет собой информационный обмен. Школа - типичный пример открытой системы, в которых происходит постоянный обмен информацией не только между управляющей и управляемой подсистемами, но и с окружающей ее социальной средой. Проблема совершенствования управления в школьном образовании в значительной степени определяется качеством используемой информации для принятия решений различного уровня и характера. Недостаточная изученность информационных аспектов в управлении образованием тормозит конструирование развития образовательных систем, не позволяет обеспечить управление качеством образования.

Таким образом, можно констатировать наличие в управлении современной школой несоответствия, противоположностей и противоречий между:

возросшими требованиями к обеспечению качества образования и реально существующими условиями информационно-аналитической деятельности руководителя школы;

необходимостью оптимизации управленческой деятельности руководителя школы в целом на основе новых информационных технологий и существующими на сегодняшний день разработками отдельных аспектов этого процесса;

между наличием большого количества специальных программных продуктов и стихийным и эпизодичным их использованием в управлении школой.

Анализ актуальности и противоречий позволяет определить проблему, которая заключается в поиске и выборе информационного обеспечения, способствующего оптимизации управленческой деятельности руководителя школы.


Глава II. Теоретические основы разработки информационного обеспечения в управлении школы 2.1 Сущность информационного обеспечения в управлении школы

Необходимым условием управления школой является его информационное обеспечение. Информационное обеспечение управления школой состоит в выборе и соответствующей обработке сведений, характеризующих состояние ее образовательной системы.

Основные функции, которые выполняет система информационного обеспечения управления школой состоят в следующем:

удовлетворять потребности учащихся, учителей, руководителей школы и ее структурных подразделений в сведениях, необходимых в их деятельности и во взаимодействии;

информировать о состоянии образовательного пространства в школе, об обеспеченности средствами образования, об образованности учащихся, о профессиональной квалификации учителей;

передавать учащимся, учителям, руководителям школы сведения и документы, адресно направленные им;

систематически выявлять уровни развития интеллекта, эмоционально-психического и физического здоровья, образовательные потребности учащихся;

информировать педагогических работников о вовлеченности родителей в процесс воспитания и обучения своих детей, затруднениях, которые они испытывают при этом.

Управленческая практика показывает, что определение состава функций правления подобным образом позволило добиться единообразных подходов субъектов правления к отбору и обработке сведений, которые подлежат передаче на все уровни управления. В школе имеется возможность варьировать информационное обеспечение в зависимости от индивидуальных потребностей тех или иных участников образования.

Существуют два канала информационного обеспечения руководителей:

формализованный (по нему циркулирует регламентированная по форме, содержанию и времени представления информация, обладающая достаточной степенью достоверности);

стихийный (по нему к руководителям неуправляемо поступает огромное количество самых разнохарактерных сведений, далеко не всегда объективно отражающих действительное положение вещей: это звонки по телефону, устные обращения или ответы и др.).

В практике управления образованием пока превалирует второй канал. Важно, чтобы обеспечение руководителей в сфере образования объективной, достоверной, регламентированной по форме и времени информацией было максимально полным, а сведения, поступающие по второму каналу, лишь дополняли информацию формализованного канала.

Промежуточное положение в системе информационного обеспечения руководителей системы образования занимает целевая единовременная информация, подготавливаемая по их заданию специалистами по тому или иному вопросу в виде справок, аннотаций, целевых анализов. При правильной организации информационного обеспечения потребность в них значительно уменьшается.

Логическая структура информационных потоков в общем случае не связана с физической структурой транспорта информации и связи, которая имеет звездообразную структуру типичной региональной образовательной сети.

Для осуществления транспорта информации в системе мониторинга используют следующие каналы связи:

Интернет-каналы - для передачи данных от коммуникационного сервера региональной образовательной сети в Министерство образования, а также из районных и городских органов управления образования и общеобразовательных учебных заведений, находящихся в регионе вне регионального центра, связь с которыми по коммутируемым телефонным каналам (внутриобластным) оказывается слишком дорогостоящей и недостаточно надежной и устойчивой;

Коммутируемые каналы для связи по технологии dial-up - для связи в черте регионального центра и передачи данных субъектами мониторинга на коммуникационный сервер региональной образовательной сети, а также для передачи данных общеобразовательными учебными заведениями в районах местным провайдерам Интернет;

При небольшой скорости передачи данных из малооснащенных школ в сельских районах информация может передаваться на дискете в районный орган управления образованием с курьером для последующей отправки на коммуникационный сервер региональной образовательной сети;

В отдельных случаях (при отсутствии проводной телефонной сети) для передачи данных могут использоваться радиосредства - радиомодемы, однако, при высокой стоимости и сравнительно небольшом радиусе действия такие средства остаются неэффективными.

Проблема ограничения доступа к информации может быть разделена на две составляющих - этический аспект; аспект доверия.

Этический аспект связан с возможностью использовать полученные данные во вред кому бы то ни было. Он особенно актуален, когда в данных обследования содержатся личностные оценки, например, результаты психодиагностики, рейтинги педагогов или образовательных учреждений. В случае некомпетентного использования эти оценки могут принести значительный ущерб, и поэтому к таким данным доступ должен быть ограничен. В рамках мониторинга следует использовать обобщенные статистические величины, выделяя те или иные типологические группы.

Второй аспект проблемы - аспект доверия. Как правило, обследование проходит в конкретном образовательном учреждении или классе и существует возможность включить его результаты в отчет, рекомендации и т.д. Попав к руководителю более высокого уровня, эти данные могут быть использованы для формирования оценочных суждений и во вред образовательному учреждению или его руководителю.

Вся информация, накапливаемая в школе подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя - директивы и нормативные документы о системе управления в городе, округе, школе (приказы, распоряжения и др.), учебные планы и программы, общественно политическая и научно-педагогическая информация.

Внутренняя информация помогает представить состояние и результаты обучения, воспитания и развития учащихся, сведения о руководителях школы и учителях, их деятельности; данные о материально-технической базе; сведения о внешних связях школы и других учреждениях.

Вся информация еще делится по времени на оперативную и стратегическую (тематическую и школьную).

Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении. Это те данные, которые нужны руководителю школы, чтобы оценить работу школы за день, неделю, месяц, четверть.

Стратегическая информация - это данные об итогах анализа учебного года. Кроме того, это комплексные программы развития школы, директивные документы государственной Думы, постановления правительства и др. Тематическая и оперативная информация как в управляющей, так и в управляемой подсистемах по своему содержанию являются составной частью итоговой информации.

В последнее время в управлении большое распространение получает использование телекоммуникационных технологий в дистанционном обучении, что позволяет более оперативно осуществлять:

дифференцированный подход к обучению;

разрабатывать новые системы контроля;

проводить групповые занятия;

организовывать интерактивное общение для обобщения и обмена мнениями с педагогами других регионов;

обучаемые получат возможность с помощью компьютера связаться с учителем-консультантом (тьютором), участвовать в международных олимпиадах, конференциях.

Дистанционное обучение станет хорошим инструментом как для повышения квалификации, так и для самообразования учителя, воспитателя и руководителя школы. Технологии управления школой приобретает новую модель.

 

2.2 Особенности использовании информационных систем для решения задач управления школой

При формировании информационного обеспечения управления школой необходимо ответить на ряд вопросов: какая информация нужна и как организовать ее сбор. При этом собранные данные можно считать информацией в полном смысле слова лишь при условии ее использования для решения конкретных внутриорганизационных задач и принятия управленческих решений. В противном случае - это балласт, на который затрачен самый невосполнимый ресурс - время.

Улучшению качества информации способствует ее упорядочение. А упорядоченная совокупность фактов и статистических данных и формирует тот самый информационный массив, который мы используем для анализа и принятия управленческих решений.

Основным инструментом создания системы информационного обеспечения управления школой, является педагогический мониторинг, ставший основой для педагогического коллектива школы для практической реализации идеи дифференциации в рамках школы с дифференцированным подходом к обучению.

В связи с необходимостью отслеживать эффективность дифференцированного подхода одним из важнейших аспектов явился выбор системы сбора информации и обеспечение системы управления образовательным учреждением (рисунок 1).


Рисунок 1 - Схема распределения информационных потоков среди субъектов управления школой

Само собой разумеется, что любая деятельность в сфере информационно-компьютерных технологий как, впрочем, и любая другая деятельность, основывается на ряде объективных предпосылок, делающих эту деятельность возможной. К сожалению, просто желания видеть конечный продукт интеллектуальной деятельности одного, или даже нескольких людей не достаточно для появления данного продукта. Требуется ряд объективных и субъективных предпосылок.

Естественно, что для реализации данной системы, необходимо создание ряда условий, коими с нашей точки зрения на данном уровне являются:

Правовые

Поддержка инновационной деятельности

Поддержка разработки и распространения программных продуктов

Организационные

Рассмотрим также нововведения в основных видах управленческой деятельности и в процессе создания оптимальной системы информационного обеспечения управления школой.

Эффективность управления во многом зависит от качества управленческой информации, которой владеет руководитель. Качество управленческой информации определяют:

а) ее полнота и минимальная достаточность;

б) системность, структурированность;

в) объективность, достоверность;

г) значимость, востребованность;

д) своевременность, оперативность поступления, обработки и передачи исполнителям.

Создание комплексного банка управленческой информации, модель которого представляет собой матрицу, где номера строк определяют виды информации по функциям управления (нормативно-правовая, научно-методическая, планово-прогностическая, контрольно-аналитическая информация), а номера столбцов обозначают виды информации по содержанию управленческой деятельности, позволяет реализовать все указанные требования и тем самым значительно повысить эффективность управления школой.

Рассмотрим один из вариантов управленческой информации руководителя школы.

В 1 строке (нормативно-правовая информация) помещается перечень нормативных документов в следующей последовательности:

1. по общим вопросам управления школой;

2. по работе с педагогическими кадрами (подбор, расстановка, повышение квалификации, научно-методическая работа, аттестация), а также определяющих требования к профессиональной компетентности педагогических кадров;

3. по материально-финансовому обеспечению;

4. по социально-правовой защите детей;

5. по организации учебного процесса;

6. по организации воспитательной работы и дополнительного образования детей;

7. по национальному образованию;

8. определяющих требования (нормативы) к уровню обученности, воспитанности и развития учащихся.

Во 2 строке (научно-методическая информация) определяется перечень ключевых научно-методических публикаций также по 8-ми направлениям.

В 3 строке (планово-прогностическая информация) помещается список всех планов работы, концепций и программ развития, прогностических материалов в этой же последовательности.

В 4 строке (контрольно-аналитическая информация) составляется перечень всех справок, актов по итогам различных проверок.

Сбор и хранение управленческой информации в соответствии с этой моделью облегчает процесс анализа деятельности педагогического коллектива и администрации школы, ибо здесь уже установлены логические (причинно-следственные) связи. Результат (уровень обученности и развития учащихся) зависит от социально-правовой защиты детей и качества образовательного процесса. А образовательный процесс в свою очередь зависит от ресурсов (от кадров, их квалификации и материально-финансового обеспечения школы). И все это в конечном счете определяет эффективность системы управления.

Сбор информации по данной схеме возможен как в компьютерном, так и безмашинном вариантах. Современные компьютеры (а также дополнительные приборы типа "сканнер") позволяют легко и оперативно вносить в память компьютера не только контрольно-аналитическую информацию о состоянии дел в школе, но и содержание всех важных нормативно-правовых документов, необходимых научно-методических разработок, планов, концепций, программ развития. Причем, в компьютер вводится как внешняя, так и внутренняя информация.

 

Выводы по главе II

Разработка информационных основ в теории школьного образования недостаточна для создания моделей управления, позволяющих своевременно и гибко обеспечивать управление развитием системы и целенаправленно повышать ее качество. В особенности это касается учета переработки и анализа информации всеми субъектами управления. Практически отсутствуют работы, предметом которых был бы анализ всей структуры информационных связей от обучаемого до руководителя школы.

Современная педагогическая практика встречается с вполне очевидным противоречием между необходимостью обеспечения систематизированной, адресно-направленной и доступной для всех участников образовательного процесса информацией и неразработанностью организационно-педагогических основ для создания эффективных информационных моделей, позволяющих всем субъектам управления школой принимать обоснованные решения в меру своих компетенций, что наиболее важно при планировании развития школы и проведении школьных преобразований.


Заключение

Управление любой социальной системой есть прежде всего процесс переработки информации, взаимодействие его подсистем представляет собой информационный обмен. Школа - типичный пример открытой системы, в которых происходит постоянный обмен информацией не только между управляющей и управляемой подсистемами, но и с окружающей ее социальной средой. Проблема совершенствования управления в школьном образовании в значительной степени определяется качеством используемой информации для принятия решений различного уровня и характера. Недостаточная изученность информационных аспектов в управлении образованием тормозит конструирование развития образовательных систем, не позволяет обеспечить управление качеством образования.

Особенности современной ситуации таковы, что самое низшее звено системы управления образованием - образовательные учреждения - приходят к выводу о необходимости использования информационных систем управления в образовательном процессе. Параллельно этому процессу, идет активный процесс накопления статистической информации и формирование баз данных на муниципальных и региональных уровнях.

В связи с этим остро встает вопрос об интеграции существующих и создаваемых баз данных в единую информационную сеть, позволяющую получить и проанализировать объективную информацию "из первых рук" на всех уровнях: от федерального до муниципального. При подобном варианте внедрения информационных систем управления, необходимо будет лишь дополнить существующие базы необходимой информацией.

Можно констатировать наличие в управлении современной школой несоответствия, противоположностей и противоречий между:

возросшими требованиями к обеспечению качества образования и реально существующими условиями информационно-аналитической деятельности руководителя школы;

необходимостью оптимизации управленческой деятельности руководителя школы в целом на основе новых информационных технологий и существующими на сегодняшний день разработками отдельных аспектов этого процесса;

между наличием большого количества специальных программных продуктов и стихийным и эпизодичным их использованием в управлении школой.

Анализ актуальности и противоречий позволяет определить проблему, которая заключается в поиске и выборе информационного обеспечения, способствующего оптимизации управленческой деятельности руководителя школы.

Разработка информационных основ в теории школьного образования недостаточна для создания моделей управления, позволяющих своевременно и гибко обеспечивать управление развитием системы и целенаправленно повышать ее качество. В особенности это касается учета переработки и анализа информации всеми субъектами управления. Практически отсутствуют работы, предметом которых был бы анализ всей структуры информационных связей от обучаемого до руководителя школы.

Современная педагогическая практика встречается с вполне очевидным противоречием между необходимостью обеспечения систематизированной, адресно-направленной и доступной для всех участников образовательного процесса информацией и неразработанностью организационно-педагогических основ для создания эффективных информационных моделей, позволяющих всем субъектам управления школой принимать обоснованные решения в меру своих компетенций, что наиболее важно при планировании развития школы и проведении школьных преобразований.

Таким образом, изучив довольно обширный теоретический и практический научный и методический материал по теме нашего исследования, мы решили следующие задачи: изучили состояние проблемы оптимизации управленческой деятельности руководителя школы; рассмотрели вопросы совершенствования управления школой; изучили сущность информационного обеспечения в управлении школы; проанализировали особенности использовании информационных систем для решения задач управления школой.


Список литературы

1.  Авдеева, С.М. Учебные материалы нового поколения, разрабатываемые в проекте "Информатизация системы образования" // Мастер-класс: прилож. к ж. "Методист". - 2008. - №3. - С.2-10.

2.  Андрианова, Е.П. IV Всероссийский научно-методический симпозиум "Информатизация сельской школы" ("ИНФОСЕЛЬШ-2006") // Директор сельской школы. - 2007. - №1. - С.44-47.

3.  Аницына, Т.М. Единое информационное пространство ОУ // Методист. - 2007. - №7. - С.10-13.

4.  Анохин, С. Интернет в образовании: смещение фокуса с аудитории на личность // Директор школы. - 2006. - №3. - С.33-36.

5.  Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М. 1994. - 227 с.

6.  Белякова, И.А. Компьютер - организатор, учитель и делопроизводитель // Директор школы. - 2007. - №9. - С.29-32.

7.  Васильев, В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж: Изд. ВГУ, 1990.

8.  Воронина, О. Главная задача ЦОР - повышение эффективности урока // Директор школы. - 2008. - №4. - С.58-60.

9.  Гершунский, Б.С. Компьютеризации в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.

10.  Дзюбенко, А.А. Новые информационные технологии в образовании. М., 2000. - 104 с.

11.  Доманский, Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность // Народное образование. - 2008. - №2. - С.261-267.

12.  Карстанье, П., Ушаков К. Управление в образовании, проблемы и подходы. Практическое руководство. - М., 1995.

13.  Латышев, О.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в интернатном образовательном учреждении // Школьные технологии. - 2005. - №5. - С. 204-211.

14.  Матрос, Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения // Педагогика. - 2007. - №6. - С.11-18.

15.  Меламуд, В.Э., Фастовский И.А. Информационное пространство управления школой // Информатика и образование. - 2007. - №8. - С.3-12.

16.  Первин, Ю.А. Информатизация школы: взгляд из сельской глубинки // Директор сельской школы. - 2007. - №1. - С.48-62.

17.  Поташник, М.М. Оптимизация управления школой. - М., 1991.

18.  Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: "Школа-Пресс", 1994. - 205 с.

19.  Роберт, И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. - 2008. - №5. - С.3-15.

20.  Саютина, О.Я. Реализация программы "Управление качеством образования на основе новых информационных технологий" // Управление качеством образования. - 2008. - №1. - С.22-32.

21.  Ткачева, Т.П. План мероприятий по информатизации образовательного процесса в школе // Практика административной работы в школе. - 2007. - №8. - С.17-18.

22.  Управление развитием школы. /Под ред.М. М. Поташника, В.С. Лазарева. - М., 1995.

23.  Харисов, Т., Харисова А. Система информационного обеспечения управления школой // Директор школы. - 2007. - №5. - С.35-43.

24.  Якушкина, Е. Информационные технологии директору школы // Народное образование. - 2006. - №9. - С.121-129.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.