скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Дидактические условия подготовки студентов технологического факультета к дизайн-образованию в режиме online

Реферат: Дидактические условия подготовки студентов технологического факультета к дизайн-образованию в режиме online

Министерство образования и науки РФ

Магнитогорский Государственный Университет

Реферат по педагогике

Тема: Дидактические условия подготовки студентов технологического факультета к дизайн-образованию в режиме on-line

online обучение виртуальный программа


Содержание

Введение

1.Теоретический аспект развития дизайн-деятельности

2.Подготовка студентов технологического факультета к дизайн-деятельности

3.Использование программ on-line обучения в дизайне

4.Методика обучения проектированию в ВУЗе

5.Практическая направленность on-line программ

6.Предпроектный анализ

7.Обзор исследуемой проблемы

8.Социальная значимость

9.Анализ аналогов

10.Объект, предмет, цель, задачи исследования

11.Проектная концепция

12.Проектное предложение

13.Эргономическое обоснование

Список литературы


Введение

В психолого-педагогических науках деятельность понимается как целостный процесс органического единства практической и теоретической форм деятельности.

Процесс подготовки в ВУЗе дизайн-деятельности студента, включает в себя формирование теоретических знаний и практических умений с последующим развитием навыков творческого мышления.

В основе комплекса теоретических знаний лежат: знания в области общественно-политических наук (история, философия, этика и эстетика и т.д.); в области истории художественных наук (мировая и художественная культура и т.п.); в области технических наук (высшая математика, техническая механика, сопротивление материалов, а также начертательная геометрия и графика).

Комплекс общественных наук развивает у студента диалектический метод мышления, научную систему взглядов на реальную действительность.

В курсе преподавания эстетики необходимо акцентировать внимание студентов на взаимосвязь эстетических проблем с проектной деятельностью в промышленности. Тем самым активно содействуют выработке художественно-эстетических ценностей у студента. Именно эти факторы предполагают подготовку специалистов дизайн-деятельности.

Нет необходимости доказывать, что дизайнерское образование, особенно в последние годы, накопило ценнейшие материалы по использованию его в творческой деятельности. Определенный опыт в этом есть в ведущих ВУЗах Москвы, Брянска, Калуги, С-Петербурга. Наша задача – использовать их, кардинально усовершенствовать преподавание дизайна с тем, что бы каждый студент факультета получил достаточную теоретическую и практическую подготовку к дизайн-деятельности. Поэтому так необходимо разрабатывать программы для студентов старших курсов дизайн-деятельности к школе с использованием on-line системы. Такая подготовка ставит своей целью подготовить учителя, способного осуществлять принципы дизайн-образования и on-line обучения на основе овладения творческо-конструкторских знаний, умений и навыков. Важное место по нашему мнению здесь должно отводиться современной методике обучения и учету важнейших дидактических принципов, формирующих и развивающих пространственные представления и способности наглядно и логично выражать творческие мысли.

Актуальность такого подхода не вызывает сомнения и сегодня ставится наиболее остро так как в условиях отставания финансирования системы образования от потребностей этой системы, включение дистанционных форм образования позволит снизить затраты на обучение, а сам учебный процесс сделать удобным и индивидуально ориентированным для педагога. Этот факт подтверждению необходимости скорейшего внедрения дистанционного обучения в систему дизайн-образования.

Однако, говоря о дистанционном обучении в сфере освоения информационных (компьютерных) технологий к означенному выше нужно добавить еще два принципиально важных момента. Во-первых, отсутствие у преподавателей домашнего персонального компьютера, что делает невозможным реализацию модели «прямого» обучения – обучающийся педагог». А второе, что требует учета при выборе модели организации дистанционного обучения, это само содержание. Для того чтобы сделать доступным освоение информационных компьютерных технологий в дистанционном режиме, педагогу, не имеющему первоначальной компьютерной подготовки, необходима консультационная поддержка и помощь со стороны подготовленного преподавателя (методиста, тьютора). Всё это делает актуальным поиск таких моделей организации дистанционного обучения, которые могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов, повышение компетентности в on-line образовании.

Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информационных технологий. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область коммуникации, информации и предметных знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. Д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации.

Суть исследуемой проблемы заключена в следующем:

1.до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;

2.существует тенденция «подстраивания» термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);

3.дидактическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;

4. дизайн-деятельность в on-line образовании недостаточно разработана.

Именно поэтому необходимо дать чёткое определение дистанционного обучения, рассмотреть его теоретические основы для различных уровней.

Хотя последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в психолого-педагогической и специальной литературе.

Практическая значимость. Как известно, сегодня с профессиональным образованием в нашей стране дела обстоят не на должном уровне. Появились также глубокие трещины в фундаменте монументального здания системы обязательного среднего образования, которые невозможно затереть жалкими горстями средств из скудного государственного бюджета. Другими словами, чтобы сегодня получить хорошее дизайн-образование, необходимо иметь не только желание и время, но и немалые деньги. Прекрасно, если у человека есть богатые родственники, готовые оплачивать его учебу в ведущих вузах страны. Иначе придется искать меценатов, способных профинансировать ваше стремление к знаниям, либо всерьез заняться самообразованием. В последнем случае приемлемых результатов способны добиться лишь самые усидчивые и настойчивые.

Выход появляется благодаря бурному развитию Internet, которая предлагает пользователям не только неизмеримые информационные богатства, но и новые, сравнительно недорогие методы овладения ими. Сегодня возможности дистанционного обучения затрагивают интересы людей самых разных профессий: дизайнеров, менеджеров, маркетологов, т.е. специалистов соответствующих образом переделывающих свои методики и адаптируя необходимые программы и материалы; политики включающие в предвыборные программы пункты, касающиеся этой модной темы а правительства многих стран мира выделяют ассигнования на внедрение подобных способов обучения в сферу образования.

Настало время решать эту проблему более детально в образовательной деятельности. Следует заметить, что к сфере дистанционного образования причисляют видео- и аудио курсы, а также заочную форму обучения. В современном мире все большее количество людей предпочитают учиться дистанционно.


1. Теоретический аспект развития дизайн-деятельности

С ростом индустриализации возникла потребность пересмотреть сложившиеся представления в теории искусства о соотношении «высоких» и «прикладных» видов искусства и их влиянии на процессы стилеобразования.

То есть появление большого количества новых предметных форм под воздействием научно-технической революции привело в массовых масштабах к новым представлениям о красивым. И стало заметным явлением художественной культуры. Так, в нашей стране в первые послереволюционные годы, и позже, в начале 60-х годов, в эстетике стало обращаться особое внимание на реальное окружение, в котором живут люди, существует и функционирует искусство и от которого во многом зависит материальное и культурное развитие общества. Просто сообразность, связность носит здесь не природный характер единого вкуса – это связанность культурной системы знаков.

В дальнейшем теоретическая модель дизайнерского формообразования, может быть определена как попытка построения «аксиоморфологической теории дизайна».

Авторы этой концепции М. Федоров и Э. Григорьев исходили из природно-общественной двойственной предметной действительности. Они вводят понятия «морфология» вещи и ее «аксиология».

Под морфологией понимается структура, которую человек придает веществу природы в процессе своей деятельности. Форма призвана обеспечить возможность потребления предмета, который должен стать, по определению авторов, «потребительской ценностью» и обрести человеческую полезность. Речь идет о совокупности полезных функций вещи – ее общественно-ценностных свойствах, которые рассматриваемой концепцией абстрагируются в понятии «аксиология». Так, в теоретических установках выделяется непосредственная связь деятельности дизайнера, определяемая ими как «художественное проектирование», с общей и художественной культурой.

Так же подчеркивалось отличие художественного проектирования от художественного конструирования хотя и то, и другое рассматривалось ими как две дополняющие друг друга ветви дизайна.

В. Глазычев определял обобщенную задачу профессиональной художественно-проектной деятельности как «…вовлечение технического предмета в обыденную культуру, преобразование его в вещь, обладающую комплексной потребительской ценностью. Содержание этой ценности включает утилитарные, символические, эстетические, престижные и иные значения, общие для всех вещей, что и позволяет говорить о формировании целостной предметной или вещно-пространственной среды». Эта система определяет метод художественного проектирования, который предполагает построение объекта проектирования, для которого объект – лишь исходная позиция этого построения. Вокруг формально заданного объекта разворачивается процедура описания сферы человеческого действия с ним. В итоге, объект превращается в сложную функциональную пару «человек-вещь», а итогом проектирования должна стать проектная модель системы «человек-объект использования». В данном случае уже установка на социально-культурные функции рассматривается как основной целеполагающий фактор художественного проектирования.

Переход от постановки чисто технических задач проектирования к социально-культурным требованиям к проектируемому изделию означает заботу дизайнера о создании предметного «фона», обрамляющего человеческую деятельность.

На основании этого краткий обзор ряда концепций и теоретических трактовок показал, что в художественном конструировании нет столкновения противоположных идейных установок, а расхождения касаются лишь способов реализации, принципов и методов дизайнерской деятельности.

Поэтому, можно сказать, теоретическая сторона дизайна изучается технической эстетикой, а практическая – осуществляется в художественном проектировании и конструировании. Дизайнер имеет дело не с изображением вещи, а с самой вещью. Поэтому хочет он или не хочет, но в силу своего профессионализма обязан сделать так, чтобы, к примеру, стул имел удобное сиденье и, как минимум, три точки опоры, а показания приборов управления легко читались. С другой стороны, форма автомобиля или самолета должны строится по законам аэродинамики, а судно при погружении должно вытеснять воды больше, чем оно весит. Все это говорит и том, что художник-дизайнер должен считаться с объективными законами формообразования – функциональными, конструктивно-техническими, эргономическими и др. в противном случае созданная им вещь либо вообще не сможет существовать, либо будет иметь значительные изъяны. Именно поэтому дизайнеру необходимо знать объект, с которым он имеет дело. Но он не безразличен к требованиям стиля, моды и эстетического идеала. Он должен создавать такую вещь, которая была бы не только полезной, но и приносила людям эстетическое наслаждение, доставляла им радость и удовольствие.

Однако, дизайн тоже подвержен изменению от динамической подвижности инженерно-технической и художественно-эстетической деятельности в процессе промышленного формообразования, где характер интеграции этих слагаемых деятельности, их взаимосвязь может меняться по мере перехода от проектирования сугубо технических систем к проектированию изделий и предметных комплексов, связанных с другими сферами социально-культурной жизни людей.

Итак, рассмотренная нами дизайн-деятельность опирается на ряд смежных дисциплин: эстетику и технологию, социологию и экономику, психологию и эргономику и др. техническая эстетика также имеет свой предмет, который определяется сложным взаимодействием различных факторов, влияющих на формирование промышленных изделий.

Любое промышленное изделие проходит тщательную конструкторскую технологическую обработку. Это обосновано тем, что малейшая конструкторская недоработка или нарушение в технологическом изготовлении скажутся не только в экономических потерях, но и чисто художественно-конструктивном, дизайнерском отношении. Поэтому не менее тщательной должна быть и художественно-конструкторская обработка. Ошибки, допущенные в организации формы, или неучтение функциональных качеств изделия скажутся не только на эстетической ценности изделия, но, в конечном итоге, приведут к потерям. Эстетические требования предлагают соответствие изделия духовным потребностям общества и человека, общественным и личным эстетическим идеалам, сложившемуся стилевому направлению, моде и вкусам. Они придают изделию большую потребительскую ценность.

Приведенные требования определяют функцию вещи, ее содержание и даже, можно сказать, целесообразность. Но ведь вещь имеет еще и форму, и именно этой стороной ее занимается дизайн, стремясь к красоте вещи, то есть гармоничному соответствию между формой и содержанием.

Влияние конструкции на форму выражается в необходимости достижения простоты и целесообразности конструкции, что приводит не только к лаконизму формы, но и красоте формы. Исходя из конструктивной необходимости, происходит выбор материала, размеров узлов и элементов, что соответственно определяет компоновку изделия. Конструктивные особенности выражаются в форме посредством тектоники и объемно пространственной структуры. Именно эти категории композиции позволяют проследить работу конструкций и организации материала с позиции дизайнерских требований.

Вопрос выбора технологии изготовления должен происходить одновременно с выбором материала. Сам по себе тот или иной материал не может быть ни плохим, ни хорошим. Он может удовлетворять или не удовлетворять при конкретном выборе и решении формы, т.к. каждому материалу присущи определенные формы и противопоказаны другие. Например, скульптурные формы с криволинейными поверхностями довольно легко создаются из пластических масс, но для дерева такие формы едва ли будут достижимыми, и технология их изготовления намного усложнится. Поэтому современный дизайнер должен хорошо разбираться в технологии обработки материала, т.е. это является частью процесса формообразования любого изделия. С другой стороны, нарушение разработанного технологического процесса скажется, в конечном итоге, на форме и внешнем виде изделия. «несоблюдение допусков, небрежности сборки, произвольная замена, материала, все – это становится причиной низкого качества изделия и плохого внешнего вида». Также к числу эстетических достоинств многих изделий можно отнести также многовариативность, трансформируемость изделия и его элементов, и формы, благоприятствующие гармоничному сочетанию с окружающими изделиями.

Преобразование сложившейся предметной среды сопряжено с ломкой существующих форм и систем, с изображением, предвидением нового, и не только в техническом, но и в эстетическом плане.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.