скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России

Еще в прошлом году глава Миномсвязи Игорь Щеголев пообещал, что государственные услуги в 2010 году будут так же доступны гражданам, как товары в интернет-магазине. Для этого был разработан и запущен единый портал www.gosuslugi.ru. По словам Щеголева, гражданам в рамках этой программы будут доступны такие услуги, как запись на прием к врачу, оплата штрафов и квитанций через интернет, а бизнесу обещан электронный документооборот с органами власти. Но этот портал до сих работает всего лишь как доска объявлений. На портале можно узнать часы работы ведомств и списки документов, необходимых для получения тех или иных госуслуг. Не более того.

Чтобы портал gosuslugi.ru перестал быть банальной витриной госуслуг, необходимо переработать сотни нормативных актов, предусматривающих прямой контакт гражданина с чиновником, предупреждает ведущий эксперт компании «Бизнес-решения» Алексей Калинин. «Существует огромное количество нормативных актов, согласно которым многие документы можно подавать только лично или только в бумажной форме, а пока на сайтах ведомств можно только скачать какую-то форму или образец для заполнения, а потом лично их куда-то отнести», – комментирует ситуацию он.

«Электронное правительство» – это нереализуемый в российских условиях проект. Нечто подобное действует только в небольших странах (Эстония, Сингапур) – ни в США, ни в других странах Евросоюза такой задачи никто даже не ставит. «Ни одно ведомство, а тем более ФСБ или ФСО, ни за что не захочет проводить перед Минкомсвязью сеанс саморазоблачения в виде открытого доступа к своим услугам. Неудивительно, что все ведомства саботируют принятие программы «Электронное правительство», – говорит член комитета Госдумы по информатизации Илья Пономарев. По мнению депутата, реализацией гослуслуг должен заниматься бизнес, специализирующийся на информационно-коммуникационных технологиях. А министерства должны лишь обозначить перечень своих услуг и открыть доступ к их реализации. «Нужно объявить тендер – и бизнес сам предложит пути доуступа к госуслугам, разработает необходимые IT-программы», – уверен Пономарев.

Маловероятно, что президент захочет в очередной раз констатировать, что его поручения не выполнены. «Совершенно очевидно, что мы стоим в преддверии оргвыводов в отношении чиновников, не выполнивших поручения по «Электронному правительству», и действительно по этой части долгие годы в России почти ничего не происходит», – говорит депутат-единоросс Роберт Шлегель.

Таким образом, программа «Электронная Россия» была рассчитана на 9 лет, с 2002 по 2010 годы. Главным разработчиком программы выступила Высшая школа экономики (ВШЭ). Она предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ. К экономическим целям можно отнести задачу построения экономики, ориентированной на потребление и экспорт информационных продуктов и услуг (это позволит кардинально сократить отставание России в использовании новых технологий и органично интегрировать нашу страну в мировую экономику). Важная политическая задача программы состоит в создании оптимальных условий для развития гражданского общества. Предпосылками для внедрения программы стал наметившейся разрыв между Россией и развитыми странами в области ИТ. Программа «Электронная Россия» призвана создать условия, при которых по степени проникновения информационных и коммуникативных технологий Россия сможет максимально быстро выйти на один уровень с развитыми странами. Приоритеты в рамках программы «Электронная Россия»: эффективная защита авторских прав, принятие законов об электронной коммерции и электронном документообороте, регламентация доступа к общегосударственным информационным ресурсам. Программа предполагает также государственную поддержку экспорта информационных технологий. В рамках программы для рядовых граждан предполагается создать инфраструктуру новых технологий и образовательные программы, призванные научить этими технологиями пользоваться. Программа «Электронная Россия» разделена на три больших этапа. Однако на сегодняшний день программа не является полностью выполненной.


Заключение

Поскольку в настоящее время «электронное государство» находится в стадии становления, его понятие четко не сформировалось. Электронное государство (электронное правительство, e-government) представляет собой интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. Оно появилось в конце XX века в связи с низкой эффективностью работы органов государственной власти. Базовая цель внедрения электронного государства — повышение эффективности работы государственных служб. Принципы «e-government» подразумевают возможность получения традиционных правительственных услуг он-лайн.

Правительственное веб-присутствие (согласно классификации Европейской комиссии) характеризуется последовательным прохождением пяти этапов: информационный, интерактивный односторонний, интерактивный двусторонний, транзакционный, проактивный. Отмечены уровни взаимодействия электронного государтсва: между гражданами и частными компаниями; между частными компаниями; между государственными службами и гражданами; между государством и частными компаниями; между органами государственного управления.

Процесс становления системы «электронного государства» можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции». Электронное государство представляет собой систему взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета. Основными чертами электронного государства являются внедрение ИКТ в деятельность правительств различных стран, открытость и доступность государственной информации, принцип обратной связи между населением и органами государственной власти, ответственность государства за принимаемые решения, децентрализация власти.

Государственные органы и население демонстрируют понимание значения информационных технологий для возможности полного изменения характера их деятельности — как с точки зрения предоставления услуг, так и с точки зрения эффективности управления. Канада опережает остальные рассматриваемые страны по такому показателю, как инновации в области электронного правительства. «Лидерами инноваций» являются Канада, Сингапур и США. В конце первой десятки находятся пять европейских государств: Великобритания, Германия, Дания, Ирландия и Финляндия. Создание единых принципов обеспечения конфиденциальности, стандартов электронной подписи и шифрования важной информации — вот некоторые направления деятельности государства в этой сфере, которые формируют основу для будущего развития в области электронного правительства. Основные ключевые идеи исследования

В основном органы государственной власти используют информационные технологии для публикации документов (законопроектов, справок, бланков и т.д.), а также для оказания услуг он-лайн (например, оплата счетов). Однако перечень из года в год увеличивается. В настоящее время идет приспособление администраций стран к использованию ИКТ в их деятельности. В связи с этим были выявлены некоторые проблемы, среди которых низкий уровень использования услуг Интернет населением стран, недоверие граждан к «e-government».

Развитию электронного государства Великобритании посвящен доклад Digital Britain, в котором элементы электронного правительства продолжают совершенствоваться. Считается, что фигурой, изменившей ход событий, стал премьер-министр Тони Блэр. Основной тезис, на котором базируются инновации Великобритании - от «правительства в Интернете» следует переходить к «правительству из Интернета». В этой стране в 2001 году начал эксплуатироваться правительственный шлюз (gateway), разработанный компанией Microsoft. Архитектура электронного правительства в Великобритании не централизована в полной мере. Для удобства посетителей функционируют три службы: Directgov, обслуживающая граждан, Businesslink, предназначенная для нужд бизнеса и NHSchoice, сконцентрированная на вопросах здравоохранения. проблем внедрения электронного правительства в Соединенном Королевстве. Основными проблемами развития «e-government» являются следующие: министерства и органы местного самоуправления стремятся сохранить свою независимость от централизованных систем; отсутствует программное финансирование и политическая воля для императивного включения всех ведомств в единый процесс; ведомства препятствуют интеграции, обосновывая это непримиримыми отличиями форм и баз данных. Здесь мы можем уловить сходство с российской бюрократической ментальностью. Однако из положительных тенеденций отмечается рост интереса населения к он-лайн общению с правительством, возникает эффект привыкания к новым формам взаимодействия.

Во Франции создание электронного правительства было провозглашено одним из приоритетных направлений в программе правительственных действий по организации общества информации (PAGSI). Все сведения по наиболее важным государственным вопросам должны быть размещены в Интернете.

Проанализировав программу создания электронного правительства во Франции и содержание основных правительственных сайтов, можно сказать, что стратегия формирования е-правительства ориентирована на внутреннюю деятельность и имеет цель достигнуть уровня бюрократической структуры, что означает интеграцию между различными департаментами и предоставление услуг потребителям со стороны правительства. В настоящий момент Франция, в отличие Великобритании, не ставит перед собой цель достигнуть уровня полностью электронного правительства. Что касается новых возможностей, то электронное правительство предоставляет их и населению и бизнесу. Однако во Франции создание электронного правительства является наиболее важным для населения, поскольку оно делает правительство доступным. Франция уступает США, Великобритании и нескольким европейским странам. Однако показатели Франции достаточно высоки и со временем страна может их еще повысить.

Электронизация Германии началась в 1998 году. Главными компонентами программы можно назвать повышение компьютерной грамотности населения и безопасность в Интернете. Создание электронного государства в Германии находится в стадии становления. Основными проблемами являются недостаток квалифицированных специалистов и недостаточная стандартизация и совместимость.

Для внедрения электронного правительства в Российской Федерации была создана федеральная целевая программа «Электронная Россия», которая рассчитана на 9 лет, с 2002 по 2010 годы. Главным разработчиком программы выступила Высшая школа экономики (ВШЭ). Она предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ. К экономическим целям можно отнести задачу построения экономики, ориентированной на потребление и экспорт информационных продуктов и услуг (это позволит кардинально сократить отставание России в использовании новых технологий и органично интегрировать нашу страну в мировую экономику). Важная политическая задача программы состоит в создании оптимальных условий для развития гражданского общества. Предпосылками для внедрения программы стал наметившейся разрыв между Россией и развитыми странами в области ИТ. Программа «Электронная Россия» призвана создать условия, при которых по степени проникновения информационных и коммуникативных технологий Россия сможет максимально быстро выйти на один уровень с развитыми странами. Приоритеты в рамках программы «Электронная Россия»: эффективная защита авторских прав, принятие законов об электронной коммерции и электронном документообороте, регламентация доступа к общегосударственным информационным ресурсам. Программа предполагает также государственную поддержку экспорта информационных технологий. В рамках программы для рядовых граждан предполагается создать инфраструктуру новых технологий и образовательные программы, призванные научить этими технологиями пользоваться. Программа «Электронная Россия» разделена на три больших этапа. Однако на сегодняшний день программа не является полностью выполненной.


Список литературы

1.  Барбер М. Государственная служба: эффективная и аполитичная //Британские политические традиции и реформа власти в России. М-лы межд. научно-практ. конф. в Российской академии госслужбы при Президенте РФ и Посольстве Великобритании в РФ. Сопредседатели: Президент-ректор РАГС В. Егоров, Посол Великобритании в РФ Т. Брендон. М., РАГС, 2005.

2.  Бачило ИЛ. Информационное право. - М., 2001.

3.  Богдановская И.Ю. Электронное государство // Общественные науки и современность. - 2004. - № 6, 8 ноября.

4.  Богдановская И.Ю. Концепция «электронного государства» (сравнительно-правовые аспекты) // Четвертая конференция «Право и интернет: теория и практика» (Режим доступа: http://www.parkmedia.ru/conf.asp?ob_no=346).

5.  Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственной службы России. М., РАГС, 2000.

6.  Государство в XXI веке. Реализация проектов электронного правительства. Мировой и отечественный опыт. Выпуск № 19 (Режим доступа: http://www.microsoft.com/Rus/Government/newsletters/issue19/02.mspx).

7.  Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика // Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173.

8.  Клумпп Д. Электронное правительство в Германии — реальные достижения (Режим доступа: http://www.fostas.ru/library/show_article.php?id=191).

9.  Ковлер А.И. Кризис демократии?- М., 1997.

10.  Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственный менеджмент, (Раздел "Электронное правительство"). М., 2004.

11.  Кураш А. Как правительство Британии стало электронным (Режим доступа: http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=3608).

12.  По материалам: Создание электронного правительства во Франции (Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/ru/node/251).

13.  Политико-административное управление /Под. ред. В.С. Комаровского и Л.В. Сморгунова. М.: РАГС, 2004.

14.  Прохоров. А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // Компьютер-пресс. - 2006. - №5. - С. С.144-150.

15.  Сборник научных трудов / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. полит. науки; Рос. ассоц. полит. науки; Гл. ред. акад. РАН Ю.С. Пивоваров. – М., 2007.

16.  Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. - М., 2001.

17.  Фаляхов Р. Электронное правительство тормозит (Режим доступа: http://www.gazeta.ru/financial/2010/07/06/3395116.shtml).

18.  Шляхтина С. Интернет в цифрах и фактах / С. Шляхтина // Компьютер пресс. - 2003. - №2. - . 8-19.

19.  http://www.legifrance.fr

20.  http://ec.europa.eu/

21.  http://www.compress.ru/article.aspx?id=17274&iid=799

22.  http://www.microsoft.com/presspass/events/glfamericas/

23.  http://www.internet.gouv.fr)

24.  http://www.internet.gouv.fr)

25.  http://www.thegartnergroup.com

26.  http://e-rus.ru;

27.  http://www.minsvyaz.ru/3495/3500/


[1] Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. - М., 2001.

[2] Богдановская И.Ю. Концепция «электронного государства» (сравнительно-правовые аспекты) // Четвертая конференция «Право и интернет: теория и практика» (Режим доступа: http://www.parkmedia.ru/conf.asp?ob_no=346)

[3] Богдановская И.Ю.  Электронное государство // Общественные науки и современность. ­- 2004. - № 6. 8 ноября

[4] Там же

[5]Прохоров. А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // Компьютер-пресс. - 2006. - №5. - С. С.144-150

[6] Режим доступа: www.thegartnergroup.com

[7]Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173

[8] Там же

9 Прохоров. А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // Компьютер-пресс. - 2006. - №5. - С. С.144-150

[9]  Прохоров. А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // Компьютер-пресс. - 2006. - №5. - С. С.144-150

[10] Там же

[11] Шляхтина С. Интернет в цифрах и фактах / С. Шляхтина // Компьютер пресс. - 2003. - №2. - . 8-19

[12] Режим доступа: http://www.microsoft.com/presspass/events/glfamericas/

[13] Шляхтина С. Интернет в цифрах и фактах / С. Шляхтина // Компьютер пресс. - 2003. - №2. - 8-19

[14] Режим доступа: http://www.microsoft.com/presspass/events/glfamericas/

[15] Режим доступа: http://ec.europa.eu/

[16] Шляхтина С. Интернет в цифрах и фактах / С. Шляхтина // Компьютер пресс. - 2003. - №2. - . 8-19

[17] Шляхтина С. Интернет в цифрах и фактах / С. Шляхтина // Компьютер пресс. - 2003. - №2. - . 8-19

[18] Прохоров. А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // Компьютер-пресс. - 2006. - №5. - С. С.144-150

[19] Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173

[20] Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственной службы России. М., РАГС, 2000; Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173; Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственный менеджмент, (Раздел "Электронное правительство"). М., 2004.

[21] Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173

[22] Бачило ИЛ. Информационное право. ­- М., 2001.

[23] Ковлер А.И. Кризис демократии?- М., 1997.

[24] Государство в XXI веке. Реализация проектов электронного правительства. Мировой и отечественный опыт. Выпуск № 19 (Режим доступа: http://www.microsoft.com/Rus/Government/newsletters/issue19/02.mspx)

[25] Государство в XXI веке. Реализация проектов электронного правительства. Мировой и отечественный опыт. Выпуск № 19 (Режим доступа: http://www.microsoft.com/Rus/Government/newsletters/issue19/02.mspx)

[26] Политико-административное управление /Под. ред. В.С. Комаровского и Л.В. Сморгунова. М.: РАГС, 2004.

[27] Барбер М. Государственная служба: эффективная и аполитичная //Британские политические традиции и реформа власти в России. М-лы межд. научно-практ. конф. в Российской академии госслужбы при Президенте РФ и Посольстве Великобритании в РФ. Сопредседатели: Президент-ректор РАГС В. Егоров, Посол Великобритании в РФ Т. Брендон. М., РАГС, 2005.

[28] Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173

[29] Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173

[30] Там же

[31] Там же

[32] Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173

[33] Кураш А. Как правительство Британии стало электронным (Режим доступа: http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=3608)

[34] Кураш А. Как правительство Британии стало электронным (Режим доступа: http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=3608)

[35] Government ICT Strategy, 2010

[36] Кураш А. Как правительство Британии стало электронным (Режим доступа: http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=3608)

[37] Кураш А. Как правительство Британии стало электронным (Режим доступа: http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=3608)

[38] По материалам: Создание электронного правительства во Франции (Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/ru/node/251)

[39] PAGSI ( Режим доступа: http://www.internet.gouv.fr)

[40] Summery of the French program ( Режим доступа: http://www.internet.gouv.fr)

[41] Government site (Режим доступа: http://www.legifrance.fr)

[42] Клумпп Д. Электронное правительство в Германии — реальные достижения (Режим доступа: http://www.fostas.ru/library/show_article.php?id=191)

[43] Режим доступа: http://e-rus.ru; http://www.minsvyaz.ru/3495/3500/

[44] Фаляхов Р. Электронное правительство тормозит (Режим доступа: http://www.gazeta.ru/financial/2010/07/06/3395116.shtml)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.