скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Двунадесятые праздники и их особые песнопения

Реферат: Двунадесятые праздники и их особые песнопения

Двунадесятые праздники делятся на Господские, посвященные Иисусу Христу или другим Лицам Святой Троицы, и на Богородичные, посвященные Богоматери.

Господских двунадесятых праздников 7: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Преображение.

Богородичных двунадесятых праздников 4: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение.

И один двунадесятый праздник - Сретенье Господне - в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и Богородичным, хотя по особенностям богослужения тяготеет больше к Богородичным двунадесятым праздникам.

Господские двунадесятые праздники стоят выше Богородичных, и в особенностях богослужения в эти праздники, и это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поется одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, первенствует воскресная служба. Кроме того, все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны (начальные песнопения Литургии), которые поются на Литургии в сам день праздника, в Богородичные же праздники поются обычные воскресные антифоны.

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни: предпразднство, попразднство и отдание праздника .

Предпразднство - это дни, подготавливающие праздник, попразднство - продолжение праздника и отдание - это как бы снова сам праздник, своего рода заключительная точка в праздновании праздника.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

Можно лучше представить структуру двунадесятого праздника в следующей схеме:

Таким образом, в этой структуре праздника является древнее восприятие времени как живой, пульсирующей сущности, в которой каждое событие постепенно подготавливается, постепенно убывает и перед тем как исчезнуть, еще раз вспыхивает яркой точкой. И чем важнее событие, чем больше праздник - тем более развернутой бывает эта структура.

В музыкальном плане эта праздничная структура проявляется особенно ярко и выпукло.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеет и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

Среди особых песнопений двунадесятых праздников следует отметить праздничные ирмосы канонов , которые, перемежаясь с чтением тропарей канона, раскрывают смысл и место данного праздника в Священной Истории и жизни человека. На Литургии вместо песнопения "Достойно есть" поется особый Задостойник (т.е. "за" (вместо) "Достойно..."), который также, как и "Достойно есть" прославляет Божию Матерь, но уже в свете данного праздника. Текстом задостойника является ирмос 9-й песни праздничного Канона.

Эти песнопения по своей музыке чаще всего являются авторскими сочинениями или обработками духовных композиторов. Кроме того, каждый двунадесятый праздник имеет свои особые стихиры, тропари, кондаки и величания , которые, даже если поются на указанный глас, имеют всегда праздничный вариант звучания.

На все двунадесятые праздники имеются так называемые "Запричастные концерты" - это авторские музыкальные сочинения разного времени и стиля на тексты стихир, тропарей, молитв праздника. Эти запричастные концерты поются в конце Литургии во время причащения священников в алтаре.

На праздничной Всенощной всех двунадесятых праздников служится лития (что значит "усиленное моление"). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поется особая ектения с многократным "Господи, помилуй". Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о Евангельском чуде насыщения 5 000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идет с глубокой древности - это освящение "плодов земли", во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поется тропарь праздника.

В древности, когда Всенощное бдение продолжалось всю ночь, благословение хлебов совершалось для подкрепления сил молящихся на братской трапезе в конце вечерни перед утреней. Этот обычай сохраняется и ныне в некоторых монастырях, например, на Афоне. В наших храмах раздробленные кусочки хлебов, политые вином, раздают молящимся во время елеопомазания.

Лития совершается не только на двунадесятые праздники, но и праздники великих святых и чтимых Богородичных икон, а также престольные (праздник храма). По церковному уставу лития совершается на каждый воскресный день, но в современной приходской практике РПЦ оан опускается.

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Всех Миней 12 - по числу месяцев в году. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения Пасхального цикла.

Рождество Богородицы

(8/21 сентября)

Тропарь, гласъ 4:

Рождество Твое, Богородице Дhво, радость возвhсти всей вселеннhй: изъ Тебе бо возсiя Солнце правды Христосъ Богъ нашъ, и разрушивъ клятву, даде благословенiе: и упразднивъ смерть, дарова намъ животъ вhчный.

Кондак, гласъ 4:

Iоакимъ и Анна поношенiя безчадства, и Адамъ и Ева отъ тли смертныя свбодистася, Пречистая, во святhмъ рождествh Твоемъ. То празднуют и людiе Твои, вины прегрhшений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждаетъ Богородицу и питательницу жизни нашея.

Первый двунадесятый праздник церковного года установлен в IV веке. Он посвящен "началу нашего спасения", Рождеству Девы Марии, уготованной многими предшествующими поколениями стать Сосудом Божиим и вместить Невместимого Бога.

Этот праздник был наложен Церковью на древний аграрный цикл празднеств, посвященный Богине - Матери и рождению нового урожая.

Христианский праздник, воцерковляя народную традицию, сообщил ей иную высшую направленность, уводя от земли к небу, от урожая плодов земных к будущему Рождеству Вечной Жизни.

Содержание праздника взято из апокрифа II века, который сохранялся Церковью как предание, пользующееся авторитетом и любовью у народа:

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведный Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, но не теряли надежду на милость Божию, твердо веря, что Бог может разрешить неплодство Анны даже в ее старости. Они горячо молились и со слезами просили Господа даровать им дитя, которое они обещали посвятить Богу для служения в Храме. И Господь исполнил их прошение. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть о том, что их молитвы услышаны Богом, и у них родится Дочь Мария, через которую будет даровано спасение всему миру.

Праздник Рождества Богородицы был одним из самых почитаемых Богородичных праздников в домонгольской Руси. Об этом свидетельствует тот факт, что сразу же после крещения Новгорода на центральном языческом святилище ильменских славян - Перыни, где постоянно - день и ночь - горели ритуальные костры, где стояли идолы и приносились жертвы Ильмень-озеру, и где, вероятно, главный жрец Богомил, (прозванный Соловьем за свой голос) - который, как описано в Лаврентьевской летописи, поднял восстание новгородцев против крещения в 989 г., - играл на гуслях во время языческих обрядов - там, после свержения идолов был поставлен храм Рождества Богородицы. Это был третий храм, построенный в Новгороде первым епископом Иоакимом-корсунянином, после Софии и церкви Иоакима и Анны.

Сейчас на месте древнего храма на Перыни сохранилась каменная церковь XIII века в честь Рождества Богородицы.

Также и св.Антоний Римлянин, прибывший в Новгород в конце XI века, основал близ города свой монастырь с главным храмом Рождества Богородицы. Богородице-Рождественские храмы в это же время строились и в других русских городах - например, в Суздале и Пскове.

Из авторских духовных сочинений, посвященных данному празднику, в церкви поются тропарь и кондак А.Архангельского, ирмосы А.Ф.Львова, задостойник П.Турчанинова.

Воздвижение Креста Господня

(14/27 сентября)

Тропарь, гласъ 1:

Спаси Господи, люди Твоя, и благослови достоянiе Твое, побhды православнымъ христiаномъ на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестомъ Твоимъ жительство.

Кондак, гласъ 4:

Вознесыйся на крестъ волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй Христе Боже: возвесели силою Твоею православныя христiаны, побhды дая имъ на сопостаты, пособiе имущимъ Твое оружiе мира, непобhдимую побhду.

Праздник, посвященный Кресту Христову, стоит также в начале церковного года. Он возвещает нам об искупительной жертве Христа.

Знак креста с глубокой дохристианской древности был солярным знаком, являясь символом Божественной и вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы он стал реальным знамением спасения. Крест в христианском сознании разросся до размеров Вселенной и стал Символом Самого Бога (очень ярко это дает увидеть картина Сальвадора Дали "Христос на кресте").

Песнопения и священные тексты праздника Воздвижения говорят нам, что только Крестом можно спастись - то есть, через страдание прийти к радости, через смерть - к победе, через жертву - к единению с Богом. Таков путь Христа - таков и путь всех, идущих за Ним.

Происхождение праздника связано с торжеством христианства и обретением подлинного Креста Господня при Константине Великом (IV в.):

Святой Константин, одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе знамение - крест с надписью "Hoc vince"("Сим победишь").

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, святую царицу Елену. После долгих поисков она узнала, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и стали копать землю. Вскоре был обнаружен Гроб Господень и три креста. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возлагал кресты на умершего, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Таким образом все убедились, что найден Животворящий Крест и с благоговением целовали великую святыню. Многие из-за большого стечения народа не имели возможности подойти к Кресту и просили патриарха поднять Крест над толпой, чтобы издали поклониться ему. Тогда патриарх Макарий стал медленно поднимать (воздвигать) Святой Крест, а народ со словами "Господи, помилуй" благоговейно поклонялся Честному Древу. Это событие произошло в 326 г.

К особенностям богослужения на данный праздник относится вынос Креста и поклонение ему. На Всенощном бдении, совершаемом накануне праздника, в конце "Великого Славословия" поется "Трисвятое на вынос Креста". В это время священник выносит на главе своей увитый цветами Крест, являя собой образ Христа, несущего Свой Крест на Голгофу. Под пение погребального "Святый Боже" священник медленно идет с крестом, затем останавливается перед Царскими Вратами и поднимает Крест вверх над головой, произнося: "Премудрость, прости!" - этим возгласом призывая народ к особому вниманию. Хор трижды поет тропарь Креста. Затем Крест полагается на аналое посреди храма и совершается поклонение Кресту с земными поклонами. В это время поется тропарь: "Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим".

В соборных храмах совершается чин Воздвижения Креста: священник, стоя посреди храма, медленно поднимает (воздвигает) Крест, творит им крестное знамение и медленно опускает его. Такое "воздвижение" совершается на все четыре стороны храма. Во время "воздвижения" Крест поливают благовониями и осыпают цветами. Хор при каждом "воздвижении" поет 100 раз "Господи, помилуй". Это пение называется "сотницей". Таких сотниц - 4, так как на четыре стороны "воздвигают" Крест. Это пение начинается с низких звуков и , по мере подъема Креста, все возвышается, а затем опять спадает.

Таким образом воздается поклонение Кресту Христову. Это очень красивый чин.

Почитание Креста у русского народа нашло выражение в вере, что каждому человеку от рождения дается личный крест (т.е. какое-то страдание, испытание, скорбь), который он должен нести терпеливо в течение своей жизни, не "перекладывая" его на других, а наоборот, помогая ближним "нести" свой крест - разделяя их скорби. На эту тему существует много народно-церковных сказаний.

Церковь хранит еще одно предание о Кресте: Крест Христов был сделан из древесины райского древа познания добра и зла, через которое, вкусив запретный плод, человек (Адам) был изгнан из рая. Древом же крестным через искупительную жертву Христа - Нового Адама,- человек опять вводится в рай - примиряется с Богом. [У подножия Креста на Голгофе находится могила Адама. Так соединяются начало и конец - Ветхий Адам (человек) и Новый Адам (Христос).] Об этом предании напоминает изображение черепа и костей (Адама) у подножия Распятия.

Форма креста также имеет значение:

- четырехконечный крест;

- шестиконечный крест;

- восьмиконечный крест.

По некоторым толкованиям, крест - это якорь спасения в бурном море жизни. И крест с двумя перекладинами - вверху с надписью Пилата "Иисус Назареянин Царь Иудейский" и внизу - как бы для опоры ног Распятого. Нижняя перекладина, повернутая одним концом вниз, а другим вверх, раскрывает еще одно предание Церкви о двух разбойниках, распятых рядом с Христом. Разбойник, распятый справа от Христа, был "благоразумный", он сказал: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Поднятый конец перекладины с этой стороны говорит о пути этого разбойника на небо, в рай. Опущенный же конец перекладины по левую сторону от Христа говорит о судьбе второго разбойника, злословящего Господа, - путь в землю, т.е. в ад.

Четырехконечный крест принят Католической Церковью, Православная Церковь допускает все три формы креста.

Праздник Воздвижения Креста имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства, причем суббота и неделя (воскресенье) перед праздником и после него называются субботою и неделею перед Воздвижением и после Воздвижения и имеют некоторые чтения и пения, относящиеся к Кресту. В день Воздвижения Креста установлен пост.

Авторские песнопения праздника: концерт "Крест - хранитель всея Вселенныя" А.Архангельского, концерт "Предстоящи Кресту" А.Львова, ирмосы канона А.Львова, задостойник П.Турчанинова.

Тропарь Креста в России одновременно является и молитвой за Отечество. При пении этого тропаря "Спаси, Господи, люди Твоя ..." идут с крестным ходом, совершают водоосвящение и кропление святой водой.

Введение во храмъ Пресвятой Богородицы

(21 ноября/4 декабря)

Тропарь, гласъ 4:

Днесь благоволенiя Божiя предображенiе, и человhковъ спасенiя проповhданiе, въ храме Божiи ясно Дhва является, и Христа всhмъ предвозвhщаетъ. Той и мы велегласно возопiимъ: радуйся, смотрhнiя Зиждителева исполненiе.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.