скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Традиционное в современной хозяйственной деятельнсти коренного оленеводческого населения

Реферат: Традиционное в современной хозяйственной деятельнсти коренного оленеводческого населения

А. Б. Спеваковский

ТРАДИЦИОННОЕ В СОВРЕМЕННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННОГО ОЛЕНЕВОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

СЕВЕРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

В  свете  возрастания  роли  общественных  наук  в  разработке проблем развитого социализма особое внимание этнографической науки сейчас  направлено па изучение современности и, в част­ности, на исследование  традиций в хозяйственной деятельности, их   значения   в   развитии   современной   экономики.   Перед   этно­графами встают задачи сбора и сбережения информации о традиционной производственной культуре, учета ее особенностей, в том числе   и   у  коренных   народов   Сибири,   с   целью,   как   отмечал Ю. В. Бромлей, повышения практической роли этнографии, усиления ее конструктивных и управленческих функций.

Социалистические преобразования, начавшиеся уже с первых лет Советской власти, и широкомасштабное освоение пространств Сибири, которое осуществляется особенно интенсивно в последние десятилетия, оказали существенное влияние на все стороны жизни коренного населения Севера. На основе закономерностей общественного развития в эпоху социализма произошла трансформация в материальной и духовной культуре эвенов, эвенков, кoряков, чукчей и других северных этносов, изменился их быт. В значительной степени преобразования коснулись и хозяйственных занятий местных жителей. На смену старому хозяйству пришли новые, отличные в социальном плане, иные в качественном отношении социалистические формы хозяйствования, повлиявшие па устойчивость экономики, навсегда освободившие аборигенов Севера от сезонных голодовок и позволившие повышать производительность труда. Мероприятия по укреплению организационно-экономической базы коллективных хозяйств и укрупнению колхозов, многие из которых преобразованы в совхозы, повысили техническую оснащенность- традиционных промысловыми позволили развивать новые отрасли хозяйства — земледелие, жи­вотноводство и др.

Однако, несмотря на нововведения, многие традиционные особенности хозяйства и культуры, которые в совокупности образуют этнические  традиции, вырабатываемые целенаправленной деятельностью каждого этноса в ходе  его исторического развития, все же показывают большую степень   устойчивости.   В   первую, очередь это можно отнести к оленеводству, практикуемому в ряде: областей Севера, в том числе на северо-востоке Сибири у рассматриваемой группы этносов.

В качестве одного из главных обстоятельств, обеспечивающих сохранение оленеводства как отрасли хозяйства, выступает его приспособленность к экстремальным северным условиям. Оно, как правило, практикуется в такой климатической зоне, где невозможно разведение крупного рогатого скота и земледелие. В этой связи следует особенно отметить неприхотливость северного оленя, его способность круглый год добывать корм в суровом климате.

Мероприятия, проводившиеся Советской властью с первых лет ее существования, содействовали сохранению оленеводства, кото­рое приобрело государственное значение, способствуя тем самым ^развитию экономики народов Севера. Внедрение в эту главную отрасль хозяйства коренного населения новых методов выпаса животных, организации труда оленеводов. достижений ветеринарии и обеспечение ее транспортными средствами и радиосвязью не мешает тем не менее характеризовать оленеводство как занятие, в котором наличествует ряд традиционных элементов. В традиционном крупностадном оленеводстве корякско-чукотского типа, заимствованном у палеоазиатов; также эвенами в связи с их этническими контактами на Чукотке, Камчатке и севере Охотского побережья и признанном сейчас наиболее рентабельным хозяйственным занятием коренного населения, как и прежде, практикуется круглогодичный выпас оленей в соответствии с издавна выработанным годичным циклом. Обслуживание животных базируется па использовании народных знаний, а быт оленеводов во многом определяется самобытными традициями.

Сохранение традиционного объясняется и тем, что производственное кочевание осуществляется на территориях, значительно удаленных от центров современной культуры. Нередко оленьи стада откочевывают от поселков на 300 км и даже дальше. Необходимость такой отдаленности обусловлена тем, что рядом с крупными поселками, предприятиями и местами разработок по­лезных ископаемых, как правило, отсутствует корм для оленей.

Производственный опыт оленеводов, накопленный в течение многих веков, прекрасное знание природных условий таежных тундреных районов имеют непреходящее значение и в наши дни. Многие традиционные приемы ухода за животными, выработанные коренным населением северо-востока Сибири и практикуемые сейчас, наиболее эффективны и единственно приемлемы. Вряд ли целесообразно полностью заменять их другими. Допус­тимо лишь привнесение в них новаций, усовершенствований и улучшение их отдельных сторон.

В традиционных отраслях хозяйства и в оленеводстве в том числе живет и развивается родной язык аборигенов. Кстати, тер­минология, связанная с оленеводством, настолько богата, что ее очень трудно выразить на другом языке.

В оленеводческом хозяйстве рассматриваемого региона и в подчиненных ему сферах в настоящее время занято большинство представителей аборигенных этносов. В табл. 1 показано распределение коренного населения по профессиям на примере взятых выборочно нескольких наиболее типичных оленеводческих поселков разных районов северо-востока Сибири.


Таблица  1

Профессия

Охотский р-н Xaбаровского края

(пос. Арка)

Быстринский р-н Камчат­ской обл. (пос. Эссо, Ашшгай) Поселки Пенжинского р-на Корякского автономного округа  Камчатской обл.
Аянка Слаутное Манилы

Оленеводы (пастухи и чум-

работницы)

114 47 104 112 103
Методисты агиткультбригад 0 0 3 1
Ветеринары 4 4 2 3
Охотники 3 20 3 0
Рабочие (колхоза или совхоза) 44 12 14 10 13
Мастера меховых мастерских 2 0 30
Прочие 40 38 42 31 27.

Примечание.   Данные таблицы, взятые  из нехозяйственных книг перечисленных поселков, учитывают только взрослое население

Бытованию  традиций  способствует   также   и   то,   что  многие семьи коренных жителей северо-восточных районов продолжают   держать личных  оленей.  Согласно  полевым  материалам   1978— 1982 гг., в четырех солениях Камчатка — Аянке, Слаутном, Манилах и Эссо — 173 семьи имеют оленей, в каждой в среднем но 14—15 голов. В личном пользовании эвенских, корякских и чукотских  семей,   издавна   занимавшихся  оленеводством,   также   есть олени. Их имеют не только оленеводы, работающие в бригадах,  но и живущие в поселках лица других профессий, а также пенсионеры. Олени переходят по наследству, дарятся ребенку при рождении, а  невесте как  свадебный подарок.  В   то   же   время    огородничеством   занимается   очень   незначительное   аборигенов. В пос. Эссо. например, лишь за четырьмя эвенскими    семьями закреплены приусадебные участки, в Аянке — за тремя   (две эвенские семьи и одна чукотская) и т. д.                                     

Таким образом, традиционное оленеводство — по сути дела ведущий и пока практически ничем незаменимый вид  деятельности коренных жителей, обеспечивающий своей продукцией как местное, так и пришлое население северо-востока и тем самым вносящий определенный вклад в осуществление Продовольственной программы. Оленеводство можно рассматривать как своеобразную хозяйственную основу, от которой во многом зависит со­хранение этнического своеобразия аборигенов северо-востока Си­бири.

Традиции сохраняются не только в производственной деятельности, но и охватывают почти все сферы жизни коренных жите­лей, образуя традиционный комплекс. Традиционное оленеводческое хозяйство непосредственно связано и с существованием са­мобытной материальной культуры. Во время производственного кочевания с оленьими стадами эвены, эвенки, коряки и чукчи используют оленей как верховой и нартенный транспорт, живут в переносных каркасных жилищах типа чумов, яранг, приспособ­ленных к роду их занятий, носят, особенно зимой, национальную одежду и обувь, сшитую из оленьих шкур, обрабатываемых преж­ними способами, употребляют традиционную пищу, используют утварь, приспособленную для этой пищи и кочевого быта. Заня­тие оленеводством обусловливает специфику быта не только во время производственного кочевания, но также и в поселках, где живут не занятые выпасом оленей члены семей оленеводов. Оле­неводческое хозяйство во многом определяет характер духовной жизни коренного населения (искусство, фольклор, а также веро­вания, культы и др.), обусловливает бытование народного опыта, морально-этических норм и т. д.

Традиционное в оленеводстве не препятствует совершенство­ванию этой важной в условиях Севера отрасли хозяйства, а при­сутствует в ней как органическая часть, сосуществующая с совре­менными элементами. Нарушение правильного соотношения тра­диционного и современного может причинить ущерб. В частности, увеличение количества оленей в стадах при ограниченности кор­мовых ресурсов угодий, которые находятся в распоряжении от­дельных оленеводческих совхозов, не всегда оправдывает себя из-за быстрого истощения пастбищ. Поэтому учет особенностей хозяйства аборигенных этносов северо-востока Сибири при вве­дении новшеств в первую очередь необходим для их развития, что создает наиболее оптимальные возможности осуществления ленинской национальной политики в современных условиях.

Из вышесказанного вытекает необходимость первоочередного изучения традиций в области хозяйственной деятельности, рас­смотрение которой, по мнению F. Е. Маркова, лежит в основе исследование всех прочих этнографических явлений.

.К числу наиболее важных производственных традиций корен­ного населения северо-востока Сибири, которые ярко характери­зуют основу оленеводческого хозяйства, прежде всего относятся традиции использования определенных территорий, выбора в со­ответствии с народным опытом и местными условиями маршру­тов перекочевок, оленьих стад в пределах прежних районов, учтен­ных и закрепленных за хозяйствами землеустройством; выпаса оленей и ухода за животными. Традиционное воспитание молодого поколения в духе уважения к исконным видам занятий также  имеет прямое отношение к хозяйственной деятельности.

Традиция ведения хозяйственной деятельности в течение дли­тельного времени в пределах одной территории и соответственно хорошего ее знания зависит в основном от расселения отдельных этнических групп. Так. потомки представителей ряда эвенкийского и эвенских родов. Охотского побережья, отмеченные еще в исто­рических документах XVTI в. до сих пор живут и выпасают оленей в тех же районах горной тайги, что и их предки. Это отно­сится, например, к эвенам бассейнов рек Охоты, Кухтуя, Инн и Ульи, причислявшим себя ранее к родам Горбикаы, Годникан, Уяганкан, Кила (Килар) н др.

То же можно сказать и об эвенах Камчатки, переселившихся туда с материка более 150 лет назад (прежние роды Долган, Уяганкан, Деллянкан)  и занимающихся в настоящее время оле­неводством на западных отрогах Срединного хребта и частично на севере полуострова. Аналогичная ситуация характерна для за­нимающихся оленеводством коряков нынешних Пенжинского, Олюторского и других районов Корякского автономного округа, а также для расселяющихся севернее чукчей. При этом оленеводы разных этносов имели раньше и имеют теперь довольно четкое представление о кочевых территориях соседних родственных и иноэтнических групп, расселявшихся в смежных районах. Нарушение хозяйственных территорий в прошлом нередко приводило к межэтническим столкновениям. Особенно частыми они были между коряками и эвенами, когда последние в поисках объекта охоты и новых пастбищ для оленей вторгались в места, издавна принадлежавшие представителям корякского этноса.

В послереволюционный период традиции расселения и веде­ния   хозяйства   на   соответствующих   каждой   локальной   группе территориях  были соблюдены   при   землеустройстве,   проводившемся с начала 30-х гг. в районах Севера. В результате современ­ные угодья совхозов  и колхозов во  многих  случаях  совпадают  с прежними территориями, на которых сейчас работают потомки кочевавших здесь ранее оленеводов. Оленеводы 2-го участка сов­хоза «Пенжинский»  (Пенжинский район Корякского автономного округа, пос. Слаутное), например, многие десятилетия кочуют по р. Импенвеем по одному маршруту. На пути их следования, в ча­стности на р. Мухоморной, впадающей в Импенвеем, до сих пор можно видеть остатки старинных и более поздних стойбищ, где размещались яранги коряков. По традиции стада этих же олене­водов выпасаются не только в пределах Пенжинского района, но и переходят на другие  административные территории — в  Олюторский район, пересекая, его до побережья Тихого океана. Зна­ние исконных участков отражено также в топонимике обширных районов, передаваемой коренным оленеводческим населением из поколения в поколение. Почти каждый оленевод может изобра­зить на бумаге карту того или иного района во всех его подроб­ностях, включая особенности рельефа, с названиями сопок, озер, рек и ручьев.

Районы кочевок и маршруты, выбираемые оленеводами для выпаса стад, свидетельствуют о прекрасном знании аборигенами  природных условий и местности. Выбор маршрутов на выделен­ных для каждого хозяйства при землеустройстве территориях производится правлениями совхозов и колхозов совместно с бри­гадирами оленеводческих звеньев, на должность которых назна­чаются, как правило, опытные и уважаемые люди. Следование по определенному   маршруту   обусловливается   многими   факторами. Основным здесь является наличие кормов для животных, в соот­ветствии с чем для стад определяются пастбища четырех кате­горий:   зимние  с  незначительным  снежным покровом,  скрываю­щим мох, весенние, летние и осенние, изобилующие травой, кото­рой питаются олени.  У эвенков  и  эвенов  побережья  Охотского моря и Камчатки, а также у коряков Пенжннского и Олютор­ского районов  Корякского автономного  округа,   как   и   прежде, практикуются перекочевки по большому замкнутому кругу про­тяженностью в один конец до 200 км и более. Весной стада перегоняются вверх по течению реки в горные районы пли в тундру, где достаточно кормов и меньше кровососущих насекомых, изнуряющих оленей и препятствующих повышению их живого веса. Здесь стада выпасаются в течение всего лета. В начале осени на­чинается движение в обратном направлении — к побережью моря, па зимние пастбища. На этом   отрезке   пути   определяются   как место для разделения на маточное стадо и стадо самцов-произво­дителей, так и отдельные маршруты для двух стад, выбирается хорошо защищенное от ветров место для отела важенок, происхо­дящего в апреле. Прежде разделение на стадо самцов и маточное происходило весной в специально устроенных загонах из нарт. В настоящее  время для  отбивки  используются  корали из  брезента, огораживающие отдельные участки местности. Раньше у ко­ряков исчисление года начиналось после отела, что и сейчас еще сохраняется в традициях старшего поколения.

В низовьях рек невдалеке от побережья осенью иногда ловят лососевых, что служит для оленеводов подсобным занятием.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.