скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Синтез оптимальных уравнений

Реферат: Синтез оптимальных уравнений

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Механико-математический факультет

Кафедра теоретической механики и робототехники

Курсовая работа

Тема: Синтез оптимальных уравнений

                                                                  Студента 3-го курса 13 группы

                                                                  Павловского Сергея Александровича

                                                                  Научный руководитель

                                                                  Лютов Алексей Иванович

 

 

 

 

 

Минск 2001г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Г л а в а I. Введение................................................................................................ 2

§ 1.   Задача  об оптимальном быстродействии.................................................... 2

       1.Понятие об оптимальном быстродействии.................................................. 2

       2.Задача управления........................................................................................ 3

       3.Уравнения движения объекта....................................................................... 5

       4.Допустимые управления............................................................................... 6

§ 2.   Об основных направлениях в теории оптимальных процессов.................. 7

       5.Метод динамического программирования.................................................. 7

       6.Принцип максимума..................................................................................... 9

§ 3.   Пример. Задача синтеза............................................................................... 12

       7.Пример применения принципа максимума............................................... 12

       8.Проблема синтеза оптимальных управлений............................................ 14

Г л а в а II. Линейные оптимальные быстродействия..................................... 15

§ 4   Линейная задача оптимального управления............................................... 15

       9.Формулировка задачи................................................................................ 15

       10.Принцип максимума................................................................................. 16

       11.Принцип максимума — необходимое и достаточное условие

оптимальности............................................................................................... 17

       12.Основные теоремы о линейных оптимальных быстродействиях........... 18

§ 5.   Решение задачи синтеза для линейных задач второго порядка................ 18

       13.Упрощение уравнений линейного управляемого объекта...................... 18

Г л а в а III. Синтез оптимальных управлений для уравнения второго

       порядка.......................................................................................................... 20

§ 6. Решение задачи синтеза в случае комплексных собственных значений...... 20

       14.Задача синтеза для малых колебаний маятника...................................... 20

Список используемой литературы....................................................................... 23

Г л а в а I

ВВЕДЕНИЕ

Управляемые объекты прочно вошли в нашу повседневную жизнь и стали обиходными, обыденными явлениями. Мы видим их буквально на каждом шагу: автомобиль, самолёт, всевозможные электроприборы, снабжённые регуляторами (например, электрохолодильник), и т. п. Общим во всех этих случаях является то, что мы можем «управлять» объектом, можем в той или иной степени влиять на его поведение.

Обычно переход управляемого объекта из одного состояния в другое может быть осуществлён многими различными способами. Поэтому возникает вопрос о выборе такого пути, который с некоторой (но вполне определённой) точки зрения окажется наиболее выгодным. Это и есть (несколько расплывчато сформулированная) задача об оптимальном управлении.

§ 1.  Задача  об оптимальном быстродействии

1.   Понятие об управляемых объектах. Рассмотрим прямолинейное движение автомобиля. В каждый момент вре­мени состояние автомобиля можно характеризовать двумя числами: пройден­ным расстоянием s и скоростью движения v. Эти две величины меняются с те­чением времени, но не самопроизвольно, а сообразно воле водителя, который может по своему желанию управлять работой двигателя, увеличивая или уменьшая развиваемую этим двигателем силу F. Таким образом, мы имеем три связанных между собой параметра: s, v, F, показанных на схеме (рис. 1). Величины s, v, характеризующие состояние автомобиля, называют его фазовыми координатами, а величину Fуправляющим параметром.

Если мы будем рассматривать движение автомобиля по плоскости (а не по прямой), то фазовых координат будет четыре (две «географические» координаты и две компоненты скорости), а управляющих параметров – два (например, сила тяги двигателя и угол поворота руля). У летящего самолёта можно рассматривать шесть фазовых координат (три пространственные координаты и три компоненты скорости) и несколько управляющих параметров (тяга двигателя, величины, характеризующие положение рулей высоты и направления, элеронов).

Разумеется, в проводимом ниже математическом исследовании мы будем иметь дело не с самими реальными объектами, а с некоторой математической моделью. Сказанное выше делает естественным следующее математическое описание управляемого объекта. Состояние объекта задаётся (в каждый момент времени) n числами x1, x2,…,xn, которые называются фазовыми координатами объекта. Движение объекта заключается с математической точки зрения в том, что его состояние с течением времени изменяется, т. е. x1,x2,…,xn являются переменными величинами (функциями времени). Движение объекта происходит не самопроизвольно. Им можно управлять; для этого объект снабжён «рулями», положение которых характеризуется (в каждый момент времени) r числами u1,u2,…,ur; эти числа называются управляющими параметрами. Рулями можно «манипулировать», т. е. по своему желанию менять (конечно, в допустимых пределах) управляющие параметры u1,u2,…,ur. Иначе говоря, мы можем по желанию выбрать функции u1(t),u2(t),…,ur(t), описывающие изменение управляющих параметров с течением времени. Мы будем предполагать (как это обычно и бывает), что, зная фазовое состояние объекта в начальный момент времени и выбрав управляющие функции u1(t),u2(t),…,ur(t) (для t>t0), мы можем точно и однозначно рассчитать поведение объекта для всех t>t0, т. е. можем найти функции x1(t),x2(t),…,xn(t), характеризующие изменение фазовых координат с течением времени. Таким образом, изменение фазовых координат x1,x2,…,xn уже не зависит непосредственно от нашего желания, но на движение объекта мы всё же можем в той или иной мере воздействовать, выбирая по своему желанию управляющие функции u1(t),u2(t),…,ur(t).

Управляемый объект, о котором только что шла речь, в теории автоматического управления принято изображать так, как это показано на рис. 2. Величины u1,u2,…,ur (управляющие параметры) часто называют также «входными переменными», а величины x1, x2,…,xn (фазовые координаты) – «выходными переменными». Говорят ещё, что «на вход» объекта поданы величины u1,u2,…,ur, а «на выходе» мы получаем величины x1, x2,…,xn. Разумеется, на рис. 2 показано лишь условное обозначение управляемого объекта и никак не отражено его «внутреннее устройство», знание которого необходимо, чтобы выяснить, каким образом, зная управляющие функции u1(t),u2(t),…,ur(t), можно вычислить изменение фазовых координат x1(t),x2(t),…,xn(t).

Величины u1,u2,…,ur удобно считать координатами некоторого вектора u=(u1,u2,…,ur), также называемого управляющим параметром (векторным). Точно так же величины x1, x2,…,xn удобно рассматривать как координаты некоторого вектора (или точки) x=(x1, x2,…,xn) в n – мерном пространстве с координатами x1, x2,…,xn. Эту точку  называют фазовым состоянием объекта, а n – мерное пространство, в котором в виде точек изображаются фазовые состояния, называется фазовым пространством рассматриваемого объекта. Если объект таков, что его фазовое состояние характеризуется только двумя фазовыми координатами x1, x2 (см. рис. 1), то мы будем говорить о фазовой плоскости. В этом случае фазовые состояния объекта изображаются особенно наглядно.

Итак, в векторных обозначениях рассматриваемый управляемый объект можно изобразить так, как показано на рис. 3. Входящая величина u=(u1,u2,…,ur) представляет собой управляющий параметр, а выходная величина x=(x1, x2,…,xn) представляет собой точку фазового пространства (или, иначе, фазовое состояние объекта).

Как сказано выше, чтобы полностью задать движение объекта, надо задать его фазовое состояние x0=(x01, x02,…, x0n) в начальный момент времени t0 и выбрать управляющие функции u1(t), u2(t),…, ur(t) (для t>t0), т. е. выбрать векторную функцию u(t)= u1(t),u2(t),…,ur(t)). Эту функцию u(t) мы будем называть управлением. Задание начального фазового состояния x0 и управления u(t) однозначно определяет дальнейшее движение объекта. Это движение заключается в том, что фазовая точка x(t)=(x1(t),x2(t),…,xn(t)), изображающая состояние объекта, с течением времени перемещается, описывая в фазовом пространстве некоторую линию, называемую фазовой траекторией рассматриваемого движение объекта (случай n=2 изображён на рис. 4). Очевидно, что эта линия исходит из точки x0, поскольку x(t0)= x0.

Пару векторных функций (u(t), x(t)), т. е. управление u(t) и соответствующую фазовую траекторию x(t), мы будем называть в дальнейшем процессом управления или просто процессом.

Итак, резюмируем. Состояние управляемого объекта в каждый момент времени характеризуется фазовой точкой x=(x1, x2,…,xn). На движение объекта можно воздействовать при помощи управляющего параметра u=(u1,u2,…,ur). Изменение величин u, x с течением времени мы называем процессом; процесс (u(t), x(t)) составляется из управления u(t) и фазовой траектории x(t). Процесс полностью определяется, если задано управление u(t) (при t>t0) и начальное фазовое состояние x0=x(t0).

2.   Задача управления. Часто встречается следующая задача, связанная с управляемыми объектами. В начальный момент времени t0 объект находится в фазовом состоянии x0; требуется выбрать такое управление u(t), которое переведёт объект в заранее заданное конечное фазовое состояние x1 (отличное от x0; рис. 5). При этом нередко бывает, что начальное состояние x0 заранее не известно. Рассмотрим один из наиболее типичных примеров. Объект должен устойчиво работать в некотором режиме (т. е. находиться в некотором фазовом состоянии x1). В результате тех или иных причин (например, под воздействием неожиданного толчка) объект может выйти из рабочего состояния x1 и оказаться в некотором другом состоянии x0. При этом точка x0, в которую может попасть объект, заранее не известна, и мы должны уметь так управлять объектом, чтобы из любой точки x0 (или хотя бы из точек x0 достаточно близких к x1) вернуть его в рабочее состояние x1 (рис. 6).

Такое управление часто осуществляется человеком (оператором), который следит за приборами и старается выбирать управление, поддерживающее объект в требуемом рабочем режиме.

Однако в современных условиях высокого развития техники оператор зачастую не может успешно справиться с этой задачей ввиду сложности поведения объекта, большой быстроты протекания процессов и т. п. Поэтому чрезвычайно важно создать такие приборы, которые сами, без участия человека, управляли бы работой объекта (например, в случае выхода объекта из рабочего состояния возвращали бы его в это рабочее состояние). Такие приборы («регуляторы», «автоматические управляющие устройства» и т. п.) сейчас очень распространены в технике, их изучением занимается теория автоматического управления.

Первым устройством этого рода был центробежный регулятор Уатта, сконструированный для управления работой паровой машины (см. рис. 9). Схема этого регулятора показана на рис. 7. В общем случае (рис. 8) на вход регулятора подаются фазовые координаты объекта.


Обычно требуется, чтобы переходный процесс (т. е. процесс перехода из начального фазового состояния x0 в предписанное состояние x1, рис. 5) был в определённом смысле «наилучшим», например, чтобы время перехода было наименьшим или чтобы энергия, затраченная в течение переходного процесса, была минимальной и т. п. Такой «наилучший» переходный процесс называется оптимальным процессом. Термин «оптимальный процесс» требует уточнения, т. к. необходимо разъяснить, в каком смысле понимается оптимальность. Если речь идёт о наименьшем времени перехода, то такие процессы называются оптимальными в смысле быстродействия. Иначе говоря, процесс, в результате которого объект переходит из точки x0 в точку x1 (рис. 5), называется оптимальным в смысле быстродействия, если не существует процесса, переводящего объект из x0 в x1 за меньшее время (здесь и далее предполагается, что x1≠ x0). Разумеется, желательно, чтобы регулятор не просто возвращал объект в рабочее состояние, а делал это наилучшим образом, например, в смысле быстродействия (т. е. возвращал объект в рабочее состояние за кратчайшее время). В связи с этим в теории автоматического управления рассматриваются весьма различные регуляторы. Рассмотрение регуляторов приводит к тому, что уменьшение времени переходного процесса связано с усложнением конструкции регулятора; поэтому, усложняя конструкцию регулятора, можно лишь приближаться к «идеальному», «оптимальному» регулятору, который во всех случаях осуществляет переходный процесс за кратчайшее время. В точности же «оптимального» регулятора, по-видимому, осуществить нельзя. Однако такой вывод является ошибочным, т. к. сейчас уже создали математический аппарат, рассчитывающий такие регуляторы. Можно предполагать, что оптимальные регуляторы будут играть важную роль в технике будущего.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.