скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Рабочая программа по хирургическим болезням для студентов 3 - 4 курсов стоматологического факультета

Занятие № 10. Тема:  ПЕРИТОНИТЫ - 4 часа.

При разборе больного ассистент должен обратить внимание студентов на основные моменты в истории болезни. Так при раэборе жалоб обращается внимание на боли (острое начало болей или постепенное, интенсивность болей, их продолжительность, иррадиация, локализация, зависимость от физических напряжений, приёма пищи), рвоту и тошноту - как постоянные и ранние симптомы перитонита (рвота пищей, желудочным соком, желчью, её частота), жажду, наличие или отсутствие стула и отхождения газов (был ли стул после наступления болей, характер его), расстройства мочеиспускания (учащенное, затрудненное или задержка мочеиспускания, олигурия), повышение температуры, изменения со стороны общего состояния.

При изучении анамнеза настоящего заболевания обращается внимание на начало заболевания (день, час, боли, характер болей, их локализация), наличие лиспептических явлений, длительность болезни, появление осложнений в течении болезни (высокая температура, вздутие живота, ознобы, ухудшение общего состояния).

Здесь необходимо подчеркнуть, что течение этого заболевания, как и начало, варирует в зависимости от возбудителя перитонита и локализации первичного очага поражения.

При изучении анамнеза жизни обращается внимание на перенесенные заболевания, наличие в прошлом приступов болей в животе, локализацию болей, их характер. Необходимо выяснить, не подвергался ли при этом больной врачебному наблюдению и какой был поставлен диагноз. У женщин обращается внимание на время последних менструаций.

При изучении данных объективного исследования ассистент обращает внимание на оценку общего состояния больного (тяжелее, средней тяжести, удовлетворительное), поведение в постели (активное, пассивное), температуру тела, внешний вид больного (заостренные черты лица, впалые глаза с темными кругами вокруг, сухой язык, сиплый голос, желтуха, цианоз, эйфория или безучастное отношение к окружающему), характер пульса (малый, частный), характер дыхания (поверхностное, глубокое, частота дыхания), падение кровяного давления, наличие диспептических явлений (тошнота, рвота), задержка стула и газов. Необходимо придавать большое значение наличию следующих объективных симптомов: напряжение брю­шной мускулатуры (локализация и степень), положительный симптом Щеткина-Блюмберга, вздутие живота, отсутствие перистальтики, при­тупление в боковых частях живота, отсутствие печеночной тупости, затруднение мочеиспускания.

При изучении данных объективного исследования необходимо от-метить, что в разных стадиях перитонита симптомы различны. Так, в начальной (реактивной) стадии перитонита боли и напряжение мышц носят выраженный характер соответственно расположению источника инфекции. Например, при прободной язве 12-ти перстной кишки или желудка боли носят острый характер и локализуются в начале в правом подреберье или в подложечной области, при остром аппендиците боли локализуются в правой подвздошной области и т.д. В токсической стадии перитонита боли распространяются на весь живот и становятся слабее. При рвоте в начальной стадии извергается содержимое желудка, затем примешивается желчь, в терминальной стадии, когда отсутствуют перистальника, - содержимое тонких кишок ("каловая рвота"). Выпот незначительный по количеству в реактивной стадии становится возможным его определение в отлогих частях живота.

Обращается внимание на данные ректального исследования (наличие или отсутствие кала в ампуле прямой кишки, наличие крови в прямой кишке, болезненность в области дутлаеова пространства), данные вагинального исследования (сглаженность и болезненность заднего свода, наличие кровянистых выделений из влагалища).

При изучении лабораторных данных необходимо обратить внимание на картину крови (лейкоцитоз, нейтрофильный сдвиг влево ), картину мочи (белок, цилиндры), диурез.

Студенты должны дать оценку биохимического исследования сыворотки крови (хлориды, белок, мочевина, остаточный азот), и обратить внимание на ценность обзорной рентгеноскопии брюшной полости (наличие свободного газа в брюшной полости при перфорации язвы желудка или 12-ти перстной кишки, разрыве кишки, раздутие петли кишки и чаши Клойбера при паралитической непроходимости кишок).

В результате анализа жалоб больного и данных, полученных при объективном исследовании, куратор ставит предположительный диагноз, а остальные студенты его исправляют или дополняют.

Диагноз может считаться установленным после проведения диф-ференциальной диагностики. При подозрении на перитонит необходимо исключить центральную пневмонию, диафрагмальный плеврит (физикальнае данные, рентгеноскопия грудной клетки УЗИ, желчную и

почечную колики (интенсивность и внезапность болей, их иррадиация и приступообразный характер, отсутствие других симптомов перитонита), забрюшинную гематому, повреждения позвоночника (анамнез локализация болей, рентгенограмма позвоночника), непроходимость кишечника (приступообразный характер болей, "урчание" при непроходимости и "гробовое молчание" при перитоните).

После подробного освещения студентами вопросов этиологии, классификации, патогенеза, патологической анатомии, клиники и диагностики перитонитов рассматривается их лечение. Ассистент должен подчеркнуть, что оперативное лечение направляется на источник перитонита, т.е. аппендикс, перфоративную язву желудка, разрыв кишки и т.д. Придается большое значение подготовке больного к операции (сердечные средства, растворы калия, натрия, глюкозы, переливание крови, плазмы), обращается внимание студентов на срочность вмешательства. Характер вмешательства определяется источником перитонита (удаление червеобразного отростка, ушивание язвы желудка или разрыва кишки и т.д.).

Обращается внимание на тщательный туалет и санацию брюшной полости во время операции, пути введения антибиотиков, проведение перитонеального диализа. Виды диализа.

При разборе послеоперационного периода обращается внимание на важность компенсации тяжелых обменных нарушений: парентеральному введению больших количеств солевых растворов, белковых препаратов, плазмы, крови, глюкозы. Разбираются вопросы с послеоперационным парезом кишечника и методы эфферентной терапии, подчеркивается важность желудочно-кишечной декомпрессии и её способы.

В заключении ассистент обращает внимание студентов на необ-ходимость чёткой организации работы поликлинических врачей и врачей скорой помощи, от которых зависит своевременность раннего диагноза аппендицита и других острых хирургических заболеваний брюшной полости.

Прогноз при перитонитах несомненно зависит от своевременности оперативного лечения.

Занятие № 11. Тема: ОСТРАЯ КИШЕЧНАЯ НЕПРОХОДИМОСТЬ - 4 часа.

При анализе жалоб больного обращается внимание на отсутствие стула и газов, а при обтурационной непроходимости и на характер выделений из прямой кишки, а также на период времени в течение которого больной отмечает нарушения функций кишечника. Подчеркивается схваткообразный характер и периодичность болевых ощущений, их интенсивность, изменение характера болей и поздние сроки заболевания - они принимают более постоянный характер и постепенно могут терять интенсивность в связи с потерей мышечного тонуса кишечной стенки или с развитием перитонита. Диспептические явления - тошнота, рвота, отрыжка, потеря аппетита всегда имеются у этих больных. Необходимо обратить внимание студентов на частоту рвоты, характер рвотных масс и их количество, изменение рвотных масс по мере прогрессирования заболевания и от локализации препятствия   (высокая и низкая непроходимость) -рвота пищей вначале заболевания, обильная рвота желчью при развивающемся перитоните и "каловая" рвота в терминальной стадии.

При анализе анамнеза жизни обращается внимание на перенесенные операции, которые могли привести к образованию спаек; перенесенные воспалительные заболевания - аппендицит, перитонит, пельвеоперитонит, ранения и травмы брюшной полости, глистные инвазии, частые поносы у детей. Имеют значение нерегулярное питание, голодание.

Из истории настоящего заболевания обращается внимание на момент появления боли, чтобы точно знать длительность заболевания. При этом подчеркивается особая важность сроков обращения больного к врачу и сроков госпитализации, определяющих в значительной степени прогноз. Важное значение имеет последовательность появления симптомов болезни, быстрота нарастания и их интенсивность .

При анализе данных объективного исследования внимание студентов обращается на положение больного в постели, резкие изменения в состоянии больного и его поведении в зависимости от нарастания или затихания приступов болей в животе. Интервалы между ними бывают разными, в. зависимости от того, какая кишка поражена, и от интенсивности раздражения кишечной стенки. Обычно в ранних стадиях обращает на себя внимание возбудимость больного, а в поздних - адинамия. При выраженной клинике болезни обычно имеются налицо симптомы интоксикации и обезвоживания.

Из данных обследования по органам обращается внимание на сухость языка, асимметричное вздутие живота ("косой" живот)при заворотах сигновидной и слепой кишок, участие его в дыхании, видимую перистальтику (симптом Валя). При пальпации следует обратить внимание на отсутствие напряжения брюшной стенки и её перерастянутость. Боль различной локализации и интенсивности.

При копростазе, завороте сигмовидной кишки, подозрение на обтурационную непроходимость вследствие опухоли конечного отдела толстой кишки большое значение имеет пальцевое обследование прямой кишки (пустая ампула, расслабление сфинктера - симптом Обуховской больницы и Цеге Мантейфеля). Показать ценность ректального исследования при инвагинации.

Нужно подчеркнуть большое значение рентгенологического ис-следования, особенно динамического контроля за пассажем бария (проба П.Н.Напалкова). Если нет рентгенограмм курируемого больного, студентам демонстрируют в учебной комнате несколько рентгенограмм при тонкокишечной и толстокишечной непроходимости.

Объяснить, что анализ лабораторных данных, полученных при исследовании мочи и крови, дает представление о степени обезвоживания и интоксикации. Имеет значение измерения суточного диуреза, определение гематокрита, содержания электролитов и состояние кислотно-щелочного равновесия.

Необходимо остановиться на дифференциальной диагностике с эмболией или тромбозом мезентериальных сосудов. Следует подчеркнуть, что это заболевание - обособленная нозологическая единица.

Не следует забывать, что кишечная непроходимость может возникнуть в результате ущемления кишечной петли в грыже. Поэтому рекомендуется всем больным с кишечной непроходимостью тщательно обследовать те места, где следует предполагать ущемление грыжевого содержимого.

Лечение, как правило, оперативное, если непроходимость не разрешается при помощи консервативных мероприятий в течение 2-6 часов. Подчеркивается значение сроков производства операции. Они определяют размер и характер операции, а также частоту летальных исходов. Показать значение тотальной интубации тонкой, толстой кишки в профилактике паралитической кишечной непроходимости и несостоятельности швов кишечных анастамозов.

Подробнейшим образом необходимо остановиться на консервативных мероприятиях. Необходимо подчеркнуть значение промывания и опорожнения желудка как перед началом операции по поводу непроходимости кишечника, так и в послеоперационном периоде для ликвидации явлений пареза кишечника.

Характер оперативных вмешательств при разных видах кишечной непроходимости различен. Рассечение странгуляционного тяжа спаек, дезинвагинация, резекция кишки. Иногда тяжелое состояние больного заставляет отказаться от резекции кишечных петель, а ограничиться палиативной операцией цекостомией, обходным анастомозом, выведением некротиэированной петли кишки и пр. Необходимо подчеркнуть значение опорожнения содержимого кишечника во время операции.

Необходимо остановиться на послеоперационном ведении больного подчеркнуть важность компенсации потерь жидкости, электролитов, белка, коррекции кислотно-щелочного равновесия, борьбы с парезом кишечника.

Следует так же остановиться на прогнозе при кишечной непро-ходимости, особенно в случаях странгуляционной непроходимости, а также обтурационной на почве опухолей кишечника.

Занятие № 12. Тема: ОБХОД  ПРОФЕССОРА -4 часа.

Цель и содержание занятия: Формирование у студентов основ клинического и алгоритмического мышления, совершенствование навыков и умения обследования больных, закрепление элементов дифференциальной диагностики, знание современных методов лечения, соблюдение важнейших аспектов врачебной этики и деонтологии. Контроль тренировки умения докладывать студентами о курируемых больных.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБХОДА ПРОФЕССОРА СО СТУДЕНТАМИ 4 и 5 КУРСОВ

1. К обходу профессора каждая студенческая группа подготавливает истории курируемых больных для доклада.

2. Докладчик из студентов группы докладывает историю болезни курируемого больного в присутствии группы.

3. Изложение истории болезни проводится в принятом академическом плане. Присутствующие студенты активно уточняют неясные вопросы по истории болезни.

4. Профессор осматривает больного с привлечением студентов.

5. После этого предлагается студентам выделить наиболее важные симптомы и синдромы. Провести обоснование основного диагноза и дифференциальную диагностику.

6. После обсуждения диагноза обговаривается план лечения больного, вопросы предоперационной подготовки и послеоперационный период.

7. Профессор заключает обход, дополняет формулировку полного кли­нического диагноза, рекомендации по обследованию и лечению.

Занятие № 13. Тема: ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕНЬ - 4 часа.

Студенты присутствуют на хирургической операции, которую проводит профессор или доцент. Перед операцией проводится подробный разбор больного. После завершения операции рассматривается макропрепарат и ассистент проводит оператор проводит разбор прошедшей операции.

Занятие № 14. Тема: ИТОГОВОЕ  ЗАНЯТИЕ - 4 часа

Цель и содержание занятия: Проверка усвоения студентами пройденного на практических занятиях раздела программы по хирургии: знание анатомии, оперативной хирургии, вопросов этио- патогенеза, классификации, клиники, методов диагностики, навыков обследования больных, умение сформулировать и обосновать клиничекий диагноз, знание вопросов профилактики, диспансеризации, врачебной этики. Проводится тестовый зачет и защита истории болезни.

Занятие № 15. Тема: РАК ПРЯМОЙ КИШКИ - 4 часа.

При анализе жалоб больного обращается особое внимание на незначительность объективных признаков в начале заболевания и, обычно, случайное обнаружение больным его страдания. Это имеет прямое отношение к вопросам ранней диагностики рака прямой кишки и обуславливает необходимость тщательно обследовать прямую кишку у всех больных, предъявляющих какие-либо характерные жалобы. Студенты должны твердо усвоить, что помимо пальцевого исследования должно производиться исследование прямой кишки ректальным зеркалом или ректоскопом, что выявление полипов прямой кишки требует своевременного их удаления или электрокоагуляции. Необходимо обязательное лечение таких заболеваний как трещины заднего прохода, свищи, геморрой.

Следует подчеркнуть, что появление первых симптомов заболевания динамика развития болезни будет зависеть от локализации опухоли (рак анального отдела, ампулы, верхнего отдела прямой кишки), характера её роста (экзофитный, эндофитный, диффузный инфильтрирующий), степени злокачественности (плоскоклеточный, солидный рак и др.), пола, возраста. Наиболее часто поражается ампула прямой кишки 84  (84 %), реже - -надампулярный (12 %) отдел и еще реже - промежностный (4 %) отдел. Иногда новообразование захватывает прямую кишку на всем протяжении.

Разобрать классификацию рака прямой кишки. Необходимо детально остановиться на особенностях клинической картины рака ректосигмоидного отдела, рака ампулы, анального рака, подчеркнув различие в симптоматике. При этом следует выделить как объективные, так и субъективные признаки, показать трудность диагностики "высоких" раков прямой кишки.

Куратор, излагающий жалобы больного, должен подробно оста-новиться на характеристике отделяемого из прямой кишки (слизистое, кровянистое, гнойное, ихорозное) отметить количество выделяющейся крови, её вид, связь с актом дефекации. В дальнейшем необходимо провести дифференциальную диагностику кровотечений (рак, геморрой, трещина, полип, дизентерия).

Затем следует разобрать пути метастазирования опухоли прямой кишки. Надо разъяснить, что лимфатические сосуды ампулы прямой кишки проходят сзади и идут кверху, причем, их первым барьером являются лимфатические узлы, расположенные вдоль верхней вены прямой кишки. Метасгазирование происходит, в основном, в краниальном направлении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.