скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Пропедевтика внутренних болезней

Реферат: Пропедевтика внутренних болезней

Челябинская Государственная

Медицинская Академия

кафедра

пропедевтики внутренних болезней

Реферат

выполнил: Журавлев Евгений,

                 студент 305 группы

Челябинск, 2002
1 .   ИСТОРИЯ   РАЗВИТИЯ   ДИАГНОСТИКИ .  КРАТКИЙ  ИСТОРИЧЕСКИЙ  ОЧЕРК .

Для   успешного  лечения     необходимы  правильное  распознавание  болезни  и  её  причины ,                                                                                                                                                                                                                         определение  особенностей   организма   больного  и   течения   заболевания   ,  знание   действия     различных    лечебных  средств.

Учение   о  методах     распознавания   болезней   носит   название   диагностики  .  Диагностика   -раздел    медицинской    науки  ,  излагающий   методы  исследования   для   распознавания    заболевания  и  состояния    больного  с    целью   назначения   необходимого   лечения    и  профилактических    мер    .  Термином   « диагностика »  обозначают  весь  процесс  исследования  больного  , наблюдения  и  рассуждения  врача  для  определения  болезни   и  состояния  больного  . Диагностика   как  наука  изучает   анатомо- физиологические  особенности  человека   и  связи  его  с  окружающей  средой .

Диагноз -  краткое  врачебное  заключение  о  сущности  заболевания  и  состоянии  больного  ,  выраженное  в  терминах  современной  медицинской  науки  ;  различают   diagnosis  morbi - обозначение  болезни  по  принятой  классификации   и   diagnosis   aergroti  -  определение индивидуальных  особенностей   организма  больного  . Распознавание  болезни  основывается   на   исследовании  больного  и  изучении   проявлений  , или  симптомов    , заболевания .  Итогом  диагностического   исследования   больного  является  определение  диагноза  болезни.

Диагностика  как  научная  дисциплина  состоит  из  3   основных  разделов : 1 ) изучение  методов  наблюдения  и  исследования     больного  - врачебная  диагностика  ;   2 ) изучение  диагностического  значения  симптомов  болезни  -  семиология  ;  3) изучение  особенностей  мышления  при  распознавании  заболевания -  методика   диагноза .

В  основе  современных   медицинских   знаний  о  заболеваниях  человека  ,  методах  распознавания   и  способах  борьбы  с ними  лежит  опыт  , накопленный  тысячелетиями. Научные  представления  о  болезнях  и  диагностика  как научная  дисциплина  развивались  вместе  с  биологией   и  др. науками  , поэтому  история  диагностики   является  частью   общей  истории  медицины.   Состояние   и  развитие  учения  о  болезнях  и  распознавании  их  тесно  связаны  с  уровнем  философии  каждой  эпохи  и  конкретными  знаниями  природы.

В   период  первобытной  медицины  простые  и  наглядные  проявления  болезней – переломы  и  ранения  , рвота  и  понос  ,  ощущение  боли  и  жара  - являлись  основами  диагностики.  Распознавание  заболеваний   основывалось   на  простейших  приёмах исследования  ,   которые  применялись  без  плана  и  методики  и  подробного  изучения  симптоматологии   заболеваний .

В  Др. Египте  и  Индии  обращали  внимание  на  температуру  тела,  использовали  выслушивание  и  ощупывание  ,  в   Китае  развилось   учение  о  пульсе. Др. Грецию  считают   родоначальницей  научной  клинической  медицины.

Диагностическое  исследование  Гиппократа  основывалось  на  тщательном   наблюдении  у  постели  больного,  путём  сравнения  со  здоровым  или  предшествующим  состоянием  больного ,  иногда  применяли  воздействие  на  больного  для  определения  реакций  или  симптомов. Для  диагностики  применялись некоторые  инструменты (  зонд для  исследования  матки ). Гиппократ  выслушивал  хрипы  и  шум  трения  плевры  ;  ощупывал  печень  и  селезёнку.

Гиппократ  придавал  значение  оценке  общего  состояния  больного  .  Распознавание  заболевания  основывалось  на  понимании   целостности  человеческого  организма.  В  состав  диагноза  входило  определение  стадии  или  периода  заболевания ,  выяснение  происхождения .

Гиппократ  -  основоположник  диагностики  , которая  базировалась  на  общих  принципах  ,  составляющих  ценность  для  современной  клиники; он  создал  метод  диагностического   исследования     мышления  , охватывающий  все  проявления  заболевания  человека в его  последовательном  развитии;  создал  богатую  клиническую   казуистику   и  симптоматологию  как  связь  симптомов  с   периодами  заболевания  , как  звенья  в    течении   болезни , зависящей  от совокупности  различных  условий.

Гиппократ  сознавал все  трудности  деятельности   врача , он  считал  необходимым  содействие  общества  в  осуществлении  задач  практической      медицины .

С  зпохой  Возрождения  появились  новые  диагностические  методы. Введение  Парацельсом  методов  химического  и  физического  исследования .

В    18- 19  вв. в  клинику  вводятся   новые  ценные  методы  исследования  .В  1758 г   предложена  термометрия  .1761г. – Ауэрбрунгер  изобрёл  перкуссию    . 1819 г. – изобретение  стетоскопа  и  разработка  метода  аускультации    Лаэннеком .   Разработка  методов  систематического  опроса – анамнеза  (  Мудров , Захарьин , Остроумов ) и  методической  пальпации  органов  брюшной  полости  Образцовым ,  а  также  клиническая   оценка  термометрии   Траубе.

До  начала  20 в.  основными  способами  клинического  исследования  больных  были    наблюдение  и  физическое  исследование  тела  путём  ощупывания  ,  выслушивания , измерения  температуры  тела , взвешивания .  Наряду  с  разработкой  основных   клинических   методов  диагностического  исследования  практическая  медицина  обогощалась  новыми  дополнительными   ( лабораторными  и  инструментальными  )   диагностическими  методиками .  Большую  роль  в  развитиии  диагностики  сыграло  открытие   Х – лучей .   Зйнтховен  применил  струйный  гальванометр  , положил  начало    электрокардиографии  и   фонокардиографии .  1907 г. – Пирке  ввёл  кожную  аллергическую  робу  для  диагностики   туберкулёза .  Ридер  разработал  методику  рентгенологического  исследования  ЖКТ .    1869  г. – Видаль  и    Сикард    предложили  реакцию  агглютинациии   при  брюшном  тифе  . Шиллинг  ввёл  метод   дифференциаьного  подсчета    лейкоцитов  ; Бернацкий  обосновал  диагностическое  значение   РОЭ ,  Аринкин  -  метод   стернальной пункции  для  прижизненного  изучения  костного  мозга . Зимницкий  ввел   метод  функциональной  диагностики  почек    ;  Салли –сфигмометрию ; Пашон – осцилометрию    , франк – запись   звуков  сердца   ; Кастельянос  -  ангиокардиографию   ; затем  были  применены  баллистокардиография  ,  лапароскопия .  Широко  применяется  метод  биопсии  ,  пункция  лимфоузлов ,  печени  ,селезёнки .

Только   с  развитием  биологии  и смежных  наук  появилась  возможность   подробного   изучения заболеваний   человека  .  При  изучении  заболеваний  с   научной  позиции   были  выделены  новые  заболевания  :  Сиденгам  описал  скарлатину   ; Вьесанс  -  митральный  порок  ; Бургав – опухоли  средостения .  Боткин  описал  острый  инфекционный  гепатит  ,  Образцов   и    Стражеско  -  клинику  тромбоза    венечных  артерий  .  В  настоящее  время  известно  10 000юолезней , 8 000 нозологических  терминов ,  1600 синдромов .

В  настоящее  время  важное  значение  в  диагностике  приобрели  методы  биохимического  исследования  крови  ,  мочи ,  выделений  организма ,  мочеотделения  ,  обмена    веществ ;  широкое  применение    находят   рентгеновские  лучи .  Методы   электрофизиологии    служат  целями  диагностики  болезней  сердца  и   мозга .  Для  диагностики  применяют  меченые  атомы.

2  .   РОЛЬ   ОТЕЧЕСТВЕННЫХ  УЧНЫХ    В   РАЗВИТИИ   ДИАГНОСТИКИ  И   ТЕРАПИИ  ВНУТРЕННИХ     БОЛЕЗНЕЙ  .

Значительный  вклад  в  развитие  диагностики  и  общей  терапии  внутренних  болезней  внесли  отечественные  клиницисты   Мудров ,  Захарьин , Боткин , Остроумов ,  Образцов ,  Стражеско , Кончаловский ,  Ланг .

Мудров  М. Я. ( 1776 – 1831 ) –создатель  русской  терапевтической  школы  . Рассматривал  болезнь как  результат    воздействия  на  организм   неблагоприятных    условий  окружающей  среды .  Впервые  ввёл  в  клинику  опрос  больного  ,  основав  анамнестичесий   метод  ,  разработал    схему   клинического  исследования  и  ведения истории  болезни  .  Впервые  в  России   были  организованы    практические  занятия  для  студентов  в   клинике  ,  созданы  специальные  кабинеты  ,  лаборатории  ,  музей . В   области   общей  терапии  руководстовался   индивидуализацией  её  и  призывал  лечить  не   болезнь  ,  а  больного   ,  придавая  значение  не только  лечению  ,  но  гигиене .

Захарьин  Г. А. (1829 –1897 ) -  разработал  анамнестический   метод   в  диагностике  заболеваний  ,  позволявший  в  сочетании  с  физическими  исследованиями  и  лабораторными  данными  проводить  индивидуальную  диагностику  морфологических  и  функциональных  изменений в  органах . Разработал  вопросы   диагностики   туберкулёза    и  его  классификации ,   описал  зоны  повышенной  чувствительности   кожи  при  заболеваниях  внутренних  органов . Внедрил  в  практику  кумысолечение  ,  лечение  минеральными  водами .

Боткин  С. П . ( 1832 –1889 ) -  создал  физиологическое  направление  в  медицине  ,  заложил  основы  экспериментальной    фармакологии  ,  терапии   и  патологии .  Клинический  эксперимент  рассматривал  как  средство  раскрытия   механизма   возникновения  болезней  , внедрил  в  практику  физиологические  и  инструментальные  исследования .Создал  теорию  развития   болезней  , придавая  ведущее  значение   нервной  системе ,  что  позволило  доказать  роль  нервных  центров в  регуляции  кроветворения ,  температуры  тела .     Установил  различия   между    гипертрофией   и   дилятацией  сердца   ,  открыл  постсисталический      шум   при  стенозе   левого  венозного  отверстия  , описал  точку  выслушивания  диастолического  шума  при  недостаточности  клапана  аорты  , диагностировал  тромбоз  воротной     вены  .

Указал  инфекционную  этиологию  катаральной  желтухи  , описал  волынскую  лихорадку  , и  выяснил  роль  распада  тканей  в   патогенезе  лихорадки .

Главной  задачей  практической  медицины  считал  предупреждение      болезней , проводил  общественную  работу  , организовал  бесплатную  амбулаторию  , а  позже  больницу .Считается  основоположником  военно- полевой  медицины .

Остроумов  А .А . ( 1844 – 1906 ) . Его  физиологические   исследования  доказывали   важное  значение   ЦНС   в  жизнедеятельности  человека  .  Разработал  основные  положения   о  рефлекторных  нарушениях   в  органах  под  влиянием   расстройств  нервной  системы . Уделял  внимание  взаимоотношениям   организма  с   внешней  средой  , наследственности . Им  разработана  клиника  раннего  туберкулёза  , терапия  ,  курортолечение .

Образцов  В. П. ( 1849 – 1920 ) -  один  из  основоположников  советской  терапевтической  школы  -  разработал  и  совершенствовал   методы  клинического   исследования   больного   .Создал   метод  скользящей   глубокой  пальпации    желудка    и  кишечника , и  др . органов  брюшной  полости .  Им  была  предложена   непосредственная  перкуссия  органов  грудной  и  брюшной  полостей  ,  аускультация  сердца  для  распознавания  ритма   галопа   и   III   тона  сердца .  Совместно  со  Стражеско  описал  клинику  тромбозов  коронарных   артерий  и   показал  возможность  его  прижизненной    диагностики  , выделил  энтериты  в  самостоятельную  клиническую  форму .

Стражеско   Н,Д,  ( 1876- 1952 ) – ученик  Образцова  .  Обосновал  принципы  исследования  органов  пищеварения  , изложенные  в  книге  « Основы  физической  диагностики  заболеваний  брюшной  полости » ,  которая  до  настоящего  времени  является   руководством для  терапевтов    .  Исследовал  сердечно – сосудистую  систему . Обосновал  теорию  ревматизма как  инфекционно  - аллергического заболевания   стрептококковой  этиологии  ,  выявил  особенности   и  связи  ревматизма ,  сепсиса  и  эндокардита  ,  описал   соотношение  между  кардиальной  астмой  и  грудной  жабой .

Кончаловский     М .П.  (1875 – 1942 ) – создал  инфекционно – аллергическую  теорию  ревматизма , описал  клинические  формы  и  особенности  течения  ,  разработал  показания  и   противопоказания  к  переливанию  крови    в  клинике  внутренних  болезней  .   Им  описана  клиника позднего  хлороза  , симптом    « жгута »  при  тромбопениях  ,  развито  учение  о  гемопоэтической  функции  желудка. Выступил   за  применение  терапии  в сочетании с  профилактическими  мероприятиями , разработал  методы функциональной  диагностики    и  вопросы  трудового  прогноза .

Ланг  Г.Ф.    (1875 – 1948 )   - выделил  гипертоническую  болезнь  в  самостоятельное  заболевание , разработал  классификацию  болезней  системы  кровообращения   и  впервые  предложил  термин  «дистрофия  миокарда ».  Создал  новое  , « функциональное»  направление  в  гематологии ,  дал  классификацию  заболеваний  печени  .Впервые  предложил  лечение  мерцательной  аритмии  хинидином

В настоящее  время  немало   замечательных   учёных  - клиницистов  , талантливых   педагогов  , которые  продолжая   славные  традиции   русской  и  советской  медицины  , успешно  разрабатывают  важнейшие  проблемы  внутренней  патологии.

3 .  ОЦЕНКА    ОБЩЕГО  СОСТОЯНИЯ  И   ПОЛОЖЕНИЯ  БОЛЬНОГО .

Общий осмотр больного (inspectio) как метод диагностики сохраня­ет свое значение и в настоящее время для врача любой специальности. Весьма существенной особенностью осмотра является то, что с его по­мощью можно составить общее представление об организме больного в целом. Наконец, патологические признаки, отмеченные врачом при пер­вом осмотре, оказывают существенную помощь в постановке вопросов при собирании анамнеза и иногда позволяют поставить правильный диа­гноз «с первого взгляда», например изменения черт лица при Положение больного. Положение больного может быть актив­ным, пассивным и вынужденым. Активное положение может быть в на­чальных стадиях даже тяжелых, неизлечимых заболеваний. Индивиду­альная чувствительность к болезненным ощущениям и мнительность также влияют на активность больного.

.

Для того чтобы полностью использовать все возможности осмотра, врачу необходимо тренироваться, проводить осмотр при соблюдении оп­ределенных правил, стремясь к его последовательности и полноте. Пра­вила проведения осмотра касаются освещения, при котором он осущест­вляется, техники и плана осмотра.

Освещение. Осмотр лучше всего проводить при дневном освеще­нии или при лампах дневного света, дающих освещаемому объекту бе­лый цветовой тон. Другое искусственное освещение дает много желтых лучей, при которых гораздо труднее заметить, например, желтушную ок­раску кожи и склер, а также различную пигментацию кожи. Осмотр сле­дует проводить при прямом и боковом освещении, а также используя проходящий свет. При прямом освещении лучше выявляются весь контур тела, составные его части и цветовые оттенки на освещенной поверхно­сти. Боковое освещение позволяет выявить движения внутренних орга­нов, отражающиеся на поверхности тела (сердечный и верхушечный толчок, различные пульсации, дыхательные движения грудной клетки, перистальтические движения желудка и кишечника). Проходящий, т.е. просвечивающий через ткани, свет используется для осмотра, например, ушной раковины с целью определения степени кровенаполнения.

Техника осмотра. Последовательно обнажая тело больного, нужно осмотреть его при прямом и боковом освещении. Осмотр туловища и грудной клетки лучше проводить в вертикальном положении обсле­дуемого; живот нужно осматривать в вертикальном и горизонтальном положении. Осмотр должен быть систематичным. Врачи, пренебрегающие техникой и порядком осмотра, пропускают важнейшие признаки, дающие ключ к диагностике заболеваний. Вначале проводят общий осмотр все­го больного, позволяющий выявить симптомы общего значения, а затем — участков тела по областям — голова, лицо, шея, туловище, конечности, кожа, слизистые оболочки, волосяной покров.

Общее состояние больного характеризуют следующие признаки: со­стояние сознания и психики, положение больного, его осанка, походка, питание.

Положение больного. Положение больного может быть актив­ным, пассивным и вынужденым. Активное положение может быть в на­чальных стадиях даже тяжелых, неизлечимых заболеваний. Индивиду­альная чувствительность к болезненным ощущениям и мнительность также влияют на активность больного.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.