скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Москва-центр индустриализации

Третья пятилетка – «Догнать и перегнать!»

В марте 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) одобрил третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938 – 1942). В нем ставились задачи: увеличить объем промышленной продукции почти в 2 раза, создать крупные государственные резервы и мобилизационные запасы, прежде всего по топливу и оборонной продукции; в 1,5 раза увеличить народное потребление, увеличить в 1,5 раза производство продукции сельского хозяйства.

Страна с огромным трудом справлялась с заданиями третьей пятилетки, Сказались репрессии 1937 – 1938 гг. Невосполнимый ущерб был нанесен хозяйственным кадрам. Давали о себе знать и необходимость в преддверии войны формировать стратегические запасы и увеличивать расходы бюджета на оборону (с 12,7% во вторую пятилетку до 25,4% в третьей пятилетке), бюрократическая неразворотливость системы управления, мелочная регламентация деятельности предприятий и др. С 1938 по 1940 г. выпуск промышленной продукции увеличился на 45% при запланированном на всю пятилетку росте на 92%. Не справлялась с заданиями пятилетки нефтяная промышленность: резко снизился по сравнению с 1937 г. общий метраж буровых работ по проходке нефтяных скважин.

Для третьей пятилетки характерен возврат к элементам милитаризации труда. Под угрозой заключения в тюрьму рабочие и служащие не имели права переходить с одного предприятия на другое без разрешения дирекции. Наркоматы получили право по своему усмотрению перемещать инженеров и рабочих с предприятие на предприятие, в том числе и в другие районы страны. В июне 1940 г. рабочий день был продлен с 7 до 8 часов, а рабочая неделя вновь стала семидневной. За трехкратное опоздание на работу в течение месяца работники подвергались уголовному наказанию.

Строительство Московского Метрополитена

В двадцатые годы Москва быстро росла. Но, несмотря на возросшее количество трамваев, увеличение автобусного парка, появление троллейбусов, наземный транспорт не был в состоянии решить проблему перевозок. В Москве, вернувшей себе статус столицы, вновь становится актуальна проблема строительства метрополитена и о ней стали думать на государственном уровне. В июле 1931 года, Пленум ЦК ВКП(б) рассмотрел критическую ситуацию с пассажирскими перевозками и принял решение: «Немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метро в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешёвых людских перевозок». Во исполнение этого указа 23 сентября был организован Метрострой. В ноябре 1931 года на Русаковской улице был заложен опытный участок с целью изучения условий для подземных работ в Москве.

История становления российского метрополитена весьма богата, а первенец – Московский метрополитен, родился хотя и в кроткие сроки, но на очень хорошо аргументированной и продуманной основе, благодаря идеям, которые заложили выдающиеся русские инженеры.

В январе 1932 года, правительством одобрена схема первоочередных линий. 21 марта 1933 года Совнарком СССР утвердил схему из 10 линий, протяжённостью 80 км.

Одновременно с началом строительства был создан Метропроект, в 1951 году преобразованный в государственный проектно-изыскательский институт Метрогипротранс - кузницу ведущих специалистов метрополитена.

Количество рабочих в 1933 году - 36.000, в середине 1934 года - 75.000.

При производстве работ преобладал ручной труд, не хватало отбойных молотков, а основным орудием было кайло, лом, лопата. Но строительство шло с неподдельным энтузиазмом, стройка была объявлена Всесоюзной ударной, в строительстве Московского метрополитена участвовали представители всех республик Советского Союза, и она была интернациональной.

Первая линия метрополитена "Сокольники" - "Парк Культуры" с ответвлением от станции "Охотный ряд" до станции "Смоленская" протяжённостью 11,2 км, имела 13 станций. Проходить этот участок пришлось четырьмя способами при сплошной деревянном креплении. Всего горным способом было пройдено 9013 метров тоннелей, щитами - 887 метров, траншейным способом - 3251 метр, открытым способом - 4220 метров. Участок линии от Комсомольской площади до Библиотеки имени Ленина проходил в районах с плотной многоэтажной застройкой, узкими улицами и прокладывался способом глубокого заложения. Участки от Сокольников до Комсомольской площади и от Библиотеки имени Ленина до Крымской площади строились открытым способом в котлованах.

Станции метро создавались как пространственно протяжённый архитектурный комплекс монументальных сооружений. В их проектировании и оформлении участвовали такие выдающиеся архитекторы, скульпторы и художники страны, как: В.Г.Гельфрейх, И.А.Фомин, А.В.Щусев, Н.Я.Данько, А.А.Дейнека, А.Н.Душкин, П.Д.Корин, М.Т.Манизер, Н.В.Томский, Д.Н.Чечулин и др., стремившиеся не только создать не только наиболее комфортабельные условия для пассажиров, но и придать каждой станции индивидуальный архитектурный облик. Художественные комплексы Московского метрополитена украшены статуями и рельефами, монументально-декоративными композициями (живопись, мозаики, витражи). Использовались различные облицовочные материалы, в том числе более 20 видов мрамора из различных месторождений Кавказа, Украины, Средней Азии, Алтая, Урала, а также гранит, родонит, оникс и др. материалы.

Для входа в метро было возведено 17 надземных вестибюлей, 5 наклонных ходов, 15 эскалаторов, 56 вентиляционных шахт, уложено 21 тыс. кв. м. мрамора, 25,7 км. путей, 540 км. кабеля, построено 4 подстанции. И всё это сделано в рекордно короткие сроки, менее чем за три года.

15 октября 1934 года, от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники", началась обкатка одного пути - был пущен первый пробный поезд, состоящий из двух вагонов: №1 - моторного, красного цвета и №1001 - прицепного, песочного цвета.

4 февраля 1935 года, по всей трассе прошёл первый поезд и уже через два дня первыми пассажирами Московского метро стали делегаты VII Всесоюзного съезда Советов. 19 февраля началось регулярное учебное движение по трассе. В период обкатки тысячи москвичей - передовиков производства, получили возможность проехать по первой линии лучшего в мире метрополитена.

15 мая 1935 года, в 7 часов утра открыли двери для пассажиров все 13 станций первой линии метро.

Завод  «Москвич»

Рождение и становление

1929 год. Октябрь Началось строительство Московского автосборочного завода, рассчитанного на сборку 24 тысяч автомобилей в год.

1930 год. Ноябрь Автосборочный завод вступил в число действующих предприятий. До 1933 г. выпускал автомобили "Форд-А"и "Форд-АА".

Декабрь Постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться "Государственный автосборочный завод имени КИМ в Москве".

1932 год. Декабрь Начало сборки грузовых автомобилей "ГАЗ-АА" (около 30% от всего выпуска) из деталей, поставлявшихся Горьковским автозаводом.

1939 год. Февраль В соответствии с приказом Наркомсредмаша Автосборочный завод им.КИМ выведен из состава Горьковского автозавода и включён в Глававтопром как самостоятельное предприятие, именуемое "Московский автомобильный завод имени КИМ".

1941 год. Октябрь Завод им.КИМ был эвакуирован на Урал. Его производство было переориентировано на военную продукцию.

Возрождение, признание

1945 год. Май Принято Постановление Совета Министров СССР о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражки автомобилей "Москвич" и о наименовании завода "Московский завод малолитражных автомобилей" (МЗМА).

1947 год. Апрель Начался серийный выпуск легковых малолитражных автомобилей "Москвич-400".

1948 год. Апрель Положено начало экспорту автомобилей "Москвич".

1954 год. Февраль Освоен выпуск модернизированной модели автомобиля "Москвич-401".

1958 год. Июль Начат выпуск автомобиля "Москвич-407" с верхнеклапанным двигателем.

Август На Всемирной автомобильном выставке в Брюсселе автомобили "Москвич-407" и "Москвич-423" отмечены золотыми медалями.

1963 год. Декабрь С главного конвейера сошел последний автомобиль "Москвич-407". Начат выпуск переходной модели "Москвич-403".

1964 год. Сентябрь Начат выпуск автомобилей "Москвич-408".

1967 год. Май С главного конвейера завода сошел миллионный автомобиль "Москвич-408".

Октябрь Выпущена первая партия автомобилей "Москвич 412".

1968 год. Январь Начало реконструкции завода и строительства главного сборочного корпуса.

Май Начат выпуск модификаций "Мосвквич-412" - автомобиля "Москвич-427" с кузовом "универсал" и автомобиля "Москвич-434" с кузовом "фургон".

Октябрь В связи с 50-и летим ВЛКСМ МЗМА переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК).

От единиц - к миллионам

1971 год. Сентябрь Образовано автомобильное производственное объединение "Авто-Москвич".

1973 год. Май Открыт памятник - стелла -- воинам - автозаводцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

1974 год. Август С главного конвейера завода сошел двухмиллионный автомобиль "Москвич-412".

1975 год. Декабрь Начато производство новых автомобилей "Москвич-2138" и "Москвич-2140".

1977 год. Декабрь На экспорт отправлен миллионный автомобиль "Москвич" с начала поставок их за границу.

1980 год. Август 25 августа сошел с конвейера трехмиллионный автомобиль "Москвич-2140".

1982 год. Январь АЗЛК начал большую реконструкцию: строительство корпусов прессового, механосборочного цехов, "Порозо" и цеха "Пластмасс".

1986 год. Сентябрь 17 сентября с конвейера завода сошел четырехмиллионный автомобиль "Москвич".

1989 год. Развернута работа по подготовке производства пикапа на базе мод. 2141 и прицепа.

1992 год. Ноябрь Освоен выпуск грузового автомобиля "Москвич-2335-пикап" и прицепа мод. 8135.

1997 год. Январь Возрождение завода после более чем годового простоя.

Апрель Освоен выпуск новой модели "Юрий Долгорукий" с двигателями ВАЗ и Рено.

Июнь Начало выпуска модели "Князь Владимир" сдвигателем Рено.

Август На базе серийных автомобилей "М-2141" и "М-2335-пикап" разработаны модели электромобилей (экологически чистые).

Общие результаты индустриализации.

Планы были гигантские, но они не выполнялись. Но был создан огромный массив новых промышленных предприятий. Средний ежегодный рост промышленных предприятий - 600 шт.

Ускорение в 2 раза темпов роста тяжёлого машиностроения. Снижение безработицы. Однако мало внимания уделялось лёгкой промышленности.

Индустриализация носила политический характер, решала социально-политические задачи, собственно промышленные проблемы уходили на второй план.

Главное, к чему привел (и должен был привести) курс на форсированную индустриализацию, — это формирование командной экономики, сверхцентрализованной, подчиненной директивному планированию, полностью огосударствленной, систематически прибегающей к внеэкономическим мерам принуждения и потому репрессивной. Экономическая основа тоталитарного общества была тем самым создана.

Какой ценой были достигнуты успехи? Эта цена высока: обескровленное сельское хозяйство отставание легкой промышленности; существенное снижение жизненного уровня населения; все более широкое использование бесплатного (рабского по существу) труда заключенных, армия которых в годы индустриализации неумолимо росла.

Перебазирование московских предприятий

О том, что столичному мегаполису как-то не к лицу чалящие трубы заводов и фабрик, говорится очень давно, и для властей это проблема не новая. Сегодня в наследство от советской индустриализации Москве остались сотни производств, расположенных в самом центре города. Потом уже, в 70-е годы, попытались перебросить заводы из центра столицы в более подходящие для этого места на окраинах. Однако на сегодня 'переехало' не более десятка предприятий.

В новых условиях городская администрация тоже была заинтересована в том, чтобы производства поменяли адрес. Причем вопросы экологии и эстетики занимали здесь не самое важное место. Построенные на месте завода где-нибудь в Хамовниках или Замоскворечье гостиница или жилой дом принесут куда больше прибыли, а значит, и налоговых поступлений в столичную казну, нежели фабрика, оснащенная станками 'времен потемкинских и покоренья Крыма'. При этом та же фабрика, перемещенная и переоснащенная, также способствовала бы росту благосостояния города и его обитателей.

Однако дело переселения отдали на откуп частным инвесторам, что для города обернулось ликвидацией множества предприятий. О том, чем грозит Москве исчезновение реального сектора производства и как власти собираются этому противостоять, рассказала на состоявшейся на днях пресс-конференции Ирина Рукина, председатель комиссии по экономической политике Мосгордумы и одновременно одна из идеологов новой столичной политики реформирования промзон.

Город теряет не только заводы и фабрики. Исчезли целые отрасли. За полтора года были ликвидированы 14 предприятий только в легкой промышленности, а всего в городе закрылись более 50 производств. Пугает даже не потеря мощностей, а исчезновение брендов, за которыми налаженные связи с поставщиками, устоявшиеся рынки сбыта. Были среди таких предприятий и монополисты в своей сфере. Например, Тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева - единственное подобное предприятие в стране, приносящее прибыль. Однако сменившееся после продажи крупного пакета акций руководство приняло решение о перепрофилировании производства. Или единственный в России Московский ткацко-отделочный комбинат, сотрудничавший с большинством отечественных производителей мебели. Предприятие приносило доход, и не так давно там было модернизировано оборудование. Был, правда, и один существенный недостаток - уж больно удобное и привлекательное место на берегу Яузы занимал комбинат.

Перед городом стоит очень острая социальная проблема. Ведь на ликвидированных предприятиях работали люди, которые остались без средств к существованию, а многие и без крыши над головой, поскольку дожидались квартир, ютясь в фабричных общежитиях.

Теперь вместо существовавших ранее производственно-коммунальных зон возникнут промышленные зоны. Они будут создаваться по отраслевому принципу на специально выделенных для этого территориях. Функции управления возьмет на себя специальная управляющая компания.

Вывод

В настоящее время Москва является крупнейшим экономическим, политическим, научным центром России. Основу экономики Москвы составляет богатейший научно - технический и промышленный потенциал города. На территории города действует множество крупных предприятий различных отраслей промышленности: черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, строительных материалов, легкой и пищевой промышленности, оборонных предприятий и др. В Москве расположены крупнейшие автомобильные, авиационные и машиностроительные заводы, предприятия текстильной и пищевой индустрии, городского строительства. Москва является крупнейшим транспортным центром России и Восточной Европы. С 1990 года Москва стала признанным лидером современных российских экономических реформ. Возросший вес экономики Москвы в экономике новой России характеризуется существенным увеличением доли Москвы в доходах и расходах бюджета РФ.

Приложение

•1147 год - Первое летописное упоминание о Москве. Основатель Москвы - князь Юрий Долгорукий.

•1276 год - Образование самостоятельного Московского княжества.

•1328 год - Москва становится великокняжеским городом - центром русских земель.

•1480 год - Полное освобождение от вассальной зависимости от Золотой Орды.

•1485 - 1495 годы - Сооружение при Иване III новых кирпичных стен и башен Кремля, существующих и доныне.

•1547 год - Великий князь Московский Иван IV Грозный принимает титул царя.

•1564 год - Иван Федоров печатает в Москве первую книгу.

•1589 год - В Москве учреждено Патриаршество.

•1686 год - Основана Славяно-греко-латинская академия.

•1703 год - Вышел первый номер русской газеты "Ведомости о военных и иных делах".

•1713 год - Столица Российского государства при Петре I переносится из Москвы в Петербург.

•1755 год - Основан первый в России Московский университет.

•1812 год - Отечественная война 1812 года. Пожар Москвы.

•1872 год - Открыта первая рельсовая конная линия -"конка"- по Тверской улице.

•1905 год - Первая русская революция. Декабрьское вооруженное восстание на Красной Пресне.

•1918 год - 12 марта Москва становится столицей Советской России, сюда переезжает правительство во главе с В.И. Лениным.

•1924 год - В Москве появились первые автобусы.

•1933 год - Пущены первые троллейбусы.

•1935 год - Открыта первая линия Московского метрополитена и принят Генеральный план реконструкции Москвы.

•1939 год - Начало регулярного телевизионного вещания.

•1941 год - Разгром немецких войск под Москвой.

•1945 год - Парад Победы в Великой Отечественной Войне на Красной площади.

•1957 год - Московский фестиваль молодежи и студентов.

•1980 год - Проведение ХXII Олимпийских игр.

•1991 год - Избран прямым тайным голосованием первый Мэр Москвы - Г.Х. Попов.

•1996 год - Прямым тайным голосованием избраны Мэр Москвы Ю.М. Лужков и Вице-мэр В.П. Шанцев.

•1997 год - Пятая Конференция Мэров крупнейших городов мира.

•1998 год - Проведение Всемирного дня окружающей среды в Москве.

Список использованной литературы

1. Горинов М.М., Дощенко Е.И. 30-е годы // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. – М.: Политиздат, 1991. – С. 165-216.

2. Новейшая История Отечества. XX век: В 2т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – Т.2. – С. 5-27.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001. – С. 363-366.

4. Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация: В 2т. – М.: ТЕРРА, 1996. – Т.2. – С. 318-385.

5. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 151-227.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.