скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве

Реферат: Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве

Московский Департамент Образования

Школа 1222 с углублённым изучением немецкого языка

Юго-Восточного Административного округа

Реферат

по москвоведению

ТЕМА: «Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве.»

Ученик :                                     11 «А»

Учитель: Самаренко Лариса Павловна

Москва, 2002 год

План

I.      Москва - культурный и исторический центр России.

II.     Памятники подвигам русского народа в войне 1812 года.

·     Триумфальная арка.

·     Манеж.

·     Георгиевский зал.

·     Обелиск " Братская могила 300 воинов-героев Отечествен­ной войны 1812 года".

·     Мемориальная доска на Хамовнических казармах.

·     Музей-панорама " Бородинская битва".

·     " Кутузовская изба".

·     Памятник " М.И. Кутузову, славным сынам русского наро­да, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года".

·     Мемориальная доска на доме, где жил герой-партизан Де­нис Давыдов.

·     Арсенал.

·     Бородинский мост-памятник и Киевский вокзал.

III.   Грандиозная победа русского народа в Отечественной войне 1812 года нашла отражение в не менее грандиозных памятниках.

Ныне Москва-столица одного из самых больших государств, крупнейший политический , экономический и культурный центр. С именем Москвы неразрывно связаны история героической борьбы народа против социального гнета, за свободу и независимость Родины. Растет и хорошеет Москва, меняется ее облик, но, воз­водя вокруг старого ядра столицы новые жилые массивы, совре­менные корпуса научных институтов, вузов, учреждений, ежеднев­но изменяя и украшая облик города, труженики Москвы никогда не забывают тех, кто вставал на ее защиту в грозные годы Отече­ственных войн, кто поднимал ее из руин, кто не жалел сил ради ее величия и славы. Свидетельство тому - бережное отношение москвичей к историческим и художественным ценностям и памятным местам, связанным с героическими событиями прошлого. В этом одно из выражений неразрывной связи времен и поколений. Подви­гов прошлого и героики настоящего. Пойдем по Москве, и мы уви­дим замечательные архитектурные ансамбли, памятники и обели­ски, из надписей которых узнаем имена, которые напомнят нам о подвигах русского народа в 1812 году.

У Поклонной горы, где " напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старо­го кремля", высится Триумфальная арка - символ славы победите­лей первой Отечественной. Недалеко от нее музей - панорама " Бородинская битва", в котором находится грандиозная картина Ф.А. Рубо, воскрешающая героический подвиг народа на Бородин­ском поле. Здесь же памятник павшим героям этой битвы и знаме­нитая " Кутузовская изба". А на новой площади Победы установ­лен памятник М.И. Кутузову и славным сынам народа, созданный Н.В. Томским. Эта группа памятников окружена сетью улиц, на­звания которых хранят память о событиях Отечественной войны. По Кутузовскому проспекту через Бородинский мост - памятник можно пройти к дому поэта-партизана Д.В. Давыдова на Пречистенке, а оттуда - в Кремль, где у здания Арсенала сло­жены сотни трофейных орудий "великой" армии Наполеона. Возле Кремля - величественный Манеж, встречавший героев Двенадцатого года. Сохранилось в столице и здание Хамовнических казарм, где в 1812 году формировалось Московское ополчение. Памятники, связанные с Отечественной войной находятся и в других районах Москвы.

Неразрывная патриотическая связь поколений рождает в серд­цах живущих стремление быть достойными преемниками боевой сла­вы отцов и прадедов.

"Герой", служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве", - писал Я. П. Кульнев, один из участников войны 1812 года. И те, кто с оружием в руках встал на защиту Родины в дни Отечественной войны, не могут быть забыты, как и не мо­гут изгладиться из народной памяти дела их..

Нас и сегодня волнует каждая судьба, каждое имя, связанное с Двенадцатым годом, ибо они дают почувствовать величие и ог­ромность исторического пути, пройденного нашим народом, форми­руют в нынешнем поколении высокое гражданское и патриотическое самосознание.

Триумфальная арка.

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской за­ставы ( в конце улицы Тверской ) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной. Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору О.И. Бове. В том же году он разработал и первона­чальный ее проект. Однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к не­обходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал с!827 по 1828 г.г., был принят в апреле 1829 г.

Торжественная закладка арки состоялась 17 августа того же года. В основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: "Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобнов­ления сооружением великолепных памятников и зданий первопре­стольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием гал­лов  ( французов ) и с ними двунадесяти языков" ( наполеонов­ская армия, состоявшая из представителей более 20 национально­стей) .

Триумфальная арка (вид спереди)

Постройка Триумфальных ворот - первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 года, - растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 года состоялось открытие этого замечательного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов победителей. Бове создал яркий, выразитель- ный образ непокоренной Москвы, восставшей " из пепла и разва­лин", как говорилось в одной из надписей на арке.

У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 году площадь у Белорусского вокзала, на которой возвы­шалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улица Горького - Ленинградское шоссе. Триумфальная арка была разобрана после тщательного контрольно­го обмера и масштабного фотографирования. Ее богатое скульп­турное убранство 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А.В. Щусева ( на территории Донского монастыря).

В 1966 году началось восстановление Триумфальной арки на новом месте. Над восстановлением арки трудились тысячи специа­листов: архитекторы, художники, инженеры, реставраторы, масте­ра художественного литья, чеканщики, бетонщики, облицовщики и т.д. Перед архитекторами стояла очень важная задача. Проблема установки грандиозного памятника не ограничивалось выбором места на Кутузовском проспекте. Если Бове ставил арку на ок­раине столицы, среди маленьких домов, где она являлась центром архитектурной композиции, то современным градостроителям пред­стояло установить монумент среди сложившегося городского пей­зажа, среди высоких зданий, превосходящих своими размерами ар­ку. Необходимо было поставить памятник так, чтобы его не за­крывали многоэтажные дома, чтобы он не потерялся среди них и чтобы издали модно было рассмотреть его великолепное декора­тивное убранство.

Наиболее подходящим местом была признана нынешняя площадь Победы. Теперь Триумфальная арка ставилась не как проезжие во­рота, а как монумент с таким расчетом, чтобы с обеих сторон обтекали оживленные транспортные потоки, а она объединяла и украшала пространство между окружающими домами, в то же время не сливаясь с ними.

6 ноября 1968 года замечательное творение Бове обрело вто­рую жизнь. Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был воссоздан, пожалуй, самый грандиозный московский памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 го­да.

Т р и у м ф а л ь н а я    а р к а    ( в и д    с з а д и )

Триумфальная арка теперь стоит на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальныи ком­плекс вместе с музеем-панорамой " Бородинская битва", " Куту­зовской избой" и расположенными рядом с ними памятниками.

Лицевой стороной арка обращена к въезду в столицу. Разме­щая ее таким образом, архитекторы соблюдали старую традицию, по которой триумфальные ворота и арки всегда были обращены главным фасадом к въезжающим в город. Основу памятника состав­ляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн пышного коринфского стиля, располо­женных вокруг двух арочных опор-пилонов. Между каждой парой колонн, весом 16 тонн каждая, в образованных ими нишах, на вы­соких постаментах размещены мощные литые фигуры воинов с серд­цевидными щитами и длинными копьями, в древнерусских кольчугах и островерхих шлемах с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий. Бородатые лица витязей суровы выразительны. Ритмичные, несколько искусственные под воинов, их тесные, рим­ского типа туники - дань господствующему в начале XIX века классическому образу. Над фигурами воинов, в верхней части пи­лонов, укреплены прекрасно выполненные, изящные, полные дина­мизма горельефы. На горельефе " Изгнание французов", названном создателями " Изгнание галлов из Москвы" или " Побитие двуна-десяти языков", изображен рукопашный бой на фоне зубчатой  кремлевской стены. Неудержимо надвигающиеся справа плотными рядами русские воины в античных доспехах теснят врага, войско которого бежит, бросая оружие. На переднем плане русский воин. Левой рукой он держит круглый шит с гербом России. Взмахом правой он занес меч над поверженным врагом. В словно ожившей на рельефе фигуре русского воина воплощена мощь народов Рос­сии, поднявшихся на борьбу с завоевателем. Ужасу и обреченно­сти врагов противопоставлены твердая уверенность и безгранич­ная решимость русских воинов - освободителей Москвы. Вырази­тельно исполнена и фигура убитого неприятельского воина с об­наженной грудью.

Триумфальная арка  (фрагмент)

Композиция построена мастерски. Впечатление движения уси­лено созданием пространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа различны по размерам. И несмотря на то, что ближайшие фигуры являются почти самостоятельными скульптурами, горельеф удачно вписывается в плоскость стены Триумфальной арки. Условность и реальность слиты здесь воеди­но. Рельеф исполнен с большим патриотическим чувством, страст­ностью и глубокой жизненностью рисунка.

Другой горельеф - " Освобожденная Москва" - выполнен в бо­лее спокойной манере. Полулежащая русская красавица, опираю­щаяся левой рукой на щит с древним московским гербом. Ее фигу­ра облачена в сарафан и мантию, голову украшает небольшая ко­рона . Правую руку она протягивает императору Александру I. На нем богатое платье римского цезаря. Эти центральные фигуры ок­ружены изображениями Геракла с палицей на правом плече, Минер­вы, немощного старца, женщины и юноши. Фоном для них служит зубчатая стена Московского Кремля. В одежде персонажей заметно сочета­ние русских национальных черт с античными, как и в предыдущем рельефе. Бесспорно, этот горельеф во многом уступает " Изгнанию французов", однако они близки друг другу по стилю, выходя­щему за традиционные рамки классицизма, но приобретающему чер­ты романтизма.

Триумфальная арка (фрагмент)

Традиционные фигуры трубящих о Славе парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карни­за помещены 48 гербов административных районов России, населе­ние которых участвовало в борьбе с агрессором.

Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические ста­туи Побед. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы.

Арку венчает колесница Славы, словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным -шагом, влечет колесницу. В ко­леснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднят в правой руке лавровый венок, она венчает им победителей. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающим в столицу. Она словно стремится сообщить им радостную весть о победе русского оружия.

Интересно заметить, что московский митрополит отказался освятить Триумфальную арку при ее открытии в 1834 году из-за размещения на ней скульптурных изображений мифологических бо­гов.

В центре аттика, над проезжей частью, по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составлена из слов М.И. Кутузова, обращенных в 1812 году к русским воинам. На главном фасаде повторен макет закладной доски. И, читая эти строки, мы словно теряем ощуще­ние времени и как бы встаем рядом с теми, кто сражался у стен Москвы, кто поднимал ее из руин, кто совершил свой ратный под­виг более 180 лет назад.

Стены арки облицованы белым камнем. Умелое сочетание в од­ном монументальном сооружении разнообразных материалов, кон­трастных цветов - черного чугунного литья и белого камня -усиливает художественную выразительность памятника.

Архитектурный и скульптурный замыслы в нем в полном един­стве. Виртуозно задуманная и выполненная постановка скульптуры арки прекрасно учитывала игру света и тени ее частей. В этом легко убедиться, если обойти арку при восходе или закате солн­ца. То есть при максимальной ее освещенности. За счет того что колонны и стоящие между ними фигуры воинов не примыкают к сте­не арки, свет словно обтекает их и, отражаясь от белых стен, дополнительно подсвечивает черные фигуры сзади и с боков.

Великолепно было найдено создателями и решения стройных архитектурных пропорций всех элементов Архитектурной арки.

Идею ясного и спокойного создания победы Бове помогли вы­разить талантливые русские скульптуры И.П. Витали и И. Т. Тимо­феев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора. В работах Витали и Тимофеева чувствуется стремление к простоте и правдивости. Их произведения отличаются сдержанностью и ве­личавым спокойствием. Совершенная красота формы, жизненность лепки, твердость линии говорят о глубоком понимании скульпту­рами сущности античного искусства и появлении в их работах реалистических мотивов. Заслуга Витали и Тимофеева является то, что в композиции Триумфальной арки монументальная скульп­тура удачно сочетается с массивными архитектурными формами. Имена создателей, истории сооружения и возобновлении Триум­фальной арки записаны на памятной чугунной доске, установлен­ной под сводом арки.

Триумфальная арка - это прекрасный, проникнутый идеей тор­жества русского народа символ победившей Москвы, это главный  памятник Отечественной войны 1812 года в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. " Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!" - писал В.Г. Белинский. И воссоз­данная Триумфальная арка на площади Победы - лучшее тому под­тверждение .

Свидетельствует Манеж.

Осенью 1817 года Москва готовилась торжественно отметить 5-ую годовщину победы в Отечественной войне. Для смотра и па­рада войск было приказано построить " экзерциргауз" - манеж, в котором мог бы развернуться пехотный полк, то есть почти две тысячи солдат. За разработку проекта манежа взялся талантливый инженер-механик генерал А.А. Бетанкур.

Строительство манежа он поручил генералу А.Л. Карбонье, который в зоне парадной застройке города для возведения здания выбрал Моховую площадь (ныне Манежная). 10 июня 1817 года про­ект был утвержден.

Открытый 30 ноября 1817 года манеж стал чудом инженерного искусства своего времени. Замкнутое в нем пространство в 7424,67 м2 перекрывалось общей кровлей, лежавшей на деревянных стропилах, длиной 44,86 м каждая, и не имевшей каких-либо про­межуточных опор. Такое удивительно смелое решение было приме­нено впервые в мировой строительной практике и потребовало от Бетанкура точных и тщательных расчетов конструкций потолочных перекрытий и их нагрузок.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.