скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: История Религии (том 1)

Реферат: История Религии (том 1)

Александр Мень

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

В поисках пути, истины, и жизни

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве пособия для системы дополнительного образования учащихся


Москва 2001


НОВЫЙ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ

Института «Открытое общество» и Министерства общего среднего и профессионального образования РФ

«Учебная литература нового поколения»

Проект направлен на создание учебных материалов, соответствующих лучшим образцам мировой учебной литературы как с точки зрения содержания, методики, так и формы подачи материала. Новые учебные материалы будут прежде всего ориентированы на гуманитарные гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением определенных предметов.

ББК 86.3 М 50 УДК 27+29

Составители:

священник Александр Борисов, Р.И-Альбеткова, А.Я'.Андреева, Е.Ф.Сабуров, В.Л.Файнберг, П.В.Мень

Редакционная коллегия:

Н.В.Веселовская, В.И.Власенко, В.И.Даниленко, МА.Журинская, А.И.Княжицкий, А.Г.Николаевская

Макет и оформление:

В.П.Кузнецов

Мень Александр

М 50      История религии. В 2 кн. Кн. 1-я: В поисках Пути, Истины и Жизни: Учеб. пособие. — М.:

Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 2001. — 216 с.: ил.

Книга Александра Меня «История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни» — это повествование о духовных исканиях человечества. Читатель найдет в ней богатый материал о духовных традициях Древнего Востока, о религии и философии Древней Греции, о событиях библейской истории со времен вавилонского плена до прихода в мир Иисуса Христа.

Книга предназначена для преподавателей и учащихся средней школы, гимназий, лицеев, а также для всех, кто интересуется историей религии. Она может быть использована как самостоятельное учебное пособие и как дополнительный материал при изучении других исторических дисциплин.

ISBN 5-86225-621-0                           © Фонд имени Александра Меня, 1997 © Издательский Дом «ФОРУМ», 1997


ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Творческое наследие Александра Меня поражает своей многогран­ностью и широтой научного кругозора. Когда окидываешь взглядом проделанную им работу в области библиологии, религиоведения, исто­рии культуры, литературы, то удивляешься громадному объему его тру­да. Видный деятель Русской Православной церкви, библеист, богослов, проповедник, он за свою недолгую жизнь сделал столько, что было бы по силам только целому коллективу.

Его глубокие теоретические исследования сочетались с активной проповеднической деятельностью. Он жил предельно насыщенной жизнью: служил в храме, писал книги и статьи, читал лекции в школах и вузах, выступал по радио и телевидению. Отец Александр без остат­ка отдавал себя служению Богу и людям.

Будущий пастырь родился в 1935 г. Уже в ранней юности Алек­сандр ясно осознал, что станет священником. В школьные и студенчес­кие годы он жадно пополнял и расширял свои религиозные познания. Не следует забывать, что пора его юности пришлась на разгул атеизма, когда государство и общество оказывали на верующих невероятное давление. Сохранить, защитить веру в таких условиях значило совер­шить нравственный подвиг.

Удивительным внутренним благородством была отмечена вся деятельность Александра Меня — пастыря и ученого. Человек эн­циклопедических знаний, он был открыт великой Правде. Главный труд его жизни — серия книг по истории религии, а также книга об Иисусе Христе «Сын Человеческий». В них отец Александр прослеживает духовную историю человечества, поиски смысла бытия. В своих рабо­тах он показал, что эти искания есть не что иное, как восхождение к Истине, а Истина — это Христос.

Крупнейший ученый-библеист, Александр Мень мечтал написать учебник по истории религии. Трагическая гибель священнослужителя в 1990 г. помешала осуществлению этого плана. Грандиозный замы­сел не был завершен, но остались книги отца Александра, его бесцен­ный научный архив. Работа по созданию учебника была продолжена друзьями и близкими Александра Меня.

Предлагаемые вниманию читателей учебные пособия, объединен­ные общим названием «История религии», составлены по материалам книг, написанных отцом Александром. Составители сочли своим дол­гом сохранить его неповторимую интонацию, которая так памятна всем, кому выпало счастье слышать этого незаурядного человека.

В первой книге «В поисках Пути, Истины и Жизни» исследуются истоки религии, рассказывается о первоначальных верованиях — от доисторической мистики до представлений о живом Боге. В книге повествуется о возникновении древней израильской религии, давшей миру освобождающий огонь Света и Истины, о приходе Мессии в мир, о Его земной жизни и победе над смертью. Мы осознаем, что духовные искания человечества воплотились в личности и учении Иисуса Христа, что Его рождение по самым глубинным причинам стало началом но­вой эры — эры торжества Истины.

Вторая книга «Пути христианства» охватывает I тысячелетие по Р.Х. В ней рассказывается о распространении христианства, о мис­сионерской деятельности учеников Иисуса, о первой христианской им­перии, об Отцах Церкви, о причинах великого церковного раскола, о крещении Руси. Автор раскрывает тайну приобщения к Церкви тысяч и тысяч людей через любовь, что сегодня чрезвычайно важно для ду­ховного возрождения России.

Александр Мень не идеализирует христианство, он показывает ре­альную картину жизни Церкви, не скрывая ее драматических сторон:

борьбы мнений, раскола, ересей, вспышек фанатизма. Высочайшая нравственная позиция автора позволяет объективно освещать все эти вопросы.


I. ИСТОКИ РЕЛИГИИ

Ты создал нас для Себя,

и мятется сердце наше,

доколе не успокоится в Тебе.

Августин

ВВЕДЕНИЕ

В духовной жизни человека трудно найти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия. В поисках Бога человечество исходило немало дорог, пройдя путь от мироотрицающей мистики до богоотрицающего материализма. И лишь тогда, когда путь этот был пройден, на­ступила, выражаясь библейским языком, «полнота времён». Мир подошел к От­кровению величай­шей тайны, и челове­ку был указан путь к совершенной жизни.

Однако человеку была дана свобода выбора — принять Евангелие или отвер­гнуть его. Свобода осталась неприкосно­венной; ее залогом было историческое уничижение Иисуса Назарянина, Его кре­стная смерть и неслы­ханное в своей пара­доксальности учение, принять которое было невозможно без под­вига веры.

Тщетно люди прилагали к христианству привыч­ные им мерки: одни требовали знамений, другие — философских доказательств. Но Церковь устами апостола Павла отвечала: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев — соблазн, а для эллинов — бе­зумие» (1 Кор 1:23).

Не человеческой, а Божественной вес­тью вошло Евангелие в историю человече­ства. Покорив мно­гих, для иных оно ос­талось соблазном или безумием. Некоторые, приняв его, потом от­ступились. Но идти миру было, в сущнос­ти, уже некуда. Ос­тавалось лишь снова и снова бродить в по­темках заблуждений, которые увлекали че­ловеческий дух в до­христианские времена. Отход от Христа на деле означал возврат к Будде или Конфу­цию, Заратустре или Платону, Демокриту или Эпикуру.

Рис.1

Сотворение света. Г. Доре. Гравюра

Поистине прав был Экклезиаст, когда гово­рил: «Нет ничего нового под солнцем» (Еккл 1:9). Рассматривая любое из учений, возникших за двад­цать веков, мы убеждаемся, что все они сводятся к повторению чего-то уже пройденного.

Рецидивы доевангельского сознания еще слишком часто дают о себе знать и среди христи­ан. Они проявляются и в отрешенном спиритуа­лизме1, и в авторитарной нетерпимости, и в маги­ческом обрядоверии. Это вполне объяснимо: ведь две тысячи лет — срок ничтожный для того, что­бы преодолеть «язычество» и осуществить хотя бы часть задач, поставленных миру Богочелове­ком. А они поистине абсолютны и неисчерпае­мы. Можно сказать, что «закваска» Евангелия только начала свое преобразующее действие.

* * *

История не знает ни одного народа, который был бы совершенно лишен веры. Даже атеистов нельзя считать людьми по-настоящему неверую­щими. Идеологические мифы, которые принима­ются ими на веру, — это, по существу, перели­цованная религия. В результате возникают «верования» атеизма, пытающиеся привнести смысл в бессмыслицу, предназначенные прими­рить человека с тем, что он по своей природе не может принять.

Есть что-то трагическое и таинственное в стремлении атеистов укрыться от бездны равно­душной Вселенной, от пустого холодного неба. Тут не просто страх и тревога, но неосознанное тяго­тение к тому, что догматика материализма отри­цает, а именно к Смыслу, Цели, разумному Началу мира.

Дух человека веками стремился к красоте, добру и чему-то Высшему, достойному поклоне­ния. Можно ли видеть в этом лишь пустой само­обман? Не естественнее ли признать, что подоб­но тому, как тело связано с материальным миром природы, так и дух тяготеет к незримой Реально­сти? И разве не показательно, что, когда человек отворачивается от этой Реальности, вместо нее возникают суеверия и секулярные2 «культы»? Иными словами, если человек уходит от Бога, он неизбежно приходит к идолам.

Плохо, когда пустуют храмы, однако еще хуже, когда храмы полны, но пустуют сердца. Внешнее исполнение обрядов — далеко не всегда показа­тель благополучия веры, и, напротив, слабая посе­щаемость храмов отнюдь не доказывает ее упад­ка. К тому же внешние формы церковной жизни всегда менялись в прошлом, будут меняться они и в дальнейшем.

Даже потеряв Бога, люди страстно ищут аб­солютного- И только религия остается наиболее личностной из всех форм человеческой деятель­ности. Поэтому именно в ней дух, затерянный в лабиринтах цивилизации, вновь и вновь обретает для себя прочную основу и внутреннюю свободу. Личность, т. е. высшее проявление человеческого, всегда будет находить оплот в Святыне.

Знаменитый физик Макс Борн, говоря о про­пасти, в которую катится цивилизация, подчерки­вал, что лишь религиозные идеи могут вернуть здоровье обществу. «В настоящее время, — пи­сал он, — только один страх вынуждает людей сохранять мир. Однако такое положение неус­тойчиво и должно быть заменено чем-то луч­шим. Нет необходимости искать где-то далеко принцип, который мог бы стать более прочной основой для устройства наших дел... В нашей части мира этот принцип содержится в христиан­ской доктрине».

Люди, говорящие о «гибели религии», либо близоруки, либо намеренно закрывают глаза на действительность, либо, наконец, являются жерт­вами дезинформации.

Сегодня, как никогда, актуально звучат слова апостола Павла, сказанные две тысячи лет назад:

«Нас почитают умершими, но вот, мы живы» (2 Кор 6:9).

__________________________________________________

1 Спиритуализм (от англ. spirit — дух) — философс­кое воззрение, утверждающее примат духовного начала мироздания при вторичности, «ненужности» его мате­риального начала. Не является учением христианской Церкви.

2 Секулярный — светский, не относящийся ни к сфе­ре религиозной жизни, ни к церковным структурам; на­пример, секулярное государственное устройство подразу­мевает, что религиозные воззрения являются частным делом людей, а не их гражданской обязанностью-

ПРИРОДА ВЕРЫ

Бытие и вера

Что же такое вера? Ученые и богословы определя­ли ее по-разному и порой очень противоречиво. Религию связывали с чувством нравственного долга (Кант), с чувством зависимости (немецкий богослов Шлейермахер); английский мыслитель Рассел определял ее как страх перед неведомым и т. д.

Рис.2

Четвертый день творения. Ю. Карольсфельд. Гравюра

Мы, конечно, не будем останавли­ваться здесь на мнении «просвети­телей», будто рели­гия есть продукт на­меренного обмана. От этого взгляда давно отказались и сами атеисты. Зато гораздо упорнее держались они за другую концепцию XVIII в., согласно которой  рели­гия — это плод невежества перво­бытного человека, не знавшего зако­нов природы. По­добные утвержде­ния еще встре­чаются довольно часто в антирелигиозной литературе. Однако вера живет и тогда, когда знания человека о природе становятся полнее; ее исповедуют люди, стоящие на самом высоком уров­не интеллектуального развития.

На особенности верований того или иного народа в значительной степени влияют истори­ческие, географические и этнические факторы. Но религия превалирует над ними: этим объясняется та поразительная духовная общность, которая нередко возникает у народов, разделенных психо­логическими, расовыми и историческими барье­рами. И наоборот, два народа могут составлять расовое, экономическое, историческое и географи­ческое единство, а по своему религиозному созна­нию существенно различаться. «Главные барье­ры между народами, — пишет английский философ и историк Кристофер Даусон, — не раса, язык или география, но различие духа: эллины и варва­ры, иудеи и неиудеи, мусульмане и индуисты, хри­стиане и язычники. Во всех этих случаях суще­ствуют разные концепции действительности, разная мораль и разные эстетические нормы, словом, раз­ный внутренний мир. В основе каждой цивилиза­ции лежат два ду­ховных фактора: исторически сло­жившаяся общ­ность мысли и дей­ствия и внезапное озарение пророка или мыслителя.

Но если ин­теллектуальные и духовные измене­ния приносят ощу­тимые результаты в материальной жизни народов, то чисто внешняя ма­териальная пере­мена дает ничтож­ный положитель­ный эффект, когда она не имеет корня в культуре и психологии. Хорошо известно, что влияние современной ма­териальной цивилизации на примитивные наро­ды обычно не ведет к культурному прогрессу. Наоборот, если оно не сопровождается процес­сом духовной ассимиляции, оно разрушит культу­ру, которую завоевало».

Отрыв культуры от ее религиозных основ не может остаться без роковых последствий. Под­линный культурный расцвет немыслим без интен­сивной духовной жизни.

Чем была бы история Израиля без Библии и чем без Библии была бы европейская цивилизация? Чем была бы западная культура без католичества, индийская — без ее религий, русская — без православия, арабская — без ис­лама? Кризисные и упаднические явления в куль­туре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, что приводит творчество к деградации и омер­твению.

Большинство оп­ределений религии говорит почти исклю­чительно о психоло­гических предпосыл­ках веры, но нас интересует сама ее сущность.

Рис.3

Бог создает Адама.

У. Блейк.

Иллюстрация к Книге Бытия. 1795 г.

Религия есть преломление Бытия в сознании людей, но весь вопрос в том, как понимать само это Бытие. Материа­лизм сводит его к не­разумной природе, религия же видит в его основе сокровенную Божественную             Сущность и осознает себя как ответ на проявление этой Сущности.

Материальное бытие очевидно для нас — но как мы можем узнать о Бытии Божествен­ном? Мы не видим и не слышим Высшего Бы­тия, откуда же нам известно, что оно реально?

Вера представляет собой такое состояние че­ловека, когда он убежден в существовании чего-либо, не основываясь при этом на каких-либо вне­шних фактических и формально-логических доказательствах, т. е. интуитивно.

На пороге последней тайны

Познавая природу, человек во многом опирается на интуицию; она тем более важна в сфере, отно­сящейся к самой сущности бытия. Великий ка­толический мыслитель Фома Аквинат говорил, что если бы путь человека к Богу проходил только через философское, абстрактное мышление, то вера осталась бы уделом ничтожнейшего меньшинства. На деле же мы видим, что религиозность прису­ща и неграмотному индийскому крестьянину, и европейскому ученому, достигшему вершины со­временных знаний. И происходит это именно потому, что духовное познание есть плод живой интуиции.

Религиозный опыт можно в самых общих чертах опреде­лить как переживание, связанное с чувством реального присут­ствия в нашей жиз­ни некоего Высшего Начала, которое на­правляет и делает ос­мысленным наше су­ществование. Это ощущение дается че­рез непосредственное «видение»,исполнен­ное такой же внут­ренней достовернос­ти, какую имеет ви­дение собственного «Я». И, только про­ходя через интеллек­туальное осмысление, этот опыт кристаллизуется в понятия и символы.

Плотин, выдающийся философ эллинистичес­кого мира, так говорил об этом: «Когда мы видим Бога, то видим его не разумом, а чем-то более высшим, чем разум».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.