скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Коституционное право Израиля

Реферат: Коституционное право Израиля

ВСТУПЛЕНИЕ

История евреев была историей взаимодействия народа с остальным миром. Западные мыслители, воспитанные в христианском духе, признавали роль евреев и иудаизма  в истории лишь отчасти и относились снисходительно ко всему, что с ними связано. В учебниках истории, социологии или философии редко содержались сведения о еврейском народе или о достижениях еврейской мысли после возникновения христианства. Эта тенденция, так долго отражавшаяся в книгах и программах христианских университетов, была унаследована светским академическим миром и сохранилась после ослабления религиозного влияния.

По разным причинам евреи всегда стремились репатриироваться в Израиль: одни - чтобы избежать ассимиляции, другие - чтобы удовлетворить свои религиозные и национальные чаяния, третьи - найти приют после бегства из стран, где они были лишены элементарных прав и жили в постоянном страхе перед антисемитскими выступлениями. Почти миллион беженцев, многие из которых чудом выжили в нацистских концентрационных лагерях, прибыли в Израиль из Европы после второй мировой войны. Более полумиллиона евреев репатриировались в те же годы из Египта, Сирии, Ирака, Марокко, Ирана, Ливии, Йемена, Туниса, где жизнь еврейских общин становилась невыносимой.

Все еще есть в мире страны, границы которых наглухо закрыты, а живущие в них евреи лишены элементарных национальных прав.

 Не должна повториться ситуация, когда евреям негде спастись и они гибнут при равнодушном молчании всего мира. Так случилось, например, в 1942 году с кораблем "Струма", которому англичане не позволили пристать к берегам Эрец-Исраэль. Не приняли еврейских беженцев и порты других стран. Турецкие власти отбуксировали неспособный держаться на воде корабль в открытое море, где он затонул. Только двум пассажирам удалось спастись. 428 мужчин, 269 женщин и 70 детей погибли.

Когда во время второй мировой войны немцы предложили англичанам обменять сто тысяч евреев из нацистских концентрационных лагерей на десять тысяч грузовиков, закупленных еврейскими организациями в странах Запада, английский министр иностранных дел, отвергнув предложение, заявил: "Что мы будем делать со ста тысячами евреев?"

Американское правительство также оставалось глухо к судьбе европейского еврейства и отказывалось бомбить железные дороги, по которым немцы доставляли узников в концентрационные лагеря и крематории.

Даже после победы союзников уцелевшие евреи оказались нежелательным элементом во многих странах, а в Восточной Европе прошли погромы, и местное население не давало евреям вернуться в свои дома. Позорное молчание хранила церковь, когда они уничтожались в христианской Европе как скот, поточным методом.

Как живой памятник  погибшим поднялось государство Израиль. Много ли есть в мире народов, которые говорят на том же языке, исповедуют ту же религию и населяют ту же страну, что и три тысячи лет назад?

5 мая отмечаеься день памяти Холокоста ( заживо сожженных евреев в концентрационных лагерях), а 11 мая – День независимости, 52 –ая годовщина создания государства  Израиль. По этим причинам мне  хотелось бы  уделить особое внимание проблемам конституционного права молодого еврейского государства,  обладающего многочисленными интересными и отличительными особенностями, которые незаслуженно игнорируются сегодня в учебной литературе; заглянуть в корни  права страны, наибольшим образом повлиявшей на историю государств Запада и Востока, подарившей миру христианство, мусульманство и т.д.

ГЛАВА 1. ИСТОКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИЗРАИЛЯ

Еврейское право – право религиозное, основанное на религиозном сознании народа. Это –национальное право, хотя развитие его началось уже после потери национальной независимости. Еврейский Закон покоится прежде всего на предписаниях Письменной и Устной Торы, на всех раввинских постановлениях, включая религиозно-юридические решения, которые дошли до нас через века в форме респонсов и комментариев великих ученых. Все это служит авторитетной основой процесса продолжающейся и в наши дни религиозно-правовой практики и обеспечивает его правовыми прецедентами.

Что такое Тора?[1] Письменная Тора (Тора шебихтав) - это Пятикнижие Моше (Моисея). В любой синагоге хранятся свитки Торы - точные копии того, первого свитка, полученного Моше на горе Синай. В некотором смысле Письменная Тора - это конституция еврейского народа, но провозглашенная не людьми, а Б-гом.[2]

Устная Тора (Тора шебеальпэ) поясняет Письменную. В ней содержатся "общие правила, согласно которым мудрецы могут находить правильные решения постоянно возникающих вопросов, исходя из того, что сказано в Писании коротко и намеком" (р.Йосеф Альбо). Например, Письменная Тора предписывает смертную казнь за некоторые преступления. Каким правовым нормам и процедурам нужно следовать перед вынесением смертного приговора, каковы ограничения? На все эти и другие вопросы отвечает Устная Тора.

ТАЛМУД

В конце концов Устная Тора была записана. Сначала была записана Мишна, затем - Гмара, назначение которой -углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гмара вместе составляют Талмуд.

Тора, Письменная и Устная, представляет собой руководство к жизни. Хотя Тора обращена в первую очередь к еврейскому народу, она содержит указания для всего человечества. В ней рассматривается каждый аспект человеческого существования. Правила, регулирующие обрядовую сторону религии, составляют только часть всего комплекса заповедей. Законы Торы охватывают весь спектр индивидуального и социального поведения. Она выносит свое суждение о таких сторонах жизни человека, которые в других религиях обычно считаются относящимися к сфере этики и морали либо подпадают под статьи гражданских и уголовных кодексов. Даже в тех частях Торы, которые непосредственно не связаны с законами и правом, постоянно провозглашаются духовные идеалы и разъясняются тонкости неписаных этических и моральных норм.

В Тору (в широком смысле) входят, кроме того, книги Пророков (Невиим) и Писания (Ктувим). Они содержат учение пророков и летопись истории народа Израиля за семивековой период. В них рассказывается о Божественном откровении, которого удостаивались пророки, об их непрерывной борьбе за истинную веру против многочисленных лжепророков, которые пытались убедить еврейский народ сойти с пути, указанного Всевышним.

ТАНАХ

Пять книг Торы и девятнадцать книг Невиим и Ктувим вместе называются Танах (аббревиатура слов Тора, Невиим, Ктувим). Однако изучение Торы не сводится к штудированию только Священного Писания и Талмуда, но включает также знакомство со всем наследием мудрецов и раввинов, накопленным на протяжении столетий. Ведь Тора - живое учение, ее законы применимы к любым реальным условиям, которые, естественно, часто меняются.

ГАЛАХА

 Само слово галаха означает "путь, по которому идут".

Галаха - системе еврейских законов, которая касается в первую очередь не теории, но именно практики, это общее название еврейского Закона. В более узком смысле это слово означает также авторитетное и окончательное решение какого-либо частного вопроса.

Она касается законов и прав, а не философии. Хотя Галаха основана на вере, она разрешает вопросы, связанные с поступками людей. Ее предмет -правильное соблюдение заповедей в любой ситуации, при любых условиях. Мицвот (заповеди), данные в Торе, по существу не изменяются, но некоторые из раввинских постановлений могут быть изменены в определенных обстоятельствах авторитетными духовными учителями.

Галаха как система законов рассматривает все аспекты жизни людей и их отношения друг к другу и ко Всевышнему. Таким образом, она не только регулирует религиозную жизнь в узком смысле этого понятия, но охватывает также и ту область, которая нееврейскими учеными рассматривается как сфера морали и этики, гражданского и уголовного права. Обычаи, питание, семейная жизнь, профессиональная этика, общественное поведение, развлечения, художественное самовыражение - все это находится в сфере религиозного закона, освящается духовными ценностями иудаизма. Иудаизм не отделяет себя ни от какой стороны бытия и не ограничивает свои интересы только ритуальными актами, имеющими мистическое значение в духовных мирах.

Исторически, для любого узаконения  религиозного предписания- Галахи  - критерием служила, прежде всего,  его эффективность для целей национальной  самозащиты, защиты нации и ее культуры в широком смысле. Были разработана четкая, строгая, тщательно регламентированная законодательная система, которая сопровождала еврея каждодневно, от колыбели до завершения  его жизненного пути.

Глава 2. Конституция Израиля

v  

Причина, которая  кроется в истории еврейского народа и которая особенно повлияла на сравнительно позднее развитие законодательства, – отсутствие государственного аппарата принуждения. В конце Х – начале ХI века был разрушен еврейский автономный центр Вавилонии, и национальная гегемония была перенесена в северную Африку и Западную Европу. После тысячелетней истории национальной культурно-юридической автономии в рамках языческого Рима, христианской Византии, Сасанидского Ирана и арабского Халифата, духовный центр еврейства попал во враждебную среду, которая не признавала законного статуса остатков уцелевшего еврейского народа.

 Вот почему в Израиле, как и в Новой Зеландии и Канаде,  нет единой писанной (в формальном смысле) конституции, несмотря на то, что согласно Декларации независимости (Декларация установления государства Израиль 14.05.1948)  конституция должна была быть принята Конституционной Ассамблеей к 01.10.1948. Задержки ее разработки были вызваны проблемами столкновения светской конституции и Галахи.

Роль конституции здесь выполняют Основные Законы:

v Правительство 1992

v Президент государства 1964

v Кнессет 1987

v Судебная власть 1984

v Земли Израиля 1960

v Соглашение о секторе Газа и долине Иерихон1995

v Государственная экономика 1983

v Армия 1976

v Иерусалим. Столица Израиля 1980

v Государственный Контроллер 1988

v Свобода от оккупации 1992

v Человеческое достоинство и свобода 1994

В конце дебатов 13 июня 1950 года Кнессет решил одобрить резолюцию, известную как «Предложение Харари» по имени Ицхака Харари, лидера прогрессивной партии. Согласно его предложению: «Первый собравшийся Кнессет поручает Комитету Конституции, Закона и Правосудия разработку конституции. Она должна состоять из глав, каждая из которых будет являться отдельным основным законом. Главы будут предложены Кнессету по завершении разработки, и все вместе будут составлять Конституцию государства». Был образован комитет, возглавленный Зера Мизрахи, для разработки конституции. Но было очевидно, что работа над документом будет весьма сложной.

 Следовательно, можно сказать, что в материальном смысле Конституция существует - это законы и  основные правила, устанавливающие основы системы управления и прав личности. Некоторые из них сформулированы в основных  и др. законах, а другие в серии решений Верховного суда Израиля.

Отдельные лидеры даже были склонны рассматривать Декларацию независимости (Декларацию установления государства Израиль 14.05.1948) в качестве Конституции, т.к. она устанавливает основы государства, его правовую природу, часть государственных институтов, принципы их действия и права граждан. Но решения Верховного Суда Израиля определяют, что Декларация не имеет силы конституционного закона и не является  верховным законом, при противоречии,  с которым другие законы и нормы отменяются. Как бы то ни было, статья 1 Основного Закона  о человеческом достоинстве и  свободе и  Основного Закона об освобождении от оккупации относится к принципам провозглашения независимости в качестве нормативного источника. В соответствии с этой статьей «основные права личности в Израиле базируются на признании значимости человека, святости его жизни и его свободы, и они должны  уважаться в соответствии с духом принципов, названных в Декларации установления Государства  Израиль».

Главным аргументом за конституцию были:

-     необходимость в документе, который бы установил все основные государственные институты и будет служить базисом правил функционирования государства

-     соответствие 181-й резолюции  Генеральной ассамблеей ООН 29.11.47 о разделе Палестины на Еврейское и Арабское  государства. Резолюция призывала к созданию демократической конституции конституционным Советом, которая должна была включать инструкции по сохранению основных прав и свобод граждан государства

-     многие государства имеют конституции

-     образовательная и культурная ценность, заключенная в конституции и служащая визитной карточкой государства

-     значимость в процессе «плавильного горшка наций»

-     ценность конституции как выражения революции, которая произошла в жизни Еврейского народа

Главные аргументы против конституции выдвигали оппозиционеры, возглавляемые Давидом Бен-Гурионом и религиозные партии. Они приводили пример Великобритании,  где, несмотря на отсутствии кодифицированного акта, демократия и право едины, поддерживаются гражданские свободы. Декларация независимости включает основные принципы  любой прогрессивной конституции, а переходный закон 1949 года, принятый Конституционным Советом, устанавливает исполнение обязательств по отношению к ООН. Аргументом "против" было и то, что в Израиле находится меньшая часть еврейского народа, поэтому государство не имеет права принять конституцию. Из-за проблем и особенной природы молодого еврейского государства  было трудно достичь компромисса, принимая во внимание духовные принципы, которые должны были сформировать образ жизни людей. Эти дебаты могли привести к  войне культур между религиозными и светскими общинами. Государство Израиль и сейчас находится посреди продолжающегося процесса перемен и  формирования, что не совместимо с  жесткой конституцией.

« Принятие в Израиле конституции – единственный способ отделить религию от государства», - считает председатель Кнессета Авраам Бург. По его словам, жители страны должны, наконец, решить, будет ли израильское общество демократическим или теократическим. Лишь принятие конституции позволит религиозным и светским гражданам  страны вести тот образ жизни, который им больше подходит, не задевая интересов друг друга. Согласно  данным последнего опроса, идею принятия конституции поддерживает более трех четвертей населения страны.

 

ГЛАВА 3.  ПРЕЗИДЕНТ

Президент, глава израильского государства, избирается на 5 лет большинством Кнессета тайным голосованием. Он может быть переизбран  только на 1 последующий срок. Президент осуществляет государственные полномочия на основании  основного закона «Президент государства» и т.д.

В круг его полномочий входит:

- назначение высших  государственных должностей, включая Государственного контролера, Главу Банка Израиля, Председателя и Заместителя Председателя Верховного Суда, судей, включая судей-раввинов и Мусульманских и Друзских[3] кадисов. Также Президент назначает  Президента Израильской Академии наук, членов Главного Совета Раввинов ( это положение особенно интересно , если учитывать религиозный характер израильского государства), Совета по высшему образованию,  пленума Управления телевидением и радиовещанием и др.публичных ведомств. Глава государства аккредитует дипломатов в зарубежные страны и принимает рекомендательные письма  иностранных дипломатов, находящихся на службе в Израиле. В полномочия Президента входит ассигнование любого закона, инициированного Кнессетом, договоров и соглашений с иностранными государствами, ратифицированные Кнессетом. Президент должен поддерживать постоянные контакты с Правительством через  регулярные встречи с  чиновниками, получение необходимой информации от правительственных агентств.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.