скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Охранительно-консервативная деятельность русской церкви

Реферат: Охранительно-консервативная деятельность русской церкви

Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов

Реферат:

Охранительно-консервативная деятельность церкви.

Выполнила студентка

факультета культуры

II курса 4 группы СКД

Березина О.А.

Преподаватель: проф. Соколов А.В.

Санкт-Петербург

2002

Содержание

1.   Введение.                                                                                               с.2-3 

2.   Еретические учения XIV-XVI веков и борьба с ними.                           с.4-6

3.   Антиеретические соборы русской

    православной церкви в XVI веке. Стоглавый Собор.

    Ересь Башкина и  Косого.                                                                       с.7-9

4.   Распространения невежества среди духовенства.                                  с.10-11

5.   Отчуждение духовенства от европейского Возрождения                       с.12-16

    и Реформации.

6.   Заключение.                                                                                           с.17

7.   Литература.                                                                                            с.18

1.  Введение

XIV – XVI века  характеризуются в русской истории как период возвышения Московского княжества, начала объединения русских земель вокруг Москвы, складывания Централизованного Русского государства, усиления самодержавия в попытке подорвать авторитет церкви.

Значительный успех в объединительной деятельности московских князей заключается и в том, что политический центр их княжества – Москва – со временем получил значение церковной столицы Руси.

Перенесение престола митрополита в столицу Мос­ковского княжества имело серьезное последствие для его судеб. Во-первых, нити церковной жизни, далеко расходившиеся по Руси от центра православной церкви, соединяли теперь ее области с Москвой и облегчали объединительную деятельность московских князей. Во-вторых, православная церковь, которая пользовалась данными ей монгольскими ханами привилегиями, обла­дала большими материальными богатствами, которые теперь стали стекаться в Москву, способствуя ее эконо­мическому усилению. Это обстоятельство также облег­чало московским князьям собирание соседних земель. В-третьих, факт перенесения митрополичьей кафедры в Москву произвел большое впечатление на население Ру­си, оно стало смотреть на действия московских князей, авторитет которых поддерживался самим митрополи­том, с большим доверием. И, наконец, в-четвертых, мос­ковские князья получили в свои руки аппарат, ветви ко­торого расходились далеко за пределы их княжества, аппарат, который проводил в соседних княжествах под­готовительную работу, способствующую их объедине­нию с Москвой.

Несколько слов об исторической оценке деятельно­сти православной церкви в этот период. В деятельности любой религиозной орга­низации есть две стороны, два направления. И хотя в жизни они очень тесно переплетены, их всегда следует отличать. Во-первых, церковь предстает перед нами как религиозная организация, распространяющая религиоз­ное, ненаучное мировосприятие. Во-вторых, церковь яв­ляется политической организацией, которая выполняет в классово-эксплуататорском обществе функцию идео­логической защиты власти правящих классов, идеологи­ческого оправдания политики этих классов.

Церковь как идеологическая организация, пропаган­дирующая ненаучное, религиозное мировоззрение, как организация, ставящая между человеком и действительностью стену в виде мифического бога, заставляющая человека понапрасну растрачивать силы для  достиже­ния несуществующей  загробной жизни, всегда играет реакционную роль. Идеи смирения, не сопротивления, суетности единственно реальной земной жизни, "примире­ния с существующим положением в классово-эксплуата­торском обществе всегда консервативны, они мешают прогрессу, тормозят его.

Сложнее обстоит дело с оценкой политической дея­тельности церкви. Религиозные организации, как поли­тические силы, всегда представляют собой идеологиче­ский аппарат того или иного класса. И оценка их уча­стия в общественной жизни — вообще или в данный мо­мент— всецело зависит от того, какое место и какую роль в общественной жизни играет класс или социаль­ная группа, интересы которой выражает данная рели­гиозная организация. Политическая деятельность рели­гиозной организации может быть оценена как прогрес­сивная или реакционная в зависимости от того, про­грессивна или реакционна деятельность класса, выра­зителем интересов которого является эта организация.

В той мере и в той степени, в какой политическая деятельность русской православной церкви соответство­вала объединительной политике московских князей, ис­торически необходимой и прогрессивной, она способст­вовала общественному прогрессу.

Однако нельзя забывать о том, что, помогая объеди­нительной деятельности московских князей, церковь преследовала свои корыстные цели, заботясь о собст­венных богатствах, накапливая их путем усиления эк­сплуатации трудящихся.

       Эксплуататорская сторона деятельности русской православной церкви вызывала сильный протест и воз­мущение трудящихся. Этот протест нашел свое выражение в возникшей в середине XIV века в Нов­городе ереси  стригольников, а в период царствования Ивана III, выдвинувшего вопрос о частичной секуляризации церковных владений, в ереси так называемых жидовствующих, нового еретического течения, во многом являвшегося продолжением стригольничества.

В дальнейшем речь пойдет о причинах возникновения этих течений,о борьбе с ними Православной церкви, выраженной в проведении антиеретических соборов, об отчуждении духовенства от Европейского Возрождения и Реформации в стремлении сохранить православное вероучение.   


2. Еретические учения и борьба с ними.

Стригольничество.

Как уже говорилось, эксплуататорская сторона деятельности русской православной церкви вызывала сильный протест и воз­мущение трудящихся. Этот протест нашел свое выражение в возникшей в середине XIV века в Нов­городе в ереси так называемых стригольников. Наши све­дения об этой ереси очень скудны, литературные памят­ники самих стригольников не сохранились, сообщения о еретиках можно найти только в обличительных докумен­тах их противников. Неясно даже значение слова “стри­гольник”. Одни исследователи считают, что это назва­ние имеет отношение к основному занятию еретиков (стрижка овец), другие связывает с особым обрядом посвящения в секту — пострижением[1].

По всей вероятности, одной из причин, породивших движение стригольников, был протест против непомер­ного роста тех поборов, которыми православное духо­венство облагало население. Стригольники резко высту­пали против мздоимства духовенства, против назначе­ния церковнослужителей на приход за плату, отрицали необходимость церковной иерархии, отвергали таинство причащения, исповеди, говорили о вреде поклонения иконам, ставили под сомнение культ христианских святых.

Это лжеучение появилось в Новгороде. Его руководители — Карп-стригольник и Никита-диакон напа­дали сначала на беспорядки духовенства, а потом стали отвергать  иерар­хию Церкви, утверждая, что епископы и священники поставляются и поставляют "на мзде" (т. е. за плату). Отвергая священство, они с вместе тем отвергали и Таинства, совершаемые священными лицами. Отвергали и поминовение умер­ших, как источник доходов для духовенства: они сами поставляли себе учителей по выбору народа, без всякого посвящения. В 1375 году Никита и Карп были казнены (сброшены с моста в Волхов[2]). Однако стригольничество на этом не прекратилось. Из Новгорода движение перекинулось во Псков. И интересно отметить, что псковские еретики выступали не только против церкви, но и против монашества. Здесь открыто проявилось недовольство быстро развивавшимся монастырским землевладением. Кроме того, Псков, враждуя с Новгородом, тяготился властью Новгородских князей, которые, со своей стороны,  тяготились зависимостью от митрополитов, пребывающих в Москве; Русская Церковь, раздираемая “церков­ной смутой”, или вовсе оставалась без иерарха, или управлялась часто сменяе­мыми митрополитами. Наконец, дело о лжеучении дошло до Москвы. Патриарх Нил поручил святому Дионисию, Суздальскому архиепископу, находящемуся в Москве в 1387 году, посетить лично новгородскую паству и употребить ревностные попечения об истреблении пагубного учения стригольников. Патриарх прислал с ним две увещательные грамоты, в которых объяснял  необходи­мость священноначалия, несправедливость пренебрежения к священству  на основании недостойной жизни некоторых духовных лиц и, наконец, различие между мздою за посвящение и вознаграждением необходимых расходов. По свидетельству Никоновской летописи, святой Дионисий совершенно прекратил мятежи и соблазны в Новгороде и Пскове, но  прекратил их  только наружно и на некоторое время, потому что действия стригольни­ков продолжались еще долго. После обличительной грамоты, присланной в Нов­город Патриархом Антонием (преемником Нила), московский  митрополит Фотий в 1416 году написал послание псковитянам. Он выражал свою глубокую скорбь о пагуб­ной ереси; ободрял православных мыслью, что сколько ни было еретиков и рас­кольников, как ни нападали они на Церковь Божию, сами все погибли, а Церковь осталась непоколебимой. Он приводил целый ряд правил, строго запрещающих производить раскол в Церкви и отделяться от епи­скопа или священника, пока тот и другой по законному суду не будут лишены своего сана. Наконец, убеждал православных псковичей, чтобы они сами поучались Божественным заповедям, а стригольников старались вразумлять и наставлять на путь истины.

Увещания митрополита не остались без действия. Псковитяне ревностно при­нялись за стригольников, стали отыскивать их и казнить. Обо всем этом псковитяне сообщали митрополиту. Фотий хвалил их усердие и сове­товал впредь так поступать, но не одобрял того, что они наказывали еретиков смертными казнями. Тех, которые не обратились, велел, как и прежде, увещевать, а если не послушают, наказывать, но только сносными наказаниями или заточением. Псковитяне переменили образ сво­их действий и стали заключать пойманных стригольников в темницы на всю жизнь. Эта мера и стала причиной уничтожения лжеучения.

       Пагубное учение стригольников, распространявшееся в продолжение 50 лет, было плодом своего времени, произведением той почвы, на которой появилось и развилось. Резкие примеры святокупства, случавшиеся тогда в Москве при поставлении митрополитов Русских (например, Романа и Пи­мена), очень естественно могли возбуждать многих против самих патриархов. В Новгороде ересеначальники могли указывать на поборы митрополитов при месяч­ном суде, а в Пскове на пошлины, собираемые в пользу Новгородских князей их наместниками. Укоры против пастырей Церкви и иноков за соблазнительную и нетрезвую жизнь подтверждались грамотами святителей Алексия и Фотия, обращенными к духовенству. Кроме того,  новгородцы и псковитяне постоянно допускали народное участие в церковных делах, сами избирали и сменяли своих владык. Поэтому именно здесь легче могло образоваться восстание против духовенства, открытое неповиновение и, наконец, отлучение от самой Церкви.

Ересь жидовствующих.

 В конце XV века в Новгороде вспыхивает новое еретическое дви­жение так называемых жидовствующих. Во главе его стояло плебейское духовенство, которое не входило в состав феодальной иерархии и не имело доли в бо­гатствах высшего духовенства1. Во многом новая ересь была продолжением стригольничества, ее сторонники отрицали догмат о троичности бога, о божественности Иисуса Христа, не верили в таинство причастия, отказы­вались почитать иконы, отрицали необходимость цер­ковной иерархии. Жидовствующие затрагивали вопрос и о церковном землевладении.

Появление ереси жидовствующих связывается с именем Схарии (Захария), пришедшим в 1470 году в Новгород в свите киевского князя Михаила, призванного новгородцами к себе на княжение. Схария был хорош знаком с естественными науками (алхимией). Он сумел обольстить легковерных мнимыми чудесами магии и совратить их в ересь, так, в числе обманутых Схарией оказались священники Дионисий, Алексий и софийский протопоп Гавриил. В 1480 году великий князь Иоанн пригласил в Москву  свя­щенника Алексия — протопопом в Успенский собор, а Дионисия — священником в Архангельский; сюда перешла с ними и ересь. Они оказались людьми кроткими, воздержанными, праведными и тайно рассеивали  лжеучение. Действуя тайно и хитро, они нашли себе слушателей даже при дворе, таковыми были: близкий к великому князю дьяк Феодор Курицын с братом Иваном Волком. Это обстоятельство было весьма благоприятным для быстрого распространения ереси, так как она оказалась под защитой людей, которые занимали важные места в Церкви и в государстве. Так прошло  несколько лет.

В Новгороде архиепископ Сергий, слабый духом и телом, нелюбимый народом, видел опасность в быстро распространяющейся ереси, но  действовать против нее  не мог. Положение изменилось, когда на Новгородской кафедре  появился  мужест­венный, деятельный, твердый Геннадий, архимандрит московского Чудова монастыря. После прибытия к пастве он открыл существование тайного обще­ства и донес об этом  великому князю и митрополиту, а сам приступил к розы­ску. Некоторые из еретиков были уличены  и преданы казни. Со своей сто­роны, ревностный Геннадий, руководст­вуясь строгим указом государя, действо­вал успешно. В Новгороде еретики при­смирели: одни принесли раскаяние, другие подверглись заточению.

Положение  в Москве было иное: здесь ересь на­ходила покровительство, с одной сторо­ны, в Курицыне, с другой — в новом митрополите Зосиме, и несмотря даже  на то, что по  воле Иоанна в Москве 17 октября 1490 года был открыт  Собор, на котором до­просили еретиков, обличили их, предали проклятию, некоторых сослали в заточение, других отправили в Новгород к святителю Геннадию, который подверг еретиков всенародному позору.

Постепенно лжеучение утихло, но втайне  продолжало распространяться в Москве. Зосима не только давал волю злу, но и наказывал смелых обличителей нечестия. Даже в  Новгороде еретики употребляли во зло снисходительность святого Геннадия, ис­ходатайствовали себе свободу лицемерным покаянием и разнесли свое нечестивое учение по многим городам и селам. Всеобщее ожидание кончины мира, оказавшееся напрасным, дало им повод с бесстыдной наглостью смеяться не только над ожиданием христиан, но и над самими догматами православия.

Позже ересь снова усилилась в Новгороде. Тогда Геннадий призвал на помощь преподобного Иосифа Волоколамского: они оба стали действо­вать решительно, несмотря на силу ереси при дворе. Хотя митрополит Зосима принужден был в 1494 году оставить кафедру, но для искоренения зла нужно было участие Церкви, нужен был новый Собор, который и был созван Иоанном в 1503 году. В числе заседавших на Соборе был и игумен Волоколамский, он требовал казни еретиков. Жидовствующие были столь дерзки, что решились открыто защищать свое учение. Но проникнутое силой Слова Божия и Писаний Отцов Церкви слово Иосифа  обличало и опровергало их; важнейшие из еретиков  были осуждены на смерть и всенародно сожжены в клетке; другим вырезали языки, иных заключили в темницы. Так, закончились борьба с ересью, которая распространялась тайно, свирепствовала долго и сильно.

 Надо отметить, что сам жидовский элемент был внесен в учение ереси самим Схарией или людьми, пришедшими с ним в Новгород.

Весьма болезненно было для Церкви Русской появление в ее недрах совершенно противной христианству ереси. Но в то же время отрадой и славой Церкви были два ревностных деятеля - неутомимый в подвигах святой архиепископ Геннадий и искренно благочестивый учитель чистой веры препо­добный Иосиф Волоколамский.


3.Антиеретические соборы русской

православной церкви в XVI веке. Стоглавый Собор.

Ересь Башкина и  Косого.

Собор 1504 года.

В конце 1504 года в Москве собрался церковный собор, осудивший еретиков, от которых вынужден был отсту­питься царь. Враждовавшие между собой “нестяжате­ли” (глава постриженик Кириллова монастыря Нил Сорский) и “иосифляне» (глава Иосиф Волоцкий) дружно выступили против еретиков и добились принятия решения о расправе над ними. Для большего устрашения низших и средних слоев населения, для окончательного искоренения ереси цер­ковники решили казнить еретиков в обоих главных центрах возникновения и распространения ереси: в Москве и в Новгороде. В специально построенных клет­ках в Москве сожгли Ивана Курицына, Ивана Макси­мова, Дмитрия Пустоселова, в Новгороде — Некраса Рукавова, Ивана Черного и многих других.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.