скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Пасхальный цикл

В момент переноса Св.Даров с жертвенника на престол, когда на полной Литургии поется Херувимская песнь, на Литургии преждеосвященных Даров звучит песнопение "Ныне силы небесные с нами невидимо служат". В тексте этого песнопения говорится, что под видом Св.Даров входит Сам "Царь Славы" - Господь Иисус Христос, являющийся Великой Жертвой. Во время переноса Евхаристических Даров и пения "Ныне силы" все в храме с благоговением становятся на колени и кланяются ниц, потому что в этой Святыне невидимо присутствует Сам Господь.

Музыка этого песнопения отражает священный трепет, а также одновременно печаль и радость.

Очень красивое "Ныне силы" есть у Д.Бортнянского, а также гармонизация Валаамского распева иеромонаха Ионафана.

Чинопоследование Литургии преждеосвященных Даров тихое, умиротворяющее, покаянное.

По субботам Великого поста служится обычная Литургия Иоанна Златоуста, а по воскресным дням Литургия Василия Великого, которая немного длиннее Литургии Иоанна Златоуста.

В чинопоследовании Литургии Василия Великого вместо песнопения "Достойно есть" поется также посвященная Божией Матери песнь "О Тебе радуется". Она имеет гимнический характер и прославляет Богородицу от лица всего сотворенного мира - ангельского, человеческого и природного. Это настолько яркое и совершенное произведение церковной гимнографии, что на его содержание была написана икона Божией Матери с тем же названием "О Тебе радуется".

Среди композиторов, обращавшихся к этому тексту, - С.Смоленский, А.Архангельский, П.Турчанинов, Е.Азеев, П.Чесноков, А.Шишкин и др.

Неделя торжества Православия

Первое воскресенье Великого поста называется "неделей торжества Православия", когда вспоминается победа Православия над ересями. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы св.Церкви над иконоборческой ересью и "восставлении святых и честных икон", совершившееся при византийском императоре Михаиле и царице Феодоре в 842 г. Но поскольку догмат иконопочитания тесно связан с целой системой христианской догматики, то победа над иконоборчеством была не только победой Церкви в пользу благочестивого обычая иконопочитания, но именно победой Православия над великими ересями Востока, посягавшими на самую суть религиозной истины - учение о Богочеловечестве Христа (ведь иконоборцы, запретив изображать Богочеловека, фактически отказались от веры в реальность Воплощения).

Победа Православия была отпразднована в первую неделю Великого поста, и, таким образом, основание этого торжества Православия есть историческое. Вместе с этим празднуя торжество первого воскресного дня после строжайшего поста первой седмицы, Церковь дает высокое утешение верующим, проходящим подвиг поста, и связывает их личный постнический труд и преодоление искушений с жизнью всей Церкви в ее великой истории.

В этот день в соборных храмах бывает торжественный молебен особого чинопоследования, где поминаются все великие деятели Православной Церкви - цари, патриархи, святые - послужившие ее утверждению. На этом молебне поются также Многолетствия нынешним Предстоятелям Православной Церкви, епископам, священникам, иноческому чину и всем православным христианам.

Вторая неделя Великого поста

(св.Григория Паламы)

Во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает св.Григория Паламу - архиепископа Фессалоникского, проповедника православного аскетического учения о Фаворском свете. Это мистическое учение под названием исихазм (покой, молчание) зародилось в среде греческого монашества в XIV в. на Афоне. Представители этого учения считали, что существует вечный, несозданный, божественный свет, который видимым образом явился на горе Фавор во время Преображения Господня, и который может озарить внутреннего человека, если стремиться к этому озарению подвижнической жизнью, молитвой, постом. Поэтому Вторая неделя поста называется неделею "светотворных постов". Церковь, вспоминая св.Григория Паламу и учение о Фаворском свете, предлагает верующим новое побуждение к подвигу поста.

Неделя Крестопоклонная

Третье воскресенье поста посвящено Кресту Христову. Как и в праздник Воздвижения Крест выносится на середину храма для поклонения, отчего и сама неделя называется Крестопоклонною. Эта неделя является серединой великого поста - "средокрестием". Церковь в своих песнопениях этой недели сравнивает Святой Крест с райским Древом Жизни и предлагает воспоминание о Кресте и крестных муках Христа, принятых Им во имя любви к человеку, чтобы духовно подкрепить верующих, проходящих путь поста. Эта неделя Креста говорит православному христианину, что половина постного пути уже пройдена и напоминает о приближающейся "светлой мирорадостной Пасхе".

В эту неделю поются многие песнопения из праздника Воздвижения Креста.

Четвертая и Пятая недели поста

В богослужении 4-го воскресенья Великого поста Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, жившего в VI в. у горы Синай. Ему принадлежит книга "Лествица рая", в которой путь монаха-подвижника сравнивается с восхождением по ступеням небесной лестницы. Примером жизни этого подвижника Церковь призывает верующих стремиться к духовным высотам.

Служба пятого воскресенья поста посвящена памяти св.Марии Египетской. Согласно преданию она была раскаявшейся блудницей, которая сорок лет провела в Иудейской пустыне, искупая постом и молитвой грехи своей юности. Образ этой подвижницы стал символом глубокого и преображающего все существо раскаяния.

В песнях канона этой недели раскрывается также притча "о богаче и Лазаре". Изображением этой притчи дается урок подвизающихся в посте, чтобы они постились не только телесно, но и духовно, т.е. помогали нуждающимся и облегчали участь страждущим.

После Пятой недели в следующую шестую седмицу Церковь приглашает всех принести "предпразднственное пение ваий Христу Грядущему воскресити от гроба Лазаря". Соответственно этому шестая седмица называется "преддверием Лазарева животвория".

В пятницу шестой седмицы оканчивается Св.Четыредесятница (Лазарева Суббота, Вербное воскресенье и Страстная седмица не входят в счет Четыредесятницы). В стихирах этого дня поется: "Душеполезную совершив Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...". Вместе с этим в службе этого дня Церковь приготовляет своих чад к достойному празднованию воскрешения Лазаря и Входа Господня в Иерусалим.

Лазарева Суббота

В субботу шестой седмицы Великого поста вспоминается чудо воскрешения Лазаря, описанное с такой поразительной, почти осязаемой достоверностью евангелистом Иоанном (Ин. 11). Это чудо было совершено Спасителем прежде шести дней иудейской Пасхи.

Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение Его будущего Воскресения и общего воскресения всех умерших. Эта мысль ясно выражается в тропаре праздника.

На богослужении Лазаревой Субботы поются воскресные песнопения в знак предвозвещения Пасхи. Это: "Тропари по Непорочнах" - "Благословен еси, Господи" и "Воскресение Христово видевше".

Из авторских песнопений этого дня имеются "Тропари по Непорочнах" П.Чайковского и П.Чеснокова.

За Лазаревой субботой следует двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресенье. Но праздник этот длится всего лишь полдня, т.к. уже вечером этого воскресенья совершается служба, вводящая нас в Великие и трагические дни Страстной седмицы.

Страстная седмица

Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его страданий, смерти, погребения. В древности это была Пасха Страданий , почему эта седмица и называется Страстной . Каждый день этой седмицы называется Великим - по знаменательности и великости совершившихся в эти дни событий. Вся эта седмица есть таинство страстей Господних. В эти Великие дни Церковь внимательным оком любви, трепета и ужаса следит буквально за каждым шагом Христа, вслушивается в каждое Его слово и ведет верных своих чад по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути - от Вифании до Голгофы.

Во все эти дни мы вместе с Церковью буквально по часам проживаем истекающее время земной жизни Христа - от царственного входа Его в Иерусалим до последнего вздоха на Кресте:

Все песнопения этой седмицы - это сплошная тревога, любовь, мука, плач, рыдание, вопль. Нигде, ни в какое время церковного года нет такой насыщенности чувств, такого драматизма и такой мучительной любви. Воистину "оружие проходит душу", когда мы вместе с Богоматерью стоим у подножия Креста.

Крест вырастает до небес, Он придавливает своей невыносимой тяжестью, когда мы "сшествуем Ему и сораспинаемся Ему" в эти Великие Дни Скорби.

Великий Понедельник

В богослужениях этого дня Церковь, сближая события Ветхого и Нового Заветов, показывает грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа. Из событий евангельских вспоминается иссушение бесплодной смоковницы. Эта смоковница изображает и всякую душу, не приносящую плода покаяния, почему Св.Церковь и взывает в песнопениях этого дня : "иссохшия смоковницы за неплодие, проклятия убоявшеся, братие, плоды, достойны покаяния, принесем Христу, подающему нам велию милость".

В Великий Понедельник и в последующие два дня на утрени поется тропарь "Се Жених грядет в полунощи". В этом тропаре звучит мотив евангельской притчи о десяти девах. Смысл её в том, что надо всегда "бодрствовать и не унывать", держа свой светильник зажженным в ожидании божественного Жениха - Христа. Очень красивое песнопение на этот текст написано Н.Римским-Корсаковым.

В конце утрени после канона поется экзапостиларий "Чертог Твой". Это песнопение также повторяется и на утрени двух последующих дней. Экзапостиларий буквально означает "посылаемый". По древнему обычаю специальный чтец выходил в конце утрени с зажженным светильником на середину храма и воспевал гимн, который называется экзапостиларий или светилен . В этом гимне содержится моление о просвещении свыше. У всех праздничных и будничных дней имеются свои экзапостиларии или светильны.

Ексапостиларий "Чертог Твой" содержит мотив притчи о брачном пире. Здесь душа человека является перед Христом в состоянии своей греховной наготы. Она видит сияющий дворец, сотканный из света и стремится туда, но чтобы войти в этот Чертог брачного Христова пира, душа должна иметь светоносное одеяние ("одежду брачную") - т.е. святость и чистоту. Этой одежды у нее нет, и душа плачет во тьме, и , глядя на сияющий дворец, молит Господа просветить и облечь ее Своим Божественным светом.

Д.Бортнянский написал музыку к этому удивительному по своей потрясающей выразительности тексту. Песнопение Д.Бортнянского "Чертог Твой" - это вопль бедной души к Богу: "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя".

Великий Вторник

Службы Великого вторника сходны с богослужениями предыдущего дня. В чтениях и пениях этих служб содержится мотив евангельской притчи о талантах. В одной из стихир этого дня говорится, что Господь дает Свой дар каждому человеку: "Се тебе талант Владыка вверяет, душе моя: страхом приими дар, заимствуй давшему ти, раздавай нищим, и стяжи друга Господа ...".

Смысл притчи о талантах в том, что человек ничего не имеет своего - все ему дано от Господа. Поэтому он должен служить этими дарами своим ближним.

Великая Среда

В богослужениях этого дня в песнопениях и чтениях прославляется жена-грешница, которая возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке.

Все стихиры вечерни в Великую Среду посвящены этому событию и рассказывают о женщине-блуднице, которая "ощутив Божество Христа" из бездны греха, плача, всем своим существом тянется к Нему - Тому, Кто отныне навсегда станет Единственным Возлюбленным. Эта грешная женщина становится предвозвестницей страстей Господних - она своим миропомазанием готовит Его к смерти.

Христос, в отличие от других, находящихся с Ним в одном доме, не испытывает ни брезгливости, ни неловкости в ее присутствии - Он знает, что нет ничего более целомудренного, нежели смерть; нет ничего более чистого, чем церемонии, приготовляющие тело к погребению.

С сегодняшнего дня эта женщина умирает для мира и живет уже только для Него:

Стихира на "слава и ныне" 8-го гласа "Господи, яже во многие грехи впадшая жена...", написанная инокиней Кассией в IX веке, рассказывает о чувствах жены-грешницы, преображенной Любовью.

Великий Четверг

В богослужении этого дня вспоминаются события, которые предшествовали вступлению Господа на вольное страдание: совершение Иисусом Христом тайной вечери с омовением ног учеников, установление таинства Евхаристии и предательство Иуды. Разнообразию вспоминаемых в этот день евангельских событий соответствует и разнообразие трогательных чувств и мыслей, изображаемых в церковных песнопениях этого дня. Церковь в своих песнопениях глубоко скорбит и сострадает Спасителю в такой понятной сердцу человеческому скорби Его духа, но осознавая, Кто этот Страдалец и для чего Он идет на смерть, Св.Церковь дает место и чувству благоговейной любви к Грядущему на вольные страсти и благодарного прославления Его.

В тропаре Великого Четверга говорится о тайной вечере и предательстве Иуды:

"Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведного Судию, предает..."

Этот тропарь киевского распева гл.8 исполняется обычно в гармонизации Д.Соловьева или П.Турчанинова.

Литургия в Великий Четверг служится по чину Василия Великого. Удивительное по глубине песнопение "Вечери Твоея" поется вместо Херувимской песни. Текстом его является молитва перед причастием. Есть произведение А.Ф.Львова на этот текст - это очень красивое по музыке песнопение, все сотканное из печали и любви.

Нескончаемо тянется поток причастников в этот день. Каждый из них будто переносится туда - в далекий иерусалимский весенний вечер, в горницу, освещенную мерцающим огоньком, где сидят в тесном кругу двенадцать, и Он - отдает в пищу Себя Самого вместо агнца.

Сегодня и мы среди тех двенадцати:

Но чтобы отдать Себя в пищу, надо прежде пойти на заклание. Совсем скоро Он пойдет. "Один из вас предаст Меня,"- говорит Он. "Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?". (Мф 26.21, 22). Этот вопрос через тысячи лет достигает и нас. И в этот великий день св. Церковь призывает каждого заглянуть в свое сердце и спросить: "Не я ли, Господи?"

"Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".

Великая Пятница

Все богослужение этого дня посвящено воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый и новый подвиг Его искупительных страданий.

На утрени Великого Пятка, которая в современной приходской практике совершается накануне вечером, бывает чтение Двенадцати Евангелий (т.е. 12-ти отрывков из Евангелий). Это богослужение единственное и несравненное по силе трогательности и по глубине сострадания Спасителю. В этой службе Св.Церковь раскрывает перед верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия.

Во время чтения страстных Евангелий молящиеся стоят с зажженными свечами, хор поет: "Слава, страстям Твоим, Господи" и "Слава долготерпению Твоему, Господи". После каждого отрывка Евангелия поются особые антифоны, в которых комментируются Евангельские события, выражаются чувства скорби, благоговения, сострадания. Эти антифоны обработаны Д.Соловьевым, гармонии которого, обрамляя уставные мелодии, создают неповторимую атмосферу, присущую этим страстным дням.

В этот день поется экзапостиларий "Разбойника благоразумного". Это песнопение имеется в авторских вариантах Д.Соловьева, И.Смирнова, Н.Успенского и др.церковных композиторов. В песни этой Церковь дает последнюю надежду нераскаянной душе человеческой, показывая образ разбойника, распятого вместе со Христом.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.