скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Православное учение о Промысле Божием

Реферат: Православное учение о Промысле Божием

_________________( наименование ВУЗа)________________________

Курсовая работа

по предмету: "Догматическое богословие"

по теме: "Православное учение о Промысле Божием"

Исполнил:  (студент)

Проверил: (преподаватель)

г. (город, поселок, деревня, хутор, city, town, urbs, и др.)

( год в “real time”) г.

СОДЕРЖАНИЕ

Курсовой работы по теме:

“Православное учение о Промысле Божием”:

1.   Взгляды дохристианского мира на целесообразность мироустроения и происходящих событий.

2.   Православное определение Промысла Божия.

3.    Свидетельства Священного Писания и древних учителей церкви о Промысле Божием.

4.   Действительность Промысла Божия

5.   Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла.

6.   Православное понимание причины зла.

7.   Непостижимость для человека тайн промысла Божия.

8.   Цели Промысла Божия.

9.   Промысел Божий и свобода человека.

10. Как поступать человеку уповающему на Промысел Божий.

11. Заключение.

1.

Взгляды дохристианского мира на целесообразность мироустроения и происходящих событий.

Желание знать смысл и значение того или иного события в личной или общественной жизни всегда было присуще человеку. Человечество, не просвещенное светом Христова учения, в силу своей падшей природы, придумало некую богиню Фортуну, имеющую будто бы власть и силу распоряжаться переменами счастья или несчастья в жизни людей и целых народов. У древних язычников Фортуна изображалась с двумя лицами и двумя красками: с передней стороны статуя имела лицо белое и светлое; с задней - черное и мрачное: первое лицо было эмблемой благополучия, второе лицо представляло эмблему несчастья, бедствия, которые ниспосылала фортуна своим поклонникам, показываясь им в том или в другом виде.

 В мире языческом царствовал диавол: «под властью демонов были все народы, демонам сооружаемы были храмы, для демонов воздвигались жертвенники, для демонов поставлялись жрецы, демонам приносились жертвы»[1]. Человек языческого мира осознавал себя как счастливого или несчастного сына земли, неведомо зачем землею воспитанного и в ту же самую землю, по смерти своей, неведомо зачем на веки отходящего, и об это определение неизбежно сокрушались все гениальные мечты философии о божественном величии человека. Смерть непрерывно смеялась над этими великими мечтами, - смеялась над ними и в том случае, когда она прерывала собою веселый жизненный пир какого-нибудь баловня судьбы, и еще более грубо смеялась над ними в том случае, когда она обрывала тяжелую цепь страданий какого-нибудь горького неудачника; потому что в этом последнем случае смерть-то именно и оказывалась единственным благом для человека, как будто в самом деле он затем только и жил на земле, чтобы страдать, и затем только и страдал в своей жизни, чтобы умереть. Вокруг себя человек видел роковой закон животной борьбы за существование. По роковой силе этого закона, человеку с большим трудом приходилось поддерживать свою жизнь, и потому конечная цель его существования на земле, естественно, была отодвинута и заменена другою насущною целию - жить затем, чтобы отыскивать себе средства к жизни (Быт.III, 17-19). Следовательно, ему приходилось повседневно думать о борьбе за жизнь, и испытывать страдание жизни при самой ничтожной радости от ее сохранения. В силу же этого, вместе с понижением цели жизни, в человеке естественно должно было понизиться и представление о благах жизни, потому что для него и то уже было не малым благом, чтобы не испытывать страданий жизни. Но так как при таком понимании блага жизни вполне совпадает с пониженным содержанием цели жизни, то благо именно и явилось для человека как последняя цель его жизни.

Устранить это бессмыслие могло только новое обоснование жизни, но древний мир, сколько ни искал этого обоснования, не мог отыскать его, и даже в самые последние дни свои, уже на ясной заре христианства, он в греко-римской философии дошел до отрицания воли к жизни и понимания самоубийства как единственного средства разумно освобождать себя от всяких мучений. Жить - значит умирать. Но тогда какой же смысл в жизни?  Люди языческой древности, зачастую, находят утешение в продолжении человеческого рода. Жить в потомках. Из рода в род передаются наследственные качества. Все животные с незапамятных времен передают по наследству свои качества, благодаря чему природа сохраняется и живет как бы в непрерывном потоке. Ты будешь бессмертен в своих потомках, подобно тому как бессмертно каждое животное, каждая собака в своих щенятах. Судьба личности, согласно этому учению, есть ничто. Но такое мировоззрение совершенно не вяжется с очевидно разумным устройством окружающего мира, любого организма и явлений природы. Кругом все точно рассчитано, причем так, что все создает возможность развития, совершенствования, и наблюдательному оку явно видно, что целью этого развития является жизнь. Невозможно при этом говорить, что все частное разумно, а целое не имеет общего смысла. Целесообразность устроения всего мира  предполагает разумное и промыслительное этим миром управление.

И поэтому некоторые из язычников, которые не были преданы чувственным удовольствиям и не столь погружены в суеверие относительно идолов, говорили, что Творец сей вселенной есть Отец, о всем промышляющий и управляющий нашим миром. Он должен премудростью превосходить всякую человеческую премудрость, будучи Господом, Судией и Праведным Владыкой над всеми.  Бог, Который повелевает солнцу своему восходить над всеми и посылает дождь на праведных и неправедных, будет судить тех, которые пользуясь Его равно распределяемою благостию, жили не соответственно дарам его щедрости. Дохристианский античный философ Платон Одного и Того же Бога признавал и правосудным и благим, имеющим власть над всем и творящим суд.

2.

Православное определение Промысла Божия.

С пришествием в мир Господа нашего Иисуса Христа и основания Церкви Христовой, святые отцы и учители Церкви вынуждены были защищать христианское учение о Промысле Божием, выступая против языческих философов и еретиков. Учение Церкви о Боге, как Промыслителе, в послании восточных Патриархов о православной вере выражено так: «веруем, что все существующее, видимое, и невидимое, управляется Божественным промыслом; впрочем зло, как зло, Бог только предвидит и попускает, но не промышляет о нем, так как Он и не сотворил его. А произшедшее уже зло направляется к чему-либо полезному верховною Благостью, которая сама не творит зла, а только направляет оное к лучшему, сколько это возможно» (чл. 5) [2]. И в православном Исповедании кафолической и апостольской Церкви восточной: «от малого до великого Бог знает все в точности, и о всяком творении в особенности промышляет» (чл. 1. отв. на вопр. 29)[3]. Святой Иоанн Дамаскин в своем труде «Точное изложение Православной веры» дает такое определение Промыслу Божию: «Промысл есть имеющее место со стороны Бога попечение в отношении к тому, что существует. И опять: Промысл есть воля Божия, по которой все сущее целесообразным образом управляется»[4].

3.

Свидетельства Священного Писания и древних

 учителей церкви о Промысле Божием.

Священное Писание неоднократно свидетельствует о действии Божественного Провидения: «сам (Бог) поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся яже сотвори» (Иов.28, 24), «не в руце ли Его души всех живущих, и дух всякого человека» (Иов.12, 10);  «очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении; отзерзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения» (Пс. 144, 15. 16); «на всяком месте очи Господни сматряют злые же и благия» (Притч. 15, 3); «и рече Эздра: Ты eси, сам Господь един, Ты сотворил eси небо, и небо небесе, и вся вой их, землю, и вся, елика на ней суть, моря, и вся, яже в них, и ты оживляеши вся, и вои небеснии поклоняются тебе» (Неем. 9, 6); д); «мала и велика Ceй (Бог) сотвори, подобне же проразумевает о всех» (Прем.6, 7); «несть бо ин Бог разве тебе, иже радиши о всех» (Прем. 12, 13);  «да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех, яко солнце свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф. 5, 45).

Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Все управляется Промыслом Божиим, но одно бывает по допущению Бога, а другое при Его содействии... знай, что все Бог устрояет, о всем промышляет, что мы свободны, что Бог в одном содействует нам, другое только попускает, что Он не желает никакого зла, что не по Его только воле все случается, но и по нашей. Всякое зло только по нашей, всякое добро по нашей и вместе по Его содействию"[5]. Святитель Василий Великий предупреждает: “Предварительно должны мы утвердить в мыслях своих одно следующее: поелику мы творения благого Бога и состоим во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией, и если что терпим оно не вредно, или не таково, чтоб можно было примыслить что либо лучшее”[6]. Игумен горы Синайской Иоанн (Лествичник) пишет: "Иное есть промысл Божий; иное - Божия помощь; иное - хранение; иное - милость Божия; и иное - утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения - любящие Его"[7].

4.

Действительность Промысла Божия.

Учение о Промысле Божием основывается на Божественном Откровении. В Библии говорится, что Бог "почил в день седьмый от всех дел Своих" (Быт. 2,2). Это, конечно, не означает, что после окончания творения Бог не принимает в жизни мира никакого участия. Господь Иисус Христос после исцеления расслабленного при купальне Вифезда сказал иудеям: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю " (Ин. 5,17). Несомненно, эти слова Спасителя являются указанием на никогда не непрекращающуюся промыслительную деятельность Бога.

Для христианского миропонимания представление о Промысле Божием естественно вытекает из христианского учения о Боге и о Его отношении к миру и человеку. Прежде всего в реальности Промысла нас убеждает опыт молитвы, ибо молитвенное обращение к Богу имеет смысл только при наличии уверенности в возможности Божественного ответа. Бог есть Личность, личный Бог Откровения тем и отличается от безличных абсолютов философских систем и восточных религий, что Он выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его. Личность не может быть безучастна к соприкасающемуся с ней миру. Св. Иоанн Дамаскин говорит: "Один Бог по природе благ и мудр. Как благой, Он промышляет, ибо не благ тот, кто не промышляет, ведь и люди, и неразумные животные естественным образом заботятся о своих детях, а кто не заботится, подвергается порицанию. Далее, как мудрый, Бог печется о сущем наилучшим образом ".

В существовании Промысла убеждает также и ограниченность мира. Тварное бытие, не являясь необходимым, не может существовать без произведшей его причины, и оно может сохранять свое бытие только благодаря той силе, которая дала ему бытие.

5.

Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла.

Как дело творения, так точно и дело промышления, православная Церковь равно приписывает всем Лицам Пресвятой Троицы: Бога Отца называет Вседержителем (никейский символ); Бога Сына — мудростью, содержащею состав всего (Симв. Григория чудотворца); Бога Духа Святого — Господом животворящим и жизнью, в которой причина живущих (в тех же символах). Это учение заимствовано из св. Писания, где также промышление о мире равно усвояется всем трем Лицам Божества. Тоже самое учение об участии всех Божеских Лиц в деле Промысла излагают св. Отцы и учители Церкви: А) св. Афанасий великий: «Отец все делает чрез Сына в Духе Святом, и таким образом сохраняется единство св. Троицы, и в Церкви проповедуется един Бог, иже над всеми, и через всех, и во всех (Еф. 4, 6), — над всеми: как Отец, как начало и источник; чрез всех: это — чрез Сына; во всех: это — в Духе Святом»; б) Василий великий: «Божеский Дух всегда окончательно совершает все происходящее от Бога чрез Сына»; и в другом месте: «Дух во всяком действовании соединен и неразделен с Отцем и Сыном; вместе с Богом, который производит разделение служений, сопребывает и Св. Дух, который полновластно домостроительствует в раздаянии дарований по достоинству каждого»; в) св. Григорий Богослов: «Господство именуется Богом, хотя состоит в трех высочайших: Виновнике, Зиждителе, Совершителе, то есть, Отце, Сыне и Св. Духе»; г) св. Кирилл александрийский: «все совершается Богом Отцем чрез Сына в Духе Святом»; д) блаженный Августин: «уразумевши, сколько дано нам в настоящей жизни, Троицу, мы несомненно веруем, что всякая, и разумная, и душевная, и телесная, тварь получила бытие, и имеет свой вид, и премудро управляется одною и той же зиждительною Троицею, не так впрочем, что одну часть всего создания произвел Отец, другую Сын, третью Дух Святой, но и все вообще и в частности каждое естество сотворил Отец чрез Сына в даянии (dоnо) Духа Святого»; е) св. Иоанн Дамаскин: «Бог (Отец) творит мыслью, и сия мысль становится делом, приводимая в исполнение Словом и совершаемая Духом»[8]. Промышление о мире есть действие всеведения, вездеприсутствия, премудрости, всемогущества и благости Божией — таких свойств, которые равно принадлежат всем Лицам Пресвятой Троицы.

6.

Православное понимание причины зла.

Свет благодати евангельской указал христианам истинную причину бедствий - грех, состоящий в нарушении заповедей Божиих. Грех по своей природе есть ложь и ничтожество, есть произведение отца лжи - диавола и несчастных, обольщаемых им людей (Ин. 8, 44). Все прочее, приятное и противное, происходят по провидению и Промыслу Божию для нашего вечного спасения. "Бог управляет миром. Слепотствующие грешники не видят этого. Они сочинили чуждый разуму случай: отсутствие правильности во взгляде своем, тупости своего взгляда, взгляда омраченного, взгляда извращенного они не сознают; они приписывают управлению Божию отсутствие правильности и смысла; они хулят управление Божие, и действие премудрое не признают и называют действием безумным"[9] – пишет Игнатий Брянчанинов.

 Зло нравственное, состоящее в преступлении нравственного Закона Божия, зависит не от Мироправителя, а от самих нравственных существ, которым Он, даровавши свободу, только попускает творить грех, а вовсе не содействует. Святитель Иоанн Тобольский говорит: "Грех существует по несовершенству, лжи и лукавству неповинующихся Богу сотворенных Им разумно - свободных существ; потому грех и произошел первоначально и ныне происходит против желания Божия, не от Бога, по Его, однако, попущению"[10]. Бог не желает нравственного зла, то есть греха, который есть противление Богу, ни в качестве цели, ни в качестве средства достижения цели. "Ибо Ты Бог, не любящий беззакония", - говорит псалмопевец (Пс.5,5). Попустив грех из-за уважения к свободе человека, Бог обладает такой премудростью и могуществом, что может даже зло обратить в добро. В конечном счете, и нравственное зло также должно послужить возвышенной цели - прославлению Божию, свидетельствуя либо о Его милосердии в прощении, либо о Его справедливости в наказании.

 Зло физическое, которое состоит в несовершенстве некоторых предметов, причиняющих вред и страдания существам мыслящим и чувствующим, само по себе, то есть без отношения к этим существам, не есть зло, а служит еще к совершенству целого и, может быть, необходимо и полезно для общего блага. Таким злом могут являться: наводнение, землетрясение, неурожаи, неблагоприятные атмосферные явления, эпидемии и тому подобное. Бог не хочет физического зла: "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих; ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле" (Прем. 1,13-14).

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.