скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Псалом 2-ой, его Мессианское значение и толкование

Ст.11: "Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом". Это дальнейшее обращение, к народам: "так как вы уже знаете, что вы - наследие Божие, то нужно работать Ему, выполняя Его правду", т.е. уничтожая в себе все греховное. Указывается страх, так как где страх Божий, там и выполнение Его заповедей. "И радуйтеся Ему с трепетом". Служа, радуйтесь Ему как Спасителю и Ходатаю. Так и Апостол говорит: "Радуйтеся о Господе; и паки реку: радуйтеся" (Фил. 4, 4). Но радость эта пусть будет с трепетом. Радуйтесь с упованием и вместе трепещите за грехи, ибо Господь праведен и нелицеприятен. Трепещите пред возможностью оскорбить Бога своею греховностью.

Ст. 12: "Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от руки праведного, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань". "Приимите наказание" - этими словами пророк усиливает сказанное в ст. 10: образумьтесь, умудритесь совершенно и окончательно. По святителю Афанасию - приимите евангельское Христово учение.

"Да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного", т.е. если вы не исправитесь, то вы будете вдали от пути праведного, не будете на пути спасаемых; по святителю Афанасию - будете вдали от Пути, т.е. от Христа Спасителя.

"Егда возгорится вскоре ярость Его", т.е. когда настанет суд Божий, то это будет неотложно, "вскоре" и вы погибнете.

Псалом Давиду, у евреев ненадписанный.

Содержание: В первом псалме правителей иудейского народа провозгласив нечестивыми, грешниками и губителями, в настоящем псалме показывает также их дела такими наименованиями, каких стали они достойны. И окончив первый псалом упоминанием о нечестивых, тем же начинает опять и второй псалом, научая этим, что упомянутый выше конец нечестивых приимут и ожесточившиеся против Спасителя.

(1). Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Шатанием называет неразумную гордыню. Слово «вскую» относится ко всей речи, т. е. для чего и людие поучишася тщетным? И действительно не тщетно ли было предприятие их — не принять Спасителя роду своему? Какая же причина такой ненависти, что языцы и люди собираются вкупе? Та, что они шаташася, а это значит: в такой мере возгордились, что с превозношением и с какою-то высоковыйностию возмутились и взволновались. Подобие это взято с неразумного стремления коней, ничем не удержимых. Это и было с иудеями, восставшими против Христа. По какой же причине собрались вкупе языцы и людие? Или израильтян разумеет под словами: языцы и людие; или слово «языцы» употребил об Ироде и Пилате, как об язычниках, а слово «людие» об иудеях.

(2). Предсташа царю земстии, т. е. сами себя определили на это Ирод и Понтий Пилат. Так истолковали это и святые Апостолы в Деяниях (Деян. 4, 26–27). И князи собрашася вкупе, — упомянутые выше книжники, фарисеи и законники. На Господа и на Христа Его. Ибо злоумышление против Христа есть злоумышление против самого Отца. И если Отец в Сыне и Сын во Отце, то злоумышлением этим не одинаковое ли наносится Им оскорбление?

(3). Расторгнем узы Их. Здесь не достает слова «говоря», чтобы вышел такой смысл: собрались на Господа и на Христа Его, говоря: расторгнем узы. Ибо не восхотели быть в священной мрежи, о которой написано: подобно есть царствие небесное неводу (Мф. 13, 47). И отвержем от нас иго Их, т. е. тяготу закона, о котором сказал Господь: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30).

(4). Живый на небесех посмеется им, как совещавшимся на дело несмысленное. Ибо пригвожденный и преданный ими смерти, Сущий на небесах и все содержащий, тщетными и суетными соделывает их замыслы. Отец же Его и общий всех Владыка воздаст им должное наказание. И Господь поругается им, уничижит, возненавидит их и возгнушается ими. — «Посмеется» сказано вместо: возненавидит и отвратится. Тот, кто выше этих замышляющих, говорит Псалмопевец, посмеется или явит смешными замыслы их, так как они предпринимают неразумное. Ибо смех есть дыхание, выпускаемое чрез ноздри, в уничижение высокомудрствующих о себе. А говорится это с особенною настойчивостью, чтобы сильнее выразить справедливость осмеяния. И не только это испытают они, но подвергнутся и гневу.

(5). Тогда возглаголет к ним гневом Своим. Что же означает — тогда? Не то ли самое время, когда сказали они: расторгнем узы Их? И что возглаголано к ним во гневе? Не cиe ли? горе вам книжницы и фарисее (Мф. 23, 13); и: отымется от вас царствие Божие (Мф. 21, 43); и еще: и вам горе законником (Лк. 11, 52); потому что покорило их римское воинство. Ярость и гнев различаются между собою тем, что ярость есть гнев возгорающийся и еще пламенеющий; а гнев есть желание за скорбь воздать скорбию. Посему, ярость есть недостигший полноты гнев, а гнев — самая полнота. И таковому изъяснению слов этих учит самый конец событий. Ибо римское войско, в нашествие свое, разорило город, сожгло храм, и большую часть иудеев предало смерти, а избегших меча покорило и поработило. Верному же надлежит знать, что упоминаются одно за другим два лица, и во-первых Господь Христос, ибо сказано: на Господа и на Христа Его; а потом — Живый на небесех и Господь: Живый на небесех посмеется им и Господь поругается им. Тот же образ речи соблюл Псалмопевец и в последующем.

(6). Аз же поставлен есмь царь от Него над Сионом. Возвещает им о той вере, какая, по отвержении народа израильского, будет у язычников. Сион же означает Церковь.

(7). Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты и проч., то есть, естество Отчее подтверждает, что Я Сын. Не повелением произведено это, но самая сущность показывает, что Я — образ ипостаси Отчей (Евр. 1, 3). Весьма кстати присовокуплено «ecu» в означение предвечного рождения; потому что Сын был всегда. Но присовокуплено также: днесь родих Тя, чтобы показать и рождение по плоти; потому что слово «днесь» указывает на время и употреблено в означение временного рождения. Следовательно, о человеческом рождении разумеются и последующие слова: родих Тя. Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти единородного Христа.

(8). И одержание Твое концы земли.

(9). Упасеши я жезлом железным, то есть, крестом; ибо в нем, хотя вещество древа, но крепость железа. Некоторые же под жезлом разумеют римское владычество.

(10). И ныне царие разумейте, то есть, размыслите и обратитесь к покаянью. Накажитеся вси судящии земли. Словом «накажитеся» выражает преспеяние, а словами: nриимume наказание — совершенство.

(12). Приимите наказание, то есть, учение евангельское. И погибнете от пути праведнаго, — Пути сказавшего о Себе: Азь есмь путь (Ин. 14, 6).

Фёдор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления

Слово

281
1) Обозрев страдания Господа, возбудимся на спострадание.
2) Вы уже спострадали, но и после пребудьте и в спострадании и во всех других добродетелях.
3) Воодушевляясь надеждою, что с Ним и прославимся: ибо какая тогда будет радость спострадавшим, и какая туга уклонившимся от сего?!
4) О сем помышляя будем хранить себя чистыми и преуспевать во всем добром.

1) Настоящий день (страстная среда) свят и поклоняем: ибо в него Господь начинает принимать крестные за нас страдания, по слову Давида рекшего: вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным? предсташа Царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Пс.2:1.2). Собрались, злой совет составляя против Владыки своего, на коем лукавый Иуда отрицается от Учителя своего и продает Его. За этим потом последовали - предательское лобзание, связание и ведение Господа всяческих ко врагам на суд, представ на который, Судия всех вопрошается и ответствует, и ответив, - о страшное слышание, - рабом ударяется в ланиту и долготерпеливо переносит то, говоря: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что мя биеши (Ин.18:23); потом оклеветывается и осуждается; затем приемлет наругания, осмеяния, издевания, оплевания, заушения, удары тростью по голове, бичевание, пригвождение ко Кресту, на который возшедши молится за убийц Своих: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк.23:34); наконец, напояется желчью с уксусом, и умирает бессмертный, предав дух Свой Богу и Отцу, и мертвый прободается в ребра. Таковы, вкратце пересказанные, страдания Господа! - И кто разумно слушает Евангельские о них сказания, тот не станет уже ни гневаться, ни огорчаться, ни неистовствовать, ни гордиться, ни выситься над братом, ни завидовать, ни славолюбствовать; но всячески стараться будет смиряться, сокрушаться, считать себя землею и пеплом, желать общения Христовым страстям, быть сообразну смерти Его, чтоб причастну быть и славы в воскресении Его.

2) Дерзайте, скажу вам, и вы; ибо вы уже приобщились Владычним страстям и пребываете в сем общении им. Посмотрите, где вы? Не за слово ли Его и не за свидетельство ли Его вы в изгнании и в гонении? Но и прежде сего не испытали ль вы заключения в темницу? Не пролили ль крови среди поношений и оскорблений? Не скончались ли некоторые из братий наших среди страданий доблестно? - Вот в чем похвала наша в Господе! И вот каков дар наш! - Но как твердость наша ненадежна по причине нашей изменчивости, и мы не можем наверное утверждать, что породит находящий день; то прошу вас, стойте о Господе непреклонно и непреложно, единодушно и единомудренно сподвизаясь за веру Евангельскую, не колеблющеся ни о едином-же от сопротивных (Фил.1:28), и ни едино ни в чемже дающе претыкание (2Кор.6:3), но во всем представляюще себе, яко Божии слуги (2Кор.6:4) в послушании, в смиренномудрии, в кротости, в великодушии, в терпении мнозе: терпения бо имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетование. Еще бо мало елико елико грядый приидет и не укоснит (Евр.10:36.37).

3) Если же приидет и не укоснит; то что нам стужати си в скорбех (Еф.3:13), а не паче готовыми быть умирать за Господа всякий день? - Ибо написано: аще с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас: аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо себе не может (2Тим.2:11-13). Какую радость будут иметь святые, когда узрят Господа грядущего с небес со Ангелами силы Своея, призывающего их к радости неизглаголанной, венчающего и с Ними соводворяющегося на все веки? И какое напротив терзание будут испытывать тогда не уверовавшие Евангелию и преступившие заповеди Его, кои, как написано, муку приимут погибель вечную от лица Его, и от славы крепости Его: егда приидет прославитися во святых Своих, и дивен быти во всех веровавших (2Сол.1:9.10).

4) Сие созерцая умом и о сем помышляя, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2Кор.7:1), к лучшему стремясь, на совершеннейшее возводясь (Евр.11:16; 6:1), ненавидяще злое, прилепляющеся же к благому: братолюбием друг другу любезни: честию друг друга больша творяще: тщанием нелениви, духом горяще, Господеви работающе: упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе (Рим.12:9-12); чтобы в такой непорочности искренно пребывая, и наступающую Пасху отпраздновать нам достойным образом, и удостоиться вечно вкушать небесные блага.

Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000

Златоуст

Как поступает Он с праведниками и грешниками, так точно поступает с богатыми и убогими. Подобно тому, как грешника Он восставляет милосердием, а праведника устрашает строгостью, так точно Он проявляет Свое попечение и в делах мира. Если Он видит блистающих достоинствами могущественных царей, князей, всех (словом) кто изобилует богатством, то говорит с ними, возбуждая страх, и с пользой присоединяет к власти страх. И ныне царие разумейте: накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. II, 10, 11), потому что Он есть Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим. VI, 15).

Список использованной литературы:

1.  Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издания, посвящённое тысячелетию Крещения Руси – М.: Издание Московской Патриархии, 1988. – 1371 с.

2.  Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений, 12  томов, 4т., книга вторая  - М.: «Златоуст», 1995. – 923 с.

3.  Толковая Библия, или комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - / Репринт. воспроизвед. изд. преемников А.П. Лопухина  1904 –1907 г.г./ - Стокгольм: Второе издание Института перевода Библии,  11 томов, 1т., 1987. – 669 с.

4.  Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. Составитель архимандрит Никифор  /Репринт. воспроизвед. изд. 1891 г./ - Издание Свято – Троице – Сергиевой Лавры, 1990. – 901 с.

5.  А.П. Лопухин. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. - /Репринт. воспроизвед. изд. 1889 г./ - Издание Свято – Троице – Сергиевой Лавры, 3 тома, 1 т., 1998. – 1000 с.

6.  Святитель Кирилл Александрийский. Творения. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Библиотека Отцов и Учителей Церкви 12 томов, 9 т.,  - М.: Паломник, 2001 – 797 с.

7.  По мат. http://www.orthlib.ru/Athanasius/ps002.html; Текст приводится по изданию: Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Том IV.— М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.—  С. 36–423. Репринтное воспроизведение издания: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902–1903, из фондов Государственной Исторической библиотеки.

8.  По мат. http://sedmica.orthodoxy.ru/kds-vz-4.php; Киевская Духовная Семинария КОНСПЕКТ  по Ветхому Завету
(Учительные книги) для 4-го класса

9.  По мат. http://www.pagez.ru/lsn/studit/281.php; Феодор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления. Слово 281. Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000.

10.    По мат. http://www.orthlib.ru/Feodor_Studit/p_ogl.html; Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание.   ПОУЧЕНИЕ 67-Е [1].Во святую и великую среду.О спасительных страстях Христовых, и о смиренномудрии и терпении.— М.: Издательство московского подворья Свято-Троицккой Сергиевой Лавры, 1998.— 342 с. Репринтное воспроизведение издания 1896 г.

11.    По мат. http://des.tstu.ru/orthodox/ccel.wheaton.edu/Zlat21/Pok7.htm; СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО БЕСЕДЫ О ПОКАЯНИИ.  БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. О покаянии и сокрушении сердца, а также о том, что Бог скор на спасение и медлен на наказание; здесь же дивная повесть о Раави.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.