Контрольная работа: Грузовой транзит на морском транспорте: состояние, проблемы, перспективы для Украины
Нельзя исключить, что повышение Украиной тарифов и других портовых сборов активизировало действия РФ по наращиванию темпов развития мощностей по переработке грузов в портах Новороссийск, Тамань, Темрюк, Железный Рог и др. По нашему убеждению, это является угрозой для МТП Украины с учетом дальнейшего сокращения объемов переработки российских транзитных грузов. Ведь, по экспертным данным, лишь за первые 9 месяцев 2009 г. украинские МТП утратили 12,4 млн. т таких транзитных грузов. Можно лишь надеяться на то, что новая страница в украинско-российских экономических отношениях, начало которой положено в 2010 г., будет способствовать уменьшению направления грузопотока РФ от портов Украины. В этом контексте следует отметить, что только в сентябре 2009 г. был издан приказ Минтранссвязи Украины о поощрении собственников грузов к транзитным перевозкам через морскую территорию Украины на основании введения к установленным в предыдущем году аккордным ставкам скидок в размере 18–50%.
Таблица 4. Динамика транзита в МТП Украины за 2008–2009 гг. (тыс. т)
Наименования портов | 2009 г. | % к 2008 г. |
Бердянский…………………. Белгород-Днестровский |
86,6 | 32,8 |
9,5 | 54,6 | |
Евпаторийский……………. Измаильский………………. Ильичевский………………. Керченский…………………. Мариупольский…………… Николаевский……………… Одесский……………………. «Октябрьский»……………. Ренийский…………………… Севастопольский…………. Скадовский…………………. Феодосийский……………. Херсонский…………………. «Южный»……………………. Всего…………………………. |
164,4 | 92,9 |
1430,4 | 64,8 | |
3628,9 | 77,9 | |
2921,2 | 87,4 | |
1627,3 | 54,1 | |
3095 | 67,7 | |
11003,5 | 63,3 | |
27,9 | 45,4 | |
1777,5 | 71,9 | |
27,9 | 22,9 | |
119,6 | 79,2 | |
1560 | 132 | |
242,2 | 43,2 | |
8576 | 78 | |
36287,5 | 70,9 |
По подсчетам Минэкономики Украины, введение таких скидок удешевляет перегрузочные работы с транзитными грузами: зерновыми – на 10–24%, металлопродукцией – на 30–40%, углем – на 42–47%, продукцией химической промышленности – почти вдвое. Между тем такие скидки установлены лишь для 9 портов, что явно противоречит условиям осуществления экономической конкуренции.
Таблица 5. Изменения в структуре транзитных грузов, переработанных в МТП Украины за 2006–2009 гг. (тыс. т)
Показатели | Годы | 2009 г. в | |||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | % к 2006 г. | |
Грзы(всего)…………… уголь…………………… удельный вес (%)…. |
43455,3 | 51943,2 | 51357,2 | 36287,5 | 83,5 |
12476,2 | 12178,7 | 11629,0 | 8062,4 | 64,6 | |
28,7 | 23,4 | 22,6 | 22,2 | -6,5 п. п. | |
нефть…………………… удельный вес (%)…. |
8368,0 | 10612,2 | 10443,0 | 5517,4 | 65,9 |
19,3 | 20,4 | 20,3 | 15,2 | -4,1 п. п. | |
нефтепродукты удельный вес (%)…. |
1493,6 | 2794,3 | 5916,8 | 5158,2 | 345,4 |
3,4 | 5,4 | 11,5 | 14,2 | 10,8 п. п. | |
химические…………. удельный вес (%)…. |
7519,0 | 8339,2 | 6332,3 | 4645,7 | 61,8 |
17,3 | 16,1 | 12,3 | 12,8 | -4,5 п. п. | |
руда……………………. удельный вес (%)…. |
4173,7 | 4864,8 | 3162,5 | 3905,0 | 93,6 |
9,6 | 9,4 | 6,2 | 10,8 | 1,2 п. п. | |
черные металлы удельный вес (%)…. |
4115,6 | 4013,1 | 4884,3 | 3529,3 | 85,8 |
9,5 | 7,7 | 9,5 | 9,7 | 0,2 п. п. | |
зерновые……………… удельный вес (%)…. |
1593,6 | 3249,4 | 2687,9 | 2088,8 | 131,1 |
3,7 | 6,3 | 5,2 | 5,8 | 2,1 п. п. | |
другие…………………. удельный вес (%)…. |
3715,8 | 5891,5 | 6301,4 | 3380,7 | 91,0 |
8,6 | 11,3 | 12,3 | 9,3 | 0,7 п. п. |
Впрочем, даже такие меры способствовали существенному снижению темпов падения объемов транзитных грузовых перевозок в МТП Украины, что стало основанием для продления срока их действия до конца 2010 г.
На наш взгляд, приведенная ситуация еще раз подтверждает актуальность и целесообразность введения в Украине независимого регулятора транспортных перевозок (Национальной комиссии регулирования транспорта), которое бы могло позволить принимать меры по совершенствованию тарифной политики на транспорте, упрощению механизмов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины для морского сообщения, а также поощрению общих и транзитных грузоперевозок через ее территорию. Проект соответствующего закона подготовлен Минэкономики Украины и представлен в Верховную Раду Украины. Конечно, он не поддерживается отраслевым ведомством, усматривающим в нем опасность определенной утраты своих «полномочий». Именно поэтому очень важно, чтобы при формировании устава и полномочий этого нового государственного органа исключалось влияние на величину тарифов со стороны не только Минтранссвязи Украины, но и крупных собственников груза – металлургии, угольной отрасли, АПК и др.
Возвращаясь к операциям с транзитными грузами в МТП Украины, следует отметить, что наше государство теряет не только объемы переработки транзитных грузов – оно все больше уступает свои позиции на рынке транспортных услуг в целом, о чем свидетельствуют опережающие темпы наращивания импорта транспортных услуг по морским грузовым перевозкам по сравнению с их экспортом, а также соотношение этих показателей, в котором уже в 2008 г. импорт превысил экспорт (см. табл. 6).
Таблица 6. Динамика экспорта и импорта транспортных услуг грузовым морским транспортом Украины за 2000–2008 гг. (млн. дол.)
Доля в общем экс- | Доля в общем импорте |
Соотношение экспорта и |
|||
Годы | Экспорт | порте транспортных | Импорт | транспортных услуг (%) | импорта транс портных |
услуг (%) | услуг | ||||
2000 | 79,96 | 2,74 | 19,44 | 7,69 | 4,11:1 |
2001 | 43,18 | 1,46 | 7,39 | 3,24 | 5,84:1 |
2002 | 60,19 | 1,78 | 9,49 | 3,57 | 6,34:1 |
2003 | 71,50 | 2,03 | 3,59 | 1,10 | 19,92:1 |
2004 | 64,22 | 1,59 | 3,78 | 0,83 | 16,99:1 |
2005 | 59,2 | 1,32 | 39,2 | 6,25 | 1,51:1 |
2006 | 59,5 | 1,11 | 27,6 | 3,50 | 2,16:1 |
2007 | 65,9 | 1,08 | 19,5 | 0,44 | 3,38:1 |
2008 | 57,7 | 0,76 | 73,5 | 4,43 | 0,78:1 |
Темп (%) | 72,2 | -1,98 п. п. | 378,1 | -3,26 п. п. | X |
Анализируя приведенные данные (по нашему мнению, в 2009 г. соответствующие показатели не улучшились, но официальная статистика пока отсутствует; согласно источникам Государственной таможенной службы Украины, отслеживающей процесс транзитного перемещения грузов через отечественные МТП, в I квартале 2010 г. оно выросло на 20,8% по сравнению с тем же периодом 2009 г.), можно утверждать о практически полной утрате Украиной роли морской державы, поскольку у нее отсутствует собственный морской флот, а то, что от него осталось, не может конкурировать с современными судами ведущих мировых государств. Не случайно раньше нами были приведены данные Госкомстата Украины об уровне изношенности основных средств производства транспортной отрасли (84,4%). Общий уровень изношенности подвижного состава отечественных транспортных компаний составляет почти 70%. Что касается отечественных судов, то до 80% их общего состава эксплуатируются сверх нормативного срока, причем их средний возраст превышает 25 лет.