скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Грузовой транзит на морском транспорте: состояние, проблемы, перспективы для Украины

Нельзя исключить, что повышение Украиной тарифов и других портовых сборов активизировало действия РФ по наращиванию темпов развития мощностей по переработке грузов в портах Новороссийск, Тамань, Темрюк, Железный Рог и др. По нашему убеждению, это является угрозой для МТП Украины с учетом дальнейшего сокращения объемов переработки российских транзитных грузов. Ведь, по экспертным данным, лишь за первые 9 месяцев 2009 г. украинские МТП утратили 12,4 млн. т таких транзитных грузов. Можно лишь надеяться на то, что новая страница в украинско-российских экономических отношениях, начало которой положено в 2010 г., будет способствовать уменьшению направления грузопотока РФ от портов Украины. В этом контексте следует отметить, что только в сентябре 2009 г. был издан приказ Минтранссвязи Украины о поощрении собственников грузов к транзитным перевозкам через морскую территорию Украины на основании введения к установленным в предыдущем году аккордным ставкам скидок в размере 18–50%.

Таблица 4. Динамика транзита в МТП Украины за 2008–2009 гг. (тыс. т)

Наименования портов 2009 г. % к 2008 г.

Бердянский………………….

Белгород-Днестровский

86,6 32,8
9,5 54,6

Евпаторийский…………….

Измаильский……………….

Ильичевский……………….

Керченский………………….

Мариупольский……………

Николаевский………………

Одесский…………………….

«Октябрьский»…………….

Ренийский……………………

Севастопольский………….

Скадовский………………….

Феодосийский…………….

Херсонский………………….

«Южный»…………………….

Всего………………………….

164,4 92,9
1430,4 64,8
3628,9 77,9
2921,2 87,4
1627,3 54,1
3095 67,7
11003,5 63,3
27,9 45,4
1777,5 71,9
27,9 22,9
119,6 79,2
1560 132
242,2 43,2
8576 78
36287,5 70,9

По подсчетам Минэкономики Украины, введение таких скидок удешевляет перегрузочные работы с транзитными грузами: зерновыми – на 10–24%, металлопродукцией – на 30–40%, углем – на 42–47%, продукцией химической промышленности – почти вдвое. Между тем такие скидки установлены лишь для 9 портов, что явно противоречит условиям осуществления экономической конкуренции.

Таблица 5. Изменения в структуре транзитных грузов, переработанных в МТП Украины за 2006–2009 гг. (тыс. т)

Показатели Годы 2009 г. в
2006 2007 2008 2009 % к 2006 г.

Грзы(всего)……………

уголь……………………

удельный вес (%)….

43455,3 51943,2 51357,2 36287,5 83,5
12476,2 12178,7 11629,0 8062,4 64,6
28,7 23,4 22,6 22,2 -6,5 п. п.

нефть……………………

удельный вес (%)….

8368,0 10612,2 10443,0 5517,4 65,9
19,3 20,4 20,3 15,2 -4,1 п. п.

нефтепродукты

удельный вес (%)….

1493,6 2794,3 5916,8 5158,2 345,4
3,4 5,4 11,5 14,2 10,8 п. п.

химические………….

удельный вес (%)….

7519,0 8339,2 6332,3 4645,7 61,8
17,3 16,1 12,3 12,8 -4,5 п. п.

руда…………………….

удельный вес (%)….

4173,7 4864,8 3162,5 3905,0 93,6
9,6 9,4 6,2 10,8 1,2 п. п.

черные металлы

удельный вес (%)….

4115,6 4013,1 4884,3 3529,3 85,8
9,5 7,7 9,5 9,7 0,2 п. п.

зерновые………………

удельный вес (%)….

1593,6 3249,4 2687,9 2088,8 131,1
3,7 6,3 5,2 5,8 2,1 п. п.

другие………………….

удельный вес (%)….

3715,8 5891,5 6301,4 3380,7 91,0
8,6 11,3 12,3 9,3 0,7 п. п.

Впрочем, даже такие меры способствовали существенному снижению темпов падения объемов транзитных грузовых перевозок в МТП Украины, что стало основанием для продления срока их действия до конца 2010 г.

На наш взгляд, приведенная ситуация еще раз подтверждает актуальность и целесообразность введения в Украине независимого регулятора транспортных перевозок (Национальной комиссии регулирования транспорта), которое бы могло позволить принимать меры по совершенствованию тарифной политики на транспорте, упрощению механизмов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины для морского сообщения, а также поощрению общих и транзитных грузоперевозок через ее территорию. Проект соответствующего закона подготовлен Минэкономики Украины и представлен в Верховную Раду Украины. Конечно, он не поддерживается отраслевым ведомством, усматривающим в нем опасность определенной утраты своих «полномочий». Именно поэтому очень важно, чтобы при формировании устава и полномочий этого нового государственного органа исключалось влияние на величину тарифов со стороны не только Минтранссвязи Украины, но и крупных собственников груза – металлургии, угольной отрасли, АПК и др.

Возвращаясь к операциям с транзитными грузами в МТП Украины, следует отметить, что наше государство теряет не только объемы переработки транзитных грузов – оно все больше уступает свои позиции на рынке транспортных услуг в целом, о чем свидетельствуют опережающие темпы наращивания импорта транспортных услуг по морским грузовым перевозкам по сравнению с их экспортом, а также соотношение этих показателей, в котором уже в 2008 г. импорт превысил экспорт (см. табл. 6).

Таблица 6. Динамика экспорта и импорта транспортных услуг грузовым морским транспортом Украины за 2000–2008 гг. (млн. дол.)

Доля в общем экс- Доля в общем импорте

Соотношение

экспорта и

Годы Экспорт порте транспортных Импорт транспортных услуг (%) импорта транс портных
услуг (%) услуг
2000 79,96 2,74 19,44 7,69 4,11:1
2001 43,18 1,46 7,39 3,24 5,84:1
2002 60,19 1,78 9,49 3,57 6,34:1
2003 71,50 2,03 3,59 1,10 19,92:1
2004 64,22 1,59 3,78 0,83 16,99:1
2005 59,2 1,32 39,2 6,25 1,51:1
2006 59,5 1,11 27,6 3,50 2,16:1
2007 65,9 1,08 19,5 0,44 3,38:1
2008 57,7 0,76 73,5 4,43 0,78:1
Темп (%) 72,2 -1,98 п. п. 378,1 -3,26 п. п. X

Анализируя приведенные данные (по нашему мнению, в 2009 г. соответствующие показатели не улучшились, но официальная статистика пока отсутствует; согласно источникам Государственной таможенной службы Украины, отслеживающей процесс транзитного перемещения грузов через отечественные МТП, в I квартале 2010 г. оно выросло на 20,8% по сравнению с тем же периодом 2009 г.), можно утверждать о практически полной утрате Украиной роли морской державы, поскольку у нее отсутствует собственный морской флот, а то, что от него осталось, не может конкурировать с современными судами ведущих мировых государств. Не случайно раньше нами были приведены данные Госкомстата Украины об уровне изношенности основных средств производства транспортной отрасли (84,4%). Общий уровень изношенности подвижного состава отечественных транспортных компаний составляет почти 70%. Что касается отечественных судов, то до 80% их общего состава эксплуатируются сверх нормативного срока, причем их средний возраст превышает 25 лет.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.