Курсовая работа: Анализ формирования и использования прибыли на предприятии ОАО "ВАСО"
По данным данной таблицы видно, что в отчетном периоде валовая прибыль ОАО «ВАСО» составила 341610 тыс. р., по отношению к предшествующему она увеличилась на 54970 тыс. р. (на 1,03%). Соответственно, прибыль от продаж также увеличилась на 51643 тыс. р. (т.е. на 0,96%) и составила 326525 тыс. р.
По отношению к аналогичному периоду прошлого года выручка от реализации продукции возросла на 106,37% или на 214610 тыс. р. Кроме того, возросла также и себестоимость реализованной продукции, в отчетном периоде она составила 3244200 тыс. р.
Следует отметить, что положительной динамикой отчетного года является увеличение прочих операционных доходов на 76114 тыс. р. (1,85%) по сравнению с предыдущим годом, а отрицательной динамикой является увеличение операционных расходов в отчетном периоде на 114910 тыс. р. (на 2,77%). Кроме того, в отчетном периоде существенно сократился налог на прибыль (в отчетном периоде он составил 24448 тыс. р.), по сравнению с предыдущим годом, а также уменьшились чрезвычайные доходы предприятия (за отчетный период они составили 9 тыс. р.), что также привело к уменьшению чистой прибыли отчетного периода на 231 тыс. р. (по сравнению с предыдущим периодом).
2.2 Факторный анализ прибыли от реализации
Источники информации: форма №2 и пункты 21 прочих учетных источников.
Расчет влияния факторов на сумму прибыли проводится по факторной модели:
, (2.1)
где р – цена отдельных изделий;
q – количество изделий;
z – себестоимость.
Схема влияний факторов:
1. Влияние изменения объема реализации товаров, продукции услуг ():
(2.2)
где – плановая прибыль (По=);
– индекс изменения объема реализации, .
П0=(29*102000+10*16320+5*50000) (27*102000+8*16320+4*50000)=3371200 – 3084560 = 286640 т.р.
Iq=(29*103000+10*16320+5*50000)/3371200=1,0086
= 286640*(1,0086 – 1)=2465,1 т.р.
2. Влияние изменения объема и ассортимента продукции ():
(2.3)
= (3400200 – 3111560) (3371200 – 3084560) = 2000 т.р.
3. Влияние изменения ассортимента выпускаемой продукции :
(2.4)
= 2000–2465,1 = – 465,1 т.р.
4. Влияние изменения себестоимости отдельных изделий ():
(2.5)
= 27*103000 +10*16320+6*50000=3244200 т.р.
= 3111560 – 3244200 = -132640 т.р.
5. Влияние изменения цен ():
(2.6)
= 3585810 – 3400200 =185610 т.р.
Балансовая модель:
. (2.7)
∆П= – 465,1 +2465,1 132640 +185610 =54970 т.р.
Анализ проводится с помощью табл. 2.2.
Таблица 2.2 Исходные данные факторного анализа прибыли
Показатели | План | План, пересчитанный на фактический объем продаж | Факт |
1. Выручка от реализации продукции (без НДС и акциза) | 3371200 | 3435810 | 3585810 |
2. Полная себестоимость реализованной продукции (z, q) | 3084560 | 3144200 | 3244200 |
3. Прибыль от реализации продукции (П) | 286640 | 291610 | 341610 |
Выписка из данных планово экономического отдела.
Выпуск продукции отчетного и предыдущего периода
Наименование изделия | Предыдущий год | Отчетный год | ||||
Цена изделиятыс. р | Количество изделий, шт. | Себестоимость изделиятыс. р | Цена изделия тыс. р | Количество изделий, шт. | Себестоимость изделия, тыс. р | |
Изделие А | 5 | 50000 | 4 | 6,05 | 50000 | 6 |
Изделие Б | 10 | 16320 | 8 | 11,845 | 16320 | 10 |
Изделие В | 29 | 102000 | 27 | 30 | 103000 | 27 |
Проведя факторный анализ прибыли от реализации можно сделать следующий вывод:
а) в результате увеличения количества продукции в отчетном периоде прибыль увеличилась на 2465,1 тыс. р.;
б) в результате изменения структуры продукции прибыль от реализации уменьшилась на 465,1 тыс. р.;
в) в результате увеличения себестоимости продукции прибыль от реализации уменьшилась на 132640 тыс. р.;
г) в результате изменения (увеличения) цен в отчетном периоде прибыль увеличилась на 185610 тыс. р.
Таким образом, изменение данных факторов привело к увеличению прибыли от реализации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом на 54970 тыс. р.
2.3 Оценка факторов, влияющих на прибыль
Источники информации: данные расчетов этапа 2 «факторный анализ прибыли».
Оценка факторов, влияющих на прибыль проводится в аналитической табл. 2.3.
Таблица 2.3 Оценка влияния факторов на прибыль
Показатель | Сумма | В% к итогу |
Общее изменение прибыли в том числе за счет изменения: количества продукции структуры продукции цен себестоимости изделий |
54970 2465,1 -465,1 185610 -132640 |
100 4,48 -0,84 337,66 -241,3 |
Как было уже сказано выше, общее отклонение по прибыли составило 54970 тыс. р., что балансируется по сумме факторных влияний: 54970= – 465,1 + 2465,1 – 132640 +185610.
Как видно из таблицы 2.3, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы (в размере 185610 тыс. р.), а наименьшее влияние на отклонение прибыли оказали изменения структуры продукции (в размере 465,1 тыс. р.).
2.4 Анализ влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от реализации
Источники информации: форма №П-1; форма №5-з и пункт 25 прочих учетных источников.
Выписка из плана и отчетных данных планово – экономического отдела и бухгалтерии
Вид продукции | Объем реализации, тыс. р. | |
по плану | фактически | |
Изделие А | 250000 | 302500 |
Изделие Б | 163200 | 193310 |
Изделие В | 2958000 | 3090000 |
Всего: | 3371200 | 3585810 |
Анализ проводится в аналитической табл. 2.4.
Таблица 2.4 Расчет влияния структуры товарной продукции на прибыль от реализации
Вид продукции | Объем реализации, тыс. р. |
Структура реализации |
Плановая прибыль на 1 рубль реализованной продукции | Изменение прибыли в среднем на 1 рубль реализованной продукции (гр. 5 х гр. 6) | Влияние на прибыль от реализации итог (гр. 2 х гр. 7) | |||
по плану | фактически | план | факт | отклонение (+,–) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Изделие А | 250000 | 302500 | 7,42 | 8,44 | 1,02 | 1,15 | 1,17 | 353925 |
Изделие Б | 163200 | 193310 | 4,84 | 5,39 | 0,55 | 1,76 | 0,97 | 187510,7 |
Изделие В | 2958000 | 3090000 | 87,74 | 86,17 | -1,57 | 0,1 | -0,16 | -494400 |
ВСЕГО | 3371200 | 3585810 | 100 | 100 | - | 3,01 | 1,98 | 47035,7 |
2.5 Анализ использования прибыли
Источники информации: форма №2, форма №3 и пункт 24 прочих учетных источников.
Выписка из данных бухгалтерского учета и отчетности за предыдущий год (за 2004 год)
Показатель | Сумма |
Направлено – всего | 20015 |
в том числе: | |
резервный капитал и фонды | 3002,25 |
фонды накопления | 9006,75 |
фонд социальной сферы | 2001,5 |
фонд потребления | 2001,5 |
благотворительные цели | 1000,75 |
другие цели | 3002,25 |
Анализ выполняется в аналитической табл. 2.5.
Таблица 2.5 Анализ использования прибыли
Показатели | 2004 год | 2005 год | ||||
тыс. р. | % к прибыли | по плану | фактически | |||
тыс. р. | % к прибыли | тыс. р. | % к прибыли | |||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Прибыль до налогообложения | 73301 | 100 | 74516 | 100 | 75516 | 100 |
2. Налог на прибыль и иные обязательные платежи | 52086 | 71,06 | 36586 | 49,1 | 24448 | 32,37 |
3. Сальдо чрезвычайных доходов и расходов | -1200 | -1,64 | 4 | - | 6 | - |
4. Чистая прибыль (строки 1–2+3) | 20015 | 30,58 | 37934 | 50,9 | 51062 | 67,63 |
5. Направлено – всего | 20015 | 100 | 37934 | 100 | 51062 | 100 |
в том числе: | ||||||
резервный капитал и фонды | 3002,25 | 15 | 5690,1 | 15 | 7659,3 | 15 |
фонды накопления | 9006,75 | 45 | 17070,3 | 45 | 22977,9 | 45 |
фонд социальной сферы | 2001,5 | 10 | 3793,4 | 10 | 5106,2 | 10 |
фонд потребления | 2001,5 | 10 | 3793,4 | 10 | 5106,2 | 10 |
благотворительные цели | 1000,75 | 5 | 1896,7 | 5 | 2553,1 | 5 |
другие цели | 3002,25 | 15 | 5690,1 | 15 | 7659,3 | 15 |
Анализируя данную таблицу можно отметить, что в отчетном периоде возросла, хоть и незначительно, прибыль до налогообложения. Кроме того, в отчетном периоде уменьшился налог на прибыль, что является положительным моментом в деятельности предприятия.