скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Симонов Михаил Петрович

В конце концов Симонов понял, что "приперло рожать!". Ему не нравится это словосочетание, но так на самом деле и было. Вместе со старшим флотским начальником вице-адмиралом Устьянцевым и директором завода Макаровым они подписали коротенькую бумаженцию: осуществить посадку СУ-27К на палубу авианосца!..

Любопытно, что накануне в подмосковном Жуковском заседал методический совет ЛИИ по вопросу... первой посадки на палубу. Симонов на методсовет не полетел, хотя и был обязан это сделать. Последствия сказались незамедлительно: методсовет, уже проинформированный о принятом суховцами решении, свернул заседание и в полном составе отбыл... в Крым: предостеречь, привести суховцев в чувство. А может, своими глазами увидеть то, как суховцы, извините за выражение, "обделаются".

А через пару часов... Через пару часов начался научно-фантастический фильм. "Засветилась" вся аппаратура, по громкой связи одна за другой зазвучали команды, пошли доклады служб... На глиссаде "материализовался", как говорят авиаторы, истребитель СУ-27К. Пугачев пронесся над палубой со скоростью 400 километров в час, сделал круг и повторил заход, но уже на скорости 300, потом - еще один круг, с грохотом прокатился на полном газу по палубе и вновь ушел в воздух...

Если сказать, что у генерального конструктора Симонова и ведущего конструктора самолета Марбашева, да и нескольких сотен специалистов было предынфарктное состояние, значит ничего не сказать! Симонов, скорее всего, всеми клетками души своей осознал: если сейчас они испугаются, то никогда не сядут на палубу. Он обернулся к руководителю визуальной посадки и сказал: "Передай 361-му: работай!" Ну, а дальше...

1 ноября 1989 года в 16 часов 41 минуту Виктор Пугачев на истребителе СУ-27К совершил первую посадку реактивного самолета 4-го поколения на палубу первого отечественного авианосца.

Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР полковник Кондауров из ГК НИИ ВВС входил в состав государственной комиссии по приему авианосца "Тбилиси". Тот день, 1 ноября 1989 года, Владимир Николаевич тоже запомнил хорошо:

"...Мы прибыли на тяжелый авианесущий крейсер, чтобы оценить готовность авиационных средств к обеспечению посадки опытных самолетов. Стоял пасмурный осенний день с низкой облачностью. Председатель комиссии, бывший подводник вице-адмирал Устьянцев попросил нас учитывать и те проблемы, которые имелись у судостроителей на их опытовом корабле. В кают-компании начались бурные дебаты... Члены комиссии не проявляли особого желания подписывать Акт готовности, а это означало, что начало полетов отодвигалось на неопределенное время.

Неожиданно раздался грохот: низко над палубой пронесся СУ-27К. "Пугачев тренируется", заметил кто-то. Три человека переглянулись и покинули кают-компанию. Это были Симонов, директор завода Макаров и главный конструктор корабля Белов. Не прошло и получаса, как вдруг мощно и коротко взревели двигатели и ... смолкли! Все остолбенели: за иллюминаторами, на палубе стоял, слегка покачиваясь, истребитель! Через несколько секунд удивительной тишины буря восторга охватила весь корабль...

Главным "виновником" события я считаю М.П.Симонова. Это он взял на себя всю ответственность и дал Пугачеву команду на посадку.

И враз закончились споры. И Акт, конечно с замечаниями, был подписан немедленно..."

Вот так "ОКБ Сухого" во главе со своим генеральным конструктором Симоновым "распечатало"... палубу!

Рассказ о том осеннем дне будет неполным, если не сказать, что полтора часа спустя летчик-испытатель ОКБ "МИГ" Токтар Аубакиров "припалубил" МИГ-29К, а следом за ним Игорь Вотинцев и Александр Крутов посадили на палубу штурмовик СУ-25УТГ.

Мы не случайно столь подробно рассказали о корабельном СУ-27К, получившем после принятия на вооружение обозначение СУ-33. В этой истории, пожалуй, наиболее ярко проявились черты характера Симонова: его осторожность и расчетливость, азартность и способность рисковать, его умение принимать решения и нежелание играть вторые роли на мировой авиасцене. И, главное, стремление сражаться до конца... И все-таки, чтобы оказаться способным на подобную "круговерть", мало иметь соответствующие черты характера, нужно было уже владеть "именем" в авиационном сообществе.

Неслучайно в Зале славы Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, крупнейшем на земном шаре и наиболее посещаемом, среди таких мэтров авиационной и ракетно-космической техники, как И.И. Сикорский, Вернер фон Браун, С.В. Ильюшин, увековечено имя Михаила Петровича Симонова.

Сам конструктор полагает, что подобный знак внимания - чистой воды случайность, скорее всего они хотели отметить уровень разработок в "ОКБ Сухого", а может быть, российской авиационной промышленности в целом. Симонов считает себя лишь выглядывающей из воды вершиной айсберга, увиденной за океаном, а ведь в толще научной и промышленной кооперации, необходимой для создания любой передовой техники, - сотни институтов, конструкторских бюро, заводов. Михаил Петрович убежден, что американцы просто-напросто отметили общую работу российских авиастроителей.

"Есть такая житейская мудрость: пугаться надо вовремя! Где-то еще в середине восьмидесятых мы пришли к ужасному выводу: в ближайшие десять лет государство не сможет нас финансировать, не выделит из бюджета ни гроша на высокоточное оружие... Когда на всех нас навалился "рынок", мы убедились, что правильно испугались - государство перестало нас финансировать. Это заставило нас выходить на внешний рынок и разрабатывать для него свой специфический товар по формуле Маркса "деньги - товар - деньги". А мы, между прочим, не единственные такие в отечественном военно-промышленном комплексе, от кого государство могло бы получать деньги..."

Когда в стране стало разворачиваться кооперативное движение "имени М.С.Горбачева", генеральный конструктор Симонов отважился на совершенно неприемлемое для оборонных предприятий и потому наделавшее много шума решение - он предложил организовать на фирме...кооператив, который на общественных началах и без ущерба для основного производства занимался бы спортивными самолетами (тут потом выстроится целый ряд пилотажных, или, как еще говорят, "акробатических" самолетов: СУ-26, СУ-29, СУ-31...). В ОКБ появились внебюджетные оборотные средства, ведь суховские аэропланы десятками закупали сборные команды многих стран, и можно было кое-что вложить и в основные темы. Кооператив постепенно рос и дорос до акционерного общества "Передовые технологии Сухого", а чуть позже, уже в девяностых появятся научно-производственный концерн "Штурмовики Сухого" и несколько других акционированных "оргструктур".

Создается впечатление, что еще при советской власти Симонов шаг за шагом выводил свое предприятие из-под опеки Министерства авиационной промышленности, словно нащупывая верный курс в бурном море надвигающегося "рынка". И к тому времени когда "рухнул" Советский Союз, когда испарилось вместе с госзаказом родное министерство, "ОКБ Сухого" в сравнении с сотнями других родственных коллективов оказалось наиболее приспособленным к работе в новых экономических условиях.

Символично, что последнее десятилетие ХХ века началось для "ОКБ Сухого" 13 апреля 1991 года, с первого полета двухместного фронтового бомбардировщика СУ-27ИБ, переименованного позднее в СУ-34, а затем в СУ-32ФН. Главным конструктором машины назначили Роллана Мартиросова, а общее руководство осуществлял, разумеется, Симонов. Специалисты считают программу развития этого ударного самолета одной из приоритетных для российских ВВС.

Даже в простом перечислении "способностей" самолета или элементов новизны, воплощенных в его конструкции, неподготовленный читатель может запросто "утонуть", да ничего толком и не поймет, пусть этим займутся специализированные издания. И все же попытаемся удовлетворить естественное любопытство вещами, более или менее доступными для обыденного сознания. Напомним, что карьера Симонова в коллективе П.О.Сухого началась с Т-6 (СУ-24). Как и тридцать с лишним лет назад на "шестерке", так и на новом "ударнике неба" летчиков разместили рядышком, другими словами, "бок о бок", только вот не в простой кабине, а в броневой титановой капсуле, использованной для самолетов такого класса впервые в мире. Мало того, кабина сконструирована таким образом, что летчики могут встать в ней... в полный рост, размяться, передохнуть, а не насиживать в длительных полетах хронический радикулит, подогреть в специальном шкафчике пищу. Впервые на борту истребителя появился... санузел. Согласитесь, для 10-часового воздушного рейда на боевой машине - деталь немаловажная...

Листаем дальше летную книжку "ОКБ Сухого". 14 апреля 1992 года летчики-испытатели Иркутского авиазавода Г.Буланов и В.Максименков подняли в воздух первый серийный многофункциональный истребитель СУ-30, построенный в результате, как говорят авиаторы, глубокой модернизации учебно-боевого СУ-27УБ. Чего уж тут скрывать, но многие наивно полагали, что перед новым многофункциональным истребителем открываются радужные перспективы. Увы, российское Министерство обороны практически свернуло закупки новой авиатехники, стало быть, бюджетный ручеек иссяк окончательно. Тогда к литерам СУ-30 конструкторы добавили буквы "М" (модифицированный) и "К" (коммерческий), изучили все внутрироссийские неурядицы, принялись энергично продвигать перспективную машину на мировой рынок и для начала, можно сказать, затравки, выставили СУ-30 в конце 1993 года на аэрошоу в Объединенных Арабских Эмиратах.

Самолет произвел сильнейшее впечатление на весь мировой авиационный бомонд (поясним: на дубайское аэрошоу, как правило, приезжали со всего света крупные военачальники, банкиры и, конечно, руководители всех крупнейших производителей самолетов и вертолетов, причем приезжали с женами и дочками, себя показать и на других посмотреть, да и просто погреться после промозглой Европы или Северной Америки). Симонова буквально носили на руках и суховцы с тугими портфелями протоколов о намерениях и прочих предложений о сотрудничестве в хорошем настроении вернулись домой. Но тут их ждал удар: финансовый кризис настиг-таки и "ОКБ Сухого", дошло до того, что нечем было выплачивать зарплату. Михаилу Петровичу пришлось использовать всю силу своего творческого и рыночного интеллекта, чтобы найти в Москве 10-миллионный кредит под 11 процентов годовых - выручил суховцев Внешторгбанк - и не только выправить положение, но и развернуть эффективную маркетинговую кампанию.

Конечно, потенциальному покупателю все это было невдомек, однако летом 1994 года в Россию пожаловала высокопоставленная индийская делегация, а 30 ноября 1996 года Россия и Индия подписали полуторамиллиардный контракт на поставку ВВС Индии сорока самолетов СУ-30МКИ ("И" означает "индийский"). Мало того, в конце 2001 года в Индии начинается самостоятельное производство СУ-30МКИ по российской лицензии.

А незадолго до этого суховцы "открыли" для себя Китай: СУ-27К и СУ-30 начали поступать в "Поднебесную" республику. Минувшим летом Индонезия возобновила переговоры о закупках "тридцаток", Малайзия втягивается в переговорный процесс и еще несколько стран...

"То, что мы начали продавать боевые самолеты, - это способ обеспечения нормального уровня жизни наших конструкторов, рабочих, летчиков-испытателей и их семей. Более того, у нас - 139 предприятий-соразработчиков, плюс серийные заводы, плюс 500 предприятий-"комплектаторов", значит, мы даем работу и всем им... Это нормальный способ существования и ведения нормальной экономики. Скептики утверждали, что "ОКБ Сухого" стремится создавать боевые машины самостоятельно, что это, мол, утопия, только государство может финансировать создание боевой машины... На деле вышло несколько иначе: государство выделяет нам только 10 процентов необходимых средств, а остальное мы зарабатываем сами..."

Продолжим хронологическое перечисление тем и событий, дабы посмотреть, во что же "оборачивались" зарабатываемые деньги.

...12 апреля 1995 года с борта летающей лаборатории СУ-29КС, построенной на базе серийного спортивного самолета, катапультировался (!) парашютист-испытатель Владимир Северин. Установить катапультное кресло на акробатическом поршневом самолете - до такого тоже нужно додуматься!

...2 апреля 1996 года Евгений Фролов совершил первый полет на сверхманевренном СУ-37, двигатели которого впервые оснастили поворотными соплами.

...25 сентября 1997 года Игорь Вотинцев поднял экспериментальный С-37 "Беркут" - сверхманевренную машину с обратной стреловидностью крыла.

...29 апреля 1999 года совершил первый полет новый палубный истребитель СУ-27КУБ, который пилотировали Виктор Пугачев и Сергей Мельников.

...Начало ХХI века суховцы встретили тоже по-авиационному: 4 сентября 2001 года Игорь Вотинцев и Юрий Ващук на аэродроме "Раменское" совершили первый полет на построенном в Комсомольске-на-Амуре двухмоторном С-80 - легком пассажирском и транспортном аэроплане, столь необходимом для заполнения нынешних зияющих пустот в местных воздушных сообщениях.

Внимательный читатель, видимо, обратил уже внимание на то, что в создании самолетов с литерами "СУ" на борту участвуют неизменные спутники - партнеры. Речь идет о серийных заводах в Иркутске, Комсомольске, Новосибирске, Улан-Удэ, в подмосковных Луховицах...Выстроить устойчивую кооперацию в такой сложнейшей отрасли, как авиастроение, другими словами, испечь вкусный многослойный пирог, очень сложно, еще труднее сохранить свежесть такого пирога и научиться делать еще лучше. Надо сказать, Симонов оказался в этом смысле искусным "пекарем"...

Однако хватит техники, вернемся к личности нашего героя. У читателя, сумевшего добраться до окончания нашего повествования, может возникнуть естественный вопрос: не много ли событий, фактов, удач и невзгод для одного человека? Чего здесь больше: таланта, везения, связей, хитрости, каких-то специфических черт характера?

Видимо, хватает всего понемногу, потому как Симонов - человек не одномерный, какой-либо формулой выразить всю его жизнь просто невозможно, поскольку в ней среди приличествующих для любого нормального человека констант, много и переменных величин.

В этой связи расскажем об одной любопытной истории. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне в Фарнборо близ Лондона состоялась, как и положено по регламенту подобных выставок, пресс-конференция российской официальной делегации. Центр длиннющего стола заняло "руководство", а по краешкам - устроились два генеральных конструктора: справа - Беляков ("МИГ"), слева - Симонов ("Сухой"). Пресс-конференция близилась к концу, все уже немного устали и поглядывали на часы, когда поднялся американский журналист и сообщил собравшимся: я, дескать, только - что из Москвы, ваш Гайдар отпустил все цены, царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет... А у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро - "МИГ" и "Сухой", вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите...

Ведущий многозначительно глянул направо, потом - налево, поднял Симонова. И вот тот сказал буквально следующее: " Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время СУ-24, конкурируя с "Дженерал Дайнэмикс" и их бомбардировщиком Ф-111. Они также убеждены в том, что штурмовик СУ-25 мы построили в противовес вашему А-10. А в случае с СУ-27 тут и вообще деваться некуда - конкурировали с вашим Ф-15 "Игл"... Все это - чепуха! Названные самолеты созданы в "ОКБ Сухого" с одной единственной целью - победить в конкуренции... генерального конструктора Белякова!.."

Сказать, что забитый до отказа зал, как говорится, лег - значит ничего не сказать!

Эпизод этот мы напомнили с той целью, чтобы подчеркнуть такие грани характера героя нашего рассказа, как способность к искусной дипломатии, врожденный его артистизм, да и неугасающее чувство юмора.

А в целом свои отношения с другими генеральными конструкторами он всегда старался строить на деловой, дружеской основе, на понимании значимости их общего дела, не исключающего, конечно, и соперничества. Касательно же своих коллег, подчиненных ему по административной линии, откровенно признается, что во взаимоотношениях с ними случались и грубые просчеты, вызванные нежеланием иной раз "наступить себе на горло". К примеру, бывший его сотрудник Николай Никитин руководил работами по высокоманевренному СУ-37, но покинул "ОКБ Сухого": не смогли с Симоновым переспорить друг друга. Нынче Никитин возглавляет корпорацию "МИГ" и, по мнению Симонова, считающего его, кстати, сильной личностью, он и его команда вернут вскорости "МИГ" на высочайший мировой уровень и на привычные рубежи конкуренции с "сухими". А ведь именно в остром соперничестве двух прославленных отечественных ОКБ рождаются, без преувеличения, лучшие в мире машины.

Свойственная молодости горячность, да и бесшабашность с годами постепенно уступали в характере Симонова зрелому убеждению, что нельзя переступать грань нормальных отношений человека с человеком. "Как бы ни нравился тебе коллега, - считает Михаил Петрович, - как бы ни казалось, что он "дышит" не так, высказывается невпопад, не уважает авторитетов, все равно если этот человек работает с тобой в ОКБ или на серийном заводе и если у него все получается, то остальное просто не имеет значения..."

"Самолеты-истребители, их бортовое оборудование, вооружение способны производить всего лишь десять стран. Только шесть из них способны разработать истребитель 4-го поколения. Истребитель же 5-го поколения, то есть боевой самолет XXI века, и все, что ему полагается по определению - двигатели, вооружение, электронику, новые материалы и технологии, - способны произвести только две страны - Россия и США..."

Давайте вместе подведем некоторые промежуточные итоги.

При непосредственном участии Симонова в качестве заместителя главного конструктора в строй вошел фронтовой бомбардировщик СУ-24.

Все последующие разработки и открытия "ОКБ Сухого" стали в определенном смысле "детьми" Михаила Петровича:

- СУ-25 и его модификации, штурмовик;

- СУ-27 с многочисленным "семейством", истребители, перехватчики и так далее;

- СУ-30, многофункциональный истребитель;

- СУ-32ФН (СУ-34), фронтовой бомбардировщик;

- СУ-33, СУ-33КУБ, истребители корабельного базирования;

- СУ-35,СУ-37, многофункциональные истребители;

- С-37 "Беркут", экспериментальный самолет с обратной стреловид-

ностью крыла;

- С-80, пассажирский и транспортный турбовинтовой самолет для региональных воздушных сообщений;

- СУ-26, СУ-29, СУ-31, спортивно-пилотажные поршневые самолеты...

Как видите, на благодатной почве личных привязанностей и устремлений судьба поставила Михаила Петровича Симонова на самое острие мирового соревнования в небесах.

Он стал Героем Российской Федерации, лауреатом Ленинской и нескольких Государственных премий, кавалером ордена Трудового Красного Знамени и ряда медалей, его наградили Золотой медалью имени В.Г.Шухова - выдающегося русского ученого и изобретателя. Симонов - доктор технических наук, профессор Московского авиационного института, действительный член Международной и Российской инженерных академий, Российской академии авиации и воздухоплавания...

По нашей просьбе один из партнеров Михаила Петровича Симонова, знакомый с ним десятки лет, таким образом охарактеризовал конструктора:

"Когда говорят о красавце-истребителе СУ-27, ставшем без преувеличения визитной карточкой страны, подразумевают Михаила Симонова. Когда речь заходит о генеральном конструкторе "ОКБ Сухого" Михаиле Симонове, подразумевают СУ-27.

В общественном сознании этот самолет и этот человек неразделимы. Хотя, конечно, идею крылатой машины, ставшей легендой, закладывал еще в семидесятых годах Павел Осипович Сухой. А вот дорогу к всемирной славе вымостил самолету генеральный конструктор Симонов.

Время, конечно, свое берет: прибавились морщины, седина серебрит голову. Однако время не в силах притушить живой блеск его смеющихся с лукавинкой глаз. Он по-прежнему импозантен и по-мужски красив. В нем чувствуется порода. Каким он был, таким он и остается: борцом в работе и жизни..."

* * *

"У нас с женой сын и дочь и пятеро внуков - все мужики. Моя супруга - хозяйка, пенсионерка. На первый взгляд, мы с ней совершенно разные люди. Я ее встретил сорок с лишним лет назад в Тушино в какомо-то административно-хозяйственном отделе. Жена обеспечивает нам нормальное существование. Поэтому и обязанности поделены: она - хозяйка дома. Правда, хобби у меня одно - самолетостроение..."

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.comstar.ru/


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.