скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Система охлаждения автомобиля

Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, доливайте жидкость ТОСОЛ-А.

3.1 Заправка системы охлаждения жидкостью

Заправка производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя. Операции по заправке выполняйте в следующем порядке:

— снимите пробки с радиатора и с расширительного бачка и откройте кран отопителя;

— залейте охлаждающую жидкость (9,85 л) в радиатор (жидкость заливается до тех пор, пока она не будет выливаться из горловины) и поставьте, на место пробку радиатора;

—долейте оставшуюся жидкость в расширительный бачок и закройте его пробкой;

—запустите двигатель издайте ему поработать на холостом ходу 1-2 мин для удаления воздушных пробок. После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, то долейте жидкость.

3.2 Регулировка натяжения ремня привода насоса

Натяжение ремня проверяется его прогибом между шкивами генератора и насоса или между шкивами насоса и коленчатого вала. При нормальном натяжении ремня прогиб А (рис. 10) под усилием 98 Н (10 кгс) должен быть в пределах 10-15 мм, а прогиб В в пределах 12-17 мм. Для увеличения натяжения ремня, ослабив гайки крепления генератора, сместите его от двигателя и затяните гайки.


Рис. 10. Схема проверки натяжения ремня привода насоса

3.3 Насос охлаждающей жидкости. Разборка

Для разборки насоса:

— отсоедините корпус насоса от крышки 6 (рис. 11);

— закрепите крышку в тисках, используя прокладки, и снимите крыльчатку с валика съемником А. 40026 (рис. 12);

— при необходимости снимите ступицу 2 (рис.13) шкива вентилятора с валика при помощи съемника А.40005/1/5;

— выверните стопорный винт 5 (рис.11) и выньте подшипник с валиком насоса;

— удалите сальник 8 из крышки 6 корпуса.

Контроль

Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию надо делать обязательно, если отмечался значительный шум насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При большем зазоре подшипник замените.

Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять. Осмотрите корпус и крышку насоса, деформации или трещины не допускаются.

Сборка

Сборку насоса производите в следующем порядке:

— установите оправкой сальник, не допуская перекоса, в крышку корпуса;

— запрессуйте подшипник с валиком в крышку так, чтобы гнездо стопорного винта совпало с отверстием в крышке корпуса насоса;

— заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры гнезда, чтобы винт не ослабевал;

— напрессуйте с помощью приспособления А.60430 (рис.14) на валик ступицу шкива, выдержав размер 84,4±0,1 мм. Если ступица из металлокерамики, то после снятия напрессовывайте только новую;

— напрессуйте крыльчатку на валик с помощью приспособления А.60430, обеспечивающего технологический зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насос 0,9-1,3 мм, и соберите корпус насоса с крышкой, установив между ними прокладку.


Рис. 11. Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости: 1 - корпус; 2 - подшипник; 3...- щкив;4 -ступица шкива; 5 - стопорный винт подшипника; б -крышка; 7 - валик; в - сальник; 9 - крыльчатка


Рис. 12. Снятие крыльчатки насоса: 1 - съемник; 2 -крыльчатка


Рис.13. Снятие ступицы шкива: 1 - крышка корпуса насоса; 2 - ступица шкива; 3 – съемник.


Рис.14. Напрессовка крыльчатки на валик насоса приспособлением А.60430: 1- опора 2 - валик насоса; 3-крышка корпуса насоса; 4-стакан; 5 - установочный винт


3.4 Термостат

У термостата следует проверять температуру начала 1 открытия основного клапана и ход основного клапана.


ДляэтоготермостатустановитенастендсБС-106.000, опустив в бак с водой или охлаждающей жидкостью. Снизу в основной клапан 9 (рис.15) уприте кронштейн ножки индикатора.

Рис. 15. Термостат: 1 - входной патрубок (от двигателя); 2 - перепускной клапан; 3 - пружина перепускного клапана; 4 - стакан; 5 - резиновая вставка; 6 - выходной патрубок; 7 -1 пружина основного клапана; 8 - седло основного клапана; 9 - основной клапан; 10 - держатель; 11 - регулировочная гайка; 12-поршснь; 13-входной патрубок от радиатора; 14- наполнитель; 15 - обойма; D - вход жидкости от двигателя; Р - вход жидкости от радиатора; Н - выход жидкости к насосу

Начальная температура жидкости в баке должна быть 73-75º С. Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1ºС в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме жидкости была одинаковой.

За температуру начала открытия клапана принимается! та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.

Термостат необходимо заменять, если температура 1| начала открытия основного клапана не находится в пределах ºС или ход клапана менее 6,0мм;

Простейшая проверка термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле.

После пуска холодного двигателя при исправном термостате нижний бачок радиатора должен нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости находится на расстоянии 3-4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует 80-85ºС.

3.5 Радиатор. Снятие с автомобиля

Слейте жидкость из радиатора и блока цилиндров, удалив сливные пробки в нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров; при этом откройте кран отопителя, а пробку радиатора удалите с наливной горловины (с 1988 г. на двигателях с электровентиляторами сливную пробку нижнего бачка убрали, а жидкость сливают через отверстие датчика включения электровентилятора).

Отсоедините от двигателя шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости, а от элекгродвигателя 4 рис.(16) вентилятора и его датчика 6 отсоедините провода.


Рис.16.Детали радиатора и вентиляторов с электроприводом

1 - радиатор; 2 -. пробка радиатора; 3 - вентилятор; 4 -электродвигатель вентилятора; 5 - кожух вентилятора; 6 -датчик включения электродвигателя вентилятора; 7 - сливная пробка радиатора; 8 - нижняя опора радиатора

Отверните болты крепления радиатора к кузову и выньте его из отсека двигателя вместе с термостатом, шлангами и электровентилятором.

Снимите с радиатора шланги и кожух вентилятора с электродвигателем.

С 1988 г. на некоторых партиях автомобилей устанавливают радиатор с алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками.

Проверка герметичности.

Герметичность проверяется в ванне с водой. Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см2) и опустите в ванну с водой не менее чем на 30 с. При этом не должно наблюдаться травления воздуха. Для проверки алюминиевых радиаторов давление должно быть 0,2 МПа (2,кгс/см2).

Незначительные повреждения латунных радиаторов запаяйте мягким припоем, а при значительных замените радиатор новым.


4. Основные неисправности и техническое обслуживание системы охлаждения и смазочной системы

4.1 Основные неисправности системы охлаждения

Признаками неисправности являются подтекания охлаждающей жидкости, перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя. Причинами подтекания жидкости могут быть повреждение шлангов и их соединений, сальника водяного насоса, трещины, и выход из строя прокладок. Перегрев двигателя имеет место при недостаточном количестве охлаждающей жидкости в системе, при образовании накипи, загрязнении радиатора, пробуксовке ремня вентилятора или его обрыве, неисправности термостата, поломке водяного насоса или же при заедании жалюзи радиатора в закрытом положении. Чрезмерное охлаждение двигателя возможно при заедании термостата или жалюзи в открытом положении, отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время.

4.2 Техническое обслуживание

В ежедневное обслуживание входит осмотр герметичности системы и долив охлаждающей жидкости. Если система охлаждения заполнена водой, то в зимнее время при безгаражном хранении автомобиля воду из системы охлаждения, пускового подогревателя, а также из бачка для обмыва ветрового стекла сливают. Перед пуском двигателя систему заполняют горячей водой или подключают двигатель к системе подогрева.

При проведении ТО-1 проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводных ремней. При ТО-2 проверяют и, если надо, закрепляют вентилятор, радиатор и жалюзи, регулируют натяжение приводных ремней, смазывают подшипники водяного насоса и натяжного устройства ремня вентилятора.

Во время сезонного обслуживания проверяют герметичность системы охлаждения и отопления, а также пускового подогревателя;

промывают систему охлаждения; при подготовке к зиме проверяют работу пускового подогревателя. Проверку герметичности проводят визуально; на поверхности шлангов не должно быть трещин, вздутий и расслоений. Для этой проверки лучше использовать прибор, состоящий из воздушного насоса, манометра и устройства для соединения с заливной горловиной радиатора. При опрессовке в верхней части радиатора насосом создают давление около 60 кПа. Если система герметична, то после перекрытия крана стрелка манометра неподвижна; при потере герметичности стрелка укажет на уменьшение давления. Исправность воздушного и парового клапанов пробки радиатора проверяют нажатием на них пальцем.

Промывку системы охлаждения при несильном ее засорении выполняют следующим образом: сливают охлаждающую жидкость, заполняют систему водой; пускают и прогревают двигатель, сливают воду; еще раз так же промывают систему, а затем заполняют ее охлаждающей жидкостью до верхнего среза наливной горловины радиатора при снятой пробке, ставят пробку радиатора на место и заливают жидкость в расширительный бачок на 3—5 см выше метки «МIN». С учетом особенностей конструкции и свойств материалов заводы-изготовители указывают в инструкциях порядок промывки системы охлаждения и рецептуру промывочных жидкостей.

Например, радиатор двигателя КамАЗ-740 снимают и заливают в него раствор, состоящий из 5% каустической соды и 95% воды или 2,5% ингибированной соляной кислоты и 97,5% воды. Температура раствора должна быть 60—80°С. Через 30—40 мин раствор сливают и промывают радиатор горячей водой.

Для промывки рубашки охлаждения следует применять другой раствор—1% кальцинированной соды, 0,5% хромпика и 98,5% воды.

У двигателей КамАЗ-740 и ЗМЗ-34 автомобиля «Волга» (рис. 17, а) натяжение ремня привода генератора и водяного насоса регулируют перемещением генератора 7 по прорези установочной планки 2 При правильном натяжении ремня его прогиб при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 40—45 Н должен быть 15—22 мм у двигателя КамАЗ-740 и 8—10 мм у двигателя ЗМЗ-24.

Натяжение ремня привода водяного насоса и вентилятора двигателя ЗМЗ-53 регулируют с помощью натяжного ролика 4 (рис. 17, 6), перемещая рукоятку рычага 5. При усилии 30—40 Н прогиб ремня должен быть 10—15 мм.

Рис. 17. Регулирование натяжения приводных ремней двигателей:

а—ЗМЗ-24, б—ЗМЗ-53, в—ЗИЛ-130; 1— генератор, 2-—установочная планка, 3— гайка, 4—натяжной ролик, 5—рычаг, 6—шкив коленчатого вала, 7—шкив генератора, 8— регулировочный болт, 9, 10,11— шкивы компрессора, вентилятора, и водяного насоса, насоса гидроусилителя рулевого управления, 12—натяжной кронштейн

У двигателя ЗИЛ-130 необходимо следить за правильным натяжением трех ремней (рис. 17, в). Ремень привода насоса гидравлического усилителя рулевого управления натягивают смещением насоса в натяжном кронштейне 12, а ремень привода генератора смещением генератора, ослабив шику его крепления к планке 2. Прогиб этих ремней при усилии 40 Н не должен превышать 8—14 мм. Ремень привода компрессора натягивают перемещением последнего к кронштейну с помощью регулировочного болта 8. Прогиб этого ремня под усилием 40 Н должен быть 5—8 мм.


У двигателя ЯМЗ-236 натяжение ремня привода компрессора выполняют винтовым устройством (рис. 18, а), а натяжение ремня 4 (рис. 18, б) привода водяного насоса регулируют изменением количества стальных шайб 2, зажимаемых между ступицей и съемной боковиной 3 шкива водяного насоса. При усилии 30 Н, приложенном к середине ветвей, прогиб не должен превышать 10—15 мм для ремней привода водяного насоса и генератора и 8 мм для ремня привода компрессора (на короткой ветви).

Рис.18.Регулировка натяжения ремней привода компрессора и водяного насоса дизеля ЯМЗ-236: а—привода компрессора, б—привода водяного насоса; 1—винтовое устройство, 2—шайба, 3—съемная боковина шкива; 4—ремень привода водяного насоса

Для проверки термостатов определяют температуру начала открытия и ход клапана. Например, термостат двигателя КамАЗ-740 проверяют следующим образом (рис. 19):

1. Вынимают термостат, очищают его от накипи и помещают в ванну 5 с водой, установленную на электроплитку 6.

2. Нагревают воду, перемешивая ее и контролируя температуру ртутным термостатом с ценой деления не более 1°С.

3. Индикатором 3 проверяют начало открытия клапана, т. е. определяют температуру (80±2)°С, при которой клапан откроется на 0,1 мм. Клапан откроется полностью в кипящей воде не менее чем на 8,5 мм.

4.3 Основные неисправности смазочной системы

Признаками неисправности смазочной системы являются загрязнение и течи масла, пониженное или повышенное давление в системе. Пониженное давление в системе наблюдается при недостаточном уровне масла, его разжижении, появлении течи масла, износе деталей масляного насоса, подшипников коленчатого и распределительного валов, заедании редукционного клапана в

открытом состоянии. Повышенное давление возникает в результате применения масла с большей вязкостью, чем рекомендуется инструкцией, заедания редукционного клапана в закрытом положении, засорения масляной магистрали.

Техническое обслуживание.

При ежедневном обслуживании проверяют отсутствие течи, контролируют уровень масла в картере двигателя и при необходимости доливают масло. У дизелей проверяют уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала. Производят пробный пуск, и после остановки двигателя проверяют на слух работу фильтра центробежной очистки масла.



Рис. 19. Схема проверки термостата: 1—кронштейн, 2—термометр, 3-индикатор, 4- термостат, 5— ванна с водой, 6- электроплитка

Рис. 20. Проверка уровня масла в картере двигателя ЗИЛ-130: 1- метка, соответствующая уровню масла после длительной стоянки

Во время проведения ТО-1 при работе в условиях большой запыленности окружающего воздуха заменяют масло в картере двигателя; сливают отстой из корпусов фильтров и очищают от отложений внутреннюю поверхность колпака фильтра центробежной очистки масла; промывают фильтрующий элемент воздушного фильтра вентиляции картера.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.