скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Культурный туризм как ресурс регионального развития (на примере НП "Сибирский тракт")

Несмотря на то что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художе­ственной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». По­тому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные програм­мы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Важными переменными, влияющими на привлекатель­ность туристского направления для различных групп и катего­рий туристов, являются его культурные характеристики.. Наибольший интерес у туристов вы­зывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к ту­ристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенден­цией выставлять на известных курортах (в помещениях гости­ниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

Также популярны фестивали, широко представляющие раз­нообразные виды и элементы национального изобразительного искусства.

Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона явля­ется одним из привлекательных элементов культуры. В неко­торых странах музыка выступает как основной фактор при­влечения туристов. Известные музыкальные фестивали еже­годно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве ту­ристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.

Этнические танцы - характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой националь­ный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развле­кательных программ.

Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, вы­полненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о стране. Однако следует помнить, что сувенир, изготовленный не в стране посещения, а в другой, теряет для туриста свою значимость и воспринимается как подделка. Все виды суве­нирной продукции, а также другие необходимые туристу това­ры (туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны,  и продаваться в удобно расположенных мага­зинах и других торговых точках. Мотивы покупки и свобод­ной граты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассор­тименте, пользующемся особым спросом у туристов. В некото­рых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают из­делия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной дос­топримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.

История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объ­ектов может предопределить успешное развитие туризма в ре­гионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.

Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские ор­ганизации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности.

Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.

Литература. Литературные памятники региона имеют бо­лее ограниченную по сравнению с другими элементами куль­туры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых тури­стских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре.   Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода ли­тературы в стране указывает на состояние ее культурной и по­литической систем. В развлекательные программы для тури­стов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудо­ванными библиотеками. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литератур­ных произведений.

Религия. Паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. Мотивами к па­ломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мо­тивация происходит либо из предписаний религии, либо из религиозных устремлений и убеждений человека. Индустрия и бизнес. Уровень индустриального развития региона является серьезным мотивом для привлечении опреде­ленной категории туристов, особенно иностранных, интере­сующихся состоянием экономики другой страны, промышлен­ностью, производимой продукцией и т. п.

Агрокультура. Уровень развития сельского хозяйства мо­жет привлечь внимание фермеров и производителей сельскохо­зяйственной продукции, интересующихся агрокультурой ре­гиона. Например, Данию как мирового лидера в области сви­новодства ежегодно посещают фермеры из разных стран. Расположенные вблизи туристских центров фермерские хозяй­ства, предлагающие местные сельхозпродукты, являются важ­ным звеном в туристском обслуживании.

В программу специализированного тура следует включать различные мероприятия, во время которых туристу будет интересно познакомиться с ассортиментом выпускаемой в этой местности продукции, принять участие в процессе ее производ­ства, например в сборе урожая. Такая практика существует на Гавайях, где программой тура предусмотрено знакомство ту­ристов с сортами выращиваемых на местных плантациях ана­насов и участие в их сборе.

Образование. Высокий уровень образования увеличивает стремление человека к знаниям. Влияние людей друг на друга формирует общемировой стиль жизни, воздействующий на развитие туризма. Жители одной страны, как правило, прояв­ляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования (колледжи, университеты и др.) могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке. Всемирно известные университеты  давно стали туристскими достопримеча­тельностями и самостоятельными объектами туристского по­каза. Помимо этого система образования является особенно­стью туристского потенциала и может успешно использоваться как элемент привлечения туристских потоков, в частности как основа обучающего туризма. Возможность получения пре­стижного образования привлекает студентов из разных регио­нов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потре­бительского рынка.

Получила развитие тенденция использования учреждений образования в туристских целях: организация и проведение конференций, деловых встреч, семинаров на базе колледжей, университетов и других учебных заведений.

Наука. Научный потенциал может выступать побудитель­ным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто не­посредственно занят наукой или связан с этой областью дея­тельности. Туристские организации могут оказывать различ­ные услуги научным обществам (проведение встреч, семинаров, мероприятий, обеспечивающих получение научной информации, посещение научных объектов и пр.). В век науч­но-технической революции научные комплексы являются важ­ным ресурсом познавательного туризма.

К числу наиболее популярных научных объектов следует отнести специализированные музеи и выставки, планетарии, а также атомные станции, космические центры, заповедники, акванариумы и т. д. Экскурсии на научные объекты могут быть организованы как для специалистов в конкретной облас­ти знаний, так и для массовых туристов.

Национальная кухня. Национальная кухня составляет важ­ный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать на­циональные блюда той страны, по которой путешествуют. Некоторые рестораны, предлагая иностранным туристам национальные блюда, пояс­няют, из каких продуктов и как они приготовлены. Особый интерес у туристов вызывают кафе, рестораны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню, на­пример ресторан, специализирующийся на блюдах русской кухни, оформленный в национальных традициях с элементами фольклора.

Туристы считают питание важным элементом поездки, по­этому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество обязательно оставят след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и о стране.

Таким образом, культура региона способна вызвать у по­тенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохране­ния популярности конкретного туристского направления.

Ведущую роль в координации и стандартизации мировой культурной и туристской деятельности играют ЮНЕСКО и ВТО. Проводимые этими международными организациями генеральные ассамблеи, конференции и другие мероприятия, в которых участвуют представители культуры и туризма веду­щих стран мира, являются действенным механизмом междуна­родного сотрудничества, а принимаемые ими решения - осно­вой для разработки практических рекомендаций на нацио­нальном уровне.

Особого внимания заслуживают конвенции и рекоменда­ции ЮНЕСКО по охране культурного, исторического и при­родного наследия, подчеркивающие важность его сохранения для дальнейшего развития туризма. В рамках Всемирной кон­ференции, определившей мировую политику в области культу­ры, приняты рекомендации о путях развития туризма на осно­ве охраны и использования культурного, исторического и природного наследия.  

Памятники истории, культуры и природы являются на­циональным достоянием страны. Освоение территории для ту­ристских целей требует бережного подхода по принципу: «Сохрани - восстанови - не навреди».

Многие регионы богаты такими уникальными историче­скими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, ис­торические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традици­онные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых отно­сится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.

При развитии туристской инфраструктуры важно не на­рушать исторический облик территории. Каждый вновь созда­ваемый туристский центр (объект) должен соответствовать на­циональным особенностям и традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятни­ков культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуще­ствлять охрану и восстановление памятников культуры и ис­тории рукотворного, природного и традиционного ландшаф­тов, которые также рассматриваются как непреходящие исто­рические ценности, национальное достояние.

Каждый регион обладает уникальным наследием. Для оп­ределения базы, необходимой для развития культурного ту­ризма в регионе, следует ответить на вопросы: «Какими ресур­сами (наследием) уникальна конкретная местность относи­тельно других территорий?» и «Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?».

Выделяют четыре принципа культурного  туризма:

1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;

2) подчеркивание и выделение уникальности наследия ме­стности относительно других регионов;

3) создание у местного населения чувства гордости и от­ветственности за уникальное наследие;

4) разработка программы развития туризма на основе ис­пользования уникального наследия местности.

Культурный туризм не только приносит доходы региону, но дает мест­ному населению основание гордиться своим уникальным на­следием и предоставляет возможности делиться им с туриста­ми. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.

Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, на­правленных на сохранение культурных, исторических и при­родных ресурсов местности. Реализация программы по ис­пользованию историко-культурного и природного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его про­блем проблему сезонного колебания спроса - путем предло­жения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры.

Культурный туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том числе:

·          Социально-культурные аспекты.

    Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.

Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение — ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурный туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.

Культурный туризм оказывает заметное влияние на миграционные процессы, постоянно увеличивающиеся в связи с появлением свободного времени у разных слоев населения. При миграции населения перемещается и их культура, привнося новые элементы в ту среду, куда они попадают. Взаимоотношения разных типов мигрирующей и местной культур, например, национальной и  региональной, городской и сельской, их взаимопроникновение и мощность взаимодействия зависит не только от численности и социального состава населения, а так же от экономических и политических ситуаций в обществе. Поэтому при организации туризма в исторических городах и селах, необходимо проводить анализ и оценку взаимодействия разных типов культур и предвидеть последствия таких процессов. Как показал опыт, попытки перенесения и заимствования различных образцов культуры (социальных, экономических, архитектурных и др.) в иную социокультурную среду не всегда бывают успешными и вызывают конфликты.

Важным при рассмотрении развития культурного туризма в исторических регионах становится анализ взаимоотношений между городом и селом, где город выступает ядром культурного региона и источником культурных инноваций (технологий, методов, моды и пр.) Село остается в этом смысле на вторичном положении, хотя здесь всегда существовала собственная культура. В связи с развитием урбанизации и, в том числе, туризма сельские территории и их население оказались в сложной ситуации.

Культурный туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.