скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Пещера Шульган–Таш (Капова)

Размеры входного отверстия и самой пещеры свидетельствуют о грандиозных масштабах развития карстового процесса (процесса растворения известняков, гипсов и других горных пород природными водами и образования в них различных пустот и полостей), охватившего известняковый массив горы Сарыкускан.

В пещере много широких коридоров и залов. Наиболее значительными из них являются: зал Хаоса, зал Рисунков, зал Знаков, Бриллиантовый и Купольный залы. На верхний ярус (этаж) пещеры можно попасть со среднего этажа через вертикальный колодец (конечно же, по лестнице), а на нижний - через верхний по очень крутому спуску.

Некогда пещера была очень богата самыми разнообразными натечными образованьями (сталактитами, сталагмитами, флагами, кальцитовыми цветами, ванночками, пещерным жемчугом и многим другим). К сожалению, в настоящее время это богатство пещеры большей частью растаскано и разграблено горе-туристами - "любителями" природы. Не тронутым осталось только то, что не смогли унести. А осталось немало и пока еще в пещере есть на что посмотреть! Так, на верхнем этаже имеется гигантский сталагмит, высота которого составляет 3 м, а ширина в основании - 8 м. Сохранились пока еще в самых дальних частях пещеры и белоснежные кальцитовые натеки, кораллы, цветы и т.п. И все же главная спелеологическая достопримечательность пещеры заключается в огромных размерах и совершенной форме ее галерей, коридоров и залов. Двигаясь по ним трудно представить себе, что все это сотворено небольшой подземной (!) речкой, которая в определенные периоды представляла собой лишь маленький ручеек.

По своему возрасту пещера является достаточно древней. Ее формирование началось не менее 3-5 млн. лет тому назад. Самым древним, по нашему мнению, является средний ее этаж с современным входом в пещеру. Он начал интенсивно формироваться около 3 млн. лет тому назад, а приблизительно 900 тыс. лет тому назад - был омоложен р. Шульган. Верхний этаж пещеры в современном виде существует на протяжении уже 1,5 млн. лет, а самый нижний с подземной речкой Шульган - около 15 тыс. лет. Отсюда, возраст пещерных этажей очень велик (особенно среднего и верхнего ярусов) и вполне достаточен, для того чтобы пещера могла быть заселена древним первобытным человеком.

4. Настенная живопись пещеры Шульган-Таш

К настоящему времени в пещере выявлено более 50 разнотипных красочных изображений. Среди них рисунки зверей, особенно часто мамонта, различные условные знаки и расплывшиеся красные пятна.

Рисунки размещаются как на среднем, так и на верхнем ярусах пещеры на расстоянии от 170 до 300 м от входа. Главные рисунки сделаны на двух стенах верхнего этажа, где имеются изображения шести мамонтов, двух лошадей, носорога. Все животные переданы в реалистичной манере и в движении идут влево. Исследования показали, что эти картины созданы в XII-X тысячелетиях до н. э. Любопытно, что при исследовании культурных отложений возле рисунков, обнаружены осколки каменного и глиняного сосудов, где хранилась краска. При химическом анализе использовавшейся краски (охра) выяснилось, что в её составе имеется животный клей. Подобные изображения животных найдены также и в Игнатьевской пещере близ города Аша. Имеющиеся сведения позволяют утверждать, что шульганташские рисунки были доступны населению Южного Урала вплоть до наших дней, оказывая эффективное влияние на воображение народов края. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники башкирского фольклора, где речь идёт о царстве Шульгана, несметных богатствах и бесчисленных стадах животных на дне глубокого озера.

На среднем ярусе (это ярус с современным входом в пещеру) изображения располагаются в трех залах, идущих анфиладой один за другим (залы: Купольный, Знаков и Хаоса). На верхнем ярусе они зафиксированы пока лишь в самом ближнем из них - зале Рисунков.

Рисунки обоих ярусов пещеры в целом различаются по составу и компоновке. Тем не менее, они имеют и ряд общих черт. Так, большинство из них располагается довольно низко над полом. Изображения приурочены как к относительно вертикальным, так и к сильно наклонным, нависающим стенам. Наиболее крупное изображение в пещере имеет длину 1,6 м, а самое маленькое - всего 6 см.

Все изображения в пещере выполнены на очень плотных известняках. Может быть, по этой причине в ней нет гравированных рисунков, нередких в западноевропейских пещерах. Для основной массы изображений использована красная охра. Несколько рисунков сделано другой более темной фиолетово-коричневой охрой. Имеются рисунки, выполненные двумя красками - красной охрой и черной краской (углем или окисью марганца).

Линии, образующие рисунки, наносились древними художниками очень тщательно и, надо думать, на сухие стены. Тогда краска сильно не растекалась, легче проникала в поры известняка и быстрее высыхала.

Красочные изображения зверей пещеры Шульган-Таш в целом отличаются реалистическим характером, хотя и не лишены примитивизма и схематизма. Животные показаны достаточно живо, в движении, видимо, такими, какими их видел первобытный художник. Хорошо узнаются, в частности, мамонты - наиболее популярные звери среди анималистических рисунков этой пещеры. С большой выразительностью переданы лошади. Можно распознать в изображениях носорога и, по-видимому, бизона. Однако есть рисунки и непонятных зверей.

Важнейшим и численно преобладающим компонентом живописи пещеры Шульган-Таш являются условные знаки чисто геометрического облика. Раньше их связывали со схематическими изображениями разного рода изделий или жилых сооружений палеолитических людей. Сейчас геометрические фигуры многими исследователями воспринимаются как знаки пола. Надо отметить, что условные знаки пещеры Шульган-Таш своеобразны и не имеют прямых аналогий среди геометрических форм изображений в палеолитической настенной живописи Западной Европы. Смысловая нагрузка этих знаков трактуется учеными по-разному: кто-то связывает их со схематическими изображениями разного рода изделий или жилых сооружений палеолитических людей, кто-то воспринимает их как знаки пола. Большинство этнографов видит в них аналоги тамг более позднего времени.

Верхнепалеолитический возраст настенной живописи пещеры Шульган-Таш сейчас уже можно считать достоверно установленным. По расположению и содержанию рисунков можно также утверждать, что пещера Шульган-Таш в древности была святилищем, с которым связаны мифологические представления палеолитических людей. Каждый зал с рисунками в пещере был частью этого святилища и выполнял свои функции, но какие именно - это еще предстоит выяснить.

Имеющиеся сведения позволяют утверждать, что шульганташские рисунки были доступны населению Южного Урала вплоть до наших дней, оказывая эффективное влияние на воображение народов края. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники башкирского фольклора, где речь идёт о царстве Шульгана, несметных богатствах и бесчисленных стадах животных на дне глубокого озера.

5. Пещера Шульган-Таш - место обитания древних людей

Несмотря на достаточно длительные поиски, лишь в последние годы в пещере Шульган-Таш В.Е. Щелинским найдена стоянка палеолитических людей. С ее открытием в 1982 году появилась возможность уточнить и конкретизировать возраст живописи по геологическим и археологическим данным и ответить на вопрос о культурной принадлежности настенных рисунков пещеры.

Найденная стоянка палеолитических людей располагается в глубине, на первом ярусе пещеры в 150 м от входа в нее, в обширном и просторном зале Знаков. Через зал протекает ручей, превращающийся в весенне-осеннее время в небольшую речку. Культурный слой стоянки сохранился в северо-западной части зала, и залегает он в толще рыхлых отложений на глубине около полуметра. Максимальная мощность культурного слоя 10-12 см, но в ряде мест толщина его не превышает 2-3 см. Верхняя часть слоя почти повсеместно размыта и как бы срезана водной эрозией. Литологические особенности слоев позволяют констатировать неоднократные в прошлом изменения условий осадконакопления в пещере. В разрезе пещерных отложений преобладают озерно-аллювиальные образования, то есть большую часть времени в пещере было очень влажно и сыро. Однако эти отложения перемежаются с образованьями, сформировавшимися в условиях, когда пол пещеры освобождался от стоячей и проточной воды. Исследованиями установлено, что палеолитическое святилище функционировало в пещере как раз в один из таких периодов ее значительного осушения, а климат местности в то время был достаточно суровым - близким к климату современных тундр. В культурном слое найдены: обломок бивня мамонта, кости пещерного медведя, зайца беляка, лисицы, песца, сурка, пищухи, тушканчика, копытного леминга и других мелких грызунов.

Для культурного слоя, по анализу древесного угля в разных лабораториях, получены две довольно близкие радиоуглеродные даты: 14680 +/- 150 и 13930 +/-300 лет. Если учитывать, что возраст культурного слоя, как это сейчас уже доказано, такой же как и возраст настенной живописи, то рисунки в пещере Шульган-Таш написаны древними художниками не менее 13-14 тыс. лет тому назад.

Учитывая местоположение стоянки в отдаленном зале пещеры, не может удивлять факт обилия кострищ, равно как и древесного угля в культурном слое. Все говорит о том, что в древности в пещере пылали костры. Однако в настоящее время это совершенно невозможно, так как в потолке пещеры нет каких-либо выходов на поверхность, и пещера сегодня слабо проветривается. Очевидно, в древности зал Знаков, где располагалась стоянка, имел какую-то естественную вентиляцию, достаточную для выхода дыма многочисленных костров.

Всего в культурном слое обнаружено 193 предмета, из которых преобладают орудия из местного пещерного известняка и кальцита. Рабочий инструментарий и элементы вооружения составляют небольшую часть коллекции и изготовлены они из высококачественного каменного сырья, явно неместного происхождения, а именно из кремня и зелено-коричневой яшмы, коренные выходы которой находятся далеко от пещеры - в Зауралье. Наряду с каменными, найдены два костных орудия: нож из обломка трубчатой кости с длинным ретушированным лезвием и грубое шило.

Совершенно уникальны обнаруженные в слое украшения. Это четыре просверленные с двух сторон бочонковидные бусинки их зеленного серпентинита - сравнительно мягкого и легкого в обработке. Есть также подвески из тонких пластиночек кости (может быть, бивня мамонта) и сланца. Столь же уникальна находка в культурном слое фрагмента глиняной лампы, поскольку глиняные изделия в культурных палеолитических слоях вообще являются очень редкими находками.

6. Пещера Шульган-Таш - уникальный культурно-исторический объект

С пещерой Шульган-Таш связано очень много легенд, интересных преданий, поверий и сказок. Самым поразительным является то, что основные действия во многих древних сказаниях и других фольклорных произведениях привязаны именно к пещере Шульган-Таш или озеру Шульган, располагающегося перед входом в пещеру. И неслучайно, что и пещера, и озеро в них носит имя хозяина подземного мира (подводного падишаха) Шульгена. Шульген - один из главных отрицательных персонажей многих древнейших эпосов Южного Урала (эпосы: "Урал-Батыр", "Акбузат", "Кара-Юрга", "Акхак Кола" и др.), которому противостоит национальный герой - батыр: Урал-батыр в одноименном эпосе; Хаубан в эпосе "Акбузат"; Кушлак-батыр в эпосе "Кара-Юрга"; батыр Минэй в эпосе "Кунгыр буга" и др.

Озеро Шульган (Шульген) возникло по преданиям из остатков моря-потопа, устроенного дивами и Шульгеном после удара посохом о землю. Поражает сходство описания этого озера в некоторых эпосах с действительной природной обстановкой пещеры Шульган-Таш. Об озере Шульген, например, в эпосе "Акбузат" сказано так: "Когда водяной падишах начал проигрывать битву, он отыскал бездонный омут и нырнул в то озеро. Дна у того озера нет, оно сливается с большой подземной рекой...». Того падишаха звали Шульгеном. Поэтому и озеро стали называть Шульгеном.

В эпосе "Акбузат" и эпосе "Урал-батыр" описываются человеческие жертвоприношения озеру Шульган. В жертву подводного (подземного) мира приносились девушки-красавицы. Может быть найденная П.И. Рычковым "сухая человеческая голова" и есть след этого жертвоприношения?

Во многих легендах и преданиях озеро Шульган часто занимает центральное место. Так, все события в эпосе "Акбузат" разворачиваются именно вокруг этого озера. На поверхности озера в полнолуние появляется лучезарная девушка Наркас в облике золотой утки. Юноша Хаубан получает в дар от нее крылатого коня Акбузата (тулпара) и многочисленные стада. Единственным условием для Хаубана при этом является запрет оборачивания в сторону озера после получения даров. Однако, испугавшись бури, вызванной появлением из озера тулпара, Хаубан оглядывается, и все животные опять исчезают в пучине таинственного озера. Такой мотив обитания коней и скота на дне озера и их частичного исчезновения в этом же озере распространен в многочисленных легендах, преданиях и эпосах Южного Урала очень широко.

Например, в эпосе "Кара-Юрга" Кушлак-батыр во время охоты засыпает на берегу озера. Появляется странник, который просит батыра отдать ему охотничью птицу - кречета в обмен на что-нибудь. Кушлак долго не соглашается, и наконец, за табун лошадей он расстается с чудесной птицей, которая напоследок пророчит ему скорую смерть. Путник выводит из озера косяк лошадей, ведомый Кара-Юргой. Выход животных опять же прерывается нарушением запрета оглядываться. Оставшийся скот Кушлак сгоняет в одно место и сразу же умирает.

С аналогичным сюжетом в Бурзянском районе широко бытует легенда об озере Елкысыккан-Куль, из которого вышли кони. В этой легенде (по М.В. Лоссиевскому) рассказывается о батыре Бышлаке, который во время охоты в окрестностях Шульгана повстречал удивительного странника. Странник попросил у батыра собаку. Бышлак долго отпирался, пока незнакомец не предложил ему за нее табун лошадей. Странник взял собаку и нырнул в озеро, а затем вывел кобылу, наказав сесть на нее верхом и ехать не оглядываясь. Из любопытства Бышлак оглянулся, и тут же половина табуна нырнула обратно в воды озера. Охотник стал богатым человеком, а его потомство с тех пор называется байулинцами. От этого табуна, пошла порода лошадей пегой масти с серой спиной. А озеро получило название Елкысыккан - озеро, откуда вышли кони. По тексту описания это озеро соответствует озеру карстового происхождения вблизи пещеры Шульган-Таш, и которое также называют озером Шульганом.

С озером Шульган связано действие и другого широко распространенного сказания "Кунгыр буга". В этом озере батыр Минэй находит пропавшую дочь старика и старухи, которую похитил Водяной - хозяин озера. Батыр спускается в подводное царство, срубает все семь голов чудовищу и выводит на землю девушек, людей и скот.

Нетрудно заметить общий для всех приведенных отрывков произведений один и тот же мотив выхода коней или скота из озера Шульган, которое выступает как место локализации потустороннего мира. Отсюда - выход из него должен восприниматься как метафора рождения. То есть озеро воспринималась предками современных башкир не только как место обитания почитаемых животных, но и как место их рождения.

Немало легенд и сказаний связано и с самой пещерой Шульган-Таш. Одна из них гласит, что в былые времена в пещере жили какие-то особые люди, не похожие на современных людей. Они были очень богаты, сеяли хлеб и имели множество разного скота. Но чаще всего легенды, связанные с пещерой, олицетворяют потусторонние силы и это понятно, поскольку, как отмечалось выше, пещерная среда более сурова и непонятна, чем обычно окружающая нас природа. В.И. Даль, разъезжая по Оренбургской губернии по служебным делам, собирал произведения устного народного творчества, в частности и башкирского фольклора. В своих заметках он характеризует Капову пещеру по сказаниям и преданиям башкир так: "...В подземелье этом обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Там же укрывались разные джины, дивы ... Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся, собаке: это див, окаменевший в принятом образе. Замечательно, что собака эта боится плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью; она издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность".

По словам П.И. Рычкова, башкиры во время своих войн и восстаний против царских помещиков стягивали сюда свои семьи и скот. При малейшей опасности скот загонялся в нижний этаж пещеры, а женщины, дети и старики уходили на верхний этаж. Временами в пещере одновременно скрывалось до трех и более тысяч человек. Это и не удивительно. Пещера Шульган-Таш как будто бы специально устроена для убежища многих тысяч людей. В ней достаточно много места, воды и воздуха.

7. Экскурсия по пещере

Осмотреть можно первые 200 метров пещеры. Для посетителей проложена пешеходная дорожка. Недалеко от входа в пещеру на стенах видны копии рисунков первобытных людей: мамонты, лошади, носороги, бизоны, различные символы. Они выполненные художникам - реставраторами из Третьяковки.  Настоящие рисунки находятся в глубине пещеры. Пройдя до первого, главного поворота в пещере, попадаешь в Главную галерею. Света здесь еще достаточно, но ты уже на пороге подземелья. После первой решетки надо включать фонарь, иначе имеешь все шансы ушибиться, пол неровный. Преодолевая нагромождения камней, поднимаешься медленно вверх, и вот - последние ворота. С правой стороны луч выхватывает скромный памятник Игорю Нассонову. Молодой парень, спелеотурист, погиб от остановки сердца ещё в 50-е годы прошлого века. Может быть, он чего-то испугался, может ещё что. На следующий год его товарищи вернулись в Капову пещеру и установили этот памятник. Наконец мы внутри. За спиной с металлическим лязгом захлопнулись ворота, отделяющие нас от дневного мира. Зал, где встречаешься с пещерой по-настоящему, носит название Сталактитовый, здесь дорога раздваивается: можно по металлической лестнице взобраться на верхний этаж, а можно пройти в средний, который, кстати, намного короче. До развилки доходят почти все жаждущие пещерной экзотики, а вот дальше не каждый решится перешагнуть барьер, отделяющий мир земной от подземного. У решетки экскурсовод предлагает потушить фонари и послушать звуки пещеры. В наступившей тишине слышится «кап – кап кап»… Возможно, поэтому пещера и называется – Каповой?

Пещера изменчива не только в пространстве, но и во времени: летом, проползая по узкому проему, ведущему к Дальнему озеру, наполовину оказываешься в воде, а зимой, с удивлением отмечаешь, что стало сухо и пролезть можно, оставшись сухим и чистым.

Названия залов и ходов пещеры полны романтики, но они точно передают ощущения, которые испытываешь, находясь в них. В зале Хаоса луч фонаря теряется в нагромождении огромных глыб, служащих полом зала, через которые трудно перебраться, а множество выступов и провалов, из-за которых теряешь ориентацию, создают впечатление полного беспорядка. Зал Храм приводит в трепет, настраивая на таинство. Белоснежность стен зала подчеркивается красками самых разных оттенков. Причудливая игра создает впечатление, что находишься в каком-то архитектурном чуде. Зал Купольный, Мраморный тупик, ход Преисподняя, Зал Радужный, Бриллиантовый, Бездна.

Описывать пещеру очень трудно, подобрать эпитеты для передачи красоты и того особого состояния, которое испытываешь в ней, почти невозможно. Кто не ходил по пещере, не пил хрустальную, сладкую воду из подземных озер, не сидел во влажной, гулкой темноте подземных залов, вслушиваясь в дыхание пещеры, тому невозможно передать это на словах, а кто был - предпочтет всем рассказам возможность побывать в Шульган-Таше еще раз.

А посетителей в пещере немало. Ежегодно тысячи людей посещают Государственный природный заповедник Шульган-Таш, основная их часть совершает экскурсию по знаменитой пещере (в среднем 4-5 тысяч человек за летний сезон). Но кроме известной во всем мире Каповой, заповеднику есть чем гордиться. Здесь живет известная во всем мире пчела "бурзянка", прародительница славы башкирского меда. Само слово "заповедник" подразумевает богатство и нетронутость природы. Горы покрыты диким лесом, луга напоены запахом цветов и трав, прозрачны ручьи с редкой нынче форелью, множество живности от крошечной полевки до бурого медведя. И все это вплоть до самой маленькой былинки охраняется и окружено заботой сотрудников заповедника. Естественно, что в начале наплыва людского потока, вызванного славой сенсационного открытия, заповедный край оказался под угрозой потери девственности природы...

8. Охрана пещеры «Шульган-Таш»

Поскольку основным объектом охраны заповедника является дикая бортевая пчела, пещера является только лишней головной болью для начальства заповедника. Все еще усугубляется тем, что до развала СССР по реке Белой проходил всесоюзный водный туристический маршрут, в проспектах которого одним из объектов посещения была указана Капова пещера. В Башкирии были даже отпечатаны рекламные буклеты и комплекты фотографий, призывающие посещать в частности и эту пещеру. Вход в пещеру находится на берегу реки, которая является границей заповедника и пещера располагается как бы под заповедником и как бы его не касается. Все бы было ничего и посещение пещеры туристами продолжалось бы и дальше, если бы не забеспокоились археологи.

Проведя свою экспедицию в пещеру, они обнаружили, что рисунки стали покрываться слоем натечного кальцита. В этом в общем-то ничего удивительного нет, поскольку в начале 1960-х годов рисунки были вскрыты из под довольно толстого слоя натека. Но археологи начали искать пути предотвращения этого явления и в том числе обнаружили бесконтрольное посещение пещеры, которое также может повлиять на рисунки, так как часто туристы посещают пещеру, освещая свой путь факелами, которые коптят стены и своды. Был поднят вопрос перед дирекцией Заповедника, Главохотой (которая контролировала заповедник) и Центральным Советом ВООП. Сразу встали проблемы с посещением. Как объяснить туристам, что пещера закрыта? Была даже идея построить рядом избушку, где показывать туристам крупные слайды рисунков. Т.е. хотели сделать слабую копию того, что испанцы сделали в пещере Ласко: они  в пещеру пускают только специалистов, да и то только по одному разу, а для туристов сделали из папье-маше точную копию той части пещеры, где расположены рисунки, и показывают ее.

Понятно, что наши туристы не удовлетворились бы слайдами. В тоже время штат заповедника не позволял выделить нескольких егерей для охраны пещеры. Кончилось все тем, что недалеко от входа была поставлена избушка для егеря, а на входе установлена решетка (уже который раз, ведь благодаря сезонной мерзлоте, которая сохраняется в этой части пещеры, решетка постоянно деформируется и разрушается). Туристы нашли способ договориться с егерем...

Потом над пещерой нависла другая угроза: в нескольких километрах ниже пещеры начали строить Иштугановское водохранилище. Створ плотины должен был располагаться так, что максимальный уровень водохранилища не доходил до пещеры около 1 км. Однако весенние ледяные заторы, которые возникают в верховьях водохранилищ, могли создать условия, когда весенние воды устремятся в пещеру (естественно, это сказалось бы на микроклимате пещеры, что могло бы плохо повлиять на рисунки). К тому же создание водохранилищ сопровождается строительством баз отдыха, а значит, неконтролируемое посещение ее еще бы возросло.

Экологическая экспертиза проекта, проведенная в 1989 г., показала несостоятельность его как не отвечающего основной идее - очистке реки Белой от промстоков. И начавшееся уже строительство было свернуто. С разрушением СССР упал уровень жизни населения и исчез всесоюзный маршрут. Проблема с пещерой затухла как бы сама собой. Тем не менее, она вновь встанет во весь рост, как только начавшийся подъем жизни возродит водный маршрут по реке Белой.

Имеются сведения, правда, пока еще не подтвержденные официально, что проблемы Каповой пещеры вновь встают в полный рост: как будто бы вновь возник проект оборудования пещеры для экскурсий и как бальнеологического стационара. В настоящее время на реке Белой строится Юмагузинское водохранилище, которое несколько меньше планировавшегося Иштугановского, но последствия его воздействия на пещеры окружающего района мало отличаются от отвергнутого ранее варианта. Ведь при наполнении водохранилища будут уничтожены гнездовья редких птиц, и будет залит водой нижний этаж пещеры Сумган-Кутук, находящейся, кстати, на территории национального парка. На этом примере мы видим, что расположение пещеры в пределах государственного заповедника еще не обеспечивает ей заповедный режим охраны.


Заключение

Тайны происхождения карстовой полости, ее потрясающие воображения размеры, фантастически замысловатые контуры входа и галерей, дивное сочетание всевозможных нерукотворных пещерных атрибутов, вечная кромешная темнота, сырость и прохлада недр, воспринимаемые зрительные, слуховые и переменные температурные эффекты, массивные нагромождения известняков отдаленных геологических эпох в кровле и многое другое - снискали Шульган-Ташу широкую славу сильно впечатляющего зрелища. Подлинная слава, с годами обрастая загадочными преданиями и красиво сложенными легендами, а порою и чистыми вымыслами, возбуждала большой интерес к полости. Всевозможными людьми Шульган-Таш интенсивно посещался во все времена. Даже целыми селениями, с домашним скотом и скарбом в телегах скрывались в нем люди от врагов. Пещера Шульган находится в окружении живописных залесенных гор западного склона Южного Урала. За чередой горных хребтов и речных долин природа определила ей место. Горный рельеф сделал этот район труднодоступным и редконаселенным. В сущности он явился и причиной сохранения неповторимых по красоте и обаянию, почти первозданных. горнолесных ландшафтов. Громады скал посреди пышной зелени, чистый воздух, настоянный на аромате лесных и луговых  цветов, хрустальный звон горных родников с леденящей зубы прозрачной водой и глубокая тишина. В наш век это - то неоценимо дорогое, чем щедро одаривает этот край каждого, кто умеет любить природу.

Спелеокомплекс Шульган-Таш изучается как многоплановый, сложный и многогранный научный объект, но все же главное в нем - это проявление духовной культуры наших далеких предков. Рассказывая о Шульган-Таше, нельзя не сказать о ее роли в духовной жизни современных народов Южного Урала. Значение пещеры Шульган-Таш в рождении мифов, влияние на творчество и историю народов, населяющих территорию Южного Урала, огромно. Можно сказать, что культ пещеры во многом определяет мировоззрение древнейшего населения края. В этой и других пещерах юноши проходили посвящение во взрослых охотников, испытывались на мужество и выносливость, совершали обряды, иллюстрирующие древние мифы. Подобные святилища были у многих древних народов, и в их понимании они являлись центром, осью мироздания. Вся жизнь современного человека, несмотря на "цивилизованную" его оболочку, пронизана мифологией. Порой мы не осознаем этого огромного влияния, лежащего в нашем подсознании. Поэтому иногда просто необходимо столкнуться с живым источником мифологии, воплощенным в Шульган-Таше, чтобы осознать себя как часть огромного мира, ощутить его нескончаемый поток из прошлого в будущее и ощутить себя связующим звеном времени. Расположившись рядом со входом в Шульган-Таш, приятно смотреть на людей, выходящих из пещеры с восторженно-счастливыми лицами. Они сделали открытие в окружающем мире, но прежде всего открыли что-то новое в себе. Подобно Рычкову и тысячам других исследователей, люди, вышедшие из пещеры, стали богаче и опытнее если не на все тысячелетия истории пещеры, то во много раз больше того времени, что они провели в подземном мире. И хочется верить, что Шульган-Таш, эта связующая нить поколений, не оборвется во времени, и век за веком все так же будет устраивать экзамен человеку на силу, выносливость и красоту духа.


Список использованной литературы

1. Богданович Е.Д., Кудряшов И.К. Об этажности строения Каповой  пещеры // Советская археология. № 1. М., 2003. С. 150-154.

2. Котов В.Г. Мифология Южного Урала. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2002. 66 с.

3. Ляхницкий Ю.С., Мельникова Е.П., Шигорец С.Б. Результаты экспертной оценки состояния палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш (Каповой) и перспективы реставрационных работ // Пещерный палеолит Урала. Мат-лы межд. конф. 9 – 15 сентября  2001 г. Уфа, 2002. С. 119-121.

4. Энциклопедия "БАШКОРТОСТАН". ШУЛЬГАН-ТАШ

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта:

5. http://www.monax.ru/

6. http://www.bashkortostan450.ru/photos/ural.JPG

7. http://www.bashkortostan450.ru/photos/ural1.jpg

8. http://www.bashinform.ru/

9. http://www.bashvest.ru/

10. http://www.ufacity.info/


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.