Реферат: Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников
Мощным конкурентом театра в Веймарской республике стал спорт, который был очень популярен, в особенности бокс. На бои продавались билеты, и немцы знали свои ведущих спортсменов. О популярности этого вида спорта говорит тот факт, что когда друг Роберта Локампа Отто Кестер в «Трех товарищах» получил отказ на его приглашение пойти на бой Стиллинга с Уокером, он был искренне удивлен[37]. Популярны были также стрельба, гимнастика, скачки. Причем скачки были популярны у демократических слоев населения, а на тотализаторе играли даже безработные, в надежде получить шальные деньги. Ажиотаж вокруг скачек хорошо показан Ремарком: «Бюро по заключению пари находилось в довольно большом помещении. Справа был табачный киоск, слева – тотализатор. Витрина пестрела зелеными и розовыми спортивными газетами и объявлениями о скачках, отпечатанными на машинке. Вдоль одной стены тянулась стойка с двумя письменными приборами. За стойкой орудовали трое мужчин. Они были необыкновенно деятельны. Один орал что-то в телефон, другой метался взад и вперед с какими-то бумажками, третий, в ярко-фиолетовой рубашке с закатанными рукавами и в котелке, сдвинутом далеко на затылок, стоял за стойкой и записывал ставки. … К моему удивлению все здесь ходило ходуном. Кругом суетились «маленькие люди» - ремесленники, рабочие, мелкие чиновники, было несколько проституток и сутенеров»[38]. Новое массовое увлечение 20-х годов - автогонки, в которых были заинтересованы не только спортсмены, но и рекламирующие свою продукцию автомобильные фирмы. Гонщиками являлись как любители, часто весьма состоятельные люди, так и профессионалы. По свидетельству Ремарка день гонок был праздником для многих немцев. «Воскресенье. День гонок. … Треск моторов проносился над гоночной трассой, как пулеметный огонь. Пахло сгоревшим маслом, бензином и касторкой. Чудесный возбуждающий запах, чудесный и возбуждающий вихрь моторов. По соседству, в хорошо оборудованных боксах шумно возились механики. … Кестер представлял самого себя, а не какой-нибудь автомобильный завод, и нам приходилось нести самим все расходы»[39]. Помимо скачек, стрельбы, гимнастики, бокса и автогонок в Веймарской Германии очень популярны были футбол, легкая атлетика, теннис, бобслей.
Сразу после войны очень популярными стали танцы. Уанстеп, бостон, танго, начал входить в моду фокстрот, но по прежнему был любим и вальс. Танцами увлекались повсеместно. В зависимости от социального положения посещали либо демократические танцплощадки, либо дорогие дансинги. Часто устраивались танцевальные конкурсы, один из которых описан Ремарком в романе «Возвращение»: «Сегодня здесь танцевальный конкурс, и мы все собираемся принять в нем участие. Призы первоклассные ... Вилли упражняется в уанстепе, где самое главное быстрота движений... Хорошо танцующие дамы нарасхват. Раздается туш. Некто с хризантемой в петлице выходит и объявляет, что прибывшие из Берлина артисты продемонстрируют сейчас новинку - фокстрот. Этого танца мы еще не знаем, только слышали о нем краем уха.... Вносят стол на котором расставлены призы; бросаемся туда. На каждый танец - уанстеп, бостон и фокстрот имеется по три приза»[40]. В «Возвращении» Ремарк показал демократическую танцевальную площадку, в «Трех товарищах» – дансинг для благополучных людей: «Мы поехали в «Каскад». Это был весьма элегантный дансинг с отличным оркестром... Для нас внесли столик, стулья, и, через несколько минут, мы сидели у барьера, на отличном месте, откуда была видна вся танцевальная площадка»[41]. В тот период открывалось большое количество дансингов с барами, что показал Ремарк в «Возвращении»: «На углу Хакенштрассе происходит длительная заминка: тут строится новый ресторан с дансингом и вся улица запружена кучами песку, возами с цементом и лесами. Между лесами над будущим входом, уже светятся красные огни вывески «Астория. Дансинг и бар»[42]. О популярности в Веймарской Германии танцев высказывались герои Ремарка. Одна из героинь романа «Три товарища» Эрна Бенинг считала, что «если не танцевать, то и жить не захочется»[43], и далее: «Мужчине, который не умеет танцевать, я бы сразу дала отставку»[44]. Эти высказывания и вообще танцевальное поветрие довольно логично объяснимо. Биск И.Я. считает, что увлечение танцами в Германии началось сразу же после Первой мировой войны и продолжалось в течение всех веймарских лет, и экономическая и политическая конъюктура мало сказывалась на их неуемной популярности. Танцами увлекались люди разного возраста и социального положения. В 1932 году из 120 имевшихся в Берлине танцевальных школ 52 были расположены в богатой западной части, 24 в мелкобуржуазном центре, 44 – в рабочих северо-восточных кварталах Популярны были и старый вальс, и новые танцы. Лихорадочное веселье являлось реакцией людей на отмену гнетущих ограничений военного времени и вместе с тем полуосознанной попыткой забыть о поражении и его неизбежных последствиях [45].
Традиционным видом отдыха в Веймарской Германии был туризм: ближний – пешеходные прогулки, велосипедные, автомобильные, железнодорожные и водные поездки на выходные дни, и дальний – дальние поездки и поездки за пределы Германии во время отпуска. Для Эммы Мершель незабываемым путешествием были девять дней, проведенных с подругами в Верхней Баварии[46]. Свободное время немцы действительно любили проводить на природе, что подтверждают романы Ремарка, Фаллады, многочисленные свидетельства современников. Это и недалекие поездки за город или к морю, куда отправляются Роберт и Патриция: «Над лугами стояло яркое сверкающее утро. Пат и я сидели на лесной прогалине и завтракали. Я взял двухнедельный отпуск и отправился с Пат к морю»[47]. Иоганнес и Эмма Пинненберги познакомились в одной из таких поездок к морю[48], затем пешие прогулки на лоно природы стали практически их единственным развлечением в провинциальном Духерове, где они поселились после свадьбы[49]. Воскресные поездки за город были массовым явлением. Добраться до места отдыха вовсе не означало хорошо отдохнуть. Пинненберги отдавали предпочтение пешим прогулкам именно по этой причине. «И вот они сидят в поезде, который идет в Максфельде. Вагон битком набит, хотя поезд отходит из Духерова в шесть часов утра. Максфельде, Максзее и река Максе тоже приносят разочарование. Всюду полным-полно народу, шумно и пыльно. Тысячи людей приехали из Плаца, на берегу стоят сотни автомашин и палаток. О лодке и думать нечего, те немногие, что имеются, уже давно разобраны»[50]. На природе немцы расслаблялись после трудовой недели, традиционно со спиртными напитками. «Знаете что,- говорит один из трех товарищей в одноименном романе Ремарка - поедем за город, поужинаем где-нибудь и прихватим бутылку с собой. Там на лоне природы мы ее и выдуем»[51], и чуть ниже с любовью описанный Ремарком пейзаж: «Вечер был прекрасен и тих. Борозды свежевспаханных полей казались фиолетовыми, а их мерцающие края были золотисто коричневые. Словно огромные фламинго проплывали облака в яблочно-зеленом небе, окружая узкий серп молодого месяца. Куст орешника скрывал в своих объятиях сумерки и безмолвную мечту. Он был трогательно наг, но уже исполнен надежды, таившейся в почках»[52].
Местами отдыха были также городские парки и луна-парки с каруселями, американскими горками, чертовым колесом и другими аттракционами, столь красочно описанными Ремарком в «Трех товарищах»: «Шарманщики передовые форпосты луна-парка. Меланхолические нежные звуки. На потертых бархатных накидках шарманок можно увидеть попугая или маленькую озябшую обезьянку в красной суконной курточке. Резкие выкрики торговцев. Они продают состав для склеивания фарфора, алмазы для резки стекла, турецкий мед, воздушные шары и материи для костюмов. Холодный синий свет и острый запах карбидных ламп. Гадалки, астрологи, ларьки с пряниками, качели - лодочки, павильоны с аттракционами. И, наконец, оглушительная музыка, пестрота и блеск освещенные как дворец, вертящиеся башни карусели... на «американских горках» ...был самый большой оркестр. Из позолоченных ниш, по шесть из каждой, выходили фанфаристы. Размахивая фанфарами, прижатыми к губам, они оглашали воздух пронзительными звуками, поворачивались во все стороны и исчезали. Это было грандиозно. Мы уселись в большую гондолу с головой лебедя, и понеслось вверх и вниз. Мир искрился и скользил, он наклонялся и проваливался в черный туннель, сквозь который мы мчались сквозь барабанный бой, чтобы тут же вынырнуть наверх, где нас встречали звуки фанфар и блеск огней... А теперь на чертово колесо... Это был большой и гладкий круг, который вращался с нарастающей скоростью. Надо было удержаться на нем... Путь через лабиринт привидений был полон неожиданностей. Едва мы сделали несколько шагов, как под нами зашатался пол, чьи-то руки ощупывали нас в темноте, из-за углов высовывались страшные рожи, завывали привидения... Пат испугалась черепа, освещенного зеленым светом. … Мы направились к павильону, где набрасывали гуттаперчевые кольца на крючки»[53].
Несомненно, в годы Веймарской Республики расширились «масштабы» досуговой культуры. К традиционным видам досуга: печатному слову, театру, ферейнам и туризму добавились новые виды отдыха: радио, кино, спорт, эстрада, танцы, аттракционы. По прежнему традиционным видом развлечений для городских и сельских жителей оставалось посещение локалей, однако специфика веймарского времени - поляризация общественной жизни, существенно сказалась на политизации такого популярного для немцев отдыха, ставшего даже опасным для жизни. В последние годы республики можно смело утверждать о политизации всей досуговой культуры Германии.
[1] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 191-192.
[2] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 332.
[3] Там же. С. 324.
[4] Штейдле Л. От Волги до Веймара. Мемуары немецкого полковника, командира полка 6-й армии Паулюса. М., 1975. С. 76.
[5] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить и время умирать. М., 1960. С. 53.
[6] Генри Э. Первые щаги // Новый мир. 1989. №. 10. С. 223.
[7] Изаков Б.Р. В наш романтический век: Двадцатые-тридцатые-сороковые. М., 1977. С. 22.
[8] Артемов В.А., Кардашова Е.В. Фридрих Эберт – первый президент Германии. Воронеж. 2001. С. 35.
[9] Биск И.Я. История повседневной жизни населения в Веймарской республике. Иваново. 1991. С. 117
[10] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 40.
[11] Ремарк Э.М. Черный обелиск. М., 1993. С 147.
[12] Ремарк Э.М. Возвращение. Минск. С. 363.
[13] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 31.
[14] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 46.
[15] Александров В.А. На чужих берегах. М., 1987. С. 117.
[16] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 282.
[17] Там же. С. 283.
[18] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 73.
[19] Ширер У. Взлет и падение третьего рейха. В 2-х томах. Том 1. М., С. 96.
[20] Штрассер Отто. Гитлер и я. Ростов н/Д. 1999. С. 65.
[21] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 273.
[22] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 294.
[23] Там же. С. 295.
[24] Штрассер Отто. Указ. Соч. С. 42.
[25] Фаллада Г. Волк среди волков. М., 1959. С. 64.
[26] Ширер У. Берлинский дневник. Европа накануне Второй мировой войны глазами американского корреспондента. М., 2002. С. 17.
[27] Рисс К. Геббельс. Адвокат дьявола. М., 2000. С. 58.
[28] Там же.
[29] Биск И.Я. Указ. соч. С. 105.
[30] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 131.
[31] Там же.
[32] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 132.
[33] Там же.
[34] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 29.
[35] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 281.
[36] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 266.
[37] Там же. С. 33.
[38] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 261.
[39] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 85.
[40] Ремарк Э.М. Возвращение. Минск. С. 283.
[41] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 166.
[42] Ремарк Э.М. Возвращение. Минск. С. 284.
[43] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 29.
[44] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 75.
[45] Биск И.Я. Указ. соч. С. 135.
[46] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 94 .
[47] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 192.
[48] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 216 .
[49] Там же. С. 95.
[50] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 94 .
[51] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 20.
[52] Там же.
[53] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 85-86.