скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников

Мощным конкурентом театра в Веймарской рес­публике стал спорт, который был очень популярен, в особенности бокс. На бои продавались билеты, и немцы знали свои ведущих спортсменов. О популярности этого вида спорта говорит тот факт, что когда друг Роберта Локампа Отто Кестер в «Трех товарищах» получил отказ на его приглашение пойти на бой Стиллинга с Уокером, он был ис­кренне удивлен[37]. Популярны были также стрельба, гимнасти­ка, скачки. Причем скачки были популярны у демократических слоев населения, а на тотализаторе играли даже безра­ботные, в надежде получить шальные деньги. Ажиотаж во­круг скачек хорошо показан Ремарком: «Бюро по заключе­нию пари находилось в довольно большом помещении. Спра­ва был табачный киоск, слева – тотализатор. Витрина пе­стрела зелеными и розовыми спортивными газетами и объ­явлениями о скачках, отпечатанными на машинке. Вдоль одной стены тянулась стойка с двумя письменными прибо­рами. За стойкой орудовали трое мужчин. Они были не­обыкновенно деятельны. Один орал что-то в телефон, дру­гой метался взад и вперед с какими-то бумажками, тре­тий, в ярко-фиолетовой рубашке с закатанными рукавами и в котелке, сдвинутом далеко на затылок, стоял за стой­кой и записывал ставки. … К моему удивлению все здесь ходило ходуном. Кругом суетились «маленькие люди» - ре­месленники, рабочие, мелкие чиновники, было несколько проституток и сутенеров»[38]. Новое массовое увлечение 20-х годов - автогонки, в которых были заинтересованы не только спортсмены, но и рекламирующие свою продукцию автомобильные фирмы. Гонщиками являлись как  любители, часто весьма состоятельные люди, так и профессионалы. По свидетельству Ремарка день гонок был праздником для многих немцев.  «Воскресенье. День гонок. … Треск моторов проносился над гоночной трассой, как пулеметный огонь. Пахло сгоревшим маслом, бензином и касторкой. Чудесный возбуждающий запах, чудесный и возбуждающий вихрь моторов. По соседству, в хорошо оборудованных боксах шумно возились механики. … Кестер представлял са­мого себя, а не какой-нибудь автомобильный завод, и нам приходилось нести самим все расходы»[39]. Помимо скачек, стрельбы, гимнастики, бокса и автогонок в Веймарской Германии очень популярны были футбол, легкая атлетика, теннис, бобслей.

Сразу после войны очень популярными стали танцы. Уанстеп, бостон, танго, начал входить в моду фокстрот, но  по прежнему был любим и вальс. Танцами увлекались повсеместно. В зависимости от социального положения посещали либо демо­кратические танцплощадки, либо дорогие дансинги. Часто устраивались танцевальные кон­курсы, один из которых описан Ремарком в романе «Возвращение»: «Сегодня здесь танцевальный конкурс, и мы все собираемся принять в нем участие. Призы перво­классные ... Вилли упражняется в уанстепе, где самое главное быстрота движений... Хорошо танцующие дамы на­расхват. Раздается туш. Некто с хризантемой в петлице выходит и объявляет, что прибывшие из Берлина артисты продемонстрируют сейчас новинку - фокстрот. Этого танца мы еще не знаем, только слышали о нем краем уха.... Вносят стол на котором расставлены призы; броса­емся туда. На каждый танец - уанстеп, бостон и фокстрот имеется по три приза»[40]. В «Возвращении» Ремарк показал де­мократическую танцевальную площадку, в «Трех товарищах» – дансинг для благополучных людей: «Мы поехали в «Каскад». Это был весьма элегант­ный дансинг с отличным оркестром... Для нас внесли столик, стулья, и, через несколько минут, мы сидели у барье­ра, на отличном месте, откуда была видна вся танцеваль­ная площадка»[41]. В тот период открывалось большое количество дансингов с барами, что показал Ремарк в «Возвращении»: «На углу Хакенштрассе происхо­дит длительная заминка: тут строится новый ресторан с дансингом и вся улица запружена кучами песку, возами с цементом и лесами. Между лесами над будущим входом, уже светятся красные огни вывески «Астория. Дансинг и бар»[42]. О популярности в Веймарской Германии танцев  высказывались  герои Ремарка. Одна из героинь романа «Три товари­ща» Эрна Бенинг считала, что «если не танцевать, то и жить не захо­чется»[43], и далее: «Мужчине, который не умеет танце­вать, я бы сразу дала отставку»[44]. Эти высказывания и вообще танцевальное поветрие довольно логично объяснимо. Биск И.Я. считает, что увлечение танцами в Германии началось сразу же после Первой мировой войны и продолжалось в течение всех веймарских лет, и экономи­ческая и политическая конъюктура мало сказывалась на их неуемной популярности. Танцами увлекались люди разного возраста и социального положения. В 1932 году из 120 имевшихся в Берлине танцевальных школ 52 были располо­жены в богатой западной части, 24 в мелкобуржуазном центре, 44 – в рабочих северо-восточных кварталах  Популярны были и старый вальс, и новые танцы. Лихорадоч­ное веселье являлось реакцией людей на отмену гнетущих ограничений военного времени и вместе с тем полуосоз­нанной попыткой забыть о поражении и его неизбежных по­следствиях [45].

Традиционным видом отдыха в Веймарской Германии был туризм: ближний – пешеходные прогулки, велосипедные, автомобильные, железнодорожные и водные поездки на выходные дни, и дальний – дальние поездки и поездки за пределы Германии во время отпуска. Для Эммы Мершель незабываемым путешествием были девять дней, проведенных с подругами в Верхней Баварии[46]. Свободное время немцы действительно любили проводить на природе, что подтверждают романы Ремарка, Фаллады, многочисленные свидетельства современников. Это и недалекие поездки за город или к морю, куда отправляются Роберт и Патриция: «Над лугами стояло яркое сверкающее утро. Пат и я сидели на лесной прогалине и завтракали. Я взял двухнедельный отпуск и отправился с Пат к морю»[47]. Иоганнес и Эмма Пинненберги познакомились в одной из таких поездок к морю[48], затем пешие прогулки на лоно природы стали практически их единственным развлечением в провинциальном Духерове, где они поселились после свадьбы[49]. Воскресные поездки за город были массовым явлением. Добраться до места отдыха вовсе не означало хорошо отдохнуть. Пинненберги отдавали предпочтение пешим прогулкам именно по этой причине. «И вот они сидят в поезде, который идет в Максфельде. Вагон битком набит, хотя поезд отходит из Духерова в шесть часов утра. Максфельде, Максзее и река Максе тоже приносят разочарование. Всюду полным-полно народу, шумно и пыльно. Тысячи людей приехали из Плаца, на берегу стоят сотни автомашин и палаток. О лодке и думать нечего, те немногие, что имеются, уже давно разобраны»[50].  На природе немцы расслаблялись после трудовой недели, традиционно со спиртными напитками. «Знаете что,- говорит один из трех товарищей в одно­именном романе Ремарка - поедем за город, поужинаем где-нибудь и прихватим бутылку с собой. Там на лоне природы мы ее и выдуем»[51], и чуть ниже с любовью описан­ный Ремарком пейзаж: «Вечер был прекрасен и тих. Бороз­ды свежевспаханных полей казались фиолетовыми, а их мерцающие края были золотисто коричневые. Словно огром­ные фламинго проплывали облака в яблочно-зеленом небе, окружая узкий серп молодого месяца. Куст орешника скры­вал в своих объятиях сумерки и безмолвную мечту. Он был трогательно наг, но уже исполнен надежды, таившейся в почках»[52].

Местами отдыха были также городские парки и луна-парки с каруселями, американскими горками, чертовым колесом и другими ат­тракционами, столь красочно описанными Ремарком в «Трех товарищах»: «Шарманщики передовые форпосты луна-парка. Меланхолические нежные звуки. На потертых бархатных на­кидках шарманок можно увидеть попугая или маленькую озябшую обезьянку в красной суконной курточке. Резкие выкрики торговцев. Они продают состав для склеивания фарфора, алмазы для резки стекла, турецкий мед, воздушные шары и материи для костюмов. Холодный синий свет и острый запах карбидных ламп. Гадалки, астрологи, ларьки с пряниками, качели - лодочки, павильоны с аттракциона­ми. И, наконец, оглушительная музыка, пестрота и блеск освещенные как дворец, вертящиеся башни карусели... на «американских горках» ...был самый большой оркестр. Из позолоченных ниш, по шесть из каждой, выходили фанфари­сты. Размахивая фанфарами, прижатыми к губам, они огла­шали воздух пронзительными звуками, поворачивались во все стороны и исчезали. Это было грандиозно. Мы уселись в большую гондолу с головой лебедя, и понеслось вверх и вниз. Мир искрился и скользил, он наклонялся и провали­вался в черный туннель, сквозь который мы мчались сквозь барабанный бой, чтобы тут же вынырнуть наверх, где нас встречали звуки фанфар и блеск огней... А теперь на чертово колесо... Это был большой и гладкий круг, ко­торый вращался с нарастающей скоростью. Надо было удер­жаться на нем... Путь через лабиринт привидений  был полон неожиданностей. Едва мы сделали несколько шагов, как под нами зашатался пол, чьи-то руки ощупывали нас в тем­ноте, из-за углов высовывались страшные рожи, завывали привидения... Пат испугалась черепа, освещенного зеленым светом. … Мы направились к павильону, где набрасывали гуттаперчевые кольца на крючки»[53].

Несомненно, в годы Веймарской Республики расширились «масштабы» досуговой культуры. К традиционным видам досуга: печатному слову, театру, ферейнам и туризму добавились новые виды отдыха: радио, кино, спорт, эстрада, танцы, аттракционы.  По прежнему традиционным видом развлечений для городских и сельских жителей оставалось посещение локалей, однако специфика веймарского времени - поляризация общественной жизни, существенно сказалась на политизации такого популярного для немцев отдыха, ставшего даже опасным для жизни. В последние годы республики можно смело утверждать о политизации всей досуговой культуры Германии.


[1] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 191-192.

[2] Ремарк Э.М. Три товарища.  М., 1992.  С. 332.

[3] Там же. С. 324.

[4] Штейдле Л. От Волги до Веймара. Мемуары немецкого полковника, командира полка 6-й армии Паулюса. М., 1975.  С. 76.

[5] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить и время умирать. М., 1960. С. 53.

[6] Генри Э. Первые щаги // Новый мир. 1989. №. 10. С. 223.

[7] Изаков Б.Р. В наш романтический век: Двадцатые-тридцатые-сороковые.  М., 1977. С. 22.

[8] Артемов В.А., Кардашова Е.В. Фридрих Эберт – первый президент Германии.  Воронеж. 2001. С. 35.

[9] Биск И.Я. История повседневной жизни населения в Веймарской республике.  Иваново. 1991. С. 117

[10] Ремарк Э.М. Три товарища.  М., 1992. С. 40.

[11] Ремарк Э.М. Черный обелиск.  М., 1993. С 147.

[12] Ремарк Э.М. Возвращение.  Минск. С. 363.

[13] Ремарк Э.М. Три товарища.  М., 1992. С. 31.

[14] Ремарк Э.М. Три товарища.  М., 1992. С. 46.

[15] Александров В.А. На чужих берегах.  М., 1987. С. 117.

[16] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 282.

[17]  Там же.  С. 283.

[18] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена.  М., 1983.  С. 73.

[19] Ширер У. Взлет и падение третьего рейха. В 2-х томах. Том 1.  М., С. 96.

[20] Штрассер Отто. Гитлер и я. Ростов н/Д.  1999. С. 65.

[21] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 273.

[22]  Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 294.

[23]  Там же. С. 295.

[24] Штрассер Отто. Указ. Соч. С. 42.

[25] Фаллада Г. Волк среди волков.  М., 1959. С. 64.

[26] Ширер У. Берлинский дневник. Европа накануне Второй мировой войны глазами американского корреспондента. М., 2002. С. 17.

[27] Рисс К. Геббельс. Адвокат дьявола. М., 2000. С. 58.

[28] Там же.

[29] Биск И.Я. Указ. соч. С. 105.

[30] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 131.

[31] Там же.

[32] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 132.

[33] Там же.

[34] Ремарк Э.М. Три товарища.  М., 1992. С. 29.

[35] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена.  М., 1983.  С. 281.

[36] Ремарк Э.М. Три товарища.  М., 1992. С. 266.

[37] Там же. С. 33.

[38] Ремарк Э.М. Три товарища.  М., 1992. С. 261.

[39] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 85.

[40] Ремарк Э.М. Возвращение.  Минск. С. 283.

[41] Ремарк Э.М. Три товарища.  М., 1992. С. 166.

[42] Ремарк Э.М. Возвращение.  Минск. С. 284.

[43] Ремарк Э.М. Три товарища.  М., 1992. С. 29.

[44] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 75.

[45] Биск И.Я. Указ. соч.  С. 135.

[46] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена.  М., 1983.  С. 94 .

[47] Ремарк Э.М. Три товарища.  М., 1992. С. 192.

[48] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена.  М., 1983.  С. 216 .

[49] Там же. С. 95.

[50] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена.  М., 1983.  С. 94 .

[51] Ремарк Э.М. Три товарища.  М., 1992. С. 20.

[52] Там же.

[53]  Ремарк Э.М. Три товарища.  М., 1992. С. 85-86.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.