скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Цена в рыночной экономике

Билет 5

52. Основные школы научного менеджмента

Классическая (традиционная) школа управления: Ф.У. ТейлорХ. Эмерсон, Г. Гант, Л. Гилбрет М. Вебер, М. Фоллет, (вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления): повышения производительности и эффективности труда; нормирование труда; работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация); мотивации труда работников; разрешение социальных проблем.

Административная и функциональная школы управления А. Файоль, Дж. Муни, М. Вебер, Ч. Бернард, которые рассматривали следующие вопросы: основные принципы менеджмента; основные функции управления; процессный подход к управлению; принципы работы менеджеров низшего, среднего и высшего звена управления; построение организации;

"Школа человеческих отношений".Г. Мюнстерберг, М. Фоллетт Д. Мак-Грегор, А. Маслоу: социальная ответственность бизнеса перед работниками; индивидуальная психология; человеческие потребности; психология и мотивация работников; обеспечение единства целей и усилий членов коллектива; формальные и неформальные организации;

Школа "социальных систем", Т. Парсонс, Р. Мертон, Л. Берталанфи, индивид; формальная структура организации; неформальная структура организации; статусы и роли членов организации; внешнее окружение (гос. структуры, поставщики, покупатели, партнеры, конкуренты);

Эмпирики часто говорили о необходимости создания единой теории управленческой деятельности. К представителям "эмпирической" школы управления относятся Р. Дэйвис, Л. Эппли, Э. Дэйл, А. Слоун, "новая школа" управления, в которую входили Л. Берталанфи, Д. Форрестер, А. Рапопорт, К Боулдинг, С. Бир.

Внимание представителей "новой школы" было сфокусировано на: сетевом планировании; оптимизации и распределении ресурсов организации (линейные, нелинейные и динамические методы); управлении и оптимизации запасов ресурсов; использовании "теории игр" при принятии решений в условиях неопределенности и рисков (которая в дальнейшем переросла в самостоятельную область математики - "теорию принятия решений")

30. Понятие самоокупаемости услуг в СКС: механизм формирования самоокупаемых цен, механизм и условия предоставления услуг в СКС по льготным ценам.

Льготные и самоокупаемые цены устанавливают некоммерческие п/п, кот. ставят перед собой соц. цели - удовлетворение и формирование культ. потребностей. Политика ценообразования музеев, большинства театров, филармоний связана с необходимостью максимизации доступности продукта их деят-ти. Поэтому вполне закономерным явл. тот факт, что услуги данных п/п оплачиваются потребителем лишь частично, основным источником средств для произв-ва продукта в этом случае выступают поступления из гос. бюджетов разных уровней или др. сторонних источников (меценатов, спонсоров, различных фондов)

1. Собственность

Соб-ть отношения м/у людьми, классами и соц. группами общества, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технического и технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей.

Ресурсы, вещи сами по себе не являются собственностью. Поэтому главным в отношениях собственности выступает не то, что присваивается, а то, кем и как присваивается.

Собственность является одновременно эк. и юр. категорией. Как эк. категория она определяет формы хозяйствования, нормы распределения доходов, степень и характер удовлетворения экономических и социальных запросов людей. Юр. выражается в том, что посредством юр. законодательных актов устанавливаются правовые нормы, регламентирующие отношения между людьми, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим различным субъектам собственности. Посредством этих правовых норм собственность как эк. категория приобретает юр. оформление.

Присвоение - процесс эк. и юр. закрепления рес-в, имущества, средств производства, мат. благ и услуг, различных видов доходов за хозяйствующим субъектом или физ. лицом.2-я сторона присвоения – отчуждение – процесс расходования соб-ти, передачи ее другому физ. или юр. лицу, или даже физческого уничтожения.

Распоряжаться соб-тью может только собственник, обладающий юр. правом на неё (продать, пустить в хоз. оборот, осуществить дарение или наследие, аренда).

Владение предполагает возможность совершать в течение определенного срока хоз. действия над объектами соб-ти: пользоваться зданиями, оборудованием, техникой, кредитом, возделывать землю.

Пользование - извлечение из объектов собственности их полезных свойств с целью производства материальных благ или оказания услуг.Т. о. соб-ть – основное звено эк. отношений, на котором держаться все остальные звенья эк. системы. Именно она обуславливает эк. способ соединения работника со средством производства, цель развития эк. системы, соц. структуру общества, способ распределения созданных мат. благ и услуг.

Два типа соб-ти: частную и гос. (общественную), каждый из которых имеет несколько форм. При частной собственности одно лицо или семья является собственником имущества, ресурсов или факторов производства, имущество передается по наследству или реализуется на рынке. По характеру накопления подразделяется на трудовую нетрудовую. Трудовая соб-ть формируется за счет зарплаты, предпринимательской деятельности, доходов от средств, вложенных в акции, облигации, кредитные учреждения. Нетрудовая соб-ть имеет разнообразные каналы формирования: законные и противоправные, легальные и нелегальные (теневая эк-ка, коррупция, взяточничество, приватизация собственности).

Частная соб-ть возникла как следствие развития товар. пр-ва. Рабовладельческая и феодальная соб-ть также являлась частной формой соб-ти, однако работник был юр. зависимым от своего господина. При капитализме он юрид. свободен, т.е. отделен от средств производства.

Начальная стадия развития капитализма характеризовалась господством индивид. частной собственности. Однако введение новых видов машин, технологий и форм организации труда – резко усилили процесс концентрации производства. Возникли монополистические союзы в разных отраслях промышленности. Индивидуальная частная соб-ть сменилась монополистической.

Гос. соб-ть форма частной соб-ти, при которой субъектом соб-ти выступает государство. Становление ее шло на базе государственной феодальной собственности. Еще в период зарождения капитализма государство организовывало мануфактуры, мастерские, монетные дворы, шло на союз с купеческим и ростовщическим капиталом, создавая совместные с ними компании для колониальных захватов. С появлением монополистического капитала гос-во создает монополистические союзы в сфере своих экономических интересов. Т.о. гос. соб-ть входит в систему государственно-монополистического капитализма, однако, сохраняет собственное значение в экономике: собственность на земелю; фискальные монополии (соляная, табачная, спиртовая, спичечная и т.д.); "казенные" предприятия (гос. типографии, пивоваренные заводы, предприятия, обслуживающие вооруженные силы); железнодорожный транспорт, почта, телеграф, телефон, радио, TV; к гос. соб-ти относится вся муниципальная собственность. В настоящее время гос. соб-ть осуществляет комплекс мер по улучшению жилищных условий населения, его пенсионном обеспечению, развитию народного образования, культуры, здравоохранения.

Под разгосударствлением следует понимать процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления.

Приватизация процесс передачи прав соб-ти на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления отдельных звеньев экономики.


Билет 6

7. Спрос и предложение

Спрос желание и возможность потребителя купить определенное кол-во товара по определенной цене (Р) в определенный период t.

Объем спроса то кол-во товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене (P) в течение определенного периода t.

Цена, Р 3 4 5 6
Величина спроса, Q 45 30 20 10

Закон спроса: при прочих равных условиях, чем < цена (Р) товара, тем > потребитель готов его купить, и наоборот.

При прочих равных условиях, изменение Р приводит к движению вдоль кривой D. При изменении факторов и постоянной Р товара произойдет изменение самого спроса - сдвиг кривой спроса.

Факторы, оказывающие влияние на изменение величины спроса: доходы потребителей; их вкусы и предпочтения; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары; запасы товаров у потребителей (их ожидание); число продавцов на рынке.

Т. к. рынок предполагает наличие множества покупателей, различают индивидуальный и рыночный спрос. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных объемов спроса при каждом значении цены.

Предложение готовность производителя продать определенное кол-во товара или услуги по определенной цене (Р) за определенный период t.

Объем предложения – то кол-во товара или услуги, которое продавцы в определенный период времени поставляют на рынок по определенной.


Рис.


Цена, Р

1 2 3 4
Величина спроса, Q 10 15 20 30

 

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена (Р) на товар возрастает и наоборот.

При изменении Р, происходит движение вдоль линии S. При изменении др. факторов, оказывающих влияние на S, и постоянной P – изменение самого S, движение линии на графике.

Факторы, оказывающие влияние на предложение: изменение цен на факторы производства; изменение цен на сопутствующие товары; технический прогресс; сезонные изменения; налоги и субсидии; ожидания изменений цен; число продавцов на рынке.

Рис. 7. Рыночное равновесие

Е (точка равновесия) – такая цена, по которой покупатели согласны купить определенное кол-во товара, а производители готовы продать это же кол-во товара.

25. Некоммерческие организации

В иерархии преобладают такие цели как: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации, гос-ва, города; эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и др. видов культурной деят-ти. Некоммерческий тип предполагает max доступность широких слоев населения к результатам своей деят-ти, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Следствие - убыточность, т.е. неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. (архивы, библиотеки, образовательные учреждения).

58. Сущность стратегического менеджмента

Стратегическое управление – процесс разработки и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала п/п с возможностями и угрозами внешней окружения.

Сущность стратегического менеджмента выражается в его функциях:

планирование стратегии – предполагает планирование, разработку стратегий и бюджетирование (стоимостная оценка программы и распределение ресурсов);

орг-я выполнения страт-х планов – согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры;

координация действий по реализации страт. задач – согласование стратег-х решений на различных уровнях;

мотивация на достижение страт. результатов – включает разработку системы стимулов;

контроль за процессом выполнения стратегии – состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации страт. планов.

Главная цель страт. мен-та – развитие потенциала и поддержание страт. способности п/п к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Т.о. сущность страт. мен-та – формирование и реализация стратегии развития орг-ии в усл. нестабильной внеш. среды.

Этапы стратегического управления:

1. анализ среды. Создает базу для определения миссии и целей организации, выработки стратегий ее развития. Внутрен. среда анализир-ся по направлениям: маркетинг, финансы и учет, персонал, организация управления. Внешн. среда исследует эк., полит., соц, междунар. факторы и конкуренцию. Цель анализа: выявление угроз и возможностей внеш. среды, сильных и слабых сторон организации (SWOT);

2. определение миссии и целей организации. Заключается в формулировании миссии, определении долгосрочных и среднесрочных целей;

3. формирование и выбор стратегии. - формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей. Используется метод сценариев портфельный анализ;

4. реализация стратегии. Осуществляется ч/з разработку программ, бюджетов и процедур которые можно рассматривать как планы реализации стратегии. Является критическим этапом, т.к в случае успеха приводит п/п к достижению поставленных целей. Факторы успеха: цели и планы доводятся до работников; руководство своевременно обеспечивает поступление ресурсов; каждый уровень руководства решает свои задачи;

5. оценка и контроль выполнения стратегии. Производиться с целью корректировки предыдущих этапов.

Т. о. стратегический менеджмент помогает определить средства, при помощи которых эти цели будут достигаться, а также действия, направленные на их достижение.

Билет 7

Малый и средний бизнес:

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса.

В отличие от крупного, малое и среднее предпринимательство в большинстве его форм доступно очень многим, поскольку не требует больших первоначальных вложений капитала. Малое и среднее предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и гибкость. Оно обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые стали невыгодными и разорительными для крупных предприятий. Малое и среднее предпринимательство создает благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации (включая небольшие звенья в организационной структуре крупных предприятий). Важным преимуществом малых хозяйственных форм являются невысокая капиталоемкость и короткие сроки сооружения нового предприятия или реконструкции прежнего по сравнению с крупными объектами.

В России малое предпринимательство определялось по двум основным критериям: численности работающих и отраслевой принадлежности. Наиболее существенными характеристиками таких предприятий являются высокая финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке своих хозяйственных подразделений. Рыночная экономика, и об этом свидетельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и интеграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Мировой опыт ведения рыночного хозяйства показывает, что высокая эффективность этой экономической модели достигается лишь в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг, в том числе и на региональном уровне, экспансия крупных производителей как бы балансируется необходимым числом мелких и средних производителей. Именно они в решающей степени обеспечивают ее формирование и сохранение рынка как конкурентной среды свободного предпринимательства, препятствуют тенденциям монополизации рынков, решают многие социальные задачи, прежде всего, такую острую для рыночной системы хозяйствования, как поддержание занятости населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.