скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Основные положения концепции информационной безопасности России

Курсовая работа: Основные положения концепции информационной безопасности России

Оглавление

Введение. 3

1. Информационная безопасность Российской Федерации. 7

1.1 Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение. 7

1.2 Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации. 12

1.3 Источники угроз информационной безопасности. 16

Российской Федерации. 16

1.4 Состояние информационной безопасности Российской Федерации и основные задачи по ее обеспечению.. 18

2. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации  25

2.1 Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации  25

2.2 Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни. 28

2.3 Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности. 49

3. Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по ее реализации  51

3.1 Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. 51

3.2 Первоочередные мероприятия по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. 55

4. Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. 57

4.1 Основные функции системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. 57

4.2 Основные элементы организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. 59

Заключение. 63

Список Использованной Литературы: 67

 


Введение

Проблема информационной безопасности во все времена была актуальной, хотя в иных понятиях и масштабах. В настоящее время приобрела особую остроту. Возможность перемещения громадных массивов информации через границы государств стало реальностью. Сложившиеся в мире информационные сети дают возможность проникать в информационные массивы, охраняемые государством. Одна из важных задач – обеспечение безопасности информации, которая составляет государственную тайну. На позитивное решение этой задачи направлен весь комплекс мер, предусмотренный законом РФ «О государственной тайне», концепциями, доктринами безопасности, а также рядом ведомственных положений и наставлений. Несмотря на наличие солидной нормативной базы, положение такого рода информации по ряду причин нельзя считать идеальным. Одна из причин: названные акты малоизвестны населению. Их не изучают в школе и большинстве вузов.

В Российской Федерации принята Доктрина информационной безопасности, в которой говорится о необходимости информационного обеспечения деятельности государства и о потребности в развитии отечественной индустрии средств массовой информации, коммуникации и связи. Как отмечает доктор политических наук, профессор А.В. Торкунов: «В сегодняшних условиях содействие объективному восприятию России за рубежом на основе достоверной информации – это проблема не только международного престижа, но и национальной безопасности[1]».

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Настоящая Доктрина служит основой для:

·     формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

·     подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

·     разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Настоящая Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.

В утвержденной Президентом В.В. Путиным в январе 2000 года Концепции национальной безопасности РФ наряду с другими важными сферами защиты интересов страны говорится и об информационной области. «Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающие создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран» и т.д.

Информационная составляющая обеспечения национальных интересов России за рубежом представляется особенно важной, так как сейчас уже стало абсолютно очевидно, что XXI век характеризуется, прежде всего, бумом информационных технологий, что возможности информационного воздействия на общественные процессы во многом опережают по своей эффективности и актуальности все остальные модели, в том числе и силовые.

Обладание информацией, умение и возможности оперативно и в нужный момент её использовать, координация деятельности всех заинтересованных сторон и полное подчинение единой цели – вот основные методические моменты, соразмерное использование которых позволяет государству быть на гребне информационной волны. Кроме того, именно СМИ позволяют обеспечить непрерывность и целенаправленность информационного влияния, что является непременным условием коренных изменений уже сложившихся негативных представлений о России.

Цели работы:

1.    сформулировать понятие информационной безопасности, определить объекты информационной безопасности;

2.    рассмотреть основные методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

3.    провести анализ основных положений государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередных мероприятий по ее реализации;

4.    рассмотреть организационные основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

Основными источниками, которые использовались при написании данной работы, являются Концепция внешней политики РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Концепция национальной безопасности РФ, законодательные акты Российской Федерации в области информации. Различная литература по вопросам международной информации и дипломатической службы, в частности, такие работы, как «Информация. Дипломатия. Психология»; Панарин И.Н. «Информационная война и Россия», «Информационная война и власть»; Бажанов Е.П. «Актуальные проблемы международных отношений», «Приоритеты России в меняющемся мире». При подготовке работы использовались также источники и литература по вопросам внешнеполитической пропаганды и современных информационных войн. При подготовке работы использовалась информация, имеющаяся на официальных веб-сайтах России и Российской ассоциации международных исследований.

В данной работе автор попытался представить всесторонний взгляд на истоки проблемы, её суть и содержание, а также представить возможные пути её решения в рамках информационных технологий.


1. Информационная безопасность Российской Федерации

 

1.1 Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Для достижения этого требуется:

·     повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;

·     усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;

·     обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

·     обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;

·     укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;

·     гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;

·     не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

·     обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством[2].

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Для достижения этого требуется:

·     укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;

·     интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Для достижения этого требуется:

·     развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;

·     развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;

·     развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;

·     обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

В этих целях необходимо:

·     повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

·     интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;

·     обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;

·     расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.


1.2 Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации

 

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

·     угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.