скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Вступление России в ВТО

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 58 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) - как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.

Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель определение максимального уровня (“связывания”) ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены почти со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО: ЕС, Китай, Корея, Новая Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др. Из них с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат присоединение России к ВТО без проведения двусторонних переговоров (Армения, Гонконг, Кувейт, Марокко, ЮАР и др.).

Осталось завершить переговоры с 3 странами-членами РГ: с США, Австралией и Колумбией.

В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень “связывания” таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.

Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой “желтой” корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы “квадро” (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS. В июне 2005 г. российская сторона в ответ на многочисленные запросы стран-членов РГ предоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001-2003 гг. в требуемом ВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: репрезентативный период – 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9,5 млрд. долларов. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству состоялся 20 марта 2006 г. в Женеве. Для обсуждения были представлены обновленные таблицы по внутренней поддержке сельского хозяйства за 2001-2003 гг., а также ответы на вопросы стран-членов ВТО по итогам предыдущих консультаций в октябре 2005 г. Дискуссия была в основном сосредоточена на технических вопросах.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. Последняя серия переговоров с 14 членами РГ состоялась в апреле 2006 г. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг практически со всеми членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Турцией, Эквадором, Грузией, Киргизией, Молдавией, Болгарией, Египтом, Канадой. С Японией, Индией Парагваем, Болгарией переговоры завершены.

Переговоры по услугам продолжаются в настоящее время с США и Австралией.

Наиболее сложно переговоры продвигаются по "таким чувствительным" секторам как финансовые и “энергетические” услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страны были весьма заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок поставщиков услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария).

По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства (т.е. открыть в определенной мере тот или иной сектор) примерно по 110 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.

4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад)ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:

1) несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих “стандартных” положений с момента присоединения России к ВТО;

2) использование Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено определенными обязательствами, зафиксированными в докладе РГ (“переговорные” требования);

3) запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования “ВТО+”): присоединение к “необязательным” соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т.д. Помимо этого, ряд членов РГ в рамках обсуждения системных вопросов пытаются решить проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО.

Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются:

- либерализация мер нетарифного регулирования с точки зрения правил лицензирования, прежде всего в таких областях, как ввоз в Россию алкогольной и фармацевтической продукции, режим экспорта алмазов и металлов платиносодержащей группы, импорт средств связи и шифровальной техники;

- приведение режимов технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных и фитосанитарных мер (СФС) в России в соответствие с правилами ВТО, совершенствование правоприменения в указанных сферах (в первую очередь касательно обязательной сертификации и регистрации, процедур повторной сертификации, подтверждения сертификатов соответствия);

- присоединение к необязательным по канонам ВТО соглашениям (в частности, по торговле гражданской авиатехникой и правительственным закупкам);

- приведение законодательства и правоприменительной практики в области охраны прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО;

- отмена условия “национальной составляющей” в инвестиционных соглашениях;

- обеспечение соответствия применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству, и сокращение их использования;

- обеспечение осуществления сделок купли-продажи государственными торговыми предприятиями на коммерческой основе, а также недискриминационного участия иностранных компаний в таких сделках.

По вопросу “двойного ценообразования” на энергетические товары позиция российской стороны зафиксирована в формулировке, содержащейся в проекте Доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС. Она состоит в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским промышленным потребителям производились по ценам, обеспечивающим в полной мере возмещение издержек производителей/дистрибьюторов и получение ими прибыли при нормальном осуществлении коммерческой деятельности. Этот принцип не касается условий продажи газа населению.

Обсуждению проекта Доклада в первую очередь посвящены регулярно проводящиеся в Женеве заседания РГ.

В ходе 25-го заседания РГ (15-18 ноября 2004 г.) состоялось обсуждение консолидированного текста третьей редакции проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Было отмечено, что данный текст представляет собой основу для итоговой версии документа. По итогам заседания страны-члены Рабочей группы подготовили ряд дополнительных вопросов к российской делегации.

26-е заседание РГ состоялось 14-18 февраля 2005 г. и было посвящено обсуждению ответов российской стороны на представленные ранее вопросы стран-членов РГ.

27-ое заседание РГ прошло в Женеве 13-15 апреля 2005 г. На нем были подняты вопросы системного развития законодательства, а также “подстройки” действующего российского законодательства в соответствии с нормами ВТО. Состоялись также трехсторонние консультации с ЕС и США по вопросам обязательств Российской Федерации и двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг с Канадой, Японией, Швейцарией, Мексикой. Был парафирован протокол о завершении переговоров по доступу товаров и услуг с Турцией, который был подписан 17 апреля 2005 г. в ходе визита Министра Г.О. Грефа в эту страну.

В ходе прошедшего 21-24 июня 2005 г. в Женеве 28-го заседания РГ состоялись серии двусторонних переговоров по условиям доступа на рынок товаров и услуг, консультаций по системным вопросам, многосторонние консультации по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам в торговле, а также многостороннее обсуждение проекта Доклада РГ. Российская сторона проинформировала партнеров о ходе законотворческой работы в области СФС, о действующей системе ветеринарных инспекторов, а также о планах по введению системы страхования рисков. 24 июня 2005 г. на официальном заседании РГ выступил с речью Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф.

В рамках 29-ого заседания РГ, состоявшемся 14-21 октября 2005 г., прошел ряд двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг, многосторонние встречи по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам, техническим барьерам в торговле, а также обсуждение Доклада РГ. На заседании РГ были согласованы три раздела из 27 (“Транзит”, “Транспарентность”, “Прочие таможенные формальности при импорте товаров”).

В ходе 30-го заседания РГ, прошедшего 21-23 марта 2006 г. состоялись серии двусторонних консультаций по товарам, услугам и системным вопросам, двусторонние и многосторонние консультации по сельскому хозяйству, применению санитарных и фитосанитарных мер в торговле. В ходе многостороннего обсуждения отдельных разделов проекта Доклада РГ обсуждались вопросы таможенного регулирования, применения антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер. Были согласованы три раздела проекта Доклада РГ: “Защитные меры в торговле”; “Тарифные изъятия”; “Налогообложение импорта”. Были завершены двусторонние переговоры с делегацией Панамы по доступу на рынок услуг. В ходе формального заседания РГ ряд членов РГ, в том числе Китай, высказался за скорейшее присоединение России к ВТО.

13-18 декабря 2005 г. в г. Гонконге состоялась VI Министерская конференция ВТО. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и определяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г.

В ходе Гонконгской конференции была проведена интенсивная работа в рамках присоединения России к ВТО. Процесс присоединения удалось приблизить к завершающей стадии. Подписаны двусторонние протоколы о завершении переговоров по присоединению с Никарагуа, Парагваем. Была достигнута договоренность о завершении двусторонних переговоров с Канадой (протокол подписан 22 декабря 2005 г. в Москве).

23-25 января 2006 г. в Берне и Женеве состоялись двусторонние консультации со Швейцарией, завершившиеся подписанием соответствующих двусторонних протоколов.

22-25 января 2006 г. в Женеве прошло подписание протоколов с Доминиканской Республикой и Гондурасом.

С 28 февраля по 9 марта 2006 г. в Женеве прошли консультации с заинтересованными членами РГ, в ходе которых состоялось обсуждение ряда разделов проекта Доклада РГ, а также прошли двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров с Колумбией и Австралией.

Вопросы присоединения России к ВТО постоянно поднимаются Министром Г.О.Грефом в ходе его встреч с зарубежными коллегами. Так 6 июня 2005 г. в Сеуле прошла ежегодная Министерская конференция министров торговли стран-участниц АТЭС. На ней впервые встретились главы торговых ведомств России и США, Г.О.Греф и Р. Портман. Прошли также переговоры Г.О.Грефа с коллегами из Австралии, Канады, Мексики и Малайзии.

26-27 сентября 2005 г. состоялся визит Министра Г.О.Грефа в США, в рамках которого были проведены встречи с Торговым представителем США Р.Портманом, Министром торговли США К.Гуттьересом, а также ряд консультаций в Конгрессе США. По итогам мероприятий был согласован план совместной работы на октябрь-ноябрь 2005 г., реализация которого позволит завершить переговоры до конца с. г.

В рамках Министерской конференции форума АТЭС (15-16 ноября 2005 г., Пусан, Республика Корея) был подписан протокол с Перу о завершении переговоров по товарам. 21 ноября во время визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Японию был подписан протокол о завершении двусторонних переговоров по товарам и услугам.

26-29 января с.г. в Давосе (Швейцария) состоялся Международный экономический форум. В рамках форума состоялись встречи Министра экономического развития и торговли РФ Г.О.Грефа с торговым представителем США Р.Портманом, с Гендиректором ВТО П.Лами, с Комиссаром по внешней торговли ЕС П.Мандельсоном, с Федеральным Министром экономики Швейцарии Дж.Дэйсом, с Министром развития промышленности и внешней торговли Бразилии Л.Фурланом. В рамках визита был проведен раунд двусторонних переговоров с делегациями США и Австралии. Состоялось подписание двустороннего протокола с Бразилией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.