скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Экологическое право

Шпаргалка: Экологическое право

1. Понятие, предмет, S и сист ЭП

ЭП - совокупность норм, регулир-х общ отношения в сфере взаимодействия общ-ва и природы с целью сохр-я, рации-го использования и оздоровления окруж-й природной среды, а также предупреждения вредных последствий хоз деят-ти, Предмет ЭП составл общ отнош-я в обл взаимод-я чел и природы. Различают 2 гр таких отношений: отраслевые и комплексные. Отраслевые эколог отнош предусматривают регулир-е использования и охраны земель, лесов, атмосферного воздуха, водоемов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилизации радиоактивных вещ-в и др опасных отходов. Комплексные экологе отнош касаются пр природопользования и охраны природных ресурсов в целом - территорий и заповедников, лечебно-оздоровит-х, санитарных, рекреационных и иных зон. Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возможность охраны окружающей природной среды, бережного отношения к природным богатствам посредством соблюдения требований ЭП. Согласно ст. 58 КРФ каждый обязан охранять природу и окр среду, бережно относиться к природным богатствам. S ЭП явл Ф и Ю.Л, Прав-во РФ, специально уполномоченные и иные гос органы, S РФ и РФ в целом. Система ЭП вкл в себя юр-е нормы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и в др отраслях пр, в эколог-м - выделяют Общую и Особенную части. Кроме того, ряд норм составляет Специальную часть ЭП. Обшая часть предусматривает: предмет и систему ЭП; источники и принципы; эколог правоотношения: пр собст-ти и природопользовании; эколог-ю экспертизу; эколог-й контроль; упр-е экологией; отв-ть за эколог-е правонарушения. Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использования природных объектов и защиты эколог-й системы, а также эколого-правовой режим и охрана эколог-х систем, находящихся в сфере производственной деят-ти и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы: недропользования; водопользования; лесопользования; пользования животным миром; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере с/х производства; эколог систем, в кот находятся населенные пункты. Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и эколог обеспечение Вооруженных Сил РФ; Специальная часть регулирует следующий спектр ?: международно-правовая охрана окр-1 среды; загрязнение Мирового океана; экология и космос.

2. Метод ЭП

Методом в пр назыв способ воздействия на общ отнош-я. В современной системе пр закреплены 2 возможных способа возд-я на поведение человека с целью соблюдения пр-х норм: админ-вно-правовой и гр-ко-правовой. Админ-но-правовой способ базируется на неравном положении сторон, кот находятся во властно-подчиненных отношениях. Гр-ко-правовой способ, напротив, основан на равенстве сторон; при этом приоритетными явл эконом-е инструменты регул-я. Специфика природных объектов как объектов регул-я нормами ЭП выражается в их естественном хар-ре происхождения и ф-я, органической взаимосвязи с окр-й природной средой. Потому наиболее эффективным способом пр-го регул-я явл метод власти и подчинения, т.е админ-й метод. Для данного метода хар-но преобладание запретительных, предупредительных, управомочивающих норм. Соблюдение этих норм и призвано обеспечить выполнение эколог-х предписаний, требований охраны окр-й среды. В последнее вр возрастает актуальность эконом-го способа возд-я на общ-е отношения, в том числе в эколог-й сфере. Заинтересованность хоз-го S в рациональном использовании природных богатств и охране окр-й среды обуславливается матер-ми стимулами, применение кот характерно для гр-ко- правового метода регулирования. Эколог-е пр-е регул-е предусматривает, как правило, интеграцию этих 2 методов. Эконом-е способы регулир-я кач-ва окр-й природной среды сочетаются с админ-но-пр-ми ср-ми воздействия на природопользователя. Разработана система нормативов кач-ва окр-й среды, устан-ся пределы допустимого воздействия хоз-х S на природу. Превышение предусмотренных показателей влечет за собой юр отв-ть. Метод ЭП реализуется на практике путем устан-я полит-х, организационных, эконом-х, юр-х гарантий соблюдения эколого-правовых требований.

3. Нормы ЭП

Нормы ЭП - правила, регул-е деят-ть чел в обл охраны и использования окр-й природной среды. Различают нормы: • отраслевые - охрана и использование таких природных объектов, как земля, недра, вода, леса и т. д.; • комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом; • экологизированные, предусмотренные др отраслями пр (админ, угол, хоз-м и т.д.) и требующие соблюдения правил охраны окр-й природной среды. Исходя из содержания юр-го предписания, эколого-правовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-правила. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окр-й природной среды (ст. 3 Закона "Об охране окружающей среды"). Нормы-приоритеты устан пр-е преимущества в охране и использовании одних объектов перед др в интересах обеспечения кач-ва природной среды. Эколог-е приоритеты означают, что любые мероприятия хоз-го или иного содержания запрещаются, если они угрожают здоровью и эколог-й безопасности чел. Выделяют нормы-приоритеты 3 уровней: отраслевого, межотраслевого и общего эколог-го уровня: • отраслевые приоритеты устан-ся в положениях природно-ресурсных отраслей зак-ва; • межотраслевые приоритеты предусматриваются нормами отраслевого зак-ва, при этом они устан-т преимущества в охране опр-х природных объектов; общие эколог-е приоритеты преследуют высшие цели -обеспечение благоприятных эколог-х условий для жизни. труда и отдыха чел, рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы. Перечень общих эколог-х приоритетов предусмотрен ст. 3 Закона "Об охране окруж-й среды". Их действие не ограничивается какой-либо областью, территорией или сферой хозяйствования. Нормы-правила предусматривают эколог-е требования - императивы применительно к конкретной сфере экологи-х отношений.        По содержанию эколог-е императивы подразделяются: на предупредительные; запретительные; обязывающие; разрешительные; восстановительные (компенсационные); карательные; управомочивающие; поощрительные. Предупредительные направлены на то, чтобы помешать осущ-ю неправомерного действия, кот может повлечь за собой вредные последствия. Предупредительные и запретительные императивы - основной комплекс эколого-правовых норм. Цель запретительных императивов - не допустить совершения действий, могущих причинить вред окруж-й природной среде. Так, напр, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных ср-ми очистки и утилизации отходов, не разрешается использование просроченных препаратов, применение полученных в ходе научно-исследовательских работ химикатов, природа кот не выявлена. Разрешительные и обязывающие нормы опр-т порядок деят-ти природопользователей. В 1 случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий S получает пр выполнять опр действия, посредством кот осущ-ся воздействие на природную среду. Во 2 случае - природопользователь как участник эколог-го правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования. Восстановительные, или компенсационные, нормы пр предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий. Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к админ-й, гр-ко-пр-й, дисциплинарной, имущ-й или уг отве-ти за эколог-е правонарушение или преступление. Основаниями для наложения взыскания явл, соответственно, КоАП, гр-ко-пр-е, трудовое зак-во или УК. За совершенные эколог-е правонаруш-я ПУО несут админ-ю и гражданско-пр-ю отв-ть. Поощрительные эколого-пр-е нормы касаются преимущественно эконом-го стимулирования охраны окруж-й природной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Зако РФ "Об охране окруж-й среды". Управомочивающие нормы устан-т компетенцию представительных, исполнит-х и спец-х орг гос-ва (Прав-ва РФ, республик в составе РФ, краев, обла, автономных образований, местных орг самоуправления, специально уполном-х орг) в обл охраны окр-й природной среды.

4. Экологические правоотношения

Эколог-е правоотношения - разновидность общественных отношений, кот возникают в сфере взаимод-я чел и природы и регулируются нормами ЭП. Эколог-е правоотношения возникают на основании юр-х фактов. При этом в обл экологии факты классиф-т на события и действия. Событие (напр, стихийное бедствие, извержение вулкана, наводнение, лесной пожар и т.д.) возникает и порождает эколого-пр-е отнош-я помимо воли чел. Однако не всегда событие выступает как чисто природное явление, зачастую оно явл следствием непродуманной деят-ти чел. Действие отражает поступок чел (это наиболее распр- основание возник-я эколог-х правоотношений). Разл-т позитивные и негативные действия (поступки). Позитивное поведение чел как участника эколог-го правоотношения означает соблюдение требований эколог-х предписаний. Негативное эколог-е правоотношение подразумевает причинение вреда природной среде и здоровью чел-ка. Такие юр-е факты опре эколог-е правонарушения. Негативные эколог-е правоотношения формируют институт эколого-пр-й отв-ти. Основания для прекращения эколог-х правоотношений условно можно подразделить на 2группы. К 1 гр относятся основания, кот происходят по воле природопользователя: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя. 2 гр составл основания, инициаторами кот явл гос орг, уполномоч-е на охрану окруж-й природной среды. К ним относятся, в частности: • изъятие природного ресурса; • лишение пр пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса. Поводом для такого решения может стать неосвоение природного ресурса в течение устан-го срока; уклонение от уплаты налогов и др законных платежей; нарушение прпролопользователем договорных обяз-в. Экол-е правоотношение м-б прекращено по решению органа, осущ-го ф-и гос-го эколог-го К за охраной природной среды, по решению суда, арбитражного суда, по представлению спец-но уполномоч-х орг-в. Прекращение пр природопользования м-б обусловлено протестом орг прокуратуры, выявившей нарушение действующего зак-ва о порядке использования и охраны природной среды. Под содержанием эколог-го правоотношения понимаются пр и обяз-ти его уч-в по использованию и охране природной среды. Содержание пр и обяз-й зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения.

5. S и объекты экологических правоотношений

Согласно ст. 9 КРФ земля и др природ ресурсы использ-ся и охран-ся в РФ как основа жизни и деят-ти народов, проживающих на соотв-й территории. Гос-во гарантирует защиту эколог-х пр чел и гр-на. Следовательно, 1 из уч-в эколог-х правоотн-й (s) выступает гос-во в лице своего компетентного орг. Др s эколог-х отношений явл Ю или Ф.Л, возд-е на природную среду с целью ее потребления, использ-я, воспроизводства либо охраны. К таким s относятся гр-не, в том числе иностр-е, и хоз-е s. Под хоз-и s поним ПУО, возд-е на природную среду, а также гр-не, занятые предприним-й деят-ю, или гр-не, осущ-е общее или спец-е природопользование. Гос-е орг применительно к эколог правоотношению выступают в кач-ве постелей полномочий но упр-ю и контролю в обл охраны окруж-й природной среды. Они опр порядок и усл-я использования и охраны окруж-й природной среды, ее отдельных объектов. Хоз-е s, гр-не, в том числе иностр-е Ю и Ф.Л, обязаны выполнять эколог-е предписания. Объектами эколог-х правоотношений назыв-ся объекты охраны окруж-й среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного возд-я хоз-й и др деят-ти. К таким объектам относятся: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и др организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные эколог-е системы, природные ландшафты и природные комплексы, кот не подвергались антропогенному воздействию. Характер объекта правоотнош-я, его особенности обуславливают пр и обяз-ти, кот наделяется s правоотношений. При наличии, скажем, такого объекта правоотнош-я, как природные заповедники, в составе правоотношений преобладают запретительные нормы; при хоз-м использовании земель приоритет получают предупредительные, разрешительные меры.

6. Классификация эколог-х правоотношений

Эколог-е правоотношения целесообразно классифицировать по видам эколог-х общ-х отношений. 1. Эколог-е правоотношения в сфере гос-го регул-я природопользования - самая обширная гр, куда входят: • эколог-е правоотношения в обл учета природных ресурсов. Правоотношения по ведению эколог-го гос-го мониторинга - земельного (ст. 67 ЗК РФ), лесного (ст. 69 Лесного кодекса РФ), водных объектов (ст. 78 Водного кодекса РФ), а также кадастров, напр, кадастра объектов животного мира (ст. 14 Закона "О животном мире"), и др.; • эколог-е правоотношения в обл разрешительной системы природопользования. Они касаются регистрации пр на природные объекты (ст. 131 ГК) и сделок с ними (ст. 164 ГК); регистрации пр на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере природопользования (ст 23, 51 ГК); лицензирования водопользования (ст. 48 ВК), лесопользования (ст. 31 ЛК) и др.; • эколог-е правоотношения в обл контроля за природопользованием. Помимо общего эколог-го К выделяют правоотношения по осущ-ю спец-х видов К (земельного, водного, лесного и др.); • эколог-е правоотношения в обл охраны гос-ом режима эколог-го благополучия. Они предусматривают применение суд-й или админ-й защиты пр не только природопользователей, но и гос-ва, его органов. Особенностью правоотношений данного вида явл обязательное участие и них, в качестве 1 из s, гос-ва и его орг, координирующих обеспечение эколог-го благополучия в стране. 2. Эколог-е правоотношения в сфере осущ-я правомочий собств-ти на природные ресурсы: - правоотношения по приобретению природных объектов или эл-в этих объектов в собственность; - правоотнош-я по осущ-ю собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов; - правоотношения по прекращению права собст-ти на тот или иной природный объект посредством закл-я сделок купли-продажи, мены, изъятия и принудительного выкупа нерационально используемых земель. Особенность этих правоотношений в том, что 1 из сторон в них всегда выступает собственник зем-го участка или находящихся на нем земельных ресурсов. 3. Экол-е правоотношения в сфере вещных пр на землю и находящихся на ней природных ресурсов выражаются в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, в праве постоянного (бессрочного) пользования им либо в праве сервитута (права ограниченного пользования) соседним земельным участком (статьи 216, 277 ГК). Данную группу правоотношений, в отличие от экологических правоотношений, складывающихся в сфере осуществления правомочий собственника, нельзя назвать абсолютными правоотношениями. Правомочия землевладельцев и землепользователей в отношении своих земель и расположенных на них природных ресурсов значительно уже правомочий собственника. 4. Независимо от того, в какой сфере формируются экологические правоотношения их подразделяют на материальные и процессуальные. Материальные экологические правоотношения складываются применительно к конкретным материальным объектам, подлежащим эколого-правовой охране. К числу материальных можно отнести, например, экологические правоотношения по проведению противопожарных мероприятий, объектом которых служит лесной массив и противопожарная безопасность в нем. Процессуальные экологические правоотношения предусматривают обеспечение порядка природоохранительной деятельности. Процессуальные экологические правоотношения формируются, например, в ходе обсуждения и согласования лесопользователями и представителями лесхоза планов проведения противопожарных мероприятий. 5. В перечне экологических правоотношений выделяют также регулятивные и охранительные правоотношения. Группу регулятивных - составляют экологические правоотношения, касающиеся непосредственно осуществления природоохранительных мероприятий. Охранительные экологические правоотношения складываются по поводу применения ответственности за невыполнение установленных законом норм и правил, предусматривающих требования по охране окружающей природной среды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.