скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: А.В. Дружинин о повестях Ф.М. Достоевского 40-х гг

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. А.В. Дружинин не посвятил творчеству Достоевского специальные статьи или рецензии. Но, как удалось установить, на протяжении всей своей деятельности он неоднократно обращался к оценке произведений писателя – в незавершенной обзорной статье о русской литературе 1848 г., «Письмах Иногороднего подписчика о русской литературе…» за декабрь этого же года, за январь, февраль и апрель 1849 г., а также в рецензии на «Военные рассказы» графа Л.Толстого и «Губернские очерки» М.Е.Салтыкова-Щедрина (1856), а также в статьях «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» (1856) и «Сочинения А.Н.Островского» (1859).

Несмотря на сложное отношение к Достоевскому – человеку и писателю, обусловленное различиями в воспитании, образовании, мировоззрении и т. п., Дружинин внимательно следил за творчеством писателя, его эволюцией. Ни одно произведение Достоевского 40-х гг. не ускользнуло от внимания критика. Анализируя повести Достоевского «Слабое сердце», «Белые ночи», «Неточка Незванова», он касается и предыдущих произведений писателя – романа «Бедные люди» (1846), повестей «Двойник» (1846), «Хозяйка» (1847).

В оценке произведений Достоевского в 1846–1847 гг. Дружинин во многом следует за Белинским, в русле направления, отстаиваемого критиком.

Считая роман «Бедные люди» вершинным произведением писателя, проникнутым пафосом гуманизмом, в котором отчетливо проявилась боль за униженного человека, Дружинин с неудовольствием пишет о повестях «Двойник» и «Хозяйке», в которых отмечает чрезмерный интерес Достоевского к болезненным проявлениям психики человека, а также отсутствие внешней занимательности, неровности стиля, многословие. Как и Белинский, он считал, что после «Бедных людей» развитие писателя происходило по нисходящей линии, предвещая упадок его таланта.

Вместе с тем, как справедливо отмечал еще А.М. Бройде, уже в 40 гг. Дружинин был достаточно самостоятельным критиком и, следуя в оценках за Белинским, в ряде случаев расходился с ним. Так, не считая повести «Двойник» лучшим произведением писателя, Дружинин, вопреки критику-демократу, отмечает в ней рельефность и оригинальность идеи.

Самостоятельность Дружинина проявилась еще более после смерти Белинского, когда он обратился к анализу новых сочинений Достоевского.

Отзыв о «Слабом сердце» еще во многом связан с оценкой предыдущих произведений писателя. Повесть рассматривается как слабая в идейном и художественном отношениях, ставится ниже «Бедных людей» и «Двойника». По мысли критика, устарелая и скучная идея произведения антагонизм, несогласие духовной натуры человека с жизненными событиями - не в состоянии вынести на себе целого произведения. Неудачным найденно и исполнение. Не удовлетворил критика и главный герой повести Вася Шумков, которого он считал вялым, лишенным развития. Искусственным, «наигранным» сочтен и эпизод в магазине у мадам Леру.

В то же время Дружинин признает идею повести замечательной. Критик обнаруживает в ней удачные частности (эффектное описание ночного Петербурга в финале), слог, напомнивший ему «Бедных людей» и заставивший забыть о художественных просчетах писателя.

Самостоятельность Дружинина как критика, его стремление постигнуть творческую индивидуальность писателя в полной мере проявились при оценке следующих повестей Достоевского – «Белые ночи» и «Неточка Незванова».

Анализируя «Белые ночи», Дружинин указывает на поспешность писателя, сказавшуюся на обрисовке характера Мечтателя, который, по его мнению, - лицо бледное и непонятное, изображенное «вне времени и пространства». Но общий пафос отзыва – одобрительный. Дружинин отметил идею повести как замечательную, поставил повесть выше всех предыдущих произведений писателя, исключая «Бедных людей».

О «Неточке Незвановой» он не мог высказать своего окончательного мнения, поскольку в связи с арестом Достоевского повесть осталась незавершенной. Дружинин успел откликнуться только на первые две части произведения. Однако сопоставление этих отзывов свидетельствует о возрастающем интересе критика к писателю, об умении уловить динамику его творчества. Критически отнесшись в первом отзыве к изображению Достоевским характера главной героини, заявив о якобы неспособности воспроизведения писателем образов детей, Дружинин обратил внимание на отсутствие в повести многословия, «темных, вычурных выражений», сжатость языка. Критик фактически снимает упрек по адресу Достоевского в поспешности. В отзыве на вторую часть «Неточки Незвановой», найдя «бледными и бесцветными» образы Лареньки и Неточки, Дружинин указывает на яркое и живое изображение писателем характера девочки Кати. Продолжение повести представляется критику более оригинальным и увлекательным, нежели ее начало.

По Дружинину, ни одна из рассматриваемых им повестей Достоевского 40-х гг. не превзошла в идейном и художественном отношениях романа «Бедные люди».   Тем не менее от внимания критика не укрылась эволюция писателя. Дружинин проницательно подметил идейное и художественное новаторство Достоевского (оригинальность идеи, тяготение к раскрытию внутреннего мира героев, склонность к эффектным концовкам, мастерство в описании Петербурга и Т. п.). При всей сложности отношений Дружинина и Достоевского, доходящей до неприязни со стороны последнего, Дружинину-писателю оказались близки искания Достоевского-психолога.

Колкие и во многом справедливые суждения Дружинина о недостатках ранних работ Достоевского задевали самолюбие писателя, вызвали в нем желание «рассчитаться» с «аристократическим гвардейским офицером». Но, готовя переиздание своих первых сочинений, Достоевский учтет замечания Дружинина о повестях «Белые ночи» и «Неточка Незванова», внесет соответствующие изменения в текст произведений.

Дружинин с сожалением переживал вынужденную изоляцию Достоевского от общества и литературы. Анализируя творчество современных писателей, он не один раз вспомнит о повести Ф.М. Достоевского «Двойник», которая оказалась близка и самому автору «Полиньки Сакс». В статье 1859 года «Сочинения А. Островского» он в последний раз обратится к оценке творчества писателя. Не догадываясь о том, что Достоевский в ссылке не прекратил литературной деятельности, Дружинин отнесет его наряду с А.А. Фетом и Я.П. Бутковым к числу писателей, в 1849 году подававших надежды, авторов, дарования которых «более или менее замечательно», но которые «как-то остановились на одной точке и могли погибнуть без следа или развиться благоприятным образом» (VI, 636). Дружинин не ставит точки, оставляя вопрос о творческом развитии Ф.М. Достоевского развитии открытым.


Список использованной литературы

Источники

1.    Достоевский Ф.М. Белые ночи // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 Т. Л., 1988. Т. 2. С. 152-202.

2.    Достоевский Ф.М. Неточка Незванова // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 Т. Л., 1988. Т. 2. С. 203-356.

3.    Достоевский Ф.М. Слабое сердце // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 Т. Л., 1988. Т. 2. С. 49-88.

4.    Достоевский Ф.М. (Письма к разным корреспондентам) // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 Т. Л., 1988. Т. 15. С. 69-76.

5.    Достоевский Ф.М. Петербургская летопись // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 Т. Л., 1988. Т. 2. С. 5-33.

6.    Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983.

7.    Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. М., 1988.

8.    Дружинин А.В. Собрание сочинений: В 8 Т. СПб., 1865. Т. 6.

9.    Дружинин А.В. Собрание сочинений: В 8 Т. СПб., 1865. Т. 7.

Научно-исследовательская литература

1.    Алдонина Н.Б. А.В. Дружинин: Малоизученные проблемы жизни и творчества. – Самара, 2005.

2.    Алдонина Н.Б. Незавершенные статьи А.В. Дружинина (из неопубликованного) // Российская словесность: эстетика, теория, история. СПб.; Самара, 2007. С. 153-167.

3.    Алдонина Н.Б. Некрасов и Дружинин (по новым материалам) // Карабиха: ИсТ. -лиТ. очерки. Ярославль, 2003. С. 52-82.

4.    Анненков П.В. Критические очерки. СПб., 2000.

5.    Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

6.    Бахтин М. Проблемы творчества Достоевского. Л., 1929.

7.    Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 Т. М., 1953–1959.

8.    Белов С.В. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников и русской критике. М., 1981.

9.    Бройде А.М. А.В.Дружинин. Жизнь и творчество. Сope№hage№, 1986.

10.  Венгеров С. А. А.В.Дружинин // Венгеров С.А. Собрание сочинений: В 5 Т. СПб., 1911. Т. 5. С. 1-59.

11.  Григорьев А.А. Воспоминания. М., 1988.

12.  Григорьев А.А. Литературная критика. М., 1967.

13.  Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1963.

14.  Гроссман Л.П. Заметки. Гофман, Бальзак и Достоевский. // София. 1914. № 5. С. 87-96.

15.  Гус М.С. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. М., 1952.

16.  Днепров В.Д. Идеи, страсти, поступки из художественного опыта Достоевского. Л., 1978.

17.  Добролюбов Н.А. «Забитые люди» // Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 9 Т. М.; Л., 1963. Т. 7. С. 225-275.

18.  Достоевский Ф.М. в воспоминаниях современников: В 2 Т. М., 1964.

19.  Достоевский: Статьи и материалы: В 2 Т. М.; Пгр., 1922. Т. 1.

20.  (Дудышкин С.С.) Русская литература в 1848 году // Отечественные записки. 1849. № 1. Отд. V. С. 1-38.

21.  Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. Л., 1982.

22.  Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. М., 1982.

23.  Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры. Композиция. Стиль. Л., 1980.

24.  Егоров Б.Ф. Проза А.В.Дружинина // Дружинин А.В. Повести. Дневник. – М., 1986. С. 429-458.

25.  Кантор В.К., Осповат А.Л. Русская эстетика середины XIX века: теория в контексте художественной культуры // Русская эстетика и критика 40-50-х гг. XIX в. М., 1982. С. 7-41.

26.  Кантор В.К., Осповат А.Л. Русская эстетика 40–50-х годов ХIХ века: теория в контексте литературного процесса // Вопр. лит. 1981. № 3. С. 167-196.

27.  Карякин Ю. Достоевский: Очерки. М., 1984.

28.  Кийко Е.И. (Примечание к повести «Слабое сердце») // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 Т. Л., 1988. Т. 2. С. 545-548.

29.  Киносита Т. Образ мечтателей: Гоголь, Достоевский, Щедрин // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1988. Т. 8. С. 21-32.

30.  Кирпотин В.Я. Достоевский-художник: Этюды и исследования. М., 1972.

31.  Кирпотин В.Я. Достоевский и Белинский. М., 1976.

32.  Кирпотин В.Я. Мир Достоевского: Статьи, исследования. М., 1983.

33.  Кирпотин В.Я. Молодой Достоевский. М., 1947.

34.  Комарович В.Л. Фельетоны Достоевского // Фельетоны сороковых годов. М.; Л., 1930. С. 90-101.

35.  Кони Ф.А. (Примечания к статье М.М. Достоевского «Сигналы литературные») // Пантеон. 1848. Т. 2. № 3. Отд. «Петербургский телеграф». С. 41-46.

36.  Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского: Очерки. М., 1984.

37.  Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX в. М., 1982.

38.  Миллер О.Ф. Публичные лекции. СПб., 1848.

39.  Миллер О.Ф. Русские писатели после Гоголя: В 3 Т. СПб., 1874.

40.  Нечаева В.С. Ранний Достоевский. 1821-1849. М., 1979.

41.  Новиков Л.А. Диалектика мысли, характера и слова в «Двойнике» Ф.М.Достоевского. М., 1981.

42.  Осповат А.Л. А.В.Дружинин о молодом Достоевском // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1983. Т. 5. С. 186-190.

43.  Осповат А.Л. Короткий день русского «эстетизма» (В. П. Боткин и А.В.Дружинин) // Литературная учёба. 1981. № 3. С. 186-193.

44.  Проскурин Ю. М. Повествователь-рассказчик в романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи» // Науч. докл. высш. шк. Филологические науки. 1966. № 2. С. 124-136.

45.  Пруцков Н. И. «Эстетическая» критика (Боткин, Дружинин, Анненков) // История русской критики: В 2 Т. М.; Л., 1958. Т. 1. С. 444-469.

46.  Розенблюм Л. Повести и рассказы Ф.М. Достоевского. М., 1956.

47.  Румянцева Э.М. Ф.М. Достоевский. Л., 1971.

48.  Семенов-Тян-Шанский П.П. Мемуары: В 3 т. Пг., 1917. Т. 1.

49.  Скатов Н.Н. А.В.Дружинин – литературный критик // Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983. С. 5-30.

50.  Скатов Н.Н. А.В. Дружинин литературный критик // Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. М., 1988. С. 5-29.

51.  Скатов Н.Н. А.В. Дружинин литературный критик // Рус. лит. 1982. № 4. С. 109-121.

52.  Скатов Н.Н. Безмерность гения: Ф.М.Достоевский // Скатов Н.Н. Литературные очерки. М., 1985. С. 107-117.

53.  Скатов Н.Н. Comme il faut русской критики (А.В.Дружинин) // Скатов Н.Н. Литературные очерки. М., 1985. С. 31-64.

54.  Туниманов В.А. Творчество Достоевского. 1854-1862. Л., 1980.

55.  Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

56.  Ф.М.Достоевский в русской критике: Сб. статей. М., 1956.

57.  Фет А.А. Вечерние огни. М., 1981.

58.  Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л., 1988.

59.  Фридлендер Г.М. Первый роман Достоевского // Достоевский Ф.М. «Бедные люди». М.; Л., 1966. С. 5-16.

60.  Фридлендер Г.М. (Примечания к повестям «Белые ночи», «Неточка Незванова») // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 т. Л., 1988. Т. 2. С. 558-574.

61.  Фридлендер Г.М. Ф.М. Достоевский и его наследие. // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 т. Л., 1988. Т. 2. С. 256-274.

62.  Цейтлин А. Г. Русская литература первой половины XIX века. М., 1940.

63.  Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М., 1939-1950.

64.  Чуковский К. Л.Н. Толстой и А.В.Дружинин в 60-х гг. // Чуковский К.И. Люди и книги. М., 1958.

65.  Шевцова Л.И. А.В. Дружинин-критик: Автореф. дис. … д-ра. филол. наук. М., 2002.

66.  Шевцова-Щеблыкина Л.И. Литературно-критическая деятельность А.В. Дружинина в 40-50 гг. XIX века: Монография. М., 2001.

67.  Шевцова-Щеблыкина Л.И. Эстетическая теория А.В.Дружинина и русская литература 40-50 гг. XIX века. Пенза, 1998.

68.  Штейнгольд А.М. А.В. Дружинин - фельетонист и критик о раннем творчестве Достоевского // Русская критика XIX в. и проблемы национального самосознания: Межвуз. сб. науч. тр. Самара, 1997. С. 115-125.

69.  Щенников Г.К. Эволюция сентиментального и романтического характера в творчестве раннего Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1983. Т. 5. С. 271-276.

70.  Этов В.И. Достоевский: Очерк творчества, М., 1968.

71.  Ямпольский И.Г. Заметки о Чернышевском (К полемике Н.Г.Чернышевского с А.В.Дружининым) // Н.Г. Чернышевский: Статьи, исследования и материалы. Саратов, 1978. Т. 8. С. 230-238.

72.  Яновский С.Д. Воспоминания о Достоевском // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 т. Л., 1988. Т. 2. С. 801-803.

Справочная литература

1.    Белов С. В. Энциклопедический словарь «Ф.М. Достоевский и его окружение»: В 2 Т. СПб., 2001. С. 283-284.

2.    Егоров Б.Ф. Дружинин А.В. // Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь: В 5 Т. М., 1992. Т. 1. С. 187-190.

3.    Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008.

4.    Достоевский. Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников. Челябинск, 1997.

5.    Достоевский: Энциклопедия / Сост. Н.Н. Наседкин. М., 2008.


[1] Венгеров С.А. А.В. Дружинин // Венгеров С. А. Собрание сочинений. В 5 т. СПб., 1911. Т. 5. С. 49.

[2] Цит. по кн.: Скатов Н.Н. Литературные очерки. М., 1985. С. 36.

[3] Егоров Б.Ф. Проза А.В. Дружинина // Дружинин А.В. Повести. Дневник. – М., 1986. С. 435.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Чуковский К.И. Толстой и Дружинин в 60-х гг. // Чуковский К.И. Люди и книги. М., 1958. С. 75.

[7] Егоров Б.Ф. Указ. соч. С. 67.

[8] Дружинин А.В. Повести. Дневник. М., 1968. С. 147.

[9] Бройде А.М. А.В. Дружинин. Жизнь и творчество. Copenhagen, 1986. С. 138.

[10] Венгеров С. А. Указ. соч. С. 21.

[11] Цейтлин А. Г. Русская литература первой половины XIX века. М., 1940. С. 391.

[12] Кулешов В. И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке (первая половина). М., 1977. С. 176.

[13] Алдонина Н.Б. А.В.Дружинин (1824-1864): малоизученные проблемы жизни и творчества. Самара, 2005. С. 151.

[14] Егоров Б.Ф. Указ. соч. С. 431-432.

[15] Венгеров С. А. Указ. соч. С. 26.

[16] ЦиТ. по кн.: Дружинин А. В. Литературная критика М., 1983. С. 8.

[17] Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. СПб., 1998. Т. 14. Кн. 1. С. 112.

[18] Дружинин А.В. Собрание сочинений: В 8 т. СПб., 1965. Т. 1. С. 379. (В дальнейшем том и страница указываются в скобках в тексте)

[19] Егоров Б.Ф. Указ. соч. С.447-448.

[20] Фет А.А. Вечерние огни. М., 1981. С. 54.

[21] Кийко Е.И. (Примечания) // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 т. Л., 1988. Т. 2. С. 545.

[22] Кийко Е.И. Указ. соч. С. 545.

[23] Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 15 Т. Л., 1988. Т. 2. С. 72. (В дальнейшем при цитировании произведений Ф.М.Достоевского том и страница указываются в тексте в скобках)

[24] Яновский С. Д. Воспоминания о Достоевском. // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 Т. Л., 1988. Т. 2. С. 801-803.

[25] Цит по ст.: Кийко Е.И. Указ. соч. С. 546.

[26] Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1956. Т. 12. С. 418.

[27] Кирпотин В.Я. Достоевский Ф.М. Творческий путь (1821-1859). М., 1960. С. 256.

[28] Кирпотин В.Я. Указ. соч. С. 257.

[29] Кони Ф.А. (Примечание) // Пантеон. 1848. Т. 2. № 3. Отд. «Петербургский телеграф». С. 100.

[30] (Дудышкин С. С.) Русская литература в 1848 г. // Отечественные записки. 1849. Т. 62. 1. Отд. 5. С. 34.

[31] Анненков П.В. Критические очерки. СПб., 2000. С. 33.

[32] Миллер О.Ф. Публичные лекции. СПб., 1848. С. 212-215.

[33] Миллер О.Ф. Русские писатели после Гоголя: В 3 т. СПб., 1874. Ч. I. С. 117.

[34] Кантор В.К., Осповат А.Л. Русская эстетика 40-50 гг. XIX века: теория в контексте литературного процесса // Вопросы литературы. 1981. № 3. С. 186.

[35] Алдонина Н.Б. Некрасов и Дружинин (по новым материалам) // Карабиха: Ист.-лит. Очерки Ярославль, 2003. С. 54.

[36] Российская словесность: эстетика, теория, история. СПб.; Самара, 2007. С. 153-167.

[37] Осповат А.Л. А.В.Дружинин о молодом Достоевском // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1983. Т. 5. С. 188.

[38] Там же.

[39] Там же.

[40] Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1956. Т. 10. С. 41.

[41] Осповат А.Л. А.В.Дружинин о молодом Достоевском // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1983. Т. 5. С. 188.

[42] Там же.

[43] Там же.

[44] Там же.

[45] Там же.

[46] Там же.

[47] Там же.

[48] Там же.

[49] Там же.

[50] Там же.

[51] Там же.

[52] Там же.

[53] Там же.

[54] Киносита Т. Образ мечтателей: Гоголь, Достоевский, Щедрин // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1988. Т. 8. С. 21.

[55] Румянцева Э.М. Ф.М. Достоевский. Л., 1971. С. 70.

[56] Кирпотин В.Я. Указ. соч. С. 311.

[57] Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. М., 1952. С. 100.

[58] Румянцева Э.М. Указ. соч. С. 71.

[59] Комарович В. Л. Фельетоны Достоевского // Фельетоны сороковых годов. М.; Л., 1930. С. 91.

[60] Нечаева В.С. Предисловие // Достоевский Ф. М. Петербургская летопись. (Из неизданных произведений). Пб.-Берлин. 1922. С. 19,20.

[61] Проскурин Ю. М. Повествователь-рассказчик в романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи» // Науч. докл. высш. шк. Филологические науки. 1966. № 2. С. 126.

[62] См.: Гроссман Л.П.. Заметки: Гофман, Бальзак и Достоевский // София. 1914. №5. С. 87-96.

[63] Отечественные записки. 1849. № 1. Отд. V. С. 34.

[64] Штейнгольд А.М. А.В. Дружинин - фельетонист и критик о раннем творчестве Достоевского // Русская критика XIX века и проблемы национального самосознания: Межвуз. сб. науч. тр. Самара, 1997. С. 115.

[65] Ямпольский И.Г. Заметки о Чернышевском (К полемике Н.Г.Чернышевского с А.В.Дружининым) // Н.Г.Чернышевский: Статьи, исследования и материалы. Саратов, 1978. Вып.8. С. 230-238.

[66] Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX в. Л., 1982. С. 320.

[67] Днепров В.Д. Идеи,страсти, поступки из художественного опыта Достоевского. Л., 1978. С. 354.

[68] Шеншин В. К вопросу о сюжете в раннем творчестве Ф.М.Достоевского // Уч.зап. Пермского гос. ун-та. 1967. № 155. С. 116.

[69] Штейнгольд А.М. Указ. соч. С. 118.

[70] Бройде А.М. А.В.Дружинин. Жизнь и творчество. Сopenhagen, 1986. 141.

[71] Штейнгольд А.М. Указ. соч. С. 118.

[72] Штейнгольд А.М. Указ. соч. С. 119.

[73] Там же.

[74] Семенов-Тян-Шанский П. П. Мемуары: В 3 т.. Пг., 1917. Т. 1. С. 197.

[75] Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1963. С. 108.

[76] Фридлендер Г.М. (Примечания к повестям «Белые ночи», «Неточка Незванова») // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 Т. Л., 1988. Т. 2. С. 87.

[77] Румянцева Э. М. Указ. соч. С. 79.

[78] Там же.

[79] Фридлендер Г.М. Указ. соч. С. 382.

[80] Нечаева Н.С. Указ. соч. С. 174.

[81] Там же.

[82] Там же.

[83] Розенблюм Л.М. Повести и рассказы Ф.М.Достоевского. М., 1956. С. 42.

[84] Кирпотин В.Я. Указ. соч. С. 83.

[85] Там же.

[86] Нечаева Н.С. Указ. соч. С. 182.

[87] Кирпотин В.Я. Указ. соч. С. 86.

[88] Фридлендер Г.М. Указ. соч. С. 382.

[89] Там же.

[90] Там же.

[91] Нечаева В.С. Указ. соч. С. 189.

[92] Там же.

[93] Нечаева В.С. Указ. соч. С. 190.

[94] Нечаева В.С. Указ. соч. С. 192.

[95] Бройде А.М. Указ. соч. С. 465.

[96] Там же.

[97] Бройде А.М. Указ. Соч. С. 467.

[98] Там же.

[99] Там же.

[100] Бройде А.М. Указ. соч. С. 466.

[101] Штейнгольд А.М. Указ. соч. С. 123.

[102] Штейнгольд А.М. Указ. соч. С.121.

[103] Там же.

[104] Егоров Б.В. Указ. соч. С. 50.

[105] Бройде А.М. Указ. соч. С. 468.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.