скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников

«Музыка есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки». (Из писаний религий Баха).

Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь, если бы не было музыки.      

О, как тесны и безнадежны

Дни без чарующих минут,

Где души дышат и поют,

И жизнь лишь только в них возможна.  М.Скребцова.

Музыка с нами всегда и в радости и в горе. С ее помощью лечат болезни и даже известны случаи, когда музыка спасла жизнь человека. А теперь представьте, что у вас в классе двое близнецов, похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья близнецов могут различать их без особого труда. Как вы думаете, почему, несмотря на всевозможные сходства, их различают? Перечислите все отличия, которые могут существовать между этими близнецами. ( Записывает на доске).

Дети: Они могут различаться по характеру, по способности, по уму.

УЧИТЕЛЬ: И так, мы  поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, а главным образом невидимыми, неуловимыми качествами и это неуловимое составляет внутренний мир человека. Это его душа, разум, характер, эмоции.

Что, по вашему мнению, занимает более важное место в жизни: внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Да, ребята, человек – это, прежде всего душа, а не тело. Как вы думаете, могло бы тело человека существовать без души? А душа без тела?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Тело без души не может существовать, человек без души – это не человек, а робот. А душа существует всегда, она бессмертна и даже когда человек умирает, умирает только тело, а душа уходит в другой мир, называемый тонким миром. Что, по вашему мнению, является смыслом жизни человека – развитие и совершенствование бессмертной, вечной души или развитие и совершенствование временного тела?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Конечно, смыслом жизни человеческой является развитие и совершенствование вечной бессмертной души, а не тела. Хотя тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье, ведь оно является домом для души. Душа наша развивается в теле.

(На столах детей лежат листочки, разделенные на две половины – на одной написано – душа, на другой тело. На доске слова – летать, радоваться, восхищаться, мёрзнуть, питаться, жиреть, любить, расти).

УЧИТЕЛЬ: Выберите из данных слов качества, присущие душе или телу. Запишите их в соответствующие половинки. (Затем обсуждаем ответы детей).

Дети приводят разные примеры из жизни, подтверждающие их мнения. Душа: летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти. Тело: мерзнуть, питаться, жиреть, расти.

УЧИТЕЛЬ: Мы увидели, что обладает более возвышенными, утонченными, прекрасными качествами, чем тело. А способность расти и питаться как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста – взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно. И у ребенка, и у взрослого, и даже у старого человека может расти душа. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу. Ребята, а чем, питается, благодаря чему растет наша душа?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрые, любим и прощаем друг друга. Когда мы умеем видеть красоту природы, прекрасные картины, слушать хорошую музыку, стихи, сказки.

Вот послушаете одну! (Читает отрывок из сказки Г.Андерсена «Чудо рождения»). Начинает со слов «если ты внимательно глядел на небо» и до слов «дети больше не помнят». Читать в сопровождении тихой музыки. ( И.С.Бах «Хоральная прелюдия», «Взываю к Тебе Христос»)

По окончании чтения вопросы:

- А вы, смотрели когда-нибудь на звездное небо? Может быть, даже видели падающие звезды?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Теперь, ребята, сядьте прямо. Закройте глаза и представьте себя маленькой звездочкой, падающей с небес Божьей искрой.

( В это время звучит тихо «Хоральная прелюдия» И.С.Баха).

УЧИТЕЛЬ: Расскажите, что вы в это время чувствовали?

Ответы детей: легкость.

 УЧИТЕЛЬ: Есть ли у вас любимый цветок?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Почему вам нравится именно этот цветок?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, дома вы сядьте также, как мы седели на нашем занятии, и представьте себя звездочкой, Божьей искрой, лежащем в вашем любимым цветке. Мы с вами выяснили, при каких условиях растет, увеличивается наша душа. Кто нам повторит эти условия?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: О человеке с большой душой говорят – душевный человек. Это человек, любящий людей. Целью жизни человека является развитие, и совершенствование нашей души. Поэтому, ребята, как нужно стараться жить, чтобы становиться людьми с огромной душой?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Заканчивая наше занятие, в качестве напутствия, прочитаю вам стихотворение М.Сребцовой.

С рожденья в каждом сердце доброта,

Блаженны те, что дар святой хранят,

В нем сути вечна красота,

Он вечным смыслом навсегда объят.

Господь вручил вам дар неповторимый,

Носители Его – ваш путь высок,

О, не затмите в суете дорог

Священной силы вещие порывы…

(В тихом сопровождении симфонии №9 Л.Бетховена дети уходят).

 

Урок 3.

Вечные темы" и "вечные образы" в художественных произведениях духовного содержания

ЦЕЛЬ УРОКА:

·           Познакомиться с художественными произведениями: М. Лермонтов стихотворение “Ангел”, Л. Марченко песня “Ангел”.

·           Учиться выделять авторское отношение к изображаемому.

·           Задуматься над великим значением Библии в создании произведений искусства.

Подготовка к уроку: Учащиеся: должны подготовить выразительное чтение стихотворения М.Лермонтова “Ангел”;

Индивидуальные задания:

1. Художественное чтение стихотворения наизусть.

2. Сообщение (ученик музыкальной школы) о жанрах духовной музыки: духовный стих, духовная музыка, песнопение, гимн, херувимская песнь.

Учитель: 1) Подготовить оформление доски: Тема. Эпиграф. План. Лексика к уроку.

2) Подобрать иллюстрации: Рембрандт “Святое семейство”. М. Нестеров “Видение отроку Варфоломею”. А. Иванов “Явление Христа народу”.

 3) Словари: толковый, поэтический.

4) Подготовить музыкальные произведения: “Великий колокольный звон” М.Мусоргский. Песня “Ангел” (Л.Марченко на слова М. Лермонтова)

5) Тексты стихотворения и песни.

6) Подготовить вокальную группу учащихся ДМШ: исполнение песни “Ангел”.

План урока:

1. “Великий колокольный звон” М.Мусоргский.

2. Вступительное слово. Беседа: осмысление эпиграфа, определение целей для ученика. “Здесь поэзия становится музыкой” В. Г. Белинский.

3. Работа над восприятием и осмыслением музыкального произведения – песни композитора Л. Марченко на слова М. Лермонтова “Ангел”.

4. Работа над восприятием и осмыслением стихотворения М.Лермонтова “Ангел”.

5. Беседа по картине Рембрандта “Святое семейство”.

6. Подведение итогов.

7. Исполнение песни “Ангел”.

8. Домашнее задание (по выбору учащихся):

·           Прочитать стихотворение “Молитва” (“В минуту жизни трудную”).

·           Прочитать поэму Мцыри” и постараться понять, какая мысль роднит её со стихотворениями “Ангел”, Парус”, “Земля и небо”.

·           Выучить наизусть понравившиеся стихотворения, песни духовного содержания.

·           Нарисовать свои впечатления от стихотворения и музыки.

·           Подумайте, почему сегодня возрастает интерес к произведениям духовного содержания?

ХОД УРОКА

I. Начало урока.

Звучит Великий колокольный звон” М.П.Мусоргского из оперы “Борис Годунов”. Под музыку учащиеся входят в класс, слушают, садятся. Пауза.

II. Вступительное слово:

 Учитель литературы: Среди вечных тем мировой культуры есть одна, которую трудно назвать “темой”, так как она связана с духовным миром человека, с его стремлением к свету, истине, красоте и вере. Вера в людях не умирала никогда. Вера учила создавать великие полотна и храмы. Вера помогала найти слова и музыку, чтобы выразить душу.

Учитель музыки: Сам Бог говорил над моим ухом”, – свидетельствовал композитор Л.В.Бетховен признававшийся, что сила, порождающая музыку, незримо выше человека.

Если представить историю музыки, как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, у которого не было бы духовных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания (Библии). Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Глинка, Рахманинов и наши современники: Т.Г. Свиридов, С. Прокофьев, А.Кастальский. И это не удивительно: ведь церковь некогда была колыбелью музыки. Церковное песнопенье – основа лучших образцов музыкального искусства.

Учитель литературы: Мы уже знаем, что такое духовная музыка и духовная литература. Основой их является Книга книг, Библия. Но Библия оказала огромное влияние не только на христианскую, но и на светскую культуру.

Учащимся предлагается прослушать произведения по теме урока, прочитать эпиграф, сформулировать цели урока, выбрать домашнее задание.

III. Работа над восприятием музыкального образа.

Сообщение ученика музыкальной школы о жанрах духовной музыки. Работа над восприятием и осмыслением музыкального произведения. Звучит песня “Ангел” в исполнении учителя музыки…

Беседа с учащимися:

·           Какие ассоциации и настроения рождает у вас эта музыка?

·           Приходилось ли Вам слышать такую музыку?

·           Чем эта песня напоминает церковные песнопения?

·           Как автор сохраняет “память жанра” - светской песни и церковного песнопения?

·           Что важно в духовной музыке? (поющее слово без сопровождения, а` капелла, воспитание поющим словом.)

Учитель музыки: Светская музыка духовного содержания использует традиции храмовой музыки. Только своим песням композиторы дают инструментальное сопровождение. А что отличает светскую музыку от церковного песнопения, песню “Ангел” современного композитора Л. А. Марченко, созданную на стихи замечательного поэта ХIХ века М.Ю. Лермонтова?

Анализ песни:

- Расскажите о характере и образе песни? (спокойная, повествовательная и в тоже время взволнованная, возвышенная, небесная, светлая, песня о Ангеле)

- Давайте посмотрим, какими музыкальными средствами композитор создаёт образ Ангела и как по-своему решает проблему взаимоотношений Бога и человека?

Учитель музыки:  Послушаем еще раз песню в исполнении учащихся ДМШ. Понаблюдаем, как изменяется образный мир от первого куплета к припеву, от припева ко второму куплету?

1 куплет мелодия звучит спокойно, умиротворённо, повествовательно, монотонно, как молитва, звуковая интонация поступенная. (рассказываем мелодией о появлении Ангела). Со слов “О Боге великом” - крещендо (усиление звука, развитие чувств).

- Давайте споём мелодию1 куплета.

Задание: прослушайте ещё раз припев – у поэта М.Лермонтова этих стихов нет. (Звучит припев в исполнении учителя.)

- Что хотела сказать словами и музыкой припева Людмила Александровна Марченко?

Ангел любви летит над землёй,

  Летит над землей.

Ангел любви летит над тобой,

  Летит надо мной. (Мелодия проникновенная, распевная, лирическая - выражает веру и любовь к Ангелу, посланнику Бога.)

Припев: mf (негромко) - 1 раз, 2 раз - чуть ярче. 2 куплет: на mf., со слов “И долго на свете томилась она” к словам и звуков небес” кульминация! (усиление чувств до F). Исполнение 1 и 2 куплета под аккомпанемент фортепиано и припев на нюанс mf. 3 куплет (добавляет композитор).

- Как звучит третий куплет? (развитие образа небесного ангела, появление нового – земных образов томления, тоски, “желаний чудных”)?

Задание:

- Послушайте, как идёт изменение мелодии: тональности и интонации? (играю) (мелодия новая, многоголосная, призывность интонации: со слов “Ангел любви” 2 раза – 1 раз на р (тихо), 2раз - с р до F(громко) и наоборот < >, заключение как бы издалека, как эхо, что это было когда-то (можно спеть одному ученику).

- Послушайте, как меняется тональность от припева к 3 куплету? (поют дети ДМШ)

Исполнение 3 куплета классом.

Вывод: Третий куплет, созданный композитором, важен для выражения собственного понимания темы Бога и человека. Это его восприятие образа Ангела. В этом проявляется его отношение к Богу, к душе бессмертной. Мы видим, как музыкальная форма угадывает замысел композитора, а    тональность музыки свидетельствует об истинной вере композитора в Бога. Так песня звучит как гимн Ангелу-спасителю: земные души нуждаются в нем, а вера в Бога озаряет мир “светом любви”.

4. Работа над восприятием и осмыслением стихотворения М.Лермонтова “Ангел”.

Учитель литературы: Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Тютчев, Лесков – русские писатели любили духовное чтение, знали Священное Писание. Они в своих произведениях часто использовали сюжеты, символы, образы, темы, взятые из Библии. Одной из “вечных является тема земного и небесного, одним из вечных образов произведений искусства является образ Ангела

“Ангел” - единственное из юношеских стихотворений, отданное поэтом Лермонтовым в печать и опубликованное с его полным именем; появилось в 1839 г. в “Одесском альманахе на 1840 г.” (незадолго до смерти).

- О чём говорит этот факт?

1. Подготовленная группа учащихся читает стихотворение М.Лермонтова “Ангел”.

2. Беседа: Какие чувства и мысли владели поэтом, когда писал он это стихотворение? Что привлекло нашего современника композитора в стихотворении, написанном более ста лет назад, что вдохновило на создание песни?

3. Работа парами: Сравните текст песни и стихотворения. Подумайте, какая интонация должна быть ведущей, чтобы передать чувства поэта?

IV. Групповые задания учащимся:

Цель: Образ Ангела встречаем в поэзии минувших веков и современной лирике. И чтобы понять замысел автора, и чтобы получить истинное наслаждение от чтения или прослушивания произведения, нужно знать, “как поэзия становится музыкой”.

1-я группа. Значение антитезы в создании земного и небесного (составление сопоставительной таблицы)

-Уточните в словаре - справочнике определение слова “антитеза”. Заполните сопоставительную таблицу изобразительных средств, позволяющих создать образ земного и небесного, что чему противопоставляет поэт (обратить внимание на эпитеты, метафоры, текстовые антонимы).Сделайте вывод, как поэтический приём помогает поэту создать настроение, передать свои чувства и мысли.

2-я группа: Лексика стихотворения. Уточнить по словарю и другим источникам значение слов, которые встретились в стихотворении (Ангел, Дух, блаженство, томиться, гимн, внимать, святой и грешный).

3-я группа: Определение темы, идеи. Найти ключевые слова и словосочетания, определяющие авторское отношение к песне Ангела; как можно было по-другому назвать стихотворение?

4-я группа: Работа над музыкальной выразительностью стихотворения. Негромкое чтение стихотворения, составление партитуры текста.

Отчет групп:

1 группа: Роль антитезы для выражения авторской позиции.

2 группа. Лексика стихотворения. Ангелы (греч. - вестник) – по христианским верованиям, сверхъестественные силы, Духи, созданные Богом, для покровительства человеку.

Из учебной хрестоматии А.Г.Кутузова “В мире литературы”: “Чтобы исправить грешников и не дать им погибнуть, посылал Господь к людям ангелов, которые уговаривали людей, спасали праведников и наказывали грешников. Припомните, когда Авраам приносил в жертву сына своего Исаака? Для спасения Лота Бог послал в Содом Ангелов. Ангел путешествовал с Товиею. Ангел был с тремя отроками в разожжённой печи, куда они были брошены по приказанию Навуходоносора. Ангел защитил Даниила, когда он сидел в яме между львами”

Серафимы и Херувимы – Ангелы, относящиеся к лику высших Ангелов. По представлениям верующих, к каждому человеку от рождения для помощи ему в добрых делах Бог приставляет особого Ангела-хранителя. Блаженство – полное невозмутимое счастье. Томиться – мучиться, испытывать тяжесть чего-то.

Гимн – а) те церковные песнопения, которые исполняются во время богослужения, но не являются молитвами, б) торжественная песня, хвалебная песнь.

3 группа. Определение темы, идеи через ключевые слова.

4 группа. О музыкальной выразительности стихотворения.

V. Работа по картине Рембрандта “Святое семейство”.

Ученик художественной школы: Величайшие произведения изобразительного искусства созданы по библейским сюжетам. И время не властно над ними. Эти творения являются достоянием мировой культуры:

·           Апостол Матфей с ангелом” художник Караваджо

·           Вдохновение поэта” художник Пуссен.

·           Сикстинская мадонна” художник Рафаэль.

·           Явление Христа народу” художник А. Иванов.

Учитель: Как удалось художнику передать состояние блаженства? (светлое лицо - лик женщины-матери; спокойный сон младенца, умиротворенность главы семейства и радостные, светлые ангелы навевают лёгкими крыльями покой и благодать)

Учащиеся вспоминают значение слов “святой”, “блаженство”.

Учитель: Итак, как можно определить отношение художника к святому семейству?”

Примерные ответы:

·           Эти люди довольствуются малым: скромное жилище, скромное одеяние.

·           Но эти люди обрели смысл жизни (женщина читает Священное писание) в служении Богу, в послушании.

·           Они блаженны.

·           Мы видим: художник передаёт своё понимание счастья.

·           Что помогает человеку жить? Что спасает от греха?

·           Святость и Вера. Самопожертвование. Жизнь по заповедям Господним.

·           На картине мы видим выражение глаз, эмоции счастливой женщины, ощущаем радость земного бытия. Умиление, маленький земной рай.

Сообщение ученика художественной школы о картине Рембрандта “Святое семейство”.

VI. Подведение итогов:

- Что сближает эти произведения искусства: “Ангел” М.Ю.Лермонтова и Л.Марченко, Святое семейство” Рембрандта? (Церковная тематика, образ ангела, незримое присутствие Бога великого, земное и небесное). Почему важно человеку знать произведения духовного содержания?

Слово учителя: В поисках истины и красоты человек приходит к Книге Книг - Библии. Духовная литература и музыка опираются на Священное писание и Священное предание. В Божественном Откровении находит человек любовь, надежду и веру. Вера в людях не умирает никогда. Вера учит создавать полотна и храмы. Вера помогает найти высокие слова и звуки, чтобы воспеть вечно живую душу.

VII. Исполнение песни “Ангел”.

Под “Великий колокольный звон” дети уходят.


Заключение.

В ходе изучения различных подходов к проблеме духовного воспитания школьников-подростков и анализа программы «Музыка» в 5-7 классах можно сделать следующие выводы:

1. Большой вклад в формирование музыкальной культуры школьников-подростков внесли научные деятели такие, как Ю.Б. Алиев, А.Г. Болгарский, Н.В. Гузий, З.К. Кальниченко, Л.Г. Коваль, А.Н. Сохор, Л.А. Хлебникова, В.В. Медушевский и др.

2. В настоящее время существует множество программ по духовно-нравственному воспитанию различных авторов Крячко А.А., Феоктистова Т. Г., Шитякова Н.П., Т.В.Лазаревой, Н.А.Терентьевой, Р.Г.Шитиковой, Д.Г.Левчук, О.М.Потаповской и др.

3. Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, специфика которого заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сегодня духовное воспитание приобретает особое значение: это эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру, религию и т. д.

4. В  последние  годы  наше  общество  в  полной  мере  ощутило  издержки проводящихся социально экономических реформ, которые  особенно  болезненно сказываются  на  неустойчивой  психике  порастающего  поколения. Поэтому основная задача музыкального  воспитания старшеклассников заключается в воспитании их художест­венного вкуса таким образом, чтобы по окончании школы они располагали верным ориентиром в оценке явлений окружающей музыкальной жизни.

5. Главная задача уроков музыки в 5-7 классах — помочь учащимся осознать свое отношение к различным явлениям музыкального искусства, начать поиск своей позиции в искусстве и жизни. Поэтому основным способом построения содержания является  диалог сознаний, художественных позиций, стилей, личностей, вкусов, а основным методом преподавания — художественно-педагогическое общение.

6. Рассматривая музыкальное искусство как воспитательный потенциал подростков необходимо учитывать все пласты музыки – классическую, народную и религиозную которые и объединяются под общим названием духовная музыка.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.         Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004г.

2.         Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000г.

3.         Баландина Е.Ю. Народная музыка и патриотическое воспитание // Музыка в школе.2003г. № 2.

4.         Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002г.

5.         Гончаров И.Ф. Эстетической воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986г.

6.         Гришанович Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей. – Мн.: Издательство Юнипресс, 2006г.

7.         Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. училищ по спец. «Муз. воспитания», «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.» - М.: Просвещение, 1989г.

8.         Духовно-нравственное воспитание / сост. С. А. Титова. – Мн.: Красико-Принт, 2006г.

9.         Духовно-нравственное воспитание на православных традициях: Мультимедийное пособие. Выпуск №1. Витебск, 2006г. (vitoroik@mail.ru).

10.       Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Д.Б.Кабалевский. – М.: Просвещение, 1984г.

11.       Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989г.

12.       Кабуш. Система гуманистического воспитания школьников. – Мн.: Просвещение, 1989г.

13.       Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студентов муз.-пед. училищ и вузов. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

14.       Крюковский, Н.И. Человек прекрасный: очерк теоретической этики челове­ка / Н.И. Крюковский. -  Мн., 1983г.

15.       Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети / С.С.Куломзина. – М.: «Мартис», 1994г.

16.       Лазарева Т. Красота спасет мир: Учебно-методическое пособие для православно-ориентированных школ и педагогов. – М.: «Артос- Медиа», 2006г.

17.       Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению / В.В.Медушевский. – Мн.: Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 1999г.

18.       Медушевский В.В. Концепция: Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. – М., Московская консерватория, 2001г.

19.       Михалкович Н.В. Духовность человека: педагогика развития: Учебное пособие. – Мн.: Тессей, 2006г.

20.       Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на уровне района (муниципального центра). – М.: Планета, 2000г, 2003г.

21.       Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б. Алиев,   Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др., под. ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986г.

22.       Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. /  Авторы-составители: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л.- М.: «ПРО-ПРЕСС», 2006г.

23.       Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. – М.: Мартис, 1997г.

24.       Программа по музыке и церковному пению для общеобразовательных учреждений. Выпуск 2 / Авторское объединение «Русская школа – 2000». Ред. И.В.Метлик. – М.: Пересвет. 2003г.

25.       Ремизов  В.А.   Духовность   как   культурная   ценность  личнос­ти // Философ. науки. 1997г. № 2.

26.       Сигейкина Е.Б. Из истории русской духовной музыки // Музыка в школе. 2003г. № 1.

27.       Синдикова Г.М. Влияние ценностного потенциала музыкальных произведений на духовное развитие учащихся // Музыка в школе. 2005г. № 5.

28.       Симонов П.В. и др. Происхождение духовности / П.В. Симонов и др. -  М., 1989г.

29.       Шульга Р.П. «Искусство и ценностные ориентации личности» // Музыка в школе. 1989г. №2.

30.       Федотова, В.Г. Душевное и духовное // Философ. науки. 1988г. № 7.

31.       Франкл, В.Ф. Непостижимое. Онтологическое введение в философию ре­лиги / В.Ф. Франкл. -  М., 1990г.

32.       Человечество и цивилизация на пороге нового тысячелетия. М., 1989г.

33.       Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферой эпохи // Педагогика. 1996г. № 2.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.