скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Из истории русской крестьянской семьи

В еде, помимо общих кушаний, существовали детские лакомства, распределяемые по возрасту и по заслугам. К. числу таких домашних, а не покупных лакомств можно отнести яблоки, кости (во время варки студня), ягодницу (давленая черника или земляника в молоке), пенку с топле­ного (жареного, как говорили) молока.  Пече­ная картошка, лук, репа, морковь, ягоды, березовый сок, горох — все это было доступно детям, как говорилось, по закону. Но по закону не всегда было интересно.

Поэтому среди классических детских шалостей воровство овощей и яблок стояло на первом месте. Другим, но более тяжким грехом было разорение птичьих гнезд — этим занимались редкие и отпетые. Запретным считалось глядеть, как едят или чаевничают в чужом доме (таких детей называли вислятью, вислятками). Впрочем, дать гостинца со своего стола чужому ребенку считалось вполне нормальным.

3.1. Отрочество.

Общая нравственная атмосфера вовсе не требовала ка­кого-то специального полового воспитания. Она щадила неокрепшее самолюбие подростка, поощряла стыдливость и целомудрие. Наблюдая жизнь домашних животных, чело­век уже в детстве понемногу познавал основы физиологии. Деревенским детям не надо было объяснять, как и почему появляется ребенок и т. д. Об этом не говорилось вообще, потому что все это само собой разумелось, и говорить об этом не нужно, непри­лично, не принято. Такая стыдливость из отрочества пе­реходила в юность, нередко сохранялась и на всю жизнь. Она придавала романтическую устойчивость чувствам, а с помощью этого упорядочивала не только половые, но и общественные отношения.

В отрочестве приходит к человеку первое и чаще всего не последнее увлечение, первое чувство со всем его психологи­ческим многоцветьем. До этого мальчик или девочка как бы «репетируют» свою первую настоящую влюбленность пре­дыдущим увлечением взрослым «объектом» противополож­ного пола. И если над таким несерьезным увлечением под­смеиваются, вышучивают обоих, то первую подлинную лю­бовь родственники как бы щадят и стараются не замечать, к тому же иной подросток не хуже взрослого умел хранить свою жгучую тайну. Обстоятельства, связанные с первой любовью, объясня­ют все особенности поведения в этом возрасте. Если рань­ше, в детскую пору, человек был открытым, то теперь он стал замкнутым, откровенность с родными и близкими сме­нилась молчанием, а иногда и грубостью.

Улица так же незаметно преображается. В детские годы мальчики и девочки играли в общие игры, все вместе, в отро­честве они частенько играют отдельно и задирают друг друга.

Становление мальчишеского характера во многом зави­село от подростковых игр. Отношения в этих играх были до предела определенны, взрослым они казались иногда просто жестокими. Если в семье еще и для подростка допускалось снисхождение, нежность, то в отношениях между сверстни­ками-мальчишками (особенно в играх) царил спартанский дух. Никаких скидок на возраст, на физические особенно­сти не существовало. Взрослые, скрепя сердце,  стара­лись не вмешиваться. Дело было совершенно принципиаль­ное: необходимо выкрутиться, победить, и победить именно самому, без посторонней помощи. Одна такая победа еще в отрочестве превращала мальчи­ка в мужчину.

Игры девочек не имели подобной направленности, они отличались спокойными, лирическими взаимоотношениями играющих.

Соревнование, иначе трудовое, игровое и прочее сопер­ничество, особенно характерно для отроческой поры. Подростка приходилось осаживать, ведь ему хочется научиться пахать раньше ровесника, чтобы все девки, большие и маленькие, увидели это. Хочется нарубить дров больше, чем у соседа, чтобы никто не назвал его маленьким или ленивым и т. д.

Удиви­тельное сочетание детских привилегий и взрослых обязанностей замечается в этот период жизни. Но как бы ни хороши были привилегии детства, их уже стыдились, а если, и пользовались, то с оглядкой. Так, дома, в семье, среди своих младших братьев еще можно похныкать и поклян­чить у матери кусочек полакомей. Но если в избе оказал­ся сверстник из другого дома, вообще кто-то чужой, быть «маленьким» становилось стыдно. Следовательно, для отрочества уже существовал неписаный кодекс по­ведения.

Мальчик в этом возрасте должен был уметь (стремился во всяком случае) сделать топорище, вязать верши, запря­гать лошадь, рубить хвою, драть корье, пасти скот, удить рыбу.  Он уже стеснялся плакать, прекрасно знал, что лежа­чего не бьют и двое на одного не нападают, что если побился об заклад, то слово надо держать, и т. д.

 Девочки годам к двенадцати много и хорошо пряли, учились плести, ткать, шить, помогали на покосе, умели замесить хлебы и пироги, хотя им этого и не доверяли, как мальчишкам не доверяли, например, точить топор, резать петуха или барана, ездить без взрослых на мельницу.

Подростки имели право приглашать в гости своих род­ственных или дружеских ровесников, сами, бывая в гостях, сидели за столом наравне со взрослыми, но пить им разре­шалось только сусло.

3.3. Юность

«Непорядочная девица со всяким смеется и разговаривает, бегает по при­чинным местам и улицам, разиня пазухи, садится к другим молодцам и мужчинам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поет блудные песни, веселится и напива­ется пьяна. Скачет по столам и скамьям. дает себя по всем углам таскать и воло­чить, яко стерва. Ибо где нет стыда, там и смирение не является».

Юности честное зерцало.

Стыд — одна из главных нравственных категорий, если говорить о народном понимании нравственности. Понятие это стоит в одном ряду с честью и совестью.

Существовала как природная стыдливость (не будем путать ее с застенчивостью), так и благоприобретенная. В любом возрасте, начиная с самого раннего, стыдливость украшала человеческую личность, помогала выстоять под напором соблазнов. Особенно нужна она была в пору физического созревания. Похоть спокойно обуздывалась обычным стыдом, оставляя в нравственной чистоте даже духовно неокрепшего юношу. И для этого народу не нужны были особые, напечатанные в типографии правила, подо­бные «Зерцалу».

Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. За это время крестьянский юноша окончательно разви­вался физически, постигал все виды традиционного полевого, лесного и домашнего труда. Лишь профессиональное мастерство (плотничанье, кузнечное дело, а у женщин «льняное» искусство) требовало последующего освоения. Иные осваивали это мастерство всю жизнь, да так и не могли до конца научиться.

Юность полна свежих сил и созидательной жажды, и, если в доме, в деревне, в стране все идет своим чередом, она прекрасна сама по себе, все в ней счастливо и гармонично. В таких условиях девушка или парень успевает и ходить на беседы, и трудиться. Но даже и в худших условиях хозяй­ственные обязанности и возрастные потребности редко про­тиворечили друг другу. К примеру, совместная работа парней и девиц никогда не была для молодежи в тягость. Сенокос, хождение к осеку, весенний сев, извоз, многочисленные помочи давали моло­дежи прекрасную возможность знакомства и общения, что, в свою очередь, заметно влияло на качество и количество сделанного.

Кому хочется прослыть ленивым, или неряхой, или неу­чем? Ведь каждый в молодости мечтает о том, что его кто-то полюбит, думает о женитьбе, замужестве, стремится не опозориться перед родными и всеми другими людьми.

Труд и гуляние словно бы взаимно укрощались, одно не позволяло другому переходить в уродливые формы. Нельзя гулять всю ночь до утра, если надо встать еще до восхода и идти в поскотину за лошадью, но нельзя и пахать дотемна, поскольку вечером снова гуляние у церкви.

Небалованным невестам тоже приходилось рано вста­вать, особенно летом.  Родители редко дудели в одну дуду. Если отец был строг, то мать обязательно оберегала дочь от слишком тяжелой работы. И наоборот. Если же оба родителя оказывались не в меру трудолюбивыми, то защита находилась в лице деда, к тому же и старшие братья всегда как-то незаметно оберегали сестер. Строгость в семье урав­новешивалась добротой и юмором.

Большинство знакомств происходило еще в детстве и от­рочестве, главным образом в гостях, ведь в гости ходили и к самым дальним родственникам. Как говорится, седьмая вода на девятом киселе, а все равно знают друг друга и хо­дят верст за пятнадцать - двадцать. Практически большая или маленькая родня имелась если не в каждой деревне, то в каждой волости. Если же в дальней деревне не было род­ни, многие заводили подруг или побратимов. Коллективные хождения гулять на праздники еще более расширяли воз­можность знакомств.

В отношениях парней и девушек вовсе не существовало какого-то патриархального педантизма, мол, если гуляешь с кем-то, так и гуляй до женитьбы. Совсем нет. С самого отрочества знакомства и увлечения менялись, молодые лю­ди как бы «притирались» друг к другу, искали себе пару по душе и по характеру. Это не исключало, конечно, и случаев первой и последней любви. Свидетельством духовной свобо­ды, душевной раскованности в отношениях молодежи явля­ются тысячи (если не миллионы) любовных песен и часту­шек, в которых женская сторона отнюдь не выглядит пас­сивной и зависимой. Измены, любови, отбои и пере­бои так и сыплются в этих часто импровизированных и всегда искренних частушках. Родители и старшие не были строги к поведению молодых людей, но лишь до свадьбы.

Молодожены лишались этой свободы, этой легкости новых знакомств навсегда и бесповоротно. Начиналась со­вершенно другая жизнь. Поэтому свадьбу можно назвать резкой и вполне определенной границей между юностью и возмужанием.

Но и до свадьбы свобода и легкость новых знакомств, увлечений, «любовей» отнюдь не означали сексуальной сво­боды и легкомысленности поведения. Можно ходить гулять, знакомиться, но... девичья честь прежде всего. Существова­ли вполне четкие границы дозволенного, и переступались они весьма редко. Обе стороны, и мужская и женская, старались соблюдать целомудрие.

А к некоторым вопросам нравственности общественное мнение было жестоким, неуступчивым, беспощадным. Ху­дая девичья слава катилась очень далеко, ее не держали ни леса, ни болота. Грех, свершенный до свадьбы, был ничем не смываем. Зато после рождения внебрачного ребенка девице как бы прощали ее ошибку, человечность брала верх над моральным принципом. Мать или бабушка согрешившей на любые нападки отвечали примерно такой пословицей: «Чей бы бычок ни скакал, а телятко наше».

Но женитьба и замужество — это не только духовно-нравственная, но и хозяйственно-экономическая необходи­мость. Юные годы проходили под знаком ожидания и под­готовки к этому главному событию жизни.

3.4. Пора возмужания.

Жизнь в старческих воспоминаниях неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы.

И впрямь, еще не стихли песни и не зачерствели сва­дебные пироги, как весь уклад, весь быт человека резко менялся.

Закончен наконец драматизированный, длившийся не­сколько недель свадебный обряд. Настает пора возмужания, пора зрелости — самый большой по времени период челове­ческой жизни.

Послесвадебное время не только самое интересное, но и самое опасное для новой семьи. Выражения «сглазить» или «испортить» считаются в образованном мире принад­лежностью суеверия. Но дело тут не в «черной магии».

Первые нити еще не окрепших супружеских связей легче всего оборвать одним недобрым словом или злым, пренебре­жительным взглядом.

Психологическое вживание невесты в мир теперь уже не чужой семьи проходило не всегда быст­ро и гладко. Привычки, особенности, порядки хоть и осно­ваны на общей традиции, но разны во всех семьях, во всех домах. У одних, например, пекут рогульки тоненькие, у дру­гих любят толстые, в этом доме дрова пилят одной длины, а в том — другой, потому что печи разные сбиты, а печи разные, потому что мастера неодинаковые, и т. д. Молодой женщине, привыкшей к девичьей свободе, к родительской заботе и ласке, нелегко вступать в новую жизнь в новой семье. Об этом в народе слагали несчетные песни:

Ты зайдешь черту невозвратную,

Из черты назад не возвратишься.

 В девичий наряд не нарядишься.

 Не цветут цветы после осени,

Не растет трава зимой по снегу,

Не бывать молоде в красных девицах.

Равноправие, а иногда и превосходство женщины в семье были обусловлены экономическими и нравственны­ми потребностями русского народного быта. Какой смысл для главы семейства бить жену или держать в страхе всех домочадцев? Только испорченный, глупый, без царя в го­лове мужичонка допускал такие действия. И если природ­ная глупость хоть и с усмешкой, но все же прощалась, то благоприобретенная глупость (самодурство) беспощад­но высмеивалась. Худая слава семейного самодура, по­добно славе девичьего бесчестия, тоже бежала далеко «впереди саней».

Авторитет главы семейства держался не на страхе, а на совести членов семьи. Для поддержания такого авторитета нужно было уважение, а не страх. Такое уважение заслужи­валось только личным примером: трудолюбием, справедли­востью, добротой, последовательностью. Если вспомним еще о кровном родстве, родительской и детской любви, то станет ясно, почему «боялись» младшие старших. «Боязнь» эта даже у детей исходила не от страха физической распра­вы или вообще наказания, а от стыда, от муки совести.

В хорошей семье один осуждающий отцовский взгляд за­ставлял домочадцев трепетать, тогда как в другой розги, ремень или просто кулаки воспринимались вполне равно­душно. Больше того, там, где господствовала грубая физи­ческая сила и страх физической боли, там процветали об­ман, тайная насмешка над старшими и другие пороки.

Главенство от отца к старшему сыну переходило не сразу, а по мере старения отца и накопления у сына хозяйственного опыта. Оно как бы понемногу соскальзывает, переливается от поколения к поколению, ведь номинально главой семейства считается дед, отец отца, но всем, в том числе и деду, ясно, что он уже не глава. По традиции на семейных советах деду принадлежит еще первое слово, но оно уже скорей совещательное, чем решающее, и он не видит в этом обиды. Отец хозяина и сын наглядно как бы разделяют суть старшинства: одному предоставлена форма главенства, другому содержание. И все это понемногу сдви­гается.

То же самое происходит на женской «половине» дома. Молодая хозяйка с годами становилась главной «у печи», а значит, и большухой. Это происходило естественно, по­скольку свекровь старела и таскать ведра скотине, месить хлебы сама уже не всегда и могла. А раз ты хлеб месишь, то и ключ от мучного ларя у тебя, если ты корову доишь, то и молоко разливать, и масло пахтать, и взаймы давать при­ходится не свекрови, а тебе. У кого лучше пироги получают­ся, у того и старшинство.

Супружеская верность служила основанием и супруже­ской любви, и всему семейному благополучию. Жены в крестьянских семействах плакали, когда мужья ревновали, ревность означала недоверие. Считалось, что если не верит, то и не жалеет, не любит. Оттого и плакали, что не любит, а не потому, что ревнует.

Любовь после свадьбы естественным образом перерождалась, становилась качественно иной, менее уязви­мой и более основательной. С непостижимой небесной вы­соты романтическое чувство как бы срывалось вниз, падало на жесткую землю, но брачное ложе, предусмотрительно припасенное жизнью, смягчало этот удар.

Рождение детей почти всегда окончательно рассеивало возвышенно-романтическую дымку. Жалость (любовь) суп­ругов друг к другу становилась грубее, но и глубже, она скреплялась общей ответственностью за судьбу детей и об­щей любовью к ним. Иногда, правда, и после рождения детей супруги сохраняли какие-то по-юношески возвышенные отношения, что не осуждалось, но и не очень-то по­ощрялось общественным мнением.

                    Семья без детей не семья.   Жизнь без детей — не жизнь.

Если через год после свадьбы в избе все еще не скрипит очеп и не качается драночная зыбка, изба считается несча­стливой. Свадьбу в таких обстоятельствах вспоминают с не­кой горечью, а то стараются поскорее забыть о ней.

Бездет­ность — величайшее несчастье, влекущее за собой прини­женность женщины, фальшивые отношения, грубость мужчины, супружескую неверность и т. д. и т. п. Бездет­ность расстраивает весь жизненный лад и сбивает с ритма, одна неестественность порождает другую, и понемногу в до­ме воцаряется зло. Тем не менее бездетные семьи разруша­лись отнюдь не всегда. Супруги, чтя святость брачных отношений, либо брали детей «в примы» (сирот или от дальних многодетных родственников), либо мужественно несли «свой креста, привыкая к тяжкой и одинокой доле.

3.5. Преклонные годы

И опять между порой расцвета всех сил человеческих и порою преклонных лет не существует резкой границы... Плавно, постепенно, совсем незаметно человек приближает­ся к своей старости.

 Годы зрелости самые многочисленные, но они пролетают стремительней, чем годы, например, детства или старости.

В нормальной крестьянской семье все дети рождались по преимуществу в первые десять-пятнадцать лет брачной жизни. Погодками назывались рождаемые через год. Таким образом, даже в многодетной семье, где было десять-две­надцать детей, при рождении последнего первый или самый старший еще не выходил из отрочества. Это было важно, так как беременность при взрослом, все понимающем сыне или дочери была не очень-то и уместна. И хотя напрямую никто не осуждал родителей за рождение неожиданного «заскребыша», супруги — с возмужанием своего первенца и взрослением старших уже не стремились к брачному ложу... К ним как бы понемногу возвращалось юношеское целомудрие.

Преклонный возраст знаменовало не только это. Само поведение человека меняется вместе со взрослени­ем детей, хотя до физическою старения еще весьма далеко. Еще девичий румянец во время праздничного застолья разливается по материнскому лицу, но, глядя на дочь-невесту, невозможно плясать по-старому. Отцу, которому едва исполнилось сорок, еще хочется всерьез побороться или поиграть в бабки, но делать это всерьез он никогда не будет, поскольку это всерьез делают уже его сыновья.

 Любовь к жене или к мужу понемногу утрачивает то, что было уместно или необходимо в молодости, но приобретает нечто новое, неожиданное для обоих супругов: нежность, привязанность, боязнь друг за друга. Все это тщательно упрятывается под внешней грубоватостью и показным рав­нодушием. Супруги даже слегка поругиваются, и посто­роннему не всегда понятна суть их истинных отношений. Только самые болтливые и простоватые выкладывали в раз­говорах всю семейную подноготную. Они частенько проби­рали свою «половину», но это было в общем-то безобидно. Самоирония и шутка выручали людей в таком возрасте, защищая их семейные дела от неосторожных влияний. «Спим-то вместе, а деньги поврозь»,— с серьезным видом говорит иной муж про свои отношения с женой. Разумеется, все обстоит как раз наоборот.

   3.6.  Старость

Физические и психические нагрузки так же постепенно снижались в старости, как постепенно нарастали они в дет­стве и юности. Это не означало экономической, хозяйствен­ной бесполезности стариков. Богатый нравственный и тру­довой опыт делал их равноправными в семье и в обществе.

 Если ты уже не можешь пахать, то рассевать никто не сможет лучше тебя. Если раньше рубил бревна в обхват, то теперь в лесу для тебя дела еще больше. Тесать хвою, драть корье и бересту мужчине, находящемуся в полной силе, было просто непри­лично. Если бабушка уже не может ткать холст, то во время снования ее то и дело зовут на выручку.

Без стариков вообще нельзя было обойтись многодетной семье. Если по каким-то причинам в семье не было ни ба­бушки, ни деда, приглашали жить чужую одинокую или убогую старушку, и она нянчила ребятишек.

Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. Другому внуку слепит тють­ку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т. д. Немного надо труда, чтобы порадовать каждого.

Глубокий старик и дитя одинаково беззащитны, оди­наково ранимы. Нечуткому, недушевному человеку, при­выкшему к морально-нравственному авторитету родителей, к их высокой требовательности, душевной и физической чистоплотности, непонятно, отчего это бабушка пересолила капусту, а дед, всегда такой тщательный, аккуратный, вдруг позабыл закрыть колодец или облил рубаху. Удерживался от укоризны или упрека в таких случаях лишь высоконрав­ственный человек. И как раз в такие моменты крепла его ответственность за семью, за ее силу и благополучие, а вовсе не тогда, когда он вспахал загон или срубил новый дом.

Конечно же, отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня всего общества. Вероятно, по это­му отношению можно почти безошибочно определить, куда идет тот или иной народ и что ожидает его в ближайшем будущем.

4.    Отцовский дом.

Ощущение родного гнезда вместе с восторгом младенче­ских, детских и отроческих впечатлений рождается стихий­но. Родная природа, как родная мать, бывает только в единственном числе. Все чудеса и красоты мира не могут заменить какой-нибудь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет береза или верба. Пословица по этому случаю говорит кратко: «Не по хорошему мил, а по милу хорош».

Об отцовском доме сложено и до сих пор слагается неисчислимое множество стихов, песен, легенд. По своей значимости «родной дом» находился в ряду таких понятий русского крестьянства, как смерть, жизнь, добро, зло, совесть, родина, земля, мать, отец. Родимый дом для человека есть нечто определенное, конкретно-образное, как говорят ученые люди.

Дом этот всегда отличается от других домов, пусть конструктивно и срублен точь-в-точь как у кого-то еще, что случалось тоже в общем-то редко. Разница заключалась и в самой атмосфере семьи, её нравственно-эстетическом облике, семейных привычках,  традициях и характерах.

В каждом доме имелся некий центр, средоточие, нечто главное по отношению ко всему подворью. Этим средоточием, несомненно, всегда был очаг, русская печь, не остывающая, пока существует сам дом и пока есть в нем хоть одна  живая душа.

Каждое утро на протяжении многих веков возникает в печи огонь, чтобы греть, кормить, утешать и лечить человека. С этим огнем связана вся жизнь. Родной дом существует, пока тепел очаг, это тепло равносильно душевному.      

С началом христианства очаг в русском жилище, по- видимому, отдал часть своих «прав и обязанностей» переднему правому углу с лампадой и православными иконами. Божница в углу над семейным столом, на котором всегда лежали обыденные хлеб-соль, становится духовным средоточием крестьянской избы как зимней, так и летней. Однако правый передний угол совсем не противостоял оча­гу, они просто дополняли друг друга. Любимыми иконами в русском быту помимо Спаса считались образы богоматери (связь со значением большухи, хранительницы очага и се­мейного тепла), Николая-чудотворца (который и плотник, и рыбак, и охотник) и, наконец, образ Егория, попирающего копьем змия (заступник силой оружия).

Родной дом, а в доме очаг и красный угол были средото­чием хозяйственной жизни, центром всего крестьянского мира.

5. Заключение.

      Современное состояние общества отечественными и зарубежными психологами, социологами, психиатрами оценивается как кризисное. Отмечается кризис в области нравственности и морали, деградация ценностей, кризис института семьи, отсутствие предсказуемого будущего.

Если в нашем обществе еще не­давно главенствовали такие ценности, как труд на общее бла­го, дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм и др., то теперь им на смену пришли стяжательство, культ денег, разгульный образ жизни, эгоцентризм, пьянство, наркомания и т. п.   

Низкий уровень доходов и качества жизни препятствуют выполнению семьей обязанностей по попечению и бытовому обслуживанию детей; отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье детей, возможностей их полноценного психического развития.

 Социально-экономическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие надежд на положительные мнения в ближайшем будущем мешают семье выполнять функцию защиты, внушать детям чувство уверенности и безопасности. Поэтому меры по поддержке, реабилитации и коррекции семьи являются лишь частичным средством оказания помощи детям в профилактике их дезадаптации до тех пор, пока не будет преодолена дезадаптация общества в целом.

Должны быть выработаны социальные, экономические, нравственные, правовые и иные механизмы, позволяющие населению в целом обеспечивать себя своей социально одобряемой деятельностью, растить и воспитывать детей, жить полноценной жизнью.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.