скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Изображение личности Наполеона Бонапарта в русской поэзии первой трети XIX в.

Уже в первых строках элегии проявляется авторская позиция6

В сырой земле и в яме неглубокой –

Там спит герой, друзья! Наполеон!

(I, стр. 27)

В элегии "Наполеон" образ французского полководца скорбной песней на могиле героя. Песнь повествует о былой славе Наполеона, его победах и поражениях:

Ты побеждён московскими стенами…

Бежал! И скрыл за дальними морями

Следы печальные твоих высоких дум.

(I, стр. 27)

В элегии присутствует мотив утраты великого прошлого ( яркие, блестящие победы и безрадостное тихое настоящее).

Покоен ты; и в тихий час утра

Как над тобой порхнёт зефир весенний,

Безвестный гость, дубравный соловей.

(I, стр. 28)

Но, несмотря на внешний покой, былая слава не даёт покоя.

В них слышны: слава прежних дней,

И голос нег, и голос муки!

(I, стр. 28)

Таким образом, можно сделать вывод, что в первой части элегии дополняет оссианический пейзаж мотив утраты. Образ Наполеона передан скорбной песней певца. Слава, блистательные победы всё это исчезло. И М.Ю.Лермонтов даёт этому логическую завершённость.

Ту землю, где твой прах забытый истлевает….

А твой удел благословенный:

Принять изгнанника и прах его хранить.

(I, стр. 27)

Композиция элегии двучастна. Вторая часть элегии осложнена элементами балладного диалога (разговор тени Наполеона с певцом).

Во второй части элегии образ наполеона построен в соответствии с романтической типизацией (представлен байронический образ Наполеона).

Герой стоит в центре внимания, его образ украшает произведение своим величием. В элегии представлена самохарактеристика героя:

Пускай историю страстей

И дел моих хранят потомки

Я презрю песнопенья громки;

Я выше и похвал, и славы, и людей!

(I, стр. 28)

В данном отрывке дана отражённая характеристика персонажа, которая следует из слов самого героя.

Во второй части элегии появление образа Наполеона вызывает у певца ужас и страх:

Умолк певец. Струится в жилах хлад;

Он тайным ужасом объят

И струны лопнули,…и тень ему предстала.

(I, стр. 28)

Это отношение служит эффектным мотивом для отражённой характеристики персонажа. В данном произведении М.Ю.Лермонтов подчёркивает мотив одиночества героя, его оторванность от окружающего мира.

Мне всё равно; в могиле вечно ночь,

Там нет ни почестей, ни счастия, ни рока!

(I, стр. 28)

В связи с романтической трактовкой, образ Наполеона окружён тайной.

Проанализировав данное произведение можно сделать вывод: композиция элегии двучастна, в первой части господствует мотив утраты, присутствует оссианический пейзаж ( характерен для романтиков) и его элементы-( луна, Диана, певец, зефир).

Используются такие приёмы как метафора ( полночь свинцовый свой покров по сводам неба распустила), эпитеты (глас священный), для экспрессивности употребляется приём риторического вопроса и обращение. Из языковых особенностей стоит отметить наличие слов, характерных для высокого стиля-(глас священный, вещают удел благословенный). Можно сделать вывод о возвышенном характере стиля.

Образ Наполеона дополняет скорбная песнь. Наполеон – великий завоеватель, но его время безвозвратно прошло.

Во второй части элегии представлен байронический образ Наполеона. Герой стоит в центре внимания, его образ окружён ореолом тайны. В последних строках элегии впервые у М.Ю.Лермонтова появляется романтическое противопоставление героя людям. Стоит отметить высокий стиль элегии, который помогает определить авторскую позицию. М.Ю.Лермонтов воспринимает Наполеона как героя, блистательного полководца, но тут же следует нравственное осуждение.

Образ Наполеона построен в соответствии с романтической типизацией. В раннем произведении М.Ю.Лермонтова возникает тема великого человека с трагической судьбой.

Можно сделать вывод, что, несмотря на победы, Наполеон в глазах современников уже часть истории.

Элегия "Наполеон" носит подражательный характер, но уже наблюдается черты формирования ведущего лирического образа.

Тему великого человека с трагической судьбой М.Ю.Лермонтов продолжает в произведении "Наполеон" (Дума)-(1830).

Как и в предыдущем произведении, Наполеон изображён как высокий трагический герой. Произведение начинается с описания пейзажа, который призван передать общее настроение.

В неверный час, меж днем и темнотой,

Когда туман синеет над водой,

В час грешных дум, видений, тайн и дел

Которых луч созреть бы не хотел…

(I, стр. 48)

В первых строках присутствует романтический приём тайны (появление главного персонажа). Таинственность выражается ещё и тем, что главный герой не назван.

Стоит вблизи нагбенного креста

Он не живой. Но также не мечта.

(I, стр. 48)

Художественная деталь в портретной характеристике раскрывает личность таинственного персонажа:

Сей острый взгляд с возвышенным челом

И две руки, сложённые крестом

(I, стр. 48)

Приём описания неизменно рисует мрачный и величественный образ главного героя – Наполеона.

Но особенно важны, при создании образа некоторые эффектные и выразительные позы, при которых в облике героя подчёркивается таинственные черты как бы потустороннего мира.

В произведении присутствует образ моря. Это излюбленный образ романтиков, олицетворяющих символ свободы, мощи. В данном произведении показано преклонение стихии перед величественным героем.

Пред ним лепечут волны и бегут,

И вновь приходят, и о скалы бьют

Как лёгкие ветрилы, облака

Над морем носятся издалека.

(I, стр. 48)

В думе неизменно присутствует мотив утраты великого прошлого. Использован приём воспоминания. Французский полководец грустит о былой славе, победах.

Там Франция! – там край её родной

Там славы след, быть может скрытый мглой,

Там средь войны, е неслися дни…

О! Для чего так кончились они.

(I, стр. 29)

В думе наблюдается несколько иная авторская позиция. М.Ю.Лермонтов сочувствует герою, размышляя о его судьбе.

В данном отрывке прослеживается мотив жертвенности. Так же говорится о бренности славы, великих побед. Наполеон – уже часть истории.

Прости, о слава! Обманувший друг

Опасный ты, но чудный, мощный звук.

(I, стр. 49)

Наряду с чувством сострадания присутствует и осуждение героя: осуждается его гордость, эгоизм.

Где он страдал, покинут от друзей

Презрев судьбу с гордыней прежних дней!

(I, стр. 49)

В думе "Наполеон" М.Ю.Лермонтов впервые даёт портретную характеристику героя. Поэт следует традиции – воссоздан тип байронического героя.

Присутствуют мотивы: мрачно сверкающие глаза, черты лица существенны не сами по себе, а как выражение напряжённой и господствующей страсти, однообразная экспрессивность описания служит одновременно приёмом отражённой характеристики, выделяются те подробности, которые могут служить эффектными симптомами вполне определённого душевного состояния.

О! Как в лице его ещ видны

Следы забот и внутренней войны,

И быстрый взор, дивящий слабый ум

Хоть чужд страстей, вс полон прежних дум

Сей взор как трепет в сердце проникал,

И тайные желанья узнавал.

(I, стр. 49)

Стоит отметить наличие узнаваемой в облике Наполеона художественной детали:

Он тот же всё, и той же шляпой он,

Сопутницею жизни, осенён.

(I, стр. 49)

Так же в думе наряду с внутренними желаниями и страстями Наполеона показано, что слава французского полководца уже в прошлом, его мечтам и желаниям не дано осуществиться:

Но – посмотри – уж день блеснул в струях

Призрака нет, всё пусто на скалах.

(I, стр. 49)

Наполеон всего лишь тень.

В думе "Наполеон" интересно воплощается мотив тайны, который окружён фантастическим ореолом. Данный приём реализуется в виде "чудесных рассказов рыбаков"

Нередко внемлет житель сих брегов

Чудесные рассказы рыбаков.

Когда гроза бунтует и шумит,

И блещет молния, и гром гремит,

Мгновенный луч нередко озарял

Печальну тень, стоящую меж скал.

(I, стр. 49)

М.Ю.Лермонтов описывает бурные природные явления, которые поясняют эмоциональное состояние центрального персонажа. Настроение героя соответствует грозной стихии и прямо с ней соотносится.

Проанализировав произведение дума "Наполеон", можно сделать вывод, что данное произведение тяготеет к жанру элегии. На протяжении всего произведения прослеживается мотив утраты, прошлого, великих побед. И общая тональность произведения доказывает предположение о жанре элегии.

Следует отметить, что элегия написана в высоком стиле. Этому соответствуют слова высокого стиля (склонивши взор, ветрилы, внемлет, печальну, возвышенное чело). Использованы также метафоры (лепечут волны, луч узреть бы не хотел).

Поэтический текст включает многочисленные восклицания,

Прости, о слава!

О! Как в лице его ещ видны…

(I, стр. 48)

говорящие о сильном эмоциональном настрое элегии.

Для характеристики героя использован приём воспоминания.

Там Франция! – там край её родной.

(I,стр. 48)

Использован приём художественной детали, который служит дополнительной характеристикой героя.

Также как и в предыдущем произведении М.Ю.Лермонтов даёт оценку деятельности Наполеона, размышляя о его судьбе. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод: М.Ю.Лермонтов изображает французского полководца как великого человека со страшной судьбой. В произведении возникает тема героя, слава которого в глазах потомков уже в прошлом. Но тень не может найти покоя (стоит отметить увлечение М.Ю.Лермонтова фантастическим) и до сих пор "дивящий слабый ум, хоть чужд страстей, вс полон прежних дум". В данном произведении дана романтическая трактовка образа: высокий герой с трагической судьбой.

Можно сделать вывод, что в обоих элегиях преобладает общая художественная интерпретация образа Наполеона.

В элегии "Святая Елена" -(1830) поэт несколько расширяет круг проблем.

Произведение написано, вероятно, в связи с десятилетием смерти Наполеона. В центре элегии находится образ императора – изгнанника.

В данном произведении образ Наполеона строится в соответствии с романтической типизацией. Образ императора представлен как загадочное, почти сверхъестественное явление. Герой отдалён от мира как географически, так и метафизически. Географическое отчуждение подтверждает философскую идею противостояние личности.

Он миру чужд был. Всё в нём было тайной

День возвышенья – паденья час.

(I, стр. 83)

В произведении возникает тема предопределённости, судьбы. М.Ю.Лермонтов характеризует главного героя как жертву рока и страстей.

Изгнанник мрачный, жертва вероломства

И рока прихоти слепой…

Родился он игрой судьбы случайной

И пролетел, как буря, мимо нас.

(I,стр. 83)

По сравнению с более ранними обращениями М.Ю.Лермонтова к данной теме, в элегии впервые появляется тема суда над современниками, которая получит дальнейшее развитие в более позднем произведении "Последнее новоселье" - (1841). Франция –

Порочная страна не заслужила,

Чтобы великий жизнь окончил в ней.

(I, стр. 83)

Спустя десять лет после смерти Наполеона происходит осмысление деятельности французского полководца. В данном произведении центральный персонаж предстаёт как жертва рока. У героя появляется трагическая вина. Он наказан за тщеславие, гордыню, эгоизм. И поэт называет Наполеона "жертвой вероломства" Трагическая вина – это всегда приём усложнения образа; показатель неразрешимого противоречия.

Наполеон не заслужил права умереть на родной земле. Возникает мотив жертвенности.

В данном произведении использованы следующие художественные средства: метафора (родился он игрой судьбы случайной), эпитеты (жертва вероломства).

Следует отметить, что произведение создано в высоком стиле, благодаря которому создаётся определённый настрой, ясна авторская позиция.

"чтобы великий жизнь окончил в ней"

Стоит отметить, что в элегии пейзаж минимален. М.Ю.Лермонтов показывает лишь место изгнания Наполеона.

В элегии главенствует тема – личной судьбы французского императора.

В произведении интерпретация образа Наполеона М.Ю.Лермонтовым остаётся неизменной. Но образ усложняется. Наполеон остался непонятым, и великий человек окончил свою жизнь в бесславии, одиночестве, забвении.

Погиб, как жил – без предков и потомства

Хоть побеждённый, но герой.

(I, стр. 83)

Таким образом, можно сделать вывод, впервые в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова у героя появляется трагическая вина. Стоит отметить, что в элегии отсутствует фантастический элемент. Возникает романтический конфликт – героя и общества.

Проанализировав ранние элегии М.Ю.Лермонтова можно сделать вывод, что образ Наполеона строится в соответствии с романтической типизацией. В частности, автор создаёт байронический тип героя. В элегиях "Наполеон"-(1829); "Наполеон" (Дума)- (1830). Центральный персонаж окружён ореолом тайны. Появление персонажа вызывает у окружающих страх, и это отношение служит эффектным мотивом для отражённой характеристики героя. Автор использует различные художественные приёмы (метафоры, эпитеты, обращения), которые рисуют хорошо знакомый образ Наполеона. М.Ю.Лермонтов использует жанр элегии, что говорит о некой подражательности в раннем творчестве.

Охотно М.Ю.Лермонтов подчёркивает мотив одиночества героя, его отчуждённость от окружающего мира. Несколько расширяется тема в элегии "Святая Елена" у поэта впервые возникает тема суда над современниками, которая впоследствии продолжит сво развитие в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Следует отметить, что элегии написаны в возвышенном стиле, благодаря этому создаётся определённый настрой и ясна авторская позиция. М.Ю.Лермонтов изображает Наполеона как великого человека с трагической судьбой.

Субъективная трактовка М.Ю.Лермонтовым образа французского полководца в балладе Й.К. Цедлица "Воздушный корабль"

После элегии "Святая Елена" последовал десятилетний перерыв. Вновь образ Наполеона возник в балладе "Воздушный корабль (Из Зейдлица)" - (1840). Подзаголовок указывает на балладу австрийского поэта Й.К.Цедлица "Корабль призраков" - (1832). Использованы так же детали из его баллады "Ночной смотр" - (1827), известной в переводе В.А.Жуковского (1836). Источники серьёзно переработаны М.Ю.Лермонтовым, "Воздушный корабль" - это вариация на их темы, а не перевод.

Безусловно, выбирая жанр баллады, М.Ю.Лермонтов вводит фантастические элементы. Это корабль.

По синим волнам океана,

Лишь звёзды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несётся

Несётся на всех парусах!

(I, стр. 192)

"Воздушный корабль" М.Ю.Лермонтова – не "Корабль призраков" Й.К.Цедлица.

Не слышно на нём капитана,

Не видно матросов на нём

(I, стр. 192).

Подобно лермонтовскому "Парусу", он выступает как действующее лицо. Данные строки можно истолковать, что корабль не от мира сего (буквальное перетолкование слов о Наполеоне "Он миру чужд был" в элегии "Святая Елена". На корабле нет звуков, поэтому естественно выглядит приём олицетворения.

И молча в открытые люки

Чугунные пушки глядят

(I, стр. 192)

Можно сделать предположение, что это конкретная деталь: корабль военный, но не участвующий в боевых действиях. Тем самым предвосхищается вынужденное бездействие будущего единственного пассажира и капитана одинокого корабля.

При описании могилы императора допущено кажущееся противоречие.

Зарыт он без почестей бранных

Врагами в сыпучий песок,

Лежит на нём камень тяжёлый

Чтоб встать он из гроба не мог!

(I, стр. 193)

Но когда корабль пристаёт к берегу

Из гроба тогда император,

Очнувшись, является вдруг.

(I, стр. 193)

Художественная деталь камень больше не упоминается, это свидетельствует о мощи императора, его незыблемости.

Император, в отличие от ранних произведений, ни разу не назван, ни тенью, ни призраком. Можно сделать вывод, что образ материализирован. Вводится узнаваемый образ.

На нём треугольная шляпа

И серый походный сюртук.

(I, стр. 193)

Несмотря на могильные атрибуты, образ действенен. Поэт вводит движения, жесты:

Скрестивши могучие руки,

Главу опустивши на грудь,

Идёт и к рулю он садится

И быстро пускается в путь

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.