скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Изучение лирики в школе

Реферат: Изучение лирики в школе

План


1. Методический аспект изучения лирики в школе

  2.Принципы школьного анализа лирических произведений

Литература


1. Методический аспект изучения лирики в школе

Эпические произведения, лирика, драма требуют при изуче­нии в школе разного подхода к себе, потому что каждый из этих  литературных родов обладает ярко выраженной художественной спецификой. В чем заключается специфика лирики?

Современные исследователи сходятся на том, что если в эпосе и драме объектом изображения являются разнообразные стороны жизни и человеческого бытия, а авторское сознание как бы растворено в художественном строе произведения, в системе образов, то в лирике авторское сознание открыто, хотя формы его проявления могут быть разнообразны.

Если ученик привыкнет относиться с доверием и сочувствием к тем незнакомым душевным состояниям, которые открываются и лирическом произведении, поэзия сначала расширит его лич­ный  эмоциональный опыт, а затем приобщит к миру эстетиче­ских переживаний. Все это оказывает влияние на духовный опыт личности: выработке нравственных оценок, высокого социального идеала. Как же развить в учениках потребность сопереживать, сочувствовать, эстетически наслаждаться при чтении стихов? Это достигается постепенно. От учителя требует­ся много терпения и душевного такта, чтобы сделать изучение лирики школьниками процессом деятельного, творческого, ак­тивного познания самой поэзии и жизни, отраженной в ней. Для этих целей необходимо прежде всего опираться на  воображение учащихся, побуждать их к ассоциативному мышлению и эмоциональной оценке. Кроме того,  важно (особенно в IV-—VI клас­сах) акцентировать личностные мотивы при чтении стихов, идти от непосредственных читательских впечатлений.

Используя поисковые задачи и проблемные ситуации в ана­лизе лирики, нельзя забывать об эмоциональном фоне уроков, о необходимости создания нужного настроя в классе, развитии  воображения учащихся.

Освоение этих знаний всегда идет как бы по двум линиям. При чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу  вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобре­тет определенную завершенность в ХI классе, к концу школьного учения литературе. Излишне раннее введение сложных понятий, таких, например, как лирический герой, система стихосло­жения и т. д., не приносит пользы и не усваивается учениками по - настоящему, даже если они умеют оперировать ими в своих ответах.

Начинать освоение теоретических знаний о поэзии следует с комментарных понятий в такой примерно последовательности:

IV—V классы — многозначность поэтического слова, сравнение, олицетворение в поэзии;

VI—VII классы — образность поэтической речи, эпитет, метафора; двухсложные размеры стиха;

VIII класс — поэтическая образность как проявление стиля, представление о романтическом и реалистическом  стиле в ли­тке;

IX класс — поэтический синтаксис, поэтическая интонация, трехсложные размеры стиха;

Х - XI класс — ритмическая структура стиха, системы стихосложения в русской поэзии, формы выражения авторского сознания  лирике (образ автора, лирический герой и т. д.).

Таким образом, теоретический материал дается в постепенном усложнении и системе. Обычно вначале понятие вводится ж рабочее, как термин. Затем постепенно происходит его обогащение. Ведь любой элемент поэтической речи или стиховой структуры (метафора, размер-ритм, повтор как элемент поэтического синтаксиса и т, д.) индивидуальны у разных поэтов. Чем дальше конкретных впечатлений и наблюдений у школьника, тем более емким становится для него уже освоенное понятие. Поэтому, например, термин «олицетворение», усвоенный в V классе, более глубоко будет осознан выпускником школы. Теоретические знания-понятия о поэзии не могут быть раз навсегда усвоенными; они динамичны, конкретизация их при встрече с новыми произведениями требует от учащихся дополнительных наблюдений добавочного осмысления, нового творческого освоения.

На заключительном этапе литературного образования можно стремиться уже к тому, чтобы ученики осознанно  воспринимали в стихотворении единство переживания с его  речевым и ритмическим выражением.

Конечно, изобретать новые методы и приемы каждый раз невозможно. В арсенале педагога постоянно сохраняются живое слово, выразительное чтение, словесное рисование, разнообразные формы и виды беседы, сопоставление поэзии с другими видами искусства и т. д. Но важно, во-первых, чтобы учитель всегда думал об учениках и об их заинтересованности в том или ном методе, приеме, форме анализа; во-вторых, необходимо, чтобы методы и приемы соответствовали природе изучаемого поэтического явления и, в-третьих, чтобы они были гибкими, видоизменялись и усложнялись от класса к классу и от произведения к произведению. Тогда они не будут выглядеть однообразно и трафаретно, а всегда останутся эффективными и интерес­ными для учащихся. Возьмем, например, такой прием, как сопоставление. Освоение знаний, развитие художественного мышления, идейно-нравственное и эстетическое воспитание школьников при изучении лирики успешнее осуществляется в  тех случаях, когда та  или иная концепция, тот или иной вывод не даются им в готовом виде, а приобретаются в процессе поиска, когда они сами ищут истину, выраженную поэтом. Атмосфера поиска не только оживляет и делает интересной работу, но и усиливает воздействие лирики на личность школьников любого возраста.


2.Принципы школьного анализа лирических произведений

В школьной практике встречаются три основных пути изуче­ния лирической поэзии.

Первый путь, получивший довольно широкое распростране­ние, можно охарактеризовать как тематический, так как он представляет собой прослеживание определенных тем (моти­вов) в ряде лирических произведений. При таком подходе к ли­рической поэзии представляется возможным достаточно широ­ко познакомить с нею учащихся. Однако, как правило, при этом не рассматриваются произведения в целом, а из них извлека­ются лишь определенные мотивы, характерные для поэта, и в связи с этим прочитываются соответствующие отрывки,

Второй путь — это усвоение лирических произведений попутно с биографией поэта. В этом случае предусмотренные для изучения лирические произведения читаются и разбираются в момент знакомства учащихся с тем периодом жизни поэта, в который они были созданы.   

При такой системе изучения лирической поэзии учащиеся воспринимают произведение в его живой связи с личностью поэта, с теми фактическими условиями, в которых оно создава­лось. Но при этом их внимание в основном сосредоточивается на личности поэта, а лирика воспринимается лишь как иллюст­рация к этапам его биографии, и ее типический смысл совер­шенно утрачивается.

Третий путь предполагает восприятие и рассмотрение лирики после знакомства учащихся с жизнью и деятельностью поэта. В этом случае после общей характеристики лирического творче­ства поэта разбираются в единстве формы содержания отдель­ные произведения, наиболее значительные, обычно предусмот­ренные программой.

Путь индивидуального подхода к каждому лирическому произведению позволяет разнообразить и активизировать ме­тоды изучения лирической поэзии и поэтому получает все боль­шее признание у учителей.  

Изучение лирической поэзии таким путем проходит через следующие этапы: 1) ориентировочное занятие—ознакомление учащихся с важнейшими, характерными особенностями лири­ческого творчества поэта; 2) изучение отдельных (предусмот­ренных программой) стихотворений; 3) заключительный урок— выяснение значения лирического творчества поэта в истории развития литературы и общественной мысли, подведение итогов.

Ориентировочное занятие заключается в том, чтобы выяснить, в какой степени учащиеся уже знакомы с лирикой поэта, к изу­чению которого они должны приступить, и в том, чтобы, не пов­торяя уже известного учащимся, открыть им новые стороны в характере лирического творчества поэта и наметить перспективу изучения и оценки его произведений.

Первая часть ориентировочного занятия обычно проходит в форме беседы учителя с учащимися. Выясняется, что читали ученики из лирики Пушкина, Лермонтова или других поэтов, какие произведения они знают наизусть, что им понравились. Затем нужно поставить вопрос о темах лирических произведения и об их идейной направленности. Этот вопрос учащиеся смогут раскрыть лишь частично, и беседа, естественно, перейдет в лек­цию—рассказ преподавателя об исторических условиях и лите­ратурной среде, в которых протекало творчество поэта, об его мировоззрении, об его месте в общественной жизни и борьбе, о литературных связях и влияниях, которые поэт испытывал.

Избирая методические пути анализа лирического произведения  необходимо учитывать спе­цифику художественного выражения чувств и переживаний человека в лирике, характер лирического образа, а также особенности и трудности усвоения этого жанра поэзии учащимися. Лирические произведения воспринимаются с большим интересом, с большей эмоциональностью в том случае, когда учащиеся подготовлены к их анализу. Этому помогает вступительное слово учителя. Содержание вступительного сло­ва должно определяться художественной спецификой тех произ­ведений, которые мы будем передавать «уму и сердцу» наших учащихся. Успех всякого произведения в основном зависит от того, как оно будет воспринято читателем или слушателем при первом знакомстве с ним. Поэтому первичное чтение произведения явля­ется самым ответственным этапом в методике школьного преподавания литературы, и его нужно организо­вать и провести так, чтобы вызвать у учащихся наибольший интерес к читаемому. Самым эффективным в школьных усло­виях является чтение вслух. Лирические произведения корот­кие, и поэтому они, в отличие от больших жанровых форм, могут быть прочитаны полностью в классе и вслух. Однако, как отмечает Н. В. Гоголь, «прочесть, как следует, произведение лирическое—вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать... нужно разделить искренно с поэтом высокое ощуще­ние, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувст­вовать всякое слово его». В школьной практике последних лет нередко встречаются случаи, когда первичное чтение лириче­ских произведений вслух поручается учащимся. Это нежела­тельно.

Приступая к изучению лирической поэзии, надо помнить, что лирика вводит учащихся в самую сложную сферу жизни, в мир личных, иногда интимных чувств, настроений и пережи­ваний взрослых людей. Эта область жизни, несомненно, влечет к себе учащихся IX—XI классов, но в ней много для них еще непонятного, неведомого, их личный опыт в этом очень мал, и поэтому без подготовки, без соответствующих разъяснений они не могут правильно и достаточно эмоционально прочесть такие произведения, как «К***» Пушкина или «Дума» Лермон­това. При неподготовленном чтении часто допускаются ошибки, которые учителю необходимо исправить, прерывая чтение. Это, несомненно, будет разрушать первое впечатление от произведе­ния и мешать возникновению у учащихся интереса и эмоцио­нального отношения к лучшим образцам художественной ли­рики.                                              

Все это подтверждает, что первый раз лирическое произве­дение в классе надо читать учителю.

Очень важно при чтении лирического произведения найти общий тон, выражающий наше личное отношение к читаемому. Учитель словесности должен уметь читать выразительно, это его непременное качество. Но не следует стремиться к актер­скому исполнению, ибо это не только невозможно для каждого учителя, но и не нужно в школе. «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов—все это постоянный пример для учащихся. И поэтому педагог дол­жен говорить громко (но не крикливо), ясно и четко (но живо), эмоционально.

Такое чтение поможет ученикам усвоить основные мысли произведения, воспринять выраженные чув­ства и настроения, уловить дыхание и пафос поэзии. Разумеется, нельзя прерывать первичное чтение замечаниями и комментариями. Все необходимые для понимания содержания объяснения непонятных слов надо дать перед чтением, а более глубокий разбор произведения допустим только после того, как оно полностью станет известно учащимся.

Для некоторых лирических произведений эмоционально-эстетическое чтение является почти единственно возможным методом донесения их до учащихся. К такому роду произведе­ний нужно, прежде всего, отнести стихи, выражающие глубоко интимные чувства, такие, как «Я вас любил» Пушкина, «О доб­лестях, о подвигах, о славе» Блока или «Шагане, ты моя, Шагане» Есенина.

Признавая чтение лирического произведения  важнейшим этапом в школьном изучении лирики, приходится решительно сказать, что одного чтения, каким бы эффективным оно ни было, совершенно недостаточно для того, чтобы увлечь учащихся лучшей, высокой поэзией, которая составляет славу нашей литературы, и научить их чувствовать прекрасное в лирических произведениях.

Правильно и интересно проведенный разбор, беседа учителя лирического произведения не только не заслужи­вает и не разрушает впечатлений, вынесенных учащимися из чтения, но наоборот, углубляет понимание прочитанного, воспитывает навыки вдумчивого и сознательного отношения к тек­сту, приучает чувствовать художественную форму и любить поэтический язык — словом, помогает учащимся глубже про­никнуть в лирическое произведение.

В школьном анализе мы обращаем внимание лишь на те стороны произведения, которые выступают особенно ярко, от­четливо и которые помогут более глубоко проникнуть в его содержание. В одном случае мы подойдем к раскрытию основ­ных мыслей поэта через анализ композиции, в другом, может быть, через выяснение жанра, в третьем — через анализ поэти­ческой речи.

Часто анализ лирического произведения в классе ведется в форме беседы.

Проведенная учителем беседа создает дружественную от­кровенную атмосферу, сближает учащихся между собой и с учителем, располагает к выражению личных взглядов, своих чувств — благодаря этому беседа больше других методов ана­лиза соответствует характеру лирического произведения.

Беседа ведется по заранее подготовленным, продуманным вопросам, цель которых помочь учащимся понять произведение в единстве его художественной формы и содержания. Поэтому вести разбор лирического произведения надо с равным внима­нием к тому, что выражено в произведении и как выражено.

Стихотворение «19 октября 1825 года» посвящено высокой дружбе, в нем раскрываются духовные основы товарищества лицеистов. Содержание стихотворения, главная мысль его определили композиционное построение, и жанровое своеобра­зие, и подбор соответствующих эпитетов, сравнений, метафор.

Мысль о нерушимости дружбы находит свое конкретное выражение в эпитетах, сравнениях: «Прекрасен наш союз», «неразделим»., «вечен», «неколебим», «свободен», «беспечен», «он, как душа».

Богатство чувств и настроений, вызванных раздумьем о друзьях, определило и интонационное многообразие стихотво­рения и соединение в нем черт различных жанров.

Местами слышится элегия («Он не придет, кудрявый наш певец»). Иногда поэт возвышается до торжественных, одиче­ских мотивов («Друзья мои! прекрасен наш союз»). Порою он непосредственно обращается к друзьям, и такие обращения напоминают послание, характерное для лирической поэзии на­чала XIX века («Ты, Горчаков, хвала тебе»).

Интонационное разнообразие отчетливо выступает при чте­нии стихотворения. Поэтому, проводя с учащимися беседу, сле­дует побуждать их в подтверждение своих ответов перечиты­вать нужные строфы.

Знакомство школьников с лирическим произведением та­кого характера надо начинать непосредственно с чтения произ­ведения. Вступительное слово, историко-литературный коммен­тарий для данных произведений не нужны, их нужно опустить. После чтения может последовать слово учителя, которое помо­жет учащимся ассоциировать произведение с их жизненным опытом и миром их чувств. Слово учителя обычно переходит в беседу с учащимися. В классах, более подготовленных, развитых и восприимчивых к лирике, можно после чтения сразу начать беседу.

После изучения отдельных лирических произведений целесо­образно провести заключительный урок.

Заключительное занятие по лирической поэзии обобщает все наблюдения, сделанные в процессе уроков, посвященных ли­рике.

В настоящее время опыт школьного изучения литературы обогащается все новыми и новыми формами проведения заклю­чительных уроков по лирической поэзии. Мы можем встретить  уроки-концерты, подготовленные самими учащимися, и уроки-викторины и уроки-конкурсы на лучшего чтеца. Наряду с этими новыми видами уроков мы не отказываемся и от испытанных и верных приемов передачи нашему юношеству знаний по лири­ческой поэзии. Таким приемом может служить лекция учителя. Для активизации внимания и эмоций учащихся лекцию мож­но включить чтение лучших образцов лирики мастерами худо­жественного слова, исполнение романсов на слова лирических произведений. Избирая ту или иную форму заключительного урока, мы обязаны помнить, что и этот урок должен быть обучающим и воспитывающим.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.