скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Развитие личности главного героя в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел...

... То верно б кроме вас одной

Невесты не искал иной...

... Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя...  Это неправда! Как может человек говорить о себе: "я не создан для блаженства"?!  Все люди созданы для счастья, но не все умеют быть счастливыми, -вот Онегин не  умеет, боится. Он проговаривается:

Скажу без блесток мадригальных:

Нашел мой прежний идеал,

Я верно б вас одну избрал

В подруги дней моих печальных...

Значит, такая девушка, как Татьяна, была когда-то идеалом Онегина! Но идеал этот  - "прежний", Онегин больше не верит в него; поздно, как ему кажется, встретил он  Татьяну... Ненавидя и презирая свет, он тем не менее заражен его взглядами, его  предрассудками:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас;

Начнете плакать: ваши слезы

Не тронут сердца моего,

А будут лишь бесить его. . .

Почему Онегин так уверен, что иного "семейного счастья" быть не может? Потому  что слишком много подобных примеров он видел в свете:

Что может быть на свете хуже

Семьи, где бедная жена

Грустит о недостойном муже

И днем и вечером одна;

Где скучный муж, ей цену зная

(Судьбу однако ж проклиная),

Всегда нахмурен, молчалив,

Сердит и холодно-ревнив!

Когда-то, в ранней юности, Онегин верил, вероятно, в возможность высокой любви  на всю жизнь. Но свет убил эту веру - и даже надежду на ее возвращение:  Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей...

Вот она-главная трагедия Онегина: "не обновлю души моей"! Конечно, с его точки  зрения, он прав, он поступает благородно: не веря в возможность любви,  отказывается от нее, да еще и воспитывает попутно наивную Татьяну.  Ночью, во сне, разворачивается в “Евгении Онегине” эпизод, который  обыкновенно с трудом поддается комментарию. В самом деле, зачем внутри вполне  реалистической энциклопедии русской жизни” (В. Белинский) потребовался такой  странной, так явно и резко выпадающей из “нормального” повествования “сон  Татьяны”?  Сон этот прочитывается и по языческому, и по христианскому  символическому словарю, но - неодинаково. С позиции язычества сон, сновидение -  это всегда перемещение в иномирие. В таком смысле для язычества сны не менее  реальны, чем повседневная явь, - скорее более, ибо они обязательно вещие,  пророческие: как раз потому, что они переносят героев в повышенно значимое  пространство. По всем законам языческой пространственной символики иномирие во  сне Татьяны представлено дремучим лесом, его центр (средоточие его сил) - лесной  избушкой (см. избу Бабы Яги) , его граница - ручьем (река как граница двух  миров). "Проводник" Татьяны в это иномирие, медведь, - тоже традиционный хозяин  лесного царства не только в славянской, но и во всей индоевропейской мифологии.  Для христианства - в высшем, абсолютном понимании - нет иномирия зла,  нет и людей из этого иномирия зла по-христиански - лишь духовная пустота, зона  отсутствия света и добра, его вселенская "тень". У зла нет и быть не может  своего, законного, постоянного места в мироздании: зло коренится в мире  духовном, в душе человека. При этом ни один человек не имеет "злой души" (как  скажет Пушкин даже о старухе графине из "Пиковой дамы"). Но человек может  исказить, извратить природу своей души, если сделает из нее "игралище" страстей  и эгоизма.

Темный лес Татьяниного сна и делается символическим "пейзажем души"  Онегина: ее потаенных "мрачных бездн", ее нравственного хаоса с демоническими  чудовищами-страстями, ее эгоистического холода. Внешне в быту, в жизни Онегин,  светский щеголь, скучающий в деревне столичный житель, - может казаться "очень  мил". Духовные опасности, подстерегающие героя, на бытовом языке невыразимы,  бытовым зрением невидимы. И эротическое наваждение, "тоска ночная", которая  вторгается через Онегина в жизнь Татьяны, - тоже есть не простая девическая  влюбленность, но смертельно опасное искушение духа. И этого тоже нельзя покамест  ни увидеть, ни прямо выразить фабульно, "реалистически", житейски. Лишь сон  Татьяны делает возможным "сошествие во ад" онегинского духовного состояния; лишь  сон выводит вовне внутреннюю чудовищность этого состояния, его угрозу не только  для героя, не только для его друга, но и для героини. В старорусской литературе  был такой популярный жанр: прижизненные "хождения по мукам" загробия. Сон  Татьяны именно и вводит в новоевропейский, вполне "цивилизованный" роман в  стихах старинный полуфольклорный жанр, а тем самым и христианскую духовную  традицию, этот жанр породившую.  Теперь понятно, отчего композиционно иномирие попадает в литературные  тексты чаще всего на сильных, особо отмеченных позициях: завязке действия или  его кульминации. Как бы затейливо ни складывалась фабула произведения, ее  настоящая цель и смысл, предназначение всех событий, суть и расстановка всех  основных ее участников проявляются именно там, в иномирии: месте встречи с  судьбой, которое определено вековыми символическими традициями и "изменить"  которое воистину "нельзя".  В романе нет ни одной даты, но, если внимательно читать его, можно точно  установить, когда происходят события. Онегин уехал в деревню к дяде в то самое  время, когда Пушкина выслали из Петербурга. Помните:

Онегин был готов со мною

Увидеть чуждые страны;

Но скоро были мы судьбою

На долгий срок разведены.

Отец его тогда скончался...

...Вдруг получил он в самом деле

От управителя доклад,

Что дядя при смерти в постели...

Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал из Петербурга тогда же.  До этого "убил он восемь лет" в свете-значит, появился в обществе примерно в  конце 1812 года. Сколько лет могло быть Онегину в это время? В пушкинских  черновиках сохранилось прямое указание на этот счет: Онегин "шестнадцати не  больше лет" появился в свете. Значит, Онегин родился в 1796 году, он старше  Пушкина на три гола. Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят весной  и летом 1820 года - Онегину уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина,  особенно по сравнению с восемнадцати летним Ленским. Неудивительно потому, что  он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его  "юный жар и юный бред".

Там, где дни облачны и кратки,

Родится племя, которому умирать не

больно.

Петрарка

Эпиграф к шестой главе разбивает все наши надежды. Так нелепа и - внешне, во  всяком случае, - незначительна ссора Онегина и Ленского, что нам хочется верить:  все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге... Эпиграф  исключает благополучный исход. Дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но  кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин  незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.

Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского  гораздо глубже.  В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть  вспять, - сила "общественного мнения". Носитель этой силы ненавистен Пушкину  больше, чем Пустяков, Гвоздин, даже Флянов, - те только ничтожества, угнетатели,  взяточники, шуты, а теперь перед нами -- убийца, палач:

Зарецкий, некогда буян,

Картежной шайки атаман,

Глава повес, трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный  И даже честный человек:

Так исправляется наш век!

На таких людях, как Зарецкий, стоит мир Петушковых и Фляновых; он - опора и  законодатель этого мира, охранитель его законов и свершитель приговоров. В  каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее.  Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает. Сам говорит себе, что он

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: "обвинял  себя", "был должен", "он мог бы", "он должен был обезоружить младое сердце..."Но  почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к  Ленскому, объясниться, забыть вражду - еще не поздно... Нет, поздно! Вот мысли  Онегина:

"... в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист...

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов..."

Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью :

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Пушкин не любит нагромождения восклицательных знаков. Но здесь он венчает ими  подряд три строки: вся его мука, все негодование - в этих трех восклицательных  знаках подряд. Вот что руководит людьми: шепот, хохотня глупцов - от этого  зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, который вертится на злой болтовне!

"Наедине с своей душой" Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение  остаться наедине со своей совестью, "на тайный суд себя призвав", и поступить  так, как велит совесть,- это редкое уменье. Для него нужно мужество, которого  нет у Евгения. Судьями оказываются Пустяковы и Буяновы с их низкой моралью,  выступить против которой Онегин не смеет.

Удивителен в этой сцене Онегин. Вчера у него не хватило мужества отказаться от  дуэли. Его мучила совесть - ведь он подчинился тем самым "строгим правилам  искусства", которые так любит Зарецкий. Сегодня он бунтует против "классика и  педанта", но как жалок этот бунт! Онегин нарушает всякие правила приличия, взяв  в секунданты лакея. "Зарецкий губу закусил", услышав "представление" Онегина, -  и Евгений вполне этим удовлетворен. На такое маленькое нарушение законов света у  него хватает мужества.

И вот начинается дуэль. Пушкин страшно играет на словах "враг" и "друг". В самом  деле, что они теперь, Онегин и Ленский? Уже враги или еще друзья? Они и сами  этого не знают.

Враг и стоят, потупя взор.

Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда крови отвела?

Давно ль они часы досуга,

Трапезу, мысли и дела

Делили дружно ? Ныне злобно,

Врагам наследственным подобно,

Как в страшном, непонятном сне,

Они друг другу в тишине

Готовят гибель хладнокровно...

Не засмеяться ль им, пока

Не обагрилась их рука,

Не разойтися ль полюбовно?..

Но дико светская вражда

Боится ложного стыда.

... Плащи бросают два врага.

Зарецкий тридцать два шага

Отмерил с точностью отменной,

Друзей развел но крайний след,

И каждый взял свой пистолет.

Та мысль, к которой Пушкин подводил нас всем ходом событий, теперь  сформулирована коротко и точно:

Но дико светская вражда

Боится ложного стыда.

Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Не умение и нежелание думать о  других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого  себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего  раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить... Так смерть Ленского  оказывается толчком к перерождению Онегина. Но оно еще впереди. Пока Пушкин  оставляет Онегина на распутье.  Татьяне кажется, что книги Байрона и французских писателей, найденные  ею в кабинете Онегина, вполне исчерпывают и растолковывают характер их  владельца,

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон? . .

Уж не пародия ли он?  Это очень горькие раздумья. В первой главе мы видели петербургский бал глазами  Пушкина -но мельком, в сущности, с улицы, через окно: "По цельным окнам тени  ходят..." Мы успели увидеть, как вошел Онегин, как "летают ножки милых дам", но  не видели петербургского света близко и не слышали его суждений. Теперь, в  восьмой главе, нас приводят на "светский раут" вместе с музой и заставляют  смотреть вокруг ее любопытным и чистым взглядом. Но ведь и этот взгляд -  пушкинский! Онегину первой главы свет наскучил, опостылел, но он был там своим.  А теперь - и он чужой, и ему привычные лица кажутся "рядом докучных привидений".

Свет старается подогнать Онегина под привычный шаблонный тип - то, что человек  может быть не таким, как все, и в то же время самим собой, непонятно свету. Все,  что не похоже на общий уровень, объявляется маской, и никому не приходит в  голову, что именно люди общего уровня - маски, а те, кто не похож на них -  живые...

И конечно, как всякая ограниченная душа, человек света считает себя всеведущим и  дает указания:

Иль просто будет добрый малый,

Как вы да я, как целый свет?

Посредственность страх как не любят тех, кто выделяется. Ей обязательно нужно,  чтобы все были похожи друг на друга, чтобы все были "средними", обычными, не  "выскакивали"... Вот и советуют Онегину быть "добрым малым", как все...

Вмешавшись в светскую беседу об Онегине, Пушкин в строфе IX горько смеется над  тем идеалом, который создали себе "важные люди". Посредственность, самолюбивая  ничтожность - вот кто счастлив, вот кто не вызывает удивления или недовольства.  "Молчаливы блаженствуют на свете!"

В первой главе Пушкин и Онегин были очень разные. Какие они теперь? Оба немало  пережили за прошедшие годы, оба познали горечь утрат и разочарований... Стали  они ближе друг другу, чем раньше, или совсем разошлись?

Окончательный текст романа - восемь глав - не дает нам ответа на вопрос, где был  Онегин целых три года. Но сохранились отрывки из путешествия Онегина: ведь  Пушкин сначала предполагал, что роман будет состоять из девяти глав: восьмая  расскажет о странствиях Онегина, а девятая - о его встрече с Татьяной в  Петербурге. Отрывки ив путешествия Онегина помогают понять, что пережил он, к  чему пришел, с каким душевным грузом явился в большой свет осенью 1824 года.

Через все его путешествие проходит горькое восклицание: "Тоска!" Страшно  делается, когда вникаешь в мысли молодого здорового человека :

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Зачем не хилый я старик,

Как этот бедный откупщик?

Зачем, как тульский заседатель,

Я не лежу в параличе?

Зачем не чувствую в плече

Хоть ревматизма? - Ах, создатель!

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? Тоска! Тоска!

После трех лет странствий

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

Почему - как Чацкий? Зачем понадобилось сравнивать Онегина именно с Чацким?  Очевидно, потому, что при имени Чацкого прежде всего возникает мысль о  непримиримой вражде к обществу, о глубокой внутренней жизни, которой не было у  Онегина раньше...

Восьмая глава вызывает больше всего споров и разнообразных толкований. Это  естественно; такова особенность пушкинского романа: он сообщает читателю факты,  события, поступки героев и почти не дает психологического обоснования этих  событий, поступков, фактов. Изменилась Татьяна только внешне или внутренне тоже?  Что за человек ее муж? Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь  охвачен такой всепоглощающей страстью? Да все эти вопросы Пушкин не дает  однозначного, окончательного ответа, предоставляет читателю право додумывать  самому...

Пушкин нисколько не приукрашивает своего героя. Он признает, что  Евгений думал о равнодушной княгине, а не о "девочке несмелой". И все-таки  Татьяна привлекла его не пышным положением, а той душевной силой, которую Онегин  увидел и почувствовал в вей.

Татьяна не верит Онегину. Что она знает о нем? Каким представляет его? Таким,  какого увидела в "опустелом кабинете" три года назад, на страницах его книг; в  саду, когда пели девушки и сердце ее трепетало, а Онегин был холоден и  многословен... Теперь она читает его письма - и не верит им. (Ведь Онегин  написал Татьяне не одно письмо: "Ответа нет. Он вновь послание. Второму,  третьему письму ответа нет".) Почему же мы, читая письмо Онегина, видим в нем  неподдельную муку, настоящую любовь, а Татьяна не видит или не хочет видеть?

Может быть, ее жизнь в свете дала ей печальный опыт познания людей: ей уже  известно, что мелкие чувства могут внешне выглядеть так же, как истинные...  Может быть, жизнь в свете научила ее не верить людям - так считают некоторые  исследователи творчества Пушкина.

Внешне Онегин возвращается к тому образу жизни, который он вел в начале романа,  когда мы только познакомились с ним:

И в молчаливом кабинете

Ему припомнилась пора,

Когда жестокая хандра

За ним гналась в шумном свете...

Это очень важные строки. "Припомнилась пора"! Значит, тогда было другое время,  другое состояние души, и сам Онегин был другой! Каков же он теперь?

Даже круг его чтения говорит очень много и очень определенно читателю-другу,  современнику Пушкина. Гиббон, Руссо, Гердер, мадам де Сталь, Бель и Фонтенель -  философы, просветители, ученые... Это не "два-три романа, в которых отразился  век", любимые Онегиным раньше. Это - круг чтения декабристов, людей  свободомыслящих, стремящихся к действию...

По этого мало. Перед Онегиным открывается теперь все то, что было ему недоступно  три года назад.

Он меж печатными строками

Читал духовными глазами

Другие строки.

Прежний Онегин - такой, какого раньше знала Татьяна, мог бы ухаживать за  княгиней из таких вот мелких, недостойных побуждений. Прежний - но не новый  Онегин, которого Татьяна не знает. Ей кажется: "А счастье было так возможно, так  близко",- это неверно. Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не  умел любить. Счастье возможно только теперь, с обновленным Онегиным, но...  поздно.  Татьяне остается только страдать. Прежний Евгений, равнодушный и эгоистичный, не  понял бы ее мучений. Теперь он понимает все - ни продолжать преследовать  княгиню, ни отказаться от нее совсем Онегин не в состоянии. В такую вот "минуту,  злую для него", Пушкин и оставляет своего героя.

Краткие выводы.  1. Евгений Онегин - выразитель особенностей содержания жизни всего русского  общества в 20-х годах XIX века. Образ жизни героя выражает внешние формы быта  русского аристократа: воспитание, описание светской жизни героя, которые во  многом определяют его характер, умение скрыться за маской лжи холодность,  высокомерие, насмешливость, прагматизм.  2. Нравственно - художественная функция быта - раскрытие высокого  интеллектуального уровня героя, утверждение мысли о влиянии ума, уровня  образованности на характер человека, его сознания.

3. Высокий уровень умственного и культурного развития Евгения Онегина  позволяет ему подняться над средой, усомниться в истинности некоторых жизненных  ценностей утверждаемых этой средой возникает проблема: может ли человек  противостоять среде, т.е. проблема внутренней свободы. Но был ли Онегин свободен  от своей среды ?

Именно мысль об отсутствии внутренней свободы проходит через все повествование о  его юности.

4. Но возможно ли воскресение души ? В последующих главах (2-4)  изображена иная среда - среда поместных дворян; подчеркивается духовное и  умственное превосходство Евгения Онегина над окружающими, чуждость его этой  среде. С другой стороны, это жизнь на фоне природы, в единстве с живой,  настоящей, естественной жизнью, и это благотворно влияет на героя: повышается  потребность живого общения, возникает чувство привязанности к Ленскому; деревня  сформировала потребность размышлять, проживать жизнь, наслаждаясь ее величием и  красотой.  5. В сцене бала у Лареных показано, что герой не сумел войти в мир  патриархальной жизни, овеянной вековыми народно - патриархальными традициями.  События вырываются из-под контроля Онегина расставившие привычные для его  “жертв” сети. Легкого, остроумного розыгрыша не получилось случилась катастрофа.  По тем же причинам в привычной ситуации дуэли Онегин принимает вызов на  поединок.  6. Герой к дуэли отнесся не как к форме защиты дворянской чести, т.е.  формально не задумываясь, а как к нарушению нравственной основы жизни - это  показатель возможности дальнейшего развития характера Онегина.

7. Любовь, как считает А.С. Пушкин, может пробудить к новой жизни. Но  относится ли это к Онегину?- Хотелось бы верить, что это произойдет.

Список литературы

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”

Н. Долинина “Прочитаем Онегина вмести” Л.,1968

“Литература (Приложение к газете “Первое сентября”, №5, 1994)


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.