скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Пьер встретился в бараке для пленных с простым русским солдатом Платоном Каратаевым,  который помог ему возвратиться к вере в жизнь. Речь Платона проста и незамысловата, она не идет ни в какое сравнение с умными глубокими рассуждениями Баздеева или самого Пьера, когда он излагал свою веру Болконскому.  Каратаев говорит банальные  общеизвестные вещи, его речь состоит в основном из поговорок и пословиц. Но для Пьера он был « непостижимым круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».

Для Пьера «главная прелесть его рассказов состояла в том,  что в его речи самые простые события получали характер торжественного благообразия». Необыкновенная способность постоянно чувствовать целое  позволяла Каратаеву не бояться    смерти. Пьер знал и до встречи с ним о важности и нужности для человека бесстрашия смерти: ведь одной из обязательных масонских добродетелей была любовь к смерти.

Одна из важнейших  истин постигнутых Пьером в плену когда « он узнал  не умом, а всем существом своим жизнью что человек сотворен для счастья что счастье в нем самом  в удовлетворении естественных человеческих потребностей…»

Если представить это положение как итог всех исканий Пьера и отбросить все что он думал раньше, как заблуждение то в таком случае мы обретем не просто удивительно банальную примитивную, но и в корне далекую от истины мысль.

Да Пьер признает  счастье человека в удовлетворении естественных потребностей но он также испытывает совсем иного порядка чувства приводящие его к самым возвышенным мыслям.

Как мы уже  говорили выше, князь Андрей наряду с Пьером занимает особое место в книге. Как и Пьер, он наделен исключительной способностью внутреннего развития в отличие от большинства остальных героев и не только таких как Берг Друбецкой Анатоль, но и таких как Николай Ростов Денисов и даже Наташа Ростова.

Князь Андрей, как и Пьер в самом начале романа на приеме у Шерер предстает как поклонник Наполеона. Но его почитание носит  определенный действенный характер. Он военный человек и стремится к славе. Это настоящая страсть не признающая никаких пределов и ограничений. Ради достижения своей цели князь Андрей готов отдать все.

 

                                   Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой!

                            Что же  мне делать, ежели я  ничего  не  люблю,  как

                            только славу, любовь людскую. Смерть раны потеря

                            семьи, ничего мне не страшно. И  как  ни  дороги  ни

                            милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые

                            дорогие мне люди, - но, как  ни страшно и  неестест-

                            венно  это,  кажется,  я  всех   их  отдам  сейчас   за

                            минуту славы, торжества над людьми…

Как видим, здесь на весы положены с одной стороны – слава, с другой – жизнь самых дорогих и близких людей. Стоит ли после такого признания одного из самых благородных героев русской литературы удивляться той легкости, с которой жертвуют человеческими жизнями ради карьеры или славы Наполеоны всех масштабов во все времена.

Любовь к славе закономерно сочетается у Болконского с пренебрежением к семье браку повседневной жизни представляющимися ему чем-то ничтожным и непоэтичным.

В конце концов, князь Андрей освобождается от обаяния своего кумира, и слава теряет над ним власть благодаря постижению им сущности славы пониманию ее истинной цены.

Волею судьбы князь Андрей совершает подвиг можно сказать классический подвиг офицера: он поворачивает бегущих с поля боя солдат и со знаменем в руках ведет их в атаку. Болконскому посчастливилось встретиться с наполеоном, отдавшим дань его воинской доблести. Кажется это звездный час героя. Но то, что представлялось еще вчера высшим человеческим уделом, главной целью жизни, здесь на поле сражения вдруг оказалось ничтожным.

 «Ничего нет верного» – вот опыт Болконского разрушивший его веру в славу. Разочарование в своем кумире он пережил на поле Аустерлица, но вера его в величие и славу была поколеблена еще ранее в Шенграбенском сражении. Там он узнал, что такое слава на самом деле и кого она увенчивает. Отряд Багратиона достиг цели под Шенграбеном во многом благодаря мужественным и умелым действиям батареи Тушина. Но сам капитан не только благодаря заступничеству Болконского.

Князь Андрей воочию убедился в том что истинная храбрость чаще всего не получает признания а слава награды выпадают большей частью на долю людей ловких и пронырливых таких как Жерков.  «Князю Андрею было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».

Отказавшись от идеала славы и величия, придававшего смысл его жизни, князь Андрей лишается радости существования. Пьера встретившегося со своим другом поразила происшедшая в нем перемена. Слава как цель жизни была ложна. Андрей  Болконский убедился в этом на собственном опыте. То чего ему не доставало открывается в споре с Пьером, вернувшим  князя Андрея к жизни.

Пьер убеждал своего друга, что нельзя жить только для себя, что вот он « жил для себя и погубил свою жизнь». Князь Андрей  жил ради похвалы других, а не ради других как он говорит. Ведь ради похвалы он готов был жертвовать жизнью даже самых близких людей. 

Позже они перешли от первоначального спорного вопроса к другим предметам. Оказалось что ответ на проблему: жить для себя или для людей зависит от решения других фундаментальных проблем. И в процессе обсуждения герои пришли к согласию в одном пункте: делать добро людям можно только при условии существования Бога и вечной жизни. «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь то, есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их». На страстную речь Пьера князь ответил не отрицанием, а словами сомнения и надежды: «Да, коли бы это так было!».

 В конце концов, в споре князь Андрей,  кажется, вышел победителем. На словах он являл свой скепсис, и неверие, а на деле в тот момент переживал иное: веру и потому радость. Пьер не переубедил своего друга, тот не узнал от него что-либо новое, неизвестное ранее. Пьер пробудил в душе князя Андрея то, что было в ней. А это – лучше и бесспорнее всяких идей.

Князь Андрей оспаривает мысль Пьера о необходимости приносить людям добро, но то, что служит ей основанием вечную жизнь Бога он ставит под сомнение, но не отрицает. Существование Бога разумеется невозможно доказать но поэтому же нельзя и опровергнуть. Князь Андрей сомневается, но жаждет, страстно хочет, чтобы был Бог, и была вечная жизнь. И эта жажда, пробужденная Пьером и становиться силой изменяющей жизнь Болконского преображающей его самого.

Мир откликается на зов человеческой души и подтверждает реальность ее глубинных устремлений. Замечательно, что князь Андрей впервые за много дней увидел то, что всегда было над его головой – высокое вечное небо.

                        Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с

                   которой  началась, хотя во внешности  и та же самая, но

                   во внутреннем мире его новая жизнь.

После поездки в свои рязанские поместья «князь Андрей решился ехать в Петербург и придумал разные причины этого решения. Целый ряд разумных логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить ежеминутно был готов к его услугам». Сначала решил ехать, а потом придумал причины.  Это решение вызревало в душе героя в течение года: именно столько прошло после разговора князя Андрея с Пьером на пароме.

За это время князь Андрей сделал многое. Он исполнил «все те предприятия по имениям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата». Но заметим, что автор  сообщает о реформах Болконского между делом, уделяя им всего несколько строк. Зато подробно рассказывает о поездке князя Андрея в Отрадное - имение Ростовых. Здесь у героя формируется новое понимание жизни.

 В Отрадном князь Андрей впервые встречается с Наташей Ростовой. Он невеселый  и озабоченный подъезжал к дому Ростовых.

                           

                             Вправо из-за деревьев он услыхал женский веселый

                             крик и  увидал  бегущую  толпу  девушек. Впереди

                             бегущая девушка что- то кричала, но узнав чужого,

                             не взглянув на него, побежала назад. Князю Андрею

                             вдруг стало от чего- то больно.

 Больно ему стало от того, что «эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование».  Чувство испытанное князем Андреем при виде Наташи событие. Князь Андрей остается ночевать у Ростовых, его комната оказывается под комнатами Наташи и Сони и он невольно подслушивает их разговор. И снова ему становится досадно. Ему хочется, чтобы  они сказали что-нибудь о нем. На следующий день, возвращаясь в Богучарово и проезжая через лес, князь Андрей  ищет тот старый дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».  Дуб этот, тогда как будто подтверждал правоту безнадежного взгляда на жизнь князя Андрея.

Но сейчас он ищет и не находит своего старого знакомца. А старый дуб к тому времени весь преображенный  раскинувшись шатром сочной темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. И здесь происходит окончательное и бесповоротное решение князя Андрея вернуться к активной жизни. Оно было вызвано непосредственно беспричинным весенним чувством радости природными силами сродни тем, что преобразили старое дерево. Но все же оно явилось как завершающее звено в цепи событий открывшихся враз князю Андрею в их ясной и несомненной связи. «Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и тоже время вспомнились ему». Лучшие минуты не обязательно самые счастливые. Лучшие – это самые значительные самые важные минуты жизни героя.

 В Петербурге князь Андрей принял активное участие в подготовке реформ. Он разочаровался в славе, но еще верил в существование людей, от которых зависят судьбы стран и народов. Его непреодолимо тянуло в высшие сферы туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов. Он с любопытством следил за движениями Спиранского своего нового кумира. Постепенно Болконский освобождается от своей иллюзии. Если от стремления к славе он отказался, убедившись в ее «неверности» то охлаждение к политике происходит благодаря сильному чувству давшему князю Андрею опыт истинной жизни.

Здесь решающее слово принадлежит Наташе Ростовой, любовь к которой уничтожила в глазах Болконского обаяние власти и интерес к политике. Разочарование его происходит на другой день после бала, где он танцевал с очаровавшей его Наташей. Князь Андрей не придавал особого значения прошедшему балу.

Толстой, очевидно, подчеркивает будничность состояния героя еще не осознавшего   всей важности происшедшего. Очарование Наташи ее влияние начинают сказываться на судьбе князя Андрея. У героя появляется новый взгляд на мир все изменяющий: то что казалось самым главным смыслом жизни обесценивается. Любовь к Наташе показывает, дает князю Андрею новую меру истинного в жизни. Перед новым чувством героя меркнет та его жизнь, смыслом которой были политические интересы преобразований. И Пьер под влиянием чувства князя Андрея к Наташе разочаровался в своей жизни. «И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру». Все то, в чем он находил  удовлетворение и радость, потеряло вдруг в его глазах всякое значение.

Так в душе князя Андрея столкнулись две силы два интереса общий и личный. И общий поблек, оказался ничтожным.

 Кульминацией книги Толстого, безусловно, является война 1812 года. Она кульминация эпопеи, поскольку в ней действует народ, раскрывающий свою сущность война и кульминация романа по роли ее в личных судьбах отдельных героев Пьера, князя Андрея, Наташи Николая Ростова  Марьи Болконской. Война и апогей в духовных исканиях героев романа. В войне сущность вещей до сих пор скрытая от человека обнаруживается и заставляет его искать нового понимания жизни.

«Ах, душа моя последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много»,- признался князь Андрей Пьеру перед Бородинским сражением.

Князь Андрей невольно жалеет о потере иллюзий делавших жизнь приятной. Но война не оставляет им места она сбрасывает все маски с лица жизни. Разрыв с Наташей, смерть отца нашествие Наполеона- все это обрушилось на князя Андрея почти разом и породило самое жестокое и безнадежное разочарование.

После ужаса смерти князь Андрей переживает новый страстный порыв любви к жизни на смену разочарованию придет необыкновенный  духовный подъем.

Рядом с ним в хирургической полевой палатке оказывается Анатоль Курагин, которому на глазах князя Андрея ампутируют ногу без наркоза, без болеутоляющих средств.

Перенесенная боль зрелище чудовищных страданий открыли князю Андрею новую сущность жизни, в очередной раз изменили его мировоззрение. Он понял ту христианскую любовь, о которой ему говорила княжна Марья. Он испытал  восторженную жалость и любовь к своему врагу - Анатолю Курагину. Таким образом, в умирающем князе Андрее идет борьба между любовью земной избирательной и божеской любовью ко всем.

 Сознание чего- то высшего ощущение бесконечности стремление к небу свойственны не только князю Андрею, но и Пьеру и Николаю Ростову и Платону Каратаеву.

Вспомним, что Пьер и Андрей в своем споре на пароме согласились с тем что «надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем …». Возможность вечной жизни  они признали обязательным условием возможности любви справедливости, а потому и  самой человеческой жизни на земле. В истинности того, о чем говорили герои, они убеждаются на опыте. Князь Андрей, испытав прилив любви ко всем,  постигнул возможность вечной жизни, она открылась ему, он к ней прикоснулся. Под влиянием божеской любви он смог иначе полюбить и Наташу. Наконец благодаря открывшемуся ему началу любви князь Андрей совершил самое главное и самое трудное дело в жизни -–достойно и спокойно умер.

Во время болезни он неотступно думал о жизни и смерти. Его духовный путь продолжался, он искал последнюю истину, которая бы примирила его со смертью. Толстой передал мысли, к которым пришел его герой незадолго до своей кончины. Это мысли о любви, о Боге, о вечности. Они очень важны, они утешительны для князя Андрея. Новое и последнее знание князя Андрея особое знание и в слове не выражается. Но оно проявляется непосредственной реальностью действиями жизнью героя тем как он уходит из этого мира. Смерть князя Андрея  убеждает присутствующих близких ему людей, что он узнал истину. Но не всех кто был рядом с ним, а только самых близких, чья любовь к нему позволила им проникнуть в суть происходящего: Наташу и княжну Марью.

Автором возложена на Андрея Болконского важная миссия испытания различных сторон жизни. В его живом опыте должна открыться читателю истина. Князь Андрей и Пьер двигались в одном направлении и их искания дополняют друг друга. Каждый из них в силу своих личных особенностей открыл в истине свою сторону. Князь Андрей человек активный с твердым характером умеет ставить перед собой и достигать жизненные практические цели. Поэтому в его исканиях ярче, определеннее, чем у Пьера обнаружилась проблема противоречия личного и общего. Перед ними все время встает дилемма жить для себя или для других. Как привести к гармонии интересы отдельного человека и общества? Вопрос этот важен для любой эпохи. Но есть времена, когда он достигает особой остроты. В 60-е годы, когда создавалась “Война и мир” противоречие личного и общего занимало все выдающиеся умы России. Каждый большой русский писатель принял участие в форуме и предложил свое понимание проблемы Тургенев Достоевский Чернышевский и Л. Толстой.

                                  Используемая  литература

1      Линьков ««Воина и мир» Толстого»

2   «Война и мир» для учащихся» 


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.