скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: История философии


Глоссарий

 

Панлогизм - идеалистическое воззрение, полагающее основой всего разум (логос) и видящее в мире осуществление разума.

Либерализм ( от лат. «liberalis» - свободный) - социально-политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества.

Трансцендентный (букв. выходящий за пределы данного предмета, области явлений и т. д.) - выход за пределы возможности опыта, превышение возможности человеческого познания. Кант считал трансцендентными Бога, душу, бессмертие. В общеупотребительном значении трансцендентный - сверхчувственный, потусторонний, сверхъестественный.

Трансцендентальный - (от лат. - переступать) – в ряде школ философии означает такие аспекты бытия, которые выходят за сферу конечного, эмпирического мира и именуются трансценденталиями (единое, истинное, благое и т.п.). В философии И.Канта термин употреблен в гносеологическом смысле и означает априорные, (доопытные) условия познания; трансцендентальное противоположно эмпирическому, в то время как трансцендентное – имманентному.

Эстетика (др.-греч. - чувственно воспринимаемый) - учение о прекрасном в действительности и в сознании человека, о нормах, законах и канонах эстетического постижения человека и мира. Ее основными категориями являются прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное и т.д. Как философская наука эстетика изучает две сферы взаимосвязанных явлений – сферу эстетического освоения мира и сферу художественной деятельности. Основные эстетические категории – красота, гармония, мера.

Индивидуализм ( от лат. - неделимое, особь) - стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности; жизненная позиция, утверждающая безусловное право каждого человека на свободу и независимость, на активность и инициативу, на защиту своего внутреннего мира, частной жизни от посягательств со стороны других людей, общества, государства.

Утопия (от греч. «ou» - отрицательная частица, «topos» - место, т.е. "место, которого нет") - понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований.

Фатализм (от лат. «fatalis» - предопределенный судьбой, роковой) - антинаучная концепция о предопределенности событий в природе, обществе, в жизни отдельного человека. В той или иной форме фатализм присущ многим идеалистическим учениям, занимает важное место в религиозном мировоззрении. Признание Бога в качестве творца и управителя мира неизбежно ведет к отрицанию способности человека влиять на ход событий, обрекает его на пассивность и бездействие. В вероучениях различных религий фатализм проявляется в разной степени.

Волюнтари́зм (от лат. «voluntas» — воля) - направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего.

Этика (от греч. «ethos» - нравственный характер) - область философских исследований, где определяют, что является добром в его отличии от зла, какие поступки человека нравственно оправданы и каковы исходные принципы, позволяющие сформулировать критерии этических оценок. Этика настаивает на объективном характере своих принципов и норм, на недостаточности просто "жить как все" или же "быть в согласии с самим собой" в нравственных вопросах и руководствоваться только личным вкусом, разумением и интуицией.

Тенденция (от лат. «tendere» - направляться, стремиться к чему-нибудь) - направление, в котором совершается развитие какого-либо явления, намерение, стремление, цель; тенденциозный - содержащий тенденцию с предвзятой, навязываемой идеей.

Моралист – писатель по вопросам морали, нраственности.

Мораль - одна из форм общественного сознания, способ духовного существования личности, один из духовных рычагов развития общества. В сфере морального сознания развивается отношение человека к миру и к самому себе, которое находит выражение в оценке с позиций добра и зла поведения людей, обычаев, характера, убеждений. В морали осознается смысл жизни, назначение человека.

Нравственность - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственности приводит к распаду, дезинтеграции общества, к катастрофе; смена нравственности приводит к изменению социальных отношений. Общество защищает сложившуюся нравственность через социальные интеграторы, посредством различного рода социальных институтов, через защиту ценностей культуры.

Метафи́зика (от др.-греч. «τα μετα τα φυσικά» «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового.

Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «знание» и λόγος — «учение, наука») – наука о познании.

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) - раздел философии, изучающий бытие.

Космоло́гия - раздел астрономии и физики, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом.

Идеология (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος слово, разум, учение) — учение об идеях.

Детерминизм (лат. determinatio — ограничение, определение) - причинное определение явления. Детерминизм — концепция, согласно которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее, обусловлены действием специфических причинных факторов.

 Праксис (от греч. «praxis» – действие) - способность производить целенаправленные действия, движения.

Радикализм - политическое течение, ориентирующееся на проведение демократических реформ в рамках существующего строя.

Марксизм – это определенная совокупность идей, включающая в себя материализм в сочетании с диалектикой, материалистическое понимание истории, трудовую теорию прибавочной стоимости, теорию классов и классовой борьбы, анализ противоречий капитализма, учение о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, социалистическое и коммунистическое видение будущего.

Оппортунизм – 1) стиль политики, предполагающий стремление увеличить политическое влияние любой ценой или политический стиль, который предполагает использование любой возможности для увеличения политического влияния всякий раз, когда такая возможность возникает; 2) практика отказа от некоторых важных политических принципов, которые были предварительно выдвинуты, с целью достижения политической власти или усиления политического влияния; 3)тенденция в мысли или практической политике, заключающаяся в стремлении набрать политический капитал и достичь частичной выгоды вместо того, чтобы завоевать доверие людей, демонстрируя твёрдые принципы или улучшая уровень политической сознательности масс.

Империали́зм (фр. impérialisme, англ. imperialism, нем. Imperialismus, от лат. imperium — власть, господство) политика создания масштабных колониальных и экономических империй, экспансии, борьбы государства за мировую гегемонию (господство).

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus положительный) — философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин).

Эмпириокритици́зм (греч. empeiría — опыт и критика, «критика опыта» или «критика с позиций опыта»; также известен как «Второй позитивизм») — философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми.

Концептуальный - имеющий серьезную самостоятельную концепцию.

Дихотомиясопоставленность или противопоставленность двух частей целого.

Плюрализм (лат. pluralis - множественный) - философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914-18 в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939-45 во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). В 40-50-х гг. экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах; в 60-е гг. также и в США. Представители этого направления в Италии -Э.Кастелли, Н. Аббаньяно, Э.Пачи; в Испании к нему был близок Х. Ортега-и-Гасет; в США идеи экзистенциализма популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: французский персонализм (Э.Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа) и диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше. На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Э.Гуссерля.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - "философия существования", одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой "самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечности"

Неотомизм - это одно из влиятельных направлений западно-европейской философии XX столетия. Эта философия восходит в своих основах к учению схоласта XIII века святого Фомы (Томаззо) Аквинского (от его имени и проистекает название данного (направления), а также существенно опирается на учения отцов церкви (IV - VI в.в.).

Энциклика – окружное послание римского папы всем католикам.

Интуитиви́зм — направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания, и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях. Интуитивизм возникает на рубеже XIX—XX вв. и противопоставляет себя позитивистскому пониманию научного знания и ограничению человеческого опыта исключительно сферой чувственного восприятия.

Персонализм (от лат. «persona» - личность) - философское течение, ставящие в центр своего изучения личность человека и личность Бога.

Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.

Филосо́фия жи́зни — философское течение конца XIX — начала XX веков, которое выдвинуло в качестве исходного понятия «жизнь» как интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Одной из предпосылок к её возникновению был отказ некоторых философов от гегельянства и даже, как следствие, возврат к философии Канта.

Релятивизм (от лат. relativus — относительный) методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

Структурный функционализм методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.

Дисфу́нкция — социологическое понятие, означающее некорректное выполнение определённой функции. Другими словами, "социальная деятельность или институт имеет дисфункции тогда, когда некоторые из её или его последствий препятствуют другой деятельности или другому институту".

Гилозоизм (от греч. hyle - вещество, материя и zoe - жизнь) - философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого и, прежде всего, чувствительность, способность к ощущению, восприятию.

Пантеизм - философское учение, утверждающее, что природа и бог полностью совпадают друг с другом и составляют единое целое.

Фисиология (от греч. physis - природа) - учение о природе.

Детермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — философское понятие, обозначающее обусловленность того или иного явления определёнными предпосылками.

Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) тот, кто познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, как того, на что направлены мысль и действие; носитель действия.

Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης космополит, гражданин мира) — мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации.

Скептици́зм (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος непознаваемый, непознанный) — направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта.

Филоло́гия (от греч. φιλολογία, «любовь к слову») название группы дисциплин (лингвистика, литературоведение, текстология и др.), изучающих человеческую культуру через текст.

Ипоста́сь (др.-греч. ὑπόστᾰσις, «сущность») термин, используемый в философском учении Плотина в значении, подразумевающем некую сущность или ее часть, а не личность. Так, один из трактатов Плотина носит название: «О трёх изначальных ипостасях» (у неоплатоников это Благо, Ум и Душа).

Трансценде́нция и Трансценде́нтный (от лат. transcendo — переступать) — философский термин, характеризующий недоступное опытному познанию, не основанное на опыте. Противоположность — имманентный.

Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — первопричина происходящего.

Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века.

Богосло́вие, или теоло́гия (калька греч. θεολογία), — совокупность религиозных доктрин о сущности и бытии Бога.

Реали́зм (от лат. realis – вещественный, действительный) — философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта.

Аксио́ма (др.-греч. ἀξίωμα утверждение, положение) или постулат — утверждение (факт), принимаемое истинным без доказательства, а также как «фундамент» для построения доказательств.

Номинализм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, то есть именами отдельных единичных «сущностей» — реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.).

Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей «как целому», а порознь к каждой отдельной вещи из некоторой совокупности (множественности), которую называют классом, но которую нельзя понимать как вещь или субстанцию: классы не существуют как вещи, а только как мысленные образы или абстракции. В силу применимости ко многим отдельным вещам имена свойств, классов и отношений называют ещё иначе универсалиями.

Универсалии, согласно номинализму, — это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма) или понятия (как для концептуализма): «…если мы говорим, что живое существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто человек или камень — универсалии, а лишь так, что соответствующие слова (живое существо, камень и т. д.) — универсалии, то есть имена, общие многим вещам: представления же, соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и призраки различных живых существ и других вещей»

Универсалия (от лат. universalis — общий) термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.

Схоластика - философия, занимавшая господствующее положение в идеологии феодального общества.

Микрокосм или микрокосмос (от греч. μικρός, малый, и от греч. κόσμος, порядок, мир, вселенная) — в античной натурфилософии понимание человека, как вселенной (макрокосм) в миниатюре.

Гносеология - раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности; исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Антропоцентризм - философский термин для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания.

Натурфилософия- философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Томизм - учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии, соединившее христианские догмы с методом Аристотеля.

Теология - совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

Космология - физическое учение о Вселенной, основанное на результатах исследований наиболее общих свойств части Вселенной, доступной для астрономических наблюдений.

Онтология- раздел философии, учение о бытии в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия его структура и закономерности

Реализм - идеалистическое направление философии, признающее лежащую вне сознания реальность. Средневековый реализм утверждал, что общие понятия существуют реально и не зависимо от сознания.

Эпикуреизм – учения, исходившие из идей Эпикура (древнегреческий философ материалист)

Деизм - философское учение, согласно которому бог не вмешивается непосредственно в течение природных и общественных процессов. Бог выступает не как полновластный владыка мира, а как некая безликая первопричина, творец Вселенной, развивающейся по своим естественным законам.

Модификация (от позднелат. modificatio - изменение) - видоизменение, преобразование чего-либо, характеризующееся появлением новых свойств.

Теизм - религиозно-философское учение о Боге как о существе, создавшем мир и управляющем им.

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — раздел философии, изучающий бытие.

Эмана́ция (лат. emanatio — истечение, распространение) - в философии термин, означающий происхождение вселенной посредством истечения ее из запредельного первоначала, Единого (Божества).

Под "двойственной истиной" имеется в виду учение, согласно которому существует одна истина для науки, а другая - для религии. Это разграничение в свое время имело большое положительное значение в нескончаемых спорах об истинности религиозных принципов.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.