Реферат: Чтение художественных произведений в начальной школе
7. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа – 2000 - №11 с.19-25
8. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение 1989 – с.399
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000 – с.383
10. Изволенская Л.Н. Методика формирования умения составлять план. //Начальная школа. – 1990 - №12. С.31-34
11. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – Л., 1955 – с.315
12. Козырева А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения //Начальная школа. – 1990 - №3. с.67-68
13. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2000 №11. С.6-13.
14. Костин Н.А. Методика русского языка в начальной школе. – М. – Л., 1949 – с.289.
15. Кочаровская З.Д. Краткие пересказ в начальных классах //Начальная школа. – 1981. - №5. С.20-23.
16. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. – 1985. - №12. С. 30-34.
17. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 1991. - №9 с. 26-31.
18. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьгиков М.: Просвещение, 1988. – с.79.
19. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. - с.350.
20. Левин В.А. когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994. – с.192.
21. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М.: Смысл, 1997. – с.288.
22. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – с.215.
23. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967. – с.112.
24. Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих умений и навыков школьников. – Киев., 1984. – с.17.
25. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. – с.368.
26. Малахова Е.П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. – В кн.: Вопросы детской литературы. М.: Детгиз., 1955. – с.208-232.
27. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. //Начальная школа. – 1981. – №3. – с.27-31.
28. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рализаевой. – С – Пб.: Специальная литература, 1997. – с.168.
29. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1976, с.224.
30. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. – В кн.: Основы методики обучения русскому языку. Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1965 – с.27.
31. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу //Начальная школа. – 1997. - №5. С.59-63.
32. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972. – с.206.
33. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959 с.206.
34. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. – с.463.
35. Программы общеобразовательных учреждений. //Начальные класса 1 –3. – М.: Просвещение, 1994. – с.160.
36. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика Обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – с.431.
37. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С – Пб.: Питер, 2000. – с.432.
38. Редозубов С.П. Методика Обучения чтению и письму в начальной школе: Избранные труды. – М.: Изательство АПН РСФСР, 1961. – с.427.
39. Родная речь: Книга 2, часть вторая. – М.: Просвещение, 1993. – с. –224.
40. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. – М.: Просвещение, 1977. – с.158.
41. Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 19965. – с. 347.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999. – с.720.
43. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – с.384.
44. Светловская Н.Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения. //Начальная школа. – 1965. - №7. с.28-32.
45. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1999. – с.671.
46. Ткачева Т.А., Толмачев А.А. Методы сбора, Обработки и представления информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов. Красноярск: Издательство КГПИ, 1992. – с.88.
47. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. – с.557.
48. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно //Начальная школа. – 1995 №10. – с.20-24
49. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе. – М. Просвещение, 1950. – с.220.
50. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. – М.: Искусство, 1964. – с.86.
51. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа. – 1985. - №2 с.50-54.
52. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа. – 1985. - №1 с. 53-57.
53. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению. //Начальная школа.- 1990. - №1 с.20-26.
Приложение 1.
Результаты констатирующего среза по выявлению уровня восприятия художественного произведения у учащихся экспериментального класса.
№ п/п | Баллы за ответы на вопросы | Уровень | Баллы за самостоятельно заданные вопросы | Уровень | Общая сумма баллов | Окончательный уровень |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
5 5 5 5 6 5 6 5 5 5 5 5 5 7 |
Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. |
5 6 7 7 9 7 9 5 8 7 7 7 7 9 |
Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. |
10 11 12 12 15 12 15 10 13 12 12 12 12 16 |
Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. |
Продолжение таблицы.
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 |
5 5 5 5 5 5 5 6 5 5 5 |
Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. |
7 8 7 6 5 7 7 9 7 7 7 |
Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. |
12 13 12 11 10 12 12 15 12 12 12 |
Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. |
Приложение 2.
Результаты констатирующего среза по выявлению уровня восприятия художественного произведения у учащихся контрольного класса.
№ п/п | Баллы за ответы на вопросы | Уровень | Баллы за самостоятельно заданные вопросы | Уровень | Общая сумма баллов | Окончательный уровень |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 |
5 5 6 5 5 5 6 5 5 5 6 5 5 5 7 5 5 5 5 7 5 5 |
Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. |
8 7 9 7 7 5 9 8 7 7 9 5 7 7 9 6 7 7 7 9 8 5 |
Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. |
13 12 15 12 12 10 15 13 12 12 15 10 12 12 16 11 12 12 12 16 13 10 |
Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. |
Продолжение таблицы.
23 24 25 |
5 5 5 |
Конст. Конст. Конст. |
7 7 7 |
Конст. Конст. Конст. |
12 12 12 |
Конст. Конст. Конст. |
Список произведений, использованных
при экспериментальном обучении.
1. Ю.И. Ермолаев ''Проговорился''.
2. Г. Б. Остер ''Как получаются легенды''.
3. Б. В. Шерин ''Собирай по ягодке – наберешь кузовок''.
4. А. П. Платонов ''Цветок на земле''.
5. А. П. Платонов ''Еще мама''.
6. В. Г. Распутин ''Мама куда – то ушла''.
7. М. М. Зощенко ''Золотые слова''.
8. М. М. Зощенко ''Великие путешественники''.
Легенда к произведению Г.Б. Остера
''Как получаются легенды''.
Это было в больнице. Девочки решили вызвать пиковую даму. Сделали всё, как полагается: протерли зеркало одеколоном, нарисовали куском мыла сердце и ступеньки и три раза сказали: ''Пиковая дама, появись!''
И она к ним пришла. Одна девочка успела загадать желание: она попросила жвачку. Дама протянула её блок, и только она дотронулась до нее, как рука ее почернела и вся скрючилась. Остальные испугались и быстро включили свет. Пиковая дама исчезла, но рука у девочки так и осталась черной и скрюченной. К чему бы она не прикасалась – все обугливалось. Девочка очень боялась, что заденет маму рукой. Однажды это все-таки случилось. И что же? Рука у девочки опять стала нормальной.
(Аня О.)
Приложение 5.
Начало к рассказу В.Г. Распутина
''Мама куда-то ушла''.
Сегодня у Татьяны Владимировны был выходной день. Она работала фельдшером в поселке. С утра она переделала все домашние дела, поиграла с маленьким Ваней. Затем она покормила Ваню обедом и уложила спать. Она тоже прилегла отдохнуть, как кто-то постучал в окно. Это был мальчик из ее поселка. Он передал Татьяне Владимировне, что ее срочно ждут в больнице. Недавно произошла авария на дороге, и от нее требовалась помощь. Татьяна Владимировна не знала, что делать с сыном, как оставить его спящего одного. Но ее ждали люди, которым нужна ее помощь. И она, оставив сына одного, пошла в больницу.
(Женя Г.)
Наступила суббота. Проснувшись, мама пошла на кухню готовить завтрак малышу. Она решила, что приготовит ему омлет, но в холодильнике яиц и молока не оказалось. Тогда она решила, что пока малыш спит она сходит в магазин. Но магазине в рядом с домом молока не было, и она пошла в другой магазин.
А в это время …
(Руслан Н.)
Приложение 6.
Продолжение рассказа А.П. Платонова
''Ещё мама''
Артем пошел в школу. Там его дожидалась Аполлинария Николаевны сидели еще два мальчика, которых звали Саша и Коля.
Учительница сказала: ''Первым уроком у нас будет математика. Я научу вас считать''.
И вот пришли остальные ребята. Начался урок.
''Кто умеет считать до десяти?'' – спросила учительница.
Артем поднял руку и начал считать до десяти: ''Раз, два, три, четыре, …''.
Аполлинария Николаевна похвалила Артема. Потом учительница начала учить детей как писать цифры. Артему очень понравилось считать.
После уроков Артем радостный побежал домой, ему очень хотелось побыстрее маме, что они делали в школе.
(Аня О.)
Приложение 7.
Результаты формирующего эксперимента по повышению уровня художественного произведения у учащихся экспериментального класса.
№ п/п | Баллы за ответы на вопросы | Уровень | Баллы за самостоятельно заданные вопросы | Уровень | Общая сумма баллов | Окончательный уровень |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 |
6 6 5 5 8 6 9 5 5 5 5 7 6 8 5 7 5 6 5 6 5 |
Героя Героя Конст Конст Идеи Героя Идеи Конст Конст Конст Конст Героя Героя Идеи Конст Героя Конст Героя Конст Героя Конст |
9 9 7 8 12 9 12 7 7 6 7 9 9 12 7 9 6 9 5 9 7 |
Героя Героя Конст Конст Идеи Героя Идеи Конст Конст Конст Конст Героя Героя Идеи Конст Героя Конст Героя Конст Героя Конст |
15 15 12 13 20 15 21 12 12 11 12 16 15 20 12 16 11 15 10 15 12 |
Героя Героя Конст Конст Идеи Героя Идеи Конст Конст Конст Конст Героя Героя Идеи Конст Героя Конст Героя Конст Героя Конст |
Продолжение таблицы.
22 23 24 25 |
8 7 7 6 |
Идеи Героя Героя Героя |
12 9 9 9 |
Идеи Героя Героя Героя |
20 16 16 15 |
Идеи Героя Героя Героя |
Приложение 8.
Результаты формирующего эксперимента
по повышению уровня художественного произведения
у учащихся контрольного класса.
№ п/п |
Баллы за ответы на вопросы | Уровень | Баллы за самостоятельно заданные вопросы | Уровень | Общая сумма баллов | Окончательный уровень |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 |
7 5 6 5 5 5 8 6 5 5 6 5 5 5 6 7 5 5 |
Героя. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Идеи Героя Конст. Конст. Героя Конст. Конст. Конст. Героя Героя. Конст. Конст. |
9 7 9 7 8 7 12 9 7 6 9 6 7 8 9 9 7 6 |
Героя. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Идеи Героя Конст. Конст. Героя Конст. Конст. Конст. Героя Героя. Конст. Конст. |
16 12 15 12 13 12 20 15 12 11 15 11 12 13 15 16 12 11 |
Героя. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Идеи Героя Конст. Конст. Героя Конст. Конст. Конст. Героя Героя. Конст. Конст. |
Продолжение таблицы.
19 20 21 22 23 24 25 |
5 6 6 5 5 5 5 |
Конст. Героя Героя Конст. Конст. Конст. Конст. |
7 9 9 7 7 6 7 |
Конст. Героя Героя Конст. Конст. Конст. Конст. |
12 15 15 12 12 11 12 |
Конст. Героя Героя Конст. Конст. Конст. Конст. |
Приложение 9.
- до эк
90 сперимен
80 та
70
60 - после
50 эксперим
40 ента
30
20
10 84 48 16 36 16
0 фрагментирующий Констатирующий ''героя'' ''идеи''
Рис.1 Распределение уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками в экспериментальном классе.
90 - экспе
80 реминт
70 тальный
60 - конс
50 статирую
40 щий
30
20
10
0 Фрагментарный Констатирующий ''героя'' ''идея''
рис.2 Распределение уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками в контрольном и экспериментальном классах
[1] Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. – Л.: ЛГЛИ им. А.И. Герцена, 1989. – с. 3.
[2] Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная школа – 1990. - № 3. с. 67.
[3] Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках чтения // Начальная школа. – 2000. - № 11. с. 6.
[4] Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М.: Смысл. 1997. – с. 201.
1 Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – с. 76.
2 Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – с. 321.
3 Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959. – с.116.
[8] Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – с. 99.
[9] Шпунтов А.И., Иванина Е.И., Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно. // Начальная школа. – 1995. - № 10. с. 20.
[10] Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М.: Просвещение, 1988. – с. 79.
[11] Ромзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – с. 431.
[12] Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. – с. 368.