Реферат: Эффективность школьной риторики
- кому ( адресат );
- для чего - зачем ( задача высказывания );
- что - о чём ( содержание высказывания );
- как ( в устной или письменной форме, в каком стиле и т. д.);
- где ( место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно );
- когда, как долго ( время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведённое а общение, если это важно.
Учащимся предлагают войти в описанные обстоятельства и в речевую роль.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто ( какая команда ) веселее, забавнее, смешнее. В отличие от словесных речевых игр риторические игры строятся на материале программы о риторике и служат решению задач этого учебного предмета. Поэтому так важно при их организации и определении победителя осуществлять риторический подход: чётко описывать ситуацию, точно обозначать критерии оценки победителей.
Для проведения риторических игр может выбираться ( назначаться ) жюри. При определении победителя могут использоваться карточки разных цветов, хлопки ( « Кому больше похлопаем? « ) и т. п.
Вопросы организации.
Урок. Начиная курс риторики с первого года обучения в школе, составители учитывали благоприятный для развития дара слова возраст, когда дети легко впитывают образцы речи, когда они эмоциональны, любят играть и легко входят в различные речевые роли. Но чтобы уроки состоялись, учитель должен создать в классе доброжелательную обстановку, где дети чувствовали бы себя свободно, раскованно, спокойно. Учителю на этих уроках надо превратиться в ритора, то есть в человека, владеющего словом.
Урок риторики имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала в него включаются сквозные, необязательные на каждом уроке:
- речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа « Произнесём шёпотом, но отчётливо…», « Задуем свечу « ( для развития дыхания ); « Пусть сейчас прожужжит жук, комар «, « Вспомним грустные стихи. Кто начнёт? « и т. д,;
- ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т. п. Норм литературного языка;
- импровизационные задачи, т. е. Неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную ( неподготовленную ) речь.
Эти сквозные виды работ, по мнению составителей ( 30; 40 ), обеспечивают формирование определённых умений и навыков и в то же время позволяют переключить учащихся с одного вида деятельности на другой, снимают усталость. Поэтому эти виды работ проводятся живо, легко, на интересных примерах, с использованием различных мнемонических приёмов, стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.
Уроки риторики требуют особого оснащения, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства. Но и в обычном классе можно сделать многое: посадить учащихся так, чтобы они могли видеть друг друга. Безусловно, в классе должен быть магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки к предмету. И, конечно, очень результативно было бы использовать видеомагнитофон - ведь с его помощью можно увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи общающихся и самостоятельно сделать выводы.
Учебный комплект. В идеале учебный комплект по риторике должен включать:
1. Учебник для учащихся;
1. Хрестоматию для самостоятельного чтения любознательным школьникам;
2. Сборник риторических задач;
3. Сценарий и сборник риторических задач для компьютера;
4. Магнитофонные записи живой речи;
5. Фонограммы, транспоранты или графопроекты;
6. Видеоматериалы и др. средства общения;
7. Книгу для учителя ( методические рекомендации ).
Важное место в этом комплекте должны занимать видеоматериалы, т. к. учить деятельности на показе этой деятельности, её анализе весьма результативно.
В настоящее время выпущены и удачно применяются на практике учебники « Школьная риторика « с I по VII класс.
Учебное время. На изучение риторики, как показывает школьная практика, отводится в I – XI классах от одного до трёх часов в неделю - в зависимости от типа школ, уровня подготовки учеников и ориентации школы. Усвоение риторики предполагает, что на этих уроках не бывает молчащих, поэтому в группе должно быть не более 12 – 13 учеников. Это важное условие обучения речи, общению.
И последнее: начатая в начальных классах работа должна иметь естественное продолжение в старших классах. Основы этой программы разработаны, что делает возможным представить этот предмет в целостной форме.
2.4.1. Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ. « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА « ДЛЯ V КЛАССА.
Учебник создан в том же концептуальном лингвистическом ключе, что и весь курс под редакцией Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.
В соответствии с программой здесь также выделяются две части: « Общение «, « Речевые жанры «, но естественно, что в учебнике, заключающем курс риторики в начальной школе, необходимо выделить ещё одну часть - « Обобщаем изученное ( в I – IV классах )». В этом разделе внимание четвероклассников привлекается « Ориентация в ситуации «, « Главные признаки текста «, « Тексты и жанры «, « Этикетный репертуар « к таким обобщённым темам, как и др.
Начинается учебник с главы « Проверь себя «, цель которой вспомнить изученное: о том, что изучает риторика, что такое общение, речевая ситуация, её компоненты. В главах « Особенности говорения «, « Какой я слушатель «, « Я читатель « дети не только повторяют виды речевой деятельности, но и узнают, что представляют собой различные паузы в устной речи, как важно собирать свою домашнюю библиотеку, как можно оценить себя как слушателя и как читателя, и т. д. В V классе продолжается работа над речевыми жанрами. В главе « Знаки вокруг нас « учащиеся знакомятся с опорными конспектами ( первое знакомство! ), занимаются описанием ( растений ), невыдуманными и выдуманными рассказами ( глава « Скажи мне почему « ). Здесь новым является понятие о типах аргументов и фактах, о вступлении и заключении в выступлении и рассуждении. Также совершенно новым является понятие о газетных жанрах - хронике, информационной заметке, подписи под фотографией. Линия речевого этикета продолжается, но вводятся новые по смыслу этикетные диалоги: утешение, вежливая оценка, запрет, улыбка.
В этом учебнике большое место занимают задания, требующие активного речевого поведения, разыгрывания речевой ситуации, создания речевых жанров на основе описанной ситуации или рисунка, помещённого в учебнике. Дети любят риторические игры, и хочется, чтобы учитель ( или жюри ) называл победителя, а также те критерии, с помощью которых он определил чемпиона. И наконец, в учебнике есть компьютерные задачи и отдельно компьютерные программы, правда, только по речевому этикету. Эта программа может использоваться для объяснения, закрепления и повторения материала. Кадры программы содержат яркие, красочные рисунки, на них изображены знакомые детям по книгам и мультфильмам персонажи ( Карлсон, кот Леопольд, Знайка и т. д. ). Задания сформулированы кратко ( например, « Как Карлсон здоровается с Малышом? Выбери подходящие приветствия « , что облегчает их восприятие.
В компьютерной программе можно выделить три серии заданий:
а) приветствия разным адресатам;
б) приветствия в разное время дня;
в) приветствия разной степени вежливости ( с обращением, с личностным оттенком ).
Ученик получает эмоциональную оценку свой работы по каждому кадру, так как на экране появляется лицо Риторика с выражением улыбки, удивления или грусти. Кроме того, в программе предусмотрена оценка в виде цветовой рамки на пиктограмме с номером задания. ( Зелёный означает, что задание выполнено правильно, жёлтый - что допущена одна ошибка, красный - что допущены две или более ошибки. ) Итоговый результат работы с компьютерной программой выдаётся в виде словесного описания ( « Удачно «, « не совсем удачно «, « неудачно « ). Кроме того, ребёнок услышит весёлую или грустную мелодию.
В программу каждого года обучения входить учебник, состоящий из двух частей.
Каждый учебник начинается с предисловия, обращённого к читателям, где перечисляются положительные стороны риторики.
На второй странице нарисованы условные обозначения, с которыми ребята постоянно будут сталкиваться во время обучения. Это:
- постановка проблемы, введение в теорию;
- задание после текста;
- сюжет видео - , кинофрагмента;
- задания, связанные с прослушиванием музыки;
- задания по дыхательной и речевой гимнастике;
- работа в парах;
- риторические игры.
Немного дальше - приветствие постоянных спутников учащихся, героев учебника - ОЛИ, КОЛИ, ГРАММАТИКА, РИТОРИКА и позже появляется ЭТИКЕША.
Очень красочные учебники с изобилием иллюстраций.
Каждая глава начинается с небольшой постановки проблемы, после которой следуют всевозможные задания и риторические игры.
Почти все задания ориентируют учащихся на деятельность, т. к. начинаются с глаголов в повелительной форме ( представьте, подумайте, ответьте, приготовьте, вспомните, посмотрите, рассмотрите, попробуйте и т. д. ) или с союзного слова ( какого, как, почему, с кем и др. )
Приведено много стихов, песен ( порой с нотами ), отрывков из художественных произведений. Обилие схем.
ИДЕИ КУРСА:
Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою. ( Ш. де ЛАБРЮЙЕР. ) ( 30; 57 )
ОСНОВНЫЕ риторические УМЕНИЯ:
Первый тип ( У – 1 ). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:
- взаимодействие с партнёром общения, понимание его мыслей и чувств, уместность своего речевого поведения;
- точность речи ( наличие фактических ошибок ), разнообразие языковых средств, выразительность речи ( речевые находки );
- особенности речевых жанров.
Второй тип ( У – 2 ). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
- умение использовать адекватные приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;
- умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т. д.
Таблица № 2
О Б Щ Е Н И Е
У – 1. Анализировать и оце- нивать свою общительность: я очень общительный, малооб-щительный, необщительный человек. |
Общение - общительный чело- век. Твоя общительность. |
В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я
У – 1. Определить вид обще- ния по его основной цели ( сообщить, запросить инфор- мацию, обменяться информа- цией и т. д. - поддержать контакт, общение ) У – 2. Вступать в этикетный диалог и поддерживать его ( в пределах, обозначенных в разделе « Речевой этикет « ( I – III ) |
Общение для контакта и об- щение для сообщения нфор- мации |
Р Е Ч Е В О Й Э Т И К Е Т
|
У – 1. Различать истинную ве-жливость от показной |
Что такое вежливость. Вежли- вая речь ( словесная вежлиость) и воспитанность. Вежливо – не- вежливо - грубо |
|
Р Е Ч Е В А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь |
|||
|
У—1. Определять вид речевой деятельности; его этапы | Говорить — писать; слушать — читать. (Что общего в указан- ных парах ? ) | |
|
У—2. Продумывать, что нужно сделать до говорения, чтения и т. д.( на этапе ориентировки ), что - в процессе говорения, чтения и т. д. ( на этапе реализации ), что по- сле говорения, чтения и т. п. ( на этапе контроля ) | Основные этапы речевой деяте- льности: до — в процессе – пос- ле того, как сказал, написал, прочитал, услышал. ( Этап ориентировки и планирования, этап реализации, этап контроля ). | |
|
У—2. Составлять опорный кон- спект услышанного в форме таблицы, схемы с использова- нием принятых и продуманных символов, рисунков | Опорный конспект как коди- рование услышанного в форме таблицы, схемы с использова- нием рисунков, символов | |
|
У—2. Воспроизводить по опор- ному конспекту услышанное | ||
|
У—1. Анализировать живую устную речь, определять её осо- бенности | Говорение. Особенности неподготовленной ( спонтан- ной ) речи | |
|
У—1. Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чём от- ражается её подготовленность |
||
|
У—2. Составлять опорный кон- спект (как при слушании ) | Опорный конспект ( как при слушании ) | |
|
Р Е Ч Ь П Р А В И Л Ь Н А Я И Х О Р О Ш А Я (успешная, эффективная) |
||
|
У—2. Пользоваться толковым словарём синонимов | Толковый словарь. Словарь си- нонимов. Словарь языка писа- телей. Словарь эпитетов . | |
|
Р Е Ч Е В Ы Е Ж А Н Р Ы |
||
|
У—1. Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смы- слового единства текста |
Тексты. Начальное и конечное (последнее) предложения тек- ста как яркие признаки смыс- ловой цельности текста |
|
|
У—2. Подбирать конечное (завершающее ) предложение к незавершённому тексту | ||
|
У—2. Создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обоб- -щения | Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсу- ждения ( темы, проблемы ) | |
|
У—1. Анализировать вывод (в рассуждении ), его целесообраз- -ность | Вывод в рассуждении | |
|
У—2. Создавать к «новым» сло- вам словарные статьи | Словарные статьи в толковом словаре | |
|
У—2. Рассказывать весело (с юмором ) о забавных, смешных случаях из своей жизни |
Речь разговорная с элементами художественной речи. Весёлый рассказ. |
|
|
У—2. Рассказывать (устно и письменно) о памятных собы- тиях своей жизни | Рассказ о памятных событиях своей жизни | |
|
У - 1. Определять особенности содержания и речевого офор- мления писем в газету |
Газетный (публицистический) стиль |
|
|
У—1. Анализировать нформа- ционную заметку в газету, её соответствие речевой задаче и жанровым особенностям | Информационная заметка в газе- ту. Хроника | |
|
У—2. Создавать текст — под- пись под фотографией в газете | Подпись под фотографией в газе- те | |
|
У—2. Написать информацион- ную заметку в газету типа - что, где, когда и как произошло | ||
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10