скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Этнический состав Омской области. О жизни сибирских татар, казахов, русских, украинцев, немцев

Следующий период расселения казахов в южных районах За­падной Сибири охватывает время после 1822 года и почти до конца 1880-х годов. Он характеризуется законодательным закреп­лением постоянных территорий за казахами, установлением административно-территориальных единиц с ограничением пере­ходов казахов с одной территории на другую. Хозяйственно-куль­турные контакты с русским населением расширяются. Постепен­но растет численность казахов в степной зоне. Помимо омских казахов небольшие группы их расселяются в южных районах То­больской и Томской губерний.

Следующий этап расселения казахов в Западной Сибири относится к 1889—1917 годам. В это время начинается широкое крестьянское движение русско-украинского населения в степях Казахстана и Сибири, что коренным образом изменило этническую ситуацию в этих районах. Ограничение земель, находившихся в пользовании казахов, усиливавшееся   хозяйственно-культурное влияние русских, украинцев и затем   переселявшихся   сюда же немцев привели к массовому отказу казахов от кочевого образа жизни и оседанию их на жительство в постоянных   аулах. Этот процесс растянулся,   правда,  еще на  несколько десятков лет. В 1897 году на Западно-Сибирской   равнине насчитывалось уже свыше 50 тысяч казахов, из них более 38 тысяч — в Омском окру­ге Акмолинской области, 5200 казахов — в Тюкалинском   и 334 казаха — в Тарском округе Тобольской губернии.

Омская исследовательница О. М. Бронникова выделяет три периода в расселении казахов на территории юга Западной Сибири. Первый период, начавший­ся с 1917 года, охватывает десять лет советской власти. В это время усилились миграционные процессы среди казахов. Факти­чески к 1928 году сибирские казахи перешли полностью на осед­лый образ жизни.

Второй период охватывает конец 1920-х — 1940-е годы. Его характеризует жизнь казахов в условиях нового типа их поселе­ний — круглогодично стационарных аулов и в условиях оседлого скотоводческо-земледельческого хозяйства.

Последний период начинается с 1950-х годов. Он связан, преж­де всего, с изменениями в расселении, происшедшими в ходе ос­воения целинных земель. Новый мощный приток населения на этом этапе привел к завершению формирования современного на­ционального состава в данном регионе. Этот период характеризу­ется более равномерным и чересполосным расселением казахов среди русских, украинских и немецких селений.

В настоящее время основная часть западносибирских казахов проживает в юго-западных районах Омской области, где они со­ставляют от 7 до 12,5% населения этих районов. В однонацио­нальных казахских поселениях сосредоточено около 30% казахов. Остальные сельские казахи расселены сре­ди окружающего иного этнического населения: русских, украинцев, немцев и татар. Значительная часть казахов проживает и в горо­де Омске.

Относительно компактное расселение казахов в Омской облас­ти, их многочисленность, особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада, возникшие в условиях проживания в лесостепных и отчасти в лесных районах, а также в условиях актив­ного культурного взаимодействия с оседлыми народами, способствовали формированию особой этнографической группы казахского народа — омских казахов. Особенностью группового этнического самосознания казахов Западно-Сибирской равнины является то, что, оно не оформля­лись в единый этноним. Некоторые казахи называли себя «сыбьф казак», «омбы казак».

Казахи Западной Сибири поддерживают постоянные и давние контакты с казахами Казахстана, в первую очередь из соседних Северо-Казахстанской, Кокчетавской и Павлодарской областей. Эти контакты имеют место сегодня, прежде всего. в социально-куль­турной сфере. Казахи двух соседних республик приглашают друг друга на праздники, на свадьбы.

Издавна существуют и поддерживаются в настоящее время браки между казахами Омской области и Казахстана. В основ­ном сибирские казахи заключают однонациональные браки пре­имущественно внутри области.

Другое направление связей приводит нас к татарам. Татары до революции нередко назна­чались муллами к казахам. Тесные связи у последних были, преж­де всего, с тюменскими и барабинскими татарами. Но как соседи, расселяясь по рекам Ишиму и Тоболу, контактировали они и с тарскими, и с курдакско-саргатскими, и с тобольскими татара­ми. Омские татары нередко покупали у них лошадей, а некото­рые вместе с казахами в XIX — начале XX века работали пасту­хами в хозяйствах зажиточных казахов.

Третье направление этнических контактов казахов связано с русскими.  Прочный характер оно принимает со второй половин, XVIII века и особенно в XIX—XX веках. До революции постепенно возрастал объем торговых связей между ними, имевших место еще  в XVII веке. Они осуществлялись в XVIII — начале XX века на рынках Кургана, Омска, на Ирбитской и Тюменской яр­марках, а также в других городах и крупных русских станицах и деревнях. Те казахи, которые в XIX веке сохраняли свой кочевой образ жизни, весной передвигались со своими стадами на север вниз по Ишиму, где постоянно вступали в контакты с русскими. Занятия казахов извозом в XIX — начале XX века также способ­ствовали расширению взаимоотношений их и русских.

В XVIII — первой четверти XIX века часть казахов находилась на положении дворовых в домах зажиточных русских. Только в 1825 году была запрещена купля-продажа «азиатцев» и назначен срок для освобождения купленных прежде. С середины XIX века возросло знание русского языка, среди казахов шире распространилось двуязычие. В 1852 году в воен­но-статистическом обозрении Киргизской степи Западной Сибири отмечалось, что «султаны и почетные баи пытаются выучить де­тей своих грамоте не только на киргизском (казахском), но и на руском языке». По данным 1897 года, среди казахов То­больской губернии 7309 человек называли родным казахский, 206 человек — татарский и 31 человек — русский язык. И хотя последняя цифра кажется незначительной, она свидетельствует об имевших место процесах этнического сближения казахов и русских еще до революции.

В XX веке, особенно начиная с 1920-х годов, ослабло влияние разделяющих эти два народа факторов национальной и религи­озной разобщенности. Казахи и русские постоянно контактируют друг с другом, а некоторые заключают и брачные союзы между собой.

В целом значение национальной принадлежности при вступ­лении в брак для сельских казахов велико: предпочтение отдает­ся людям своей национальности. И это является показателем устойчивости группы сибирских казахов в национально смешан­ной среде.

Из всех городов Западной Сибири наибольшее количество ка­захов проживает в Омске. С самого начала своего возникновения этот город тесным образом был связан со скотоводами степей. в 1897 году первой Всероссийской переписью населения в Омске зафиксировано 37,4 тысячи человек, из них 505 казахов. А во всех городах Западной Сибири проживало тогда 606 казахов.

В период после Октябрьской революции, раскрепостившей народы нашей страны от национального гнета царской России, казахское население в Омске стало увеличиваться. В 1920 году. Правда, их было по-прежнему еще немного — 514 человек. Среди них было зафиксировано уже 125 грамотных казахов. В 1959 го­ду в Омске проживали 4832 человека казахской национальности, в 1970 году —8999, в 1979 году —16573 и в 1989 году —28400. При этом живут казахи во всех семи районах города — в 1979 го­ду больше всего их было в Кировском районе (4476 человек) и меньше всего в Советском районе (826 человек).

Относящиеся к территории нынешнего Павлоградского района аулы Састамар, Кайдаул, Байдалин, Иргибай, Амре, Саттыбай составляли род Керей. Аулы, располагавшиеся на теперешней территории Степного совхоза, входили в род Кыпчак. Население из аулов, что были возле Тихорецка (Карабейсен, Байтука, Сал-хан, Ульмисек, а также аул Кирибай), составляло род Уак. Особняком выделялись аулы Исенгельды, Токтаул, Шишокпай, Бай-чукжа, Укуган, Джалашан, которые составляли род Байкугур. Из всех этих поселений осталось только три: Байдалин — в Таврическом районе, Кирибай и Кайдаул — в Павлоградском. Произошло смешение родов, многие семьи казахов расселились среди русских и украинских поселений, отдельные местом жительства избрали районные центры и города.

В памяти казахского народа хранится много легенд, преданий, сказаний, очень интересных по своему содержанию. Народ помнит имена многих своих легендарных героев, таких, как Жаубасар, Карокирей, Кабанбай, Канжиган, Бугенбай и др.

Постоянных поселений тогда не было. Условия кочевой жизни диктовали свои законы. Скот содержался круглый год на подножном корме. Построек для скота не делали, сена на зиму не заготавливали. Животные зимой сами добывали себе корм, разгребая снег копытами. Вначале проходили лошади и верблюды (их было много), за ними шел крупнорогатый скот, а потом — овцы и козы. Трава вырастала обильная и высокая, и вся оставалась на корню. Упругий ковыль не давал уплотняться снегу, а сравнительно частые колки служили защитой животным от холодных сибирских ветров. Чтобы прокормить скот, необходимо было селиться в одном месте несколькими семьями. Большие поселения создавать было рискованно. Аулы свободно и часто переносились с одного места на другое. Четко обозначенных улиц не придерживались, а селились по строго соблюдаемому закону: наилучшее место занимал старший в роде или старший из братьев, остальные ставили землянки по старшинству своего положения.

Казахи очень бережно относились к природе. Лес, который произрастал вокруг аула, тщательно сохранялся. Там, как правило, грачи устраивали свои гнезда, разорять которые считалось большим позором и грехом.

Дерновые земляки, в которых казахи проживали зимой, скорее напоминали временное жилье. Потолки, укрывавшиеся лозой или хворостом под дерн, не обмазывались глиной. Даже стены не всегда белились. Печки для отопления строились из кирпича-сырца с горизонтальными колодцами-дымоводами. Спали на земляном полу, плотно застеленном потником (кошмой). На день постель убиралась, и стлались ковры, изготовленные своими руками с затейливым орнаментом. В богатых домах ковры бывали купленные.

Пища состояла в основном из продуктов животноводства. Хлеба не знали до установления тесных контактов с русскими. Его заменяли кирчики, приготовленные из кислого молока. В ограниченном количестве употреблялась соль. Из-за того, как утверждали первые поселенцы, казахи обладали острым зрением до глубокой старости. Ели за столом с очень короткими ножками, сидя на полу, скрестив ноги. Посуда была изготовлена из дерева и кожи. Ложками и вилками не пользовались, пища бралась пальцами. Название национального казахского блюда бешбармак означает «пять пальцев».

Одежда женщин состояла из длинных сосборенных юбок и камзолов-безрукавок. Праздничные камзолы украшались бляшками из металла или монетами из серебра. Все замужние женщины носили жаулык — одежду в виде длинной кофты вместе с головным покрытием. Изготавливалась она обязательно из белого материала. Самыми любимыми материалами были вельвет и бархат.

Белье стирали мылом, которое готовили в домашних условиях. Делалось это так. Собирали и сушили особый вид полыни, называемой алабота. Затем ее сжигали и собирали золу, которую смешивали в определенных пропорциях с костным жиром. Для его получения собирали кости и долго их кипятили. Как утверждают старые казашки, это было мыло очень высокого качества. Рецепт его изготовления знали немногие.

Влюбленные могли вступить в брак. Для этого они должны были получить благословление родителей. Если родители невесты не были согласны на брак, то жених должен был ее выкрасть. Во время такого акта происходили потасовки, довольно крупные и длительные, но в смертельную вражду они не перерастали. После, как все утрясется, справляли свадьбу. Невесту усаживали в отдельную комнату или за ширму, чтобы никто из гостей ее не видел. Мулла читал молитву из Корана и спрашивал жениха, любит ли он невесту. Эта процедура проводилась над пиалой, наполненной водой. После ответа жених должен был испить из пиалы воды, невеста тоже пригубляла пиалу и именно в том месте, где пил ее будущий муж. После этого пиала идет по кругу среди гостей, которые, отпивая воду, бросают туда серебряные монеты. Затем следует угощение, спиртного при этом не бывало. Казахи вообще не употребляли алкоголь, можно сказать, до нашего времени. И сейчас многие пожилые казахи не знают вкуса водки и вина.

Первого родившегося ребенка нередко отдавали насовсем своему родственнику, который считал его членом своей семьи. Когда ребенку исполнялся год, приглашали уважаемого в ауле человека, который брал дитя из бесика (люльки) и путал его, как путают лошадей. После этого следовало угощение. Этот обычай утверждал веру в то, что ребенок будет расти сильным, выносливым и быстрым, как конь.

Если в одной семье умирал женатый мужчина, то вдова становилась женой его брата, даже если у того уже были жена и дети. Этот обычай, оставшийся от родового строя, выражал заботу о сохранении в своем роде потомства. Отдельные богатые женились на молодых девушках из бедных семей. Общественное мнение таких поступков не осуждало тогда, тем более что это разрешалось Кораном.

В середине или в конце мая жители всех аулов выезжали на жайляу (летнюю стоянку). Причем жайляу был один для многих близлежащих аулов. Так, аулы Састамар, Кунанбай и Кирибай ставили свои юрты возле большого озера Сасыккол («вонючая вода»), что находилось возле бывшего села Лозовое (по-казахски Бурма). Жили там до крепких заморозков. За это время скот нагуливал жир, а люди заготавливали на зиму масло, сыры, различные травы для приправы жирной пищи. Огородов тогда казахи не возделывали, В рационе питания растительная пища во многом уступала продуктам животноводства.

Основная забота замужних женщин состояла в приготовлении пищи и присмотре за детьми. Развито было домашнее ремесло: ткачество, прядение, изготовление ковров, седел, посуды, пошив одежды и обуви, чеканка по серебру и др. Многие девушки помогали старшим, накапливая житейский опыт и обучаясь ремеслу. Ходили в лес, собирая костянку, ягоды и березовую кору, из которой искусно варили замечательную жвачку черного цвета. Рецепт приготовления теперь, наверное, уже утрачен навсегда. В лесах находили совершенно белого цвета глину, заменявшую известь всем жителям деревень.

В конце июля казахи вывозили на продажу в деревни ягоды, жвачку, белую глину в комках, а также кумыс, налитый в кожаные мешки (бурдюки). Кумыс, обладающий ценным лечебным свойством, готовили из молока конематок. Обычно возле юрты хозяин натягивал волосяную веревку на колья. К ней привязывали жеребят, в определенное время подгоняли лошадей, которых тут же доили.

Интересным было воспитание детей. Дети постоянно находились возле скота. Ездить верхом на лошади приучали детей, чуть ли не с пеленок, поэтому казахи были искусными и выносливыми наездниками: могли по нескольку суток не слазить с коня. Все праздники сопровождались обязательной байгой (скачки верхом) с многочисленными участниками. Особенно почитался праздник Курбан, что приходится на июль. Все выезжали в лес, готовили мясо, кумыс. Молодежь приезжала друг к другу в гости, парни высматривали невест.

Контакт с украинскими и русскими поселенцами осуществлялся через торговые сделки. Наиболее зажиточные казахи вели торговлю скотом. Русские скотопромышленники закупали целые гурты молодняка, откармливали его, а затем отправляли в промышленные центры России. Так, из Кирибая где-то в начале века сопровождать откормленных бычков до самого Петербурга был направлен Кениспай Шулембаев. Он хорошо говорил по-русски и по возвращении оттуда долгое время рассказывал об увиденном чуде не только в своем ауле. С этой же целью его приглашали во многие соседние аулы, и он охотно ездил туда.

Казахи с большим желанием брали на воспитание русских детей. Дружелюбно казахи относились к первым переселенцам, помогая им обживаться на новом месте: продавали по низкой цене скот, лошадей, а иногда просто дарили, с большой охотой принимали людей на жительство в свои аулы.

Казахи в равнинных районах Западной Сибири составляют в настоящее время значительную прослойку тюркоязычного населе­ния. Они насчитывают более 130 тысяч человек. Из них 75 тысяч проживают в Омской области.

Казахи Омска живут в городе со сложным национальным со­ставом населения и контактируют с людьми разных националь­ностей. Поэтому знание помимо казахского еще и русского языка как языка межнационального общения для них жизненно важно. 94,5% омских казахов при переписи 1999 года назвали  родным языком казахский. При опросе 92% мужчин и 88% женщин ответили, что свободно владеют русским языком. Значи­тельную роль в жизни казахов Омска играют их контакты с рус­скими, татарами, украинцами, немцами и людьми других нацио­нальностей. Они влияют и на культурно-бытовую сторону их жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.