скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Изучение имени прилагательного в младших классах

Изучение темы «имя прилагательное» в третьем классе имеет следующие задачи:

1)   развитие умения распознавать имя прилагательное в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное;

2)   развитие умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи;

3)   расширение знаний школьников об окружающей действительности; развитие умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов;

4)   формирование грамматического понятия «имя прилагательное»: выделение показателей, характерных для имени прилагательного как части речи (обозначение признака предмета, ответа на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменение по роду и числу, в предложении чаще всего бывает второстепенным и поясняет имя существительное);

5)   углубление представлений учащихся об имени прилагательного, близких и противоположных по смыслу; ознакомление с синонимическим рядом слов, их ролью в речи;

6)   ознакомление с особенностями текста – описание и формирование умения составлять такой текст;

7)   ознакомление с изменением имени прилагательного по родам и формирование навыков правописания родительных окончаний имени прилагательного;

8)   развитие умения определять число имени прилагательного;

9)   формирование умения составлять словосочетания из имён прилагательных и существительных.

Все эти задачи решаются в единстве. При определение методики изучения имён прилагательных учитывается прежде всего их следующая особенность: и по лексическому значению, и по грамматическим признакам имени прилагательного связаны с именем существительным. Поэтому важно подвести учащихся к пониманию этой связи.

Сущность зависимости имени прилагательного от имени существительного учащиеся познают постепенно. Вначале усваивают смысловую зависимость: имя прилагательное обозначает признак предмета (не признак как нечто самостоятельное, а признак определяемого предмета; этим имя прилагательное отличается от существительных, которые обозначают качество безотносительно к предмету – смелость, доброта).

Понимание грамматической зависимости имени прилагательного от существительного требует внимания к окончанию, поскольку окончание является грамматическим средством выражения связи слов. Учащиеся наблюдают за изменением рода и числа имени прилагательного в зависимости от рода и числа имени существительного.

Условием, способствующим эффективности усвоения знаний об имени прилагательном, является обогащение речи школьников синонимами, антонимами, ознакомление с употреблением прилагательных в прямом и переносном значении.

В связи с этим целесообразно проведение лексико-стилистических упражнений, воспитывающих внимательное отношение к слову, точному употреблению его в речи.

Нельзя не отметить стремление автора учебника воспитать у школьников интерес к урокам с помощью игровых моментов (например, Почемучка, задающий вопросы, отвечая на которые, дети самостоятельно делают необходимые выводы о сущности того или иного языкового явления. Так, на стр. 176 Почемучка спрашивает: «С какой целью употребляют в речи имена прилагательные?»).

задание

№ упр.

количество

1 распознать имена прилагательные в тексте № 469-471, 473 4
2 сравнить имена прилагательные, противоположные по смыслу № 477-481 5
3 закреплить знания об именах прилагательных, близких по смыслу № 482-485 4
4 ознакомить учеников с особенностями текста-описания № 486-489 9
5 закрепить навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных формируются и закрепляются № 490-503 13
6 Определить род имён прилагательных № 492-493 2
7 Изменить имена прилагательные по родам № 494 1
8 Подобрать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные № 497 1
9 Образовать имя прилагательное от имени существительного, дописать родовые окончания № 499 1
10 Ответить письменно на вопросы № 503, 505 2
11 Распознавать число имени прилагательного и правильно писать окончания № 506-510, 512, 517 7
12 Развивать связную речь № 515, 518

Уроки русского языка в 4 классе содержат материал, направленный на развитие у учащихся внимания к смысловой стороне слова и его употреблению в предложении.

Сравнение слов-синонимов и выяснение, почему в тексте употреблено взятое автором слово, - одно из условий развития у школьников умения осознанно употреблять слова в речи.

В 4 классе  продолжаются наблюдения над употреблением сов в прямом и переносном значении. Обращается внимание учащихся на то, что употребление слов в переносном значении способствует более выразительной и яркой передаче мысли.

В каждой теме представлен ряд уроков, специально предназначенных для работы над развитием у учащихся навыков связной речи. Они занимают определённое место и включают свободные диктаты, изложения разных видов (полные и сжатые, зрительные и слуховые, по фильму и книге), а также сочинение по картине, наблюдениям, и др.

Все части речи изучаются на синтаксической основе. При работе с 4-классниками следует ориентироваться на такие задачи и цели, как:

1)   усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи (обобщённое лексическое значение имён прилагательных, их изменение по родам, числам и падежам, зависимость имён прилагательных от имён существительных);

2)   развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;

3)   формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе;

4)   усовершенствование навыка правописания родовых окончаний прилагательных;

5)   развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте.

При изучении падежей имён прилагательных ведущей является опора на словосочетание.

Новым для учащихся 4 класса является склонение имени прилагательного и правописание падежных окончаний. Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных составляют следующие знания и умения:

-     умение установить связь слов в предложении и найти существительное, от которого зависит имя прилагательное (выделить словосочетание),

-     знание о том, что имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное,

-     знание падежных окончаний,

-     умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе.

Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями в определённой последовательности:

1.   Найти существительное, от которого зависит прилагательное и задать вопрос.

2.   Определить род, число, падеж имени существительного.

3.   Определить род, число, падеж имени прилагательного.

4.   Написать окончание имени прилагательного в данной форме.

В начале изучения темы ход рассуждений записывается в скобках перед именем прилагательным, позднее это не делается (каким? тв. пад., ср. р., Ранним утром мы вышли в поход.)

Порядок изучения падежей определяется целесообразностью сопоставления и противопоставления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку прилагательные в мужском и среднем роде склоняются иначе, чем прилагательные в женском роде, они рассматриваются отдельно. При изучении имени прилагательного в мужском и среднем роде именительный падеж сопоставляется с винительным. Особое место отводится родительному падежу, и, наконец, творительному, сопоставляются с предложным. 

У прилагательных в женском роде сравнивают родительный, дательный, творительный и предложный падежи; кроме того, винительный падеж сопоставляют с творительным

Учитывая трудности учащихся при написании безударных окончаний имён прилагательных и характер ошибок, прилагательные в женском роде, имеющие окончание –ой сопоставляются с прилагательными в мужском роде, отвечающими на вопрос какой?

В связи с этим проводятся наблюдения над прилагательными-синонимами и прилагательными-антонимами, над употреблением прилагательных в переносном смысле. Составляющей частью большинства уроков является творческая работа. 

Помимо того, что материал большинства упражнений представлен связными текстами, являющимися примерами употребления имён прилагательных в художественной речи, раздел «Имя прилагательное» содержит ряд упражнений, специально ориентированных на развитие связной речи учащихся.(2, 9, 10, 11, 12, 13, 14 пункты в таблице)

задание

№ упр.

Кол-во

1 распознать имена прилагательные в тексте и определить их роль в речи № 268-269 2
2 распространить текст подходящими по смыслу прилагательными № 270, 327, 334 3
3 определить род № 271, 273-276 5
4 просклонять имена прилагательные № 279, 284, 313, 335, 342, 350, 362 7
5 определить падеж употреблённых в тексте имён прилагательных № 280-281, 283, 285, 287, 289-290, 292, 301, 314, 316, 318, 320-321, 329, 333, 336-337, 340, 344, 336-346 32
6 выписать сочетания имён существительных с именами прилагательными в определённом падеже из текста или из ряда других словосочетаний № 295, 306, 343, 351 4
7 Дописать пропущенные в тексте окончания имён прилагательных № 298, 300, 303, 308-309, 322, 324, 330, 357, 361, 363-364 12
8 Поставить данные сочетания имён прилагательных с именами существительными в нужный падеж № 302, 315, 338, 354 4
9 Наблюдение над употреблением имён прилагательных писателями и поэтами № 268, 274, 297, 317, 355 5
10 Подобрать подходящие по смыслу имена существительные к именам прилагательным № 275, 360 2
11 Составить рассказ по сюжетным картинкам или по личным наблюдениям и впечатлениям № 282, 326, 288, 312, 319, 349, 352, 356-357 9
12 Составить предложения из данных слов № 286, 302, 315, 325, 328 5
13 Ответить устно и письменно на вопросы № 290, 301, 311, 319, 330, 341, 346, 348, 369 9
14 Написать изложение по данному тексту № 317, 339, 345 3

2.2.     Выяснение умений и навыков практического употребления в речи

учащихся 3-4 классов имени прилагательного

Для диагностики ЗУН учащихся 3-4 классов имени прилагательного служат  упражнения и задания, направленные на выполнение следующих операций.

I. Разграничение частей речи, нахождение имени прилагательного в тексте (указать известные части речи, подчеркнуть):

1.

а) Голубенький, чистый (прилаг.+ прилаг)

    Подснежник-цветок: (сущ.+ сущ.)

    А подле сквозистый,(нар.+ сущ.)

    Последний снежок.(прил.+ сущ.)

                                                                   /А. Майков/

б) Пригреты тёплым солнышком (гл.+прил.+сущ.)

    Шумят повеселелые (гл.+прил.)

    Сосновые леса (прил.+сущ.)

                                                                  /Н. Некрасов/

2. Веселье - весёлый, крик - крикливый, боль-больной, красота – красивый, зелень – зелёный, ночь – ночная, звон – звонкий. (сущ+прилаг)

II. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного.

1.   а) Картофельный (м.р.). Картофель вкусный (м.р.).

б) Гороховый (м.р.) Горох зелёный (м.р.)

2.   Жёлтый цвет, жёлтая краска, жёлтое платье.

К празднику мама купила себе жёлтое платье.

III. Выбор гласной в падежных окончаниях прилагательного.

1.   Ночуют зимою

В лесу куропатки

В сугробе высоком,

Как в белом платке            /Е. Фейерабенд/

2.   Маленькое дело лучше большого безделья.

Не жалей сил для полезного дела.

От хорошего дерева хороший плод.    (русские пословицы)

IV. Употребление имени прилагательного в речи.

1.   Вставить подходящее по смыслу  имя прилагательное

Весной разольются (глубокие) реки. Прилетят (весёлые) скворцы.

2. Описать предмет (не называя его) так, чтобы все, не видя его, догадались, о чём речь

(Пенал). Это существительное, которое обозначает предмет. Он предназначен для ручек, карандашей, ластиков. Бывают самые разные. Это очень удобная школьная принадлежность. Чтобы ручки и карандаши не рассыпались и не затерялись, для этого он и существует.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.