скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Шпаргалки по русскому языку за 9 класс

Реферат: Шпаргалки по русскому языку за 9 класс

                                                Билет №1.

Русский язык - национальных язык русского народа, государственный язык

Российской Федерации и язык межнационального общения.

   Язык принадлежит к тем, общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. История не знает ни одного человеческого коллектива, ни одного народа, который бы не пользовался языком.. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства, и является язык.

   Родственные, близкие по происхождению народы имеют родственные языки, которые по своему словарю и грамматике ближе друг к другу, чем к другим языкам. Так, все славяне говорят на родственных языках, потому что все славянские языки возникли из общего языка-основы, или общеславянского языка. Образование национальных языков происходит одновременно с формированием наций. Национальный язык является одним из важнейших признаков нации.

   Воспитание в человеке любви и уважения к своему языку является, прежде всего, воспитанием его патриотических чувств, любви к родине.

Билет №2.

Классификация гласных звуков. Произношение гласных звуков в различных

позициях. Орфоэпические нормы литературного языка.

   Гласными называются звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения.

   В русском языке шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как я, ё, ю, е, обозначая звуки [а], [о], [у], [э], имеют еще и дополнительные функции (обозначения мягкости согласного или звука [j] на письме).

   Ударные гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Например, слова мал, мол, мул, мыл, мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных.

   В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т.е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и длительность звучания (бурундук [бурундук]) или бывают более существенными: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится не отличим от другого гласного (леса – лиса [л'иса], сравните: леса – лиса [л'эса = л'иса]). Если меняются только сила и длительность произношения звука, то он сохраняет способность выполнять смыслоразличительную функцию (пустой [пустоj] – постой [пастоj]), а если меняется его качество, то эта функция утрачивается и могут (при совпадении всех других звуков в словах)

возникнуть омофоны ([л’иса] – леса – [л’иса] – лиса).

                                                                                                Билет №3.

Классификация согласных звуков. Произношение согласных звуков в зависимости от

положения в слове и сочетания с другими звуками. Орфоэпические нормы литературного языка.

   Согласные – это звуки, обязательным условием образования которых является наличие препятствия на пути воздушной струи после выхода из гортани в полости рта или при выходе наружу. В результате трения воздуха о стенки препятствия образуется шум, отличающий согласный звук от гласного, который образуется только с помощью тона. Одни согласные звуки образует только шум, в образовании других наряду с шумом участвует и тон. В отличие от гласных, согласные звуки в русском языке не образуют слог и не несут на себе ударение.

    Воспринимаемые нами различия согласных звуков связаны с особенностями их образования.

    Отсутствие или наличие тона при образовании согласных дает основание разделить их на глухие (без тона) и звонкие (с тоном).

   Форма языка также влияет на качество согласного звука, делая его твёрдым или мягким. Всего в русском языке 37 согласных звуков. Букв же, обозначающих на письме согласные, только 20, так как звук, отличающийся только твёрдостью/мягкостью, обозначает одна и та же буква. Мягкость согласного обозначается на письме другими способами.

   Согласные, которые отличаются друг от друга только одним признаком, образуют

пары, например, по звонкости/глухости ([п] – [б]), по твёрдости/мягкости ([б] – [б’]).

   Благодаря различиям, согласные звуки имеют способность выполнять смыслоразличительную функцию.

   Согласный, который отличается от другого согласного только по одному признаку, например, глухости/звонкости или твёрдости/мягкости, может утратить этот отличительный признак, совпасть по звучанию с другим согласным своей пары и перестать выполнять смыслоразличительную функцию.

   Звонкие согласные оглушаются на конце слова  и перед глухим согласным; некоторые твёрдые смягчаются перед некоторыми мягкими; зубные, оказываясь перед нёбными, уподобляются им по месту образования.

                                                                                                Билет №4.

Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому

значению.

   Лексическое значение слова – это значение, непосредственно связанное с отражением в сознании человека предметов, явлений, отношений объективной действительности.

   Нужно понимать, что значение большинства производных слов не прямо, а опосредованно исходит из значений частей, их составляющих. Таких слов очень много: подворотня, приключение, уместный и др. Из этих примеров следует, что нельзя говорить о значении большинства слов русского языка как о простой сумме составляющих их морфем. Следует говорить о фразеологичности, лексической неделимости, целостности значения большинства слов.

   Слова делятся на однозначные и многозначные. Некоторые слова имеют переносное значение, но чаще всего они имеют только одно прямое значение.

      Лексико-грамматический разряд – разряд, объединяющий слова, обнаруживающие сходство в лексическом

значении и имеющие в результате этого общие грамматические признаки, напр., лексико-грамматический разряд

собирательных существительных. Слово, входящее в этот разряд, должно не только обозначать совокупность предметов, но и не изменяться по числам, как напр., ребятня. Слово банда, являясь собирательным только по значению (банды), в данный разряд не входит.

      Диалектизмы особенности, присущие отдельным территориальным диалектам:

фонетические, словообразовательные, морфологические, и др.;

лексические диалектизмы –  слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью.

      Специальная лексика – слова и словосочетания, которые называют предметы и явления, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека. В специальную лексику входят термины и профессионализмы.

      Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычек, напр., сервить (пользоваться средой “Интернет”).

                                                                                                Билет №5.

                                                Лексика русского языка по употреблению и происхождению.

   Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику (от греч. lexis – слово). Слов в каждом языке столько, сколько требуется людям для обозначения всех предметов, явлений, отношений между предметами и явлениями. Словарный состав языка не постоянен: одни слова исчезают, другие появляются вместе с новыми явлениями. В настоящее время в русском языке приблизительно несколько сотен тысяч слов, из которых, как считается, 90 % исконно русских и 10 % заимствованных, в том числе и старославянизмов.

   Во-первых, в словарный состав языка входит лексика общеупотребительная. К ней относятся слова, понимаемые и

используемые в разных языковых сферах носителями языка независимо от их места жительства, профессии, социального статуса, образа жизни. В их число входят: большинство существительных (вода, железо, зима, книга, молния, стол), прилагательных (белый, далёкий, левый, норвежский, осенний), наречий (хорошо, плохо, понятно, холодно), глаголов (жить, делать, читать, мыть, ранить), все числительные, почти все местоимения и служебные части речи.

   Во-вторых, словарный состав языка содержит лексику ограниченного пользования: диалектную, специальную,

жаргонную, устаревшую (историзмы, архаизмы), которая тем не менее используется в литературе, и новую (языковые и авторские неологизмы), ещё не ставшую общеупотребительной.

   Кроме понятия словарный состав языка, существуют такие понятия, как активный и пассивный словарный запас носителей языка. К активному словарному запасу относятся слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует. В зависимости от уровня языкового развития активный запас составляет от 300-400 до

1500-2000 слов. Пассивный словарный запас составляют слова понятные, знакомые, но не употребляемые в речи.

      Лексика общеупотребительная – слова, понимаемые и используемые в разных языковых сферах носителями языка

независимо от их места проживания, профессии, социального статуса, образа жизни, напр., вода, белый, хорошо, жить,

два, он. Противоположное понятие – лексика ограниченного употребления.

      Лексика ограниченного употребления – слова, употребление которых ограничено либо какой-то местностью (диалектизмы), либо профессиональным кругом (специальная лексика), либо средой общения (жаргонизмы). Противоположное понятие лексика общеупотребительная.

     Диалектизмы особенности, присущие отдельным территориальным диалектам:

фонетические, словообразовательные, морфологические, и др.;

лексические диалектизмы –  слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью.

     Специальная лексика – слова и словосочетания, которые называют предметы и явления, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека. В специальную лексику входят термины и профессионализмы.

     Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычек, напр., сервить (пользоваться средой “Интернет”).

 

Билет №6.

Фразеологизм. Особенности его значения и синтаксической роли в предложении.

Использование фразеологизмов в тексте.

   В словарный состав языка входят не только отдельные слова, но также устойчивые сочетания слов – фразеологизмы,

которые являются предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии.

   Так же, как слова, фразеологизмы представляют собой лексические единицы, потому что они постоянны по своему составу и лексическому значению. Без утраты смысла во многих из них нельзя заменять слова на синонимичные (сравните: протянуть ноги и вытянуть ноги) и распространить их другими словами (сравните: протянуть ноги и протянуть свои ноги). Лексическое значение фразеологизма не является суммой значений составляющих его компонентов (слов), хотя может зависеть от них. Значение некоторых фразеологизмов можно передать одним словом – синонимом (Ну, это бабушка надвое сказала – Ну, это враньё).

   Словосочетание      , представляющее собой фразеологизм, является единым членом предложения. Так, в предложении Мы

остались с носом фразеологическое сращение остались с носом – сказуемое. Допустимо охарактеризовать как разные члены предложения лишь слова некоторых фразеологических сочетаний, как правило, таких, в которых слово со связанным

значением может сочетаться с несколькими словами (щекотливый(ая) вопрос/тема/ситуация).

    Совокупность фразеологизмов составляет фразеологию языка. Фразеологизмы фиксируются и толкуются во

фразеологических словарях.

                                                                                                Билет №7.

Виды морфем: корневые и служебные (приставка, суффикс, окончание).

Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы. Корень.

   Корень – обязательная морфема (словообразовательный элемент) слова: есть слова, в которых отсутствуют другие морфемы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы), но слов без корня не существует. В корне содержится основное лексическое значение слова.

   Корню противопоставляются некорневые морфемы – аффиксы (приставки, суффиксы, постфиксы, окончания), среди которых выделяются словообразовательные, служащие для образования новых слов и придающие им дополнительное лексическое значение (собака и собачник), и формообразовательные, образующие формы слова (лес и о лесе).

    Те корни, которые способны существовать без словообразовательных аффиксов, называются свободными (лес), а те, которые встречаются лишь вместе со словообразовательными приставками и суффиксами– связанными.

    Слова с одним и тем же корнем, но с разными словообразовательными аффиксами называются однокоренными или

родственными. Образования с одним и тем же корнем, но с разными формообразовательными аффиксами (флексиями) (лес – к лес-у – о лес-е – за лес-ом) не являются однокоренными, а представляют собой грамматические формы одного и того же слова.

   Корень вместе с словообразовательными аффиксами входит в основу слова. Основа слова, состоящая только из корня и не содержащая словообразовательных аффиксов, называется непроизводной (дом, лошадь).

   Если в слове можно выделить словобразовательные аффиксы, то его основа характеризуется как производная (дом-ик, лошад-к-а).

   Основа слова может включать не один корень, а несколько, такая основа также характеризуется как производная и

называется прерывистой.

         

Приставка

   Значащие части слова (морфемы), стоящие перед корнем, называются приставками. Приставки используются для

образования новых однокоренных слов и относятся к словообразовательным аффиксам

   Основное лексическое значение большинства приставок заключается в указании направления или характера

действия, в обозначении различных пространственных отношений: в-ходить, вы-ходить, за-петь, под-водный. Приставка

без-, например, указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: бес-шумно. Приставка не- придает слову

противоположное значение: не-большой.

   Некоторые приставки могут употребляться в разных значениях: за-летел за черту, за-кормить (сравните: пере-кормить),

за-петь (начать петь).

   В слове может быть несколько приставок.

   В основном приставки являются постоянными. Их правописание не зависит от места в слове, последующего звука и

ударения. В отличие от постоянных приставок, правописание гласных в приставках раз- (рас-), роз- (рос-), пре- (при-)

и конечных согласных "з" и "с" в некоторых приставках подчиняется определенным орфографическим правилам .

                                                Суффикс.

   Морфема, стоящая после корня, но перед окончанием, называется суффиксом: гор-н-ый.

   Суффикс отличается от приставки не только местом в слове, но и меньшей автономностью. Некоторые суффиксы

обладают способностью оказывать влияние на корень, например, вызывать чередования согласных в корне (рук-а – руч-к-а).

Присоединением суффикса могут образовываться другие, отличные от исходного слова, части речи (белый – бел-е-ть – бел-изн-а). Суффиксы, в отличие от приставок, обычно закреплены за определенной частью речи (-ний- – служит

для образования существительных, -лив- – прилагательных, -ива- – глаголов). Значение суффикса может быть и очень конкретным (-ёнок- – детеныш), и абстрактным (-н- обозначает признак предмета, обозначенного в корне). За суффиксом может быть закреплено лексическое значение: зайч-ик (уменьшительное значение) – зайч-ище (увеличительное значение) и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.